Василий Васильевич Кандинский
4.25M

Василий Васильевич Кандинский. Абстракционизм

1. Василий Васильевич Кандинский

абстракционизм
Засуха Артем, 2ФОРО

2.

Василий Васильевич Кандинский родился 4 декабря 1866,в
Москве. Умер 13 декабря 1944 во Франции.
Русский художник и теоретик изобразительного искусства,
стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей
группы «Синий всадник».
Василий Кандинский был сторонником теории взаимодействия и
объединения различных видов искусства. Он играл на
фортепиано и виолончели, обожал театр и мечтал соединить
цвет, музыку и сцену. Даже названия его работ звучали помузыкальному — «композиции» и «импровизации».
Василий Кандинский

3.

СИНИЙ ВСАДНИК
Активная творческая деятельность, организующее начало всегда
делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального,
неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так,
уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение
"Фаланга" и организует при нем школу, в которой сам же и преподает.
За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих
в "Фаланге" живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским,
Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает "Новое
объединение художников, Мюнхен" и берет на себя председательство.
Кредо общества: "Каждый из участников не только знает, как сказать, но
знает и что сказать". С 1900 г. Кандинский участвует в выставках
Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках
художественного объединения "Бубновый валет". Также, он публикует
художественно-критические "Письма из Мюнхена" в журналах "Мир
искусства" и "Аполлон" (1902, 1909). В1911 году Кандинский вместе со
своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу
"Синий всадник". По словам самого художника, "акцент делался на
выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а
привлекались при этом столь различные источники, как романтическая
теория цвета Гете и Филиппа Рунге, "югендстиль" и теософия
Рудольфа Штайнера".

4.

Черный аккомпанемент
С началом Первой мировой войны Кандинский расстается
с Габриэлой Мюнтер и переезжает в Москву. Здесь в 1916 году
он встречает Нину Андреевскую, свою третью жену.
В послереволюционной России у Кандинского много дел:
он сотрудничал с ИЗО Наркомпроса, создавал музеи
современного искусства в 22 городах провинции, преподавал
в «Свободных мастерских» и ВХУТЕМАСе.
Однако учение Кандинского в штыки восприняли конструктивисты
Варвара Степанова, Александр Родченко и Любовь Попова,
ставившие во главу угла рациональный подход. Живописец
критиковал их в ответ: «Если художник использует
абстрактные средства выражения, это еще не означает, что
он абстрактный художник. Это даже не означает, что
он художник. <…> Форма без содержания не рука, но пустая
перчатка, заполненная воздухом».
Проникновение социалистической идеологии в искусство
Кандинскому не по душе. В декабре 1921 года он отбыл с женой
в Берлин для организации там отделения Российской академии
художественных наук. И больше в Россию не возвращался.

5.

Вальтер Гропиус, основатель Высшей школы строительства и
художественного конструирования (Баухаус), пригласил Кандинского
возглавить мастерскую настенной живописи. Одновременно с
преподаванием Василий Васильевич выпускает книгу «Точка и
линия на плоскости», участвует в выставках в США и там же читает
лекции.
В его живописи появляется больше геометрии, особенно кругов:
«Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно
назвать не иначе как романтическим. И нынешняя романтика
существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее:
она — кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют
только холод и не чувствуют огня — тем хуже для них…»
В 1932 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты
закрыли Баухаус — и чета Кандинских переехала во Францию.
Дома в Мурнау на Обермаркт

6.

Парижские мастера живописи восприняли приезд
Кандинского весьма прохладно, поскольку не любили, вопервых, иностранцев, а во-вторых, абстракционизм.
Поэтому художник общается только с друзьями и
продолжает экспериментировать с кистью в руках. Краски
на его картинах бледнеют, а формы становятся
биоморфнее. Публика и коллеги по цеху не понимали и не
принимали его искусство, но Кандинский оставался верен
себе: «Абстрактное искусство создает рядом с
«реальным» новый мир, с виду ничего общего не
имеющий с «действительностью». Внутри он подчиняется
общим законам «космического мира». Так, рядом с
«миром природы» появляется новый «мир искусства» —
очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю
так называемое «абстрактное искусство» называть
конкретным искусством».
Движение I

7.

Кандинский и музыка
Небесно-голубое
Еще в 1910-е годы Кандинский создал четыре сценические
композиции: «Зеленый звук», «Фиолетовый занавес», «Черный и
белый» и «Желтый звук». Последняя считалась самой
значительной и интересной. Ее либретто было опубликовано в
альманахе «Синий всадник» в 1912 году.
В 1914-м Кандинский вместе с композитором Фомой Гартманом
занимался подготовкой постановки «Желтого звука» в Мюнхене.
По его замыслу, композиция гармонично соединяла музыку, цвет,
пластику и слово, то есть оркестр, цветные проекторы, пантомиму
и певцов. Но Первая мировая война нарушила планы
Кандинского. Впервые это произведение было поставлено лишь
12 мая 1972 года в Музее Гуггенхайма.

8.

Книга «О духовном в искусстве» — своеобразная
теория абстракционизма. В ней он рассуждал об
ассоциациях, которые вызывают у зрителя каждый
цвет, линия и геометрическая фигура. Например,
теплый красный он сравнивал с ощущением силы
и энергии, глубокий зеленый — с предчувствием, а
серый называл «безнадежной неподвижностью». В
1913 году вышли мемуары Кандинского и сборник
стихов «Звуки» с цветными и черно-белыми
литографиями.
«Цвет — это клавиш; глаз —
молоточек; душа —
многострунный рояль.
Художник есть рука, которая
посредством того или иного
клавиша целесообразно
приводит в вибрацию
человеческую душу»
Василий Кандинский «О духовном в искусстве»

9.

Южное
Кандинский писал
импрессионистические пейзажи,
романтические фантазии и позже —
реалистичные полотна. Его
абстрактные картины становились
более «геометрическими»:
сказывалось влияние русского
авангардизма первых советских лет.
Синий
гребень
Амазонка в горах

10.

Причудливое
Желтое-красное-синее

11.

Доминирующая кривая
Разнообразные действия

12.

Пестрый ансамбль
Белая линия

13.

1. Синтетическая природа творчества В.
Кандинского основана на принципе слияния
искусств, который реализуется в композиции.
Одним из возможных глобальных проявлений
художественного синтеза может
быть Великая Утопия, осуществленная
средствами монументального искусства.

14.

2. Композиция в творческой системе художника
имеет три основных значения:
1. Художественный метод подчинения
составляющих элементов конкретной
живописной цели;
2. Высокий жанр абстрактной живописи;
3. Ритмико-числовое выражение мироздания.

15.

3. Смысл искусства состоит в раскрытии
духовного значения мира и составляющих его
объектов. Данная задача может решаться по
преимуществу методами абстрактного искусства,
которое изображает идеальное содержание вещи
и передает его при помощи ассоциативного
(синестетического) метода соответствий.
English     Русский Правила