Культура Буддизма
Буддизм — это учение о природе ума.
Так что такое Буддизм?
Четыре истины
В буддизме выделяют три главные драгоценности:
Буддизм – это часть российской культуры
Особенности российского буддизма.
Религиозная литература – Типитака (собрание буддийских текстов).
«Молитвенные мельницы — хурде"
Мандала Калачакры, подаренная Далай Ламе XIV
Мобильные храмы и монастыри
Праздники
Шамбала
Учение о Шамбале – стране вечной молодости и счастья
7.04M
Категория: РелигияРелигия

Культура Буддизма

1. Культура Буддизма

Подготовила Устинова Е. В.
Учитель
МБУ «Школа № 41»
Го Тольятти

2. Буддизм — это учение о природе ума.

• О Буддизме часто говорят в контексте мировых религий,
что приводит к заблуждениям. Буддизм не является
религиозным учением, в нем нет никакой мистики и
веры в сверхъестественные силы, нет пророков, святых,
и веры в высших существ, которым можно помолиться,
также вопреки заблуждениям отсутствует свод
моральных норм.
• Буддизм не является Верой. Вера — признание чеголибо истинным независимо от фактического или
логического обоснования. Это противоречит самой сути
Буддизма. Будда призывал своих учеников не верить
никому на слово (даже ему), и, прежде чем принять
чьи-то советы, тщательно выяснять, соответствуют ли
они действительности.

3. Так что такое Буддизм?


Буддизм это практика. Эмпирический метод постепенной тренировки ума,
позволяющий достичь удовлетворения, вы мягко и постепенно учитесь как положить
конец страданиям.
Все чему учил Будда — это как избавиться от страданий.
Цель буддизма — достижение Просветления, состояния не обусловленного счастья,
лежащего за пределами всех концепций и явлений.

4. Четыре истины

Суть буддизма сводится к
"ЧЕТЫРЕМ ИСТИНАМ":
Существует страдание;
Существует причина страдания;
Существует путь, ведущий к прекращению
страдания;
Существует прекращение страдания —
нирвана.
Нирвана – это состояние осознания своей души,
достигаемое с помощью самоотречения, отказа от
комфортных условий внешней среды.
Будда, проведя долгое время в медитациях и
глубоких размышлениях, осваивал метод
контроля над собственным сознанием.
В процессе этого он пришел к выводу,
что люди очень привязаны к мирским благам,
чрезмерно беспокоятся о мнении других людей.
Из-за этого человеческая душа не только не
развивается, а и деградирует.
Достигнув нирваны,
можно лишиться этой зависимости.

5. В буддизме выделяют три главные драгоценности:


В буддизме выделяют три главные
драгоценности:
Будда – им может быть как сам
создатель учения, так и его
последователь, достигший
просветления.
• Дхарма – непосредственно само
учение, его основы и принципы и то,
что оно может дать его
последователям.
• Сангха – община буддистов,
придерживающихся законов данного
религиозного учения.
Чтобы достигнуть всех трех
драгоценностей,
буддисты прибегают к борьбе с тремя
ядами:
отстранение от истины бытия и неведения;
желания и страсти, способствующие
возникновению страданий;
несдержанность, гневливость,
неспособность принять что-либо здесь
и сейчас.

6. Буддизм – это часть российской культуры


Буддизм, распространенный в России, благодаря традициям пребывания в
лоне локальной российской цивилизации, вошел в мирное сосуществование с
православием.
Вместе с тем, народы, исповедующие буддизм на территории России, были
самым непосредственным образом связаны со всем ходом социальных и
политических событий российской истории, они постоянно
интегрировались в структуры государственных отношений, общую
судьбу народов России и оказали воздействие на ее культуру.
В этом состоит универсальность России по сравнению со странами западного
мира, в которые буддизм проник «извне», завоевывая новое культурное
пространство.
В свою очередь, буддийские страны Востока, попавшие в сферу влияния
западных стран, оказались под воздействием жестокой колониальной
политики, насаждавшей западнические устои и приведшей к закабалению
колониальных народов.
Народы, исповедующие буддизм (в Калмыкии и Забайкалье) принимали
присягу на верноподданичество России добровольно, по крайней мере
формально, они становились российскими подданными и постепенно
начинали интегрироваться в социальную, экономическую, политическую и
культурную жизнь России, превращаясь в ее неооторжимую часть.

7. Особенности российского буддизма.


