Похожие презентации:
Шестидесятые годы ХХ века, «оттепель». Отечественная музыка второй половины ХХ века. Родион Щедрин
1. Шестидесятые годы ХХ века, «оттепель». Отечественная музыка второй половины ХХ века. Родион Щедрин.
*Музыкальная литература
5.7 классы,4 четверть
Преподаватель Чандаева М.И.
2019-2020 уч.г
2.
3.
О, будь же нашим хранителем, спасителем,музыка! Не оставляй нас! буди чаще наши
меркантильные души! ударяй резче своими
звуками по дремлющим нашим чувствам!
Волнуй, разрывай их и гони, хотя на
мгновение, этот холодно ужасный эгоизм,
силящийся овладеть нашим миром!
Н. Гоголь. Из статьи «Скульптура, живопись и
музыка»
4.
Щедрин родился в семье музыканта. Отец,Константин Михайлович, был известным
лектором-музыковедом. В доме Щедриных
постоянно звучала музыка.
Семейной гордостью было фортепианное трио, в
котором участвовали Константин Михайлович и
его родные братья. Годы отрочества совпали с
великим испытанием, обрушившимся на плечи
всего советского народа. Дважды мальчик бежал
на фронт и дважды был возвращен в родительский
дом.
5.
В 1945 г. двенадцатилетнего подростка определили внедавно открывшееся Хоровое училище — ныне им.
А. В. Свешникова. Помимо изучения теоретических
дисциплин, пение было едва ли не главным занятием
воспитанников училища. Спустя десятилетия
Щедрин скажет: «Первые в жизни минуты
вдохновения я испытал именно во время пения в
хоре. И конечно, первые мои сочинения тоже были
для хора...» Следующей ступенью стала Московская
консерватория, где Щедрин занимался одновременно
на двух факультетах — по композиции у Ю.
Шапорина и в классе фортепиано у Я. Флиера. За год
до окончания он написал свой Первый
фортепианный концерт
6.
7.
В начале своего пути Щедрин опробовалразные сферы. Это были балет по П. Ершову
«Конек-Горбунок» (1955) и Первая
симфония (1958), Камерная сюита для 20
скрипок, арфы, аккордеона и 2 контрабасов
(1961) и опера «Не только любовь» (1961),
Концерт для оркестра «Озорные частушки»
(1963),
8.
В 1966 г. композитор начнет работу над второйсвоей оперой. «Мертвые души», оперные сцены
по Н. Гоголю .
Стремление композитора «средствами музыки
прочитать поющую прозу Гоголя, музыкой
очертить национальный характер, музыкой же
подчеркнуть бесконечную выразительность,
живость и гибкость родного нашего языка»
воплотилось в драматургии ярких контрастов
между устрашающим миром торговцев мертвыми
душами, всех этих Чичиковых, собакевичей,
Плюшкиных, коробочек, маниловых, которые
безжалостно бичуются в опере, и миром «душ
живых», народной жизни.
9.
10.
Багодаря музыкальным спектаклям по Чехову —«Чайке» (1979) и «Даме с собачкой» (1985),- как
и ранее написанным лирическим сценам по
мотивам романа Л. Толстого «Анна Каренина»
(1971), существенно обогатилась галерея
воплощенных на балетной сцене русских
героинь.
Подлинным соавтором этих шедевров
современного хореографического искусства
явилась Майя Плисецкая — выдающаяся
балерина нашего времени.
11.
12.
Напряженной композиторской работе неизменносопутствуют выступления Щедрина на концертной
эстраде как исполнителя своих сочинений —
пианиста, а с начала 80-х гг. и как органиста, его
творчество гармонично сочетается с энергичными
общественными деяниями.
13.
14.
Композитор в своем творчестве стремившийся кпредельной сжатости, афористичности
высказывания («телеграфный стиль»), вдруг
словно бы перешел в иное художественное
измерение. Его одночастная композиция для
органа, 3 флейт, 3 фаготов и 3 тромбонов длится...
более 2 часов. Она, по замыслу автора, не что
иное, как беседа.
«Остановиться, задуматься». Напомним, что
«Музыкальное приношение» написано в
преддверии 300-летия со дня рождения И. С. Баха
(этой дате посвящена и «Эхо-соната» для скрипки
solo — 1984).
15.
16.
Примером международного диалога, инициаторомкоторого тоже был наш соотечественник, стал первый
за всю историю советско-американских культурных
связей фестиваль советской музыки в Бостоне под
девизом: «Делаем музыку вместе», развернувший
широкую и красочную панораму творчества советских
композиторов (1988).
В диалоге с людьми, различными мнениями у Родиона
Щедрина всегда есть своя точка зрения. В поступках и
делах — своя художническая и человеческая
убежденность под знаком главного: «Нельзя жить
только сегодняшним днем. Нам нужно культурное
строительство на будущее, на благо последующих
поколений».