Похожие презентации:
Архаичная культура. Типология культуры. Лекция 5
1.
Лекция 5. Архаичная культура. Типологиякультуры
Каменских Михаил Сергеевич
Кандидат исторических наук, доцент кафедры
культурологи и социально-гуманитарных
дисциплин ФСФ ПГНИУ,
Старший научный сотрудник отдела
истории археологии и этнографии
ПФИЦ УрО РАН
2.
АнтропогенезРазумные млекопитающие существа после вымирания динозавров
появились 60-80 млн. лет назад. Культурообразующая функция
формировалась у человека очень медленно, постепенно, вместе с
производством первых орудий труда. Точкой отсчета процессов,
ведущих к появлению культуры, принято считать Большой
антропологический взрыв (2,6 млн лет назад), следствием которого
стало образование антропосферы. Данную разновидность
предчеловека назвали homo habilis (человек умелый).
3.
Неолит или Большой Ноосферный взрывВ культурном развитии человечества следует выделить по крайней
мере два качественно неоднозначных этапа.
70 тыс. лет назад началась Когнитивная революция
2 этап - Большой ноосферный взрыв, который произошел в период
неолитической революции (VIII–IV тыс. до н. э.).
Двумя основными итогами неолитической революции являются
переход от присваивающего к производящему хозяйству и
появление разделения труда. Человек заложил основу для
формирования новой, «мыслящей» оболочки Земли.
Со времени неолита начинается непрерывное развитие ноосферы, и
жизнедеятельность человека постепенно приобретает планетарное
значение.
4.
Магистрали Sapiens колонизации1) 2-1,8 млн. лет назад – «Первое великое переселение Homo erectus
из Африки через Ближний Восток до Кавказа на севере и до
Восточной Азии на Востоке. Гейдельберский челдовек
2) 450-350 тыс. лет назад «Вторая миграционная волна» с Запада на
Восток Евразии (до Индии и Монголии)
Следующие 300 лет отдельно развивались «китайско-малайская»,
«африканская» и «евразийская зоны» на основе человека Homo
erectus
3) 280-270 тыс. лет назад началось «Третье великое переселение» из
Африки в Евразию, достигнув своего пика уже 50-40 тыс. лет назад
(50 тыс. лет – Азия и Австралия, 40 тыс. лет – Европа).
Основная причина миграций и дальнейших побед сапиенс –
рождаемость и колоссальный демографический перевес.
Сапиенс вытеснил все остальные виды к 30 тыс. л.н.
5.
Сапиенс VS Неандерталец (24 тыс. л.н.)Палеогенетика в последние 30-40 лет позволяет переосмыслить
многие процессы в древности. Расширяется круг «разумных».
Неандертальцы также были «разумны», на 4% генетика
современного
человека
и
неандертальца
совпадают.
Неандертальцы были ниже и шире в плечах, чем современные
люди, при этом обладали бо́ льшим объёмом мозга и, возможно,
владели речью. Средняя продолжительность жизни составляла 20
лет. Расхождение Сапиенс и Неандертальцев случилось
одновременно с расовым делением 200 тыс. лет назад.
Homo Soloensis (Явантроп) жили в период от 117 000 до 108 000 лет
назад
Homo Floresiensis («Индонезийский хоббит»), жил в 90-17 тыс. лет
назад, был метр ростом, охотился на слонов и ящериц
Homo
altaiensis
(Денисовский
неандертальцев 600 тыс. л.н.
человек).
Отделился
от
6.
Появление человека, подобного нам (Homo sapiens), сформами и структурой культуры, существующими и поныне,
относится примерно к 50-40-му тысячелетию до новой эры, т.н.
«Верхнепалеолитическая революция». Останки homo sapiens
(человека разумного) были найдены в пещере Кро-Маньон на
юге Франции (отсюда название «кроманьонец, кроманьонский
человек»).
Завершается первобытный период человеческой истории к
моменту появления Древних цивилизаций (IV тыс. лет до новой
эры).
Юваль Ной Харари: «Словно правительство, направляющее
деньги на развитие образования, а не армии, люди отнимали
энергию у бицепсов и отдавали ее нейронам, а это не лучшая
стратегия для выживания в саванне».
7.
Основные черты архаичного общества1. Способ организации общества на этом этапе –
кровнородственный. Степень солидарности и поведения одного
человека по отношению к другому зависят от кровного родства.
2. В отличие от животных человек научился регулировать
институт половых отношений и родства посредством ритуалов и
отдельных институтов.