Российский буддизм имеет свою специфику, которая была заложена веками
распространения и утверждения учения Будды у названных российских
народов, а также историей самого буддизма в обширном центральноазиатском регионе.
Как известно, всякого рода этноконфессиональные связи и взаимодействия
играли и играют значительную роль в развитии народов Центральной Азии.
В частности, тибетский буддизм воспринял ряд положений из древних
религий Персии, а уйгурский – из христианства (несторианства) и
манихейства. Именно через буддийский пантеон уйгуров к ойратам и другим
монголо-язычным народам накануне образования державы Чингисхана
перешли божества из манихейского пантеона: бодхитсаттва ХормустаАхурамазда, тридцать три тенгрии и др.
Уйгурский алфавит, имевший арамейскую графику, смог преодолеть
цивилизационное влияние тибетской письменности и культуры и в
результате, благодаря подвижнической деятельности ойратского ламы Зая
Пандиты, дать всем монгольским племенам в середине XVII века письмо,
известное как «тодо узуг» («ясное письмо»).

8. Религиозная литература – Типитака (собрание буддийских текстов).

Тибетский язык считается священным у всех северных буддистов.
На нем написана обширная религиозная литература:
Гаиджур — в 108 томах и комментарии к нему Данджур — в 225 томах.

9. «Молитвенные мельницы — хурде"

«Молитвенные мельницы — хурде"
Повседневный культ в ламаизме
имеет много особенностей. В нем,
к примеру, придается большое
значение механическому
повторению магических формул.
Из них главная звучит так: "0м
мани падме хум!", что на русском
языке значит — "О сокровище на
лотосе!". Эта фраза пишется на
камнях, на дорогах, на листках
бумаги. Эти листки потом
закладываются в особые
"молитвенные мельницы — хурде"
— такое устройство в виде
вертушки.
Эти мельницы-вертушки
вращаются руками молящихся:
каждый поворот равнозначен
многократному повторению
молитвы. Подобные мельницы
могут вращаться силой ветра или
воды и владельцу такою устройства
не надо самому повторять молитву.

10. Мандала Калачакры, подаренная Далай Ламе XIV

Особое место в буддизме
занимает построение
мандал (цветных
композиций из толченых
минералов и драгоценных
камней), с целью взрастить
в людях сострадание ко
всем живым существам,
установить гармонию в
мире.
Мандала Калачакры
является одним из самых
красивых композиционных
культовых творений
тибетских лам.

11. Мобильные храмы и монастыри


Российские буддисты, являвшиеся по
образу жизни кочевниками,
представляющие так называемую кочевую
цивилизацию, имели схожие мобильные
сакральные центры – храмы и монастыри.
Калмыцкие передвижные хурулы
представляли собой особые кибитки,
которые могли в отдельных случаях
полностью разбираться и в сложенном
виде перемещаться на значительные
расстояния.
Обычно же их погружали в собранном
состоянии на большие, широкие телеги и
медленно перевозили на новое место
стоянки.
Тувинские хурээ сочетали в своей
архитектуре китайские, тибетские и
монгольские элементы.
Бурятские дацаны в архитектурном плане
напоминают монгольские.

12. Праздники

• Праздники – вероятно, самые яркие и живые проявления буддийской
традиции. Согласно описаниям китайского путешественника Фа-сяня,
праздненство в Паталипутре в V веке проходило следующим образом.
На больших повозках устраивалось пятиярусное сооружение типа
пагоды, покрываемое белыми хлопчатобумажными тканями с
цветными изображениями божеств. «Они были украшены золотом,
серебром и стеклом; на них водружались изображения божеств,
висели знамена и балдахины. С каждой из четырех сторон было
святилище, в котором имелось изображение сидящего Будды,
сопровождаемое бодхисаттвой… Повозок было двадцать, и каждая
отличалась от остальных. Слышалась музыка, люди приносили цветы,
возжигались курильницы». На праздник приходило много народу:
«всю ночь горели светильники, совершались жертвоприношения,
раздавались звуки музыки, люди танцевали – и все это в честь богов.
Подобным же образом праздники совершались и российскими
буддистами вплоть до начала ХХ века; в последние годы эта традиция
вновь начинает возрождаться, как и многое другое, что относится к
российской буддийской цивилизации.

13. Шамбала

Еще одной особенностью
тибетской буддийской
цивилизации в российских
условиях является
традиционное признание
ламами России как
грядущего воплощения
Шамбалы.

14. Учение о Шамбале – стране вечной молодости и счастья


Учение о Шамбале играет важную
роль в различных учениях
северного буддизма. Шамбала –
легендарная страна, находящаяся в
Гималаях или севернее. По
буддийской традиции, именно
отсюда люди получили учение
Калачакры, которому царя
Шамбалы Сучандру наставлял сам
Будда Шакъямуни. По ожиданиям
буддистов, при 25-м царе
Шамбалы Кулика Рудрачакрине
состоится окончательная битва
между силами добра и зла.
Ориентировочно это случится в
2424 г. Шамбала – страна вечной
молодости и счастья, однако туда
очень сложно попасть. Согласно
теософии, Шамбала является
местопребыванием «махатм» –
духовных пастырей человечества.
English     Русский Правила