3. Тотемизм – вера в глубокое родство и даже тождество всех
членов того или иного первобытного человеческого объединения
(чаще всего – рода) с особями определенного вида животных.
Этот вид животных является тотемом данной группы людей.
4. Анимизм (одушевление) и партиципация (сопричастность).
Принятое в исследовательской литературе название – Мана.
Фетишизм - культ неодушевленных предметов
8.
Миф. Понятие. Сущность и функцииМифы (от гр. mythos – слово, предание) и сказки различных
народов представляют собой рассказы, повествующие о
некоторых событиях природного и социального ряда:
о происхождении вселенной и человека (космогонические),
об устройстве вселенной (космологические)
о богах и героях,
о животных (в том числе происхождение человека от них)
о появлении «культурных благ».
Мифологическое мировоззрение, являясь самым ранним по времени
возникновения, представляет собой древнейшую систему взглядов на
объективный мир и место в нем человека, основанную не на теоретических
доводах или рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании
окружающей реальности.
9.
Культ Богини-материАрхеология также дает нам поразительные свидетельства
всеобщего распространения в эпоху каменного века культа
Богини-Матери.
На огромном пространстве от Пиринеев до Сибири, на
африканском и австралийском континентах по сей день находят
женские фигурки, вырезанные из камня и кости.
Сходство этих фигурок просто поразительно, их объединяет одна
важная черта: руки, ноги, лицо – едва намечены.
Главное, что привлекает внимание первобытного художника, – это
органы деторождения и кормления.
Это не портретная скульптура – это идолы или амулеты БогиниМатери.
В противоположность безличностной силе, именуемой «Мана»,
Богиня-Мать вполне конкретна.
Богиню-Мать представляли как общую Родительницу всех
живущих, после ее стали воспринимать как супругу Божественного
Отца.
10.
Функции мифаВ мифе единый цельный мир состоит из двух одновременно присутствующих
миров, которые переплетаются и тесно взаимосвязаны: мир привычный,
земной и отделенный от него особый мир, который всегда где-то далеко и до
которого чрезвычайно трудно добраться.
Важнейшая функция мифа – регулятивная. Именно при помощи мифа
регулируется деятельность человека в социально значимых ситуациях.
Механизмом такого регулирования выступает ритуал, воспроизводящий в
театрализованной форме события мифа.
Миф есть способ познания и освоения природного мира и социальных
процессов с помощью воображения, который не может быть проверен.
Этому способствует еще одна функция мифа – объяснительная .
Ю.Н. Харари: «Любое широкомасштабное человеческое сотрудничество – от
современного государства, до средневековой церкви, античного города и
древнего племени, - вырастает из общих мифов, из того, что существует
исключительно в воображении людей».
11.
Начало культурной деятельностиНачало культурной деятельности человека ученые относят к периоду
верхнего палеолита (40–10 тыс. лет до н. э.).
В кремниевой «индустрии» этой эпохи ученые выделяют до 92 типов
орудий. Широко используются новые материалы: кость, рог, бивень
мамонта. Известны составные орудия (например, трубчатая кость, в паз
которой вставлены кремниевые лезвия) и первые механизмы для
метания дротиков на большие расстояния; тончайшие костяные иглы
для шитья одежды, листовидные наконечники копий и дротиков,
сделанные из кремния.
Самые первые образцы палеолитического искусства были обнаружены
в пещерах Франции в середине XIX в. До нас дошли более 10 тыс.
изображений. Древнейшие из них найдены в гроте Ля Ферасси в
местности Ля Мадлен и пещере Ласко в м. Монтильяк (Мадленская
культура). Иногда Ласко называют «Сикстинская капелла первобытной
живописи». В 1879 году открыта Альтамира (Испания).
Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не
имеют точной датировки: они появились примерно 15—18 тысяч л.н.
Наряду с рельефами (изображениями на плоскости) появляется
круглая скульптура. Наиболее ранним образцом палеолитических
венер, вероятно следует считать “протоскульптуру” из Берекат Рам в
Израиле
12.
Цивилизации Древнего мираНа рубеже IV–III тыс. до н. э. возникли древнейшие на земле государства,
именуемые также древнейшими цивилизациями.
Образование государства – внешний признак качественного сдвига в развитии
культуры, которому предшествовали следующие предпосылки:
1) переход к производящему хозяйству;
2) утверждение отцовского рода и патриархальной семьи;
3) начавшийся в родовой общине процесс социальной и имущественной
дифференциации;
4) создание предпосылок возникновения письменности – пиктографии
5) Накопление знаний об окружающем мире