Похожие презентации:
Русское искусство. Архитектура. 18 век
1. РУССКОЕ ИСКУССТВО Архитектура
18 век2. Реформы Петра I
• Для России эпоха Средневековья завершилась лишь в конце XVIIвека. За одно столетие русское искусство проделало путь,
который западные страны прошли за 300 лет.
• Стремительный темп развития во многом связан с реформами
Петра I, которые затронули не только политику, экономику, но и
искусство. Петр I стремился поставить русское искусство в один
ряд с западноевропейским, просветить русских людей, окружить
свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами.
• Поскольку своих мастеров в России было мало, Петр приглашал
иностранных художников, отправлял талантливых молодых
людей учиться за границу. Во второй четверти XVIII века
«петровские пенсионеры» возвращались в Россию, привозя с
собой новый художественный опыт.
3. «Восковая персона» Петра I. Скульптор Б.К. Растрелли. 1725. Дерево, воск, металл, эмаль. Государственный эрмитаж,
Санкт-Петербург«Восковая персона» Петра I –
уникальная скульптура Петровской
эпохи, созданная Б.К. Растрелли
уже после смерти императора.
Фигура, сделана из дерева и воска.
Она облачена в подлинные
одежды, сшитые для Петра в 1724
г. Как свидетельствуют описания
современников, костюм «Восковой
персоны» был выполнен ко дню
торжественной
коронации
Екатерины I.
4. И. Никитин Портрет Петра I. Первая половина 1720-х (?). ГРМ Холст, масло. Диаметр 55 (круг) Санкт-Петербург
Императорскиепортреты дарились
иностранным
послам,
высшей
знати
вменялось
иметь в своих домах
императорские
портреты.
5. М. В. Ломоносов
В литературе в это времяглавное место занял жанр
торжественной
оды.
Большим ее мастером стал
известный
ученыйестествоиспытатель М. В.
Ломоносов.
В своих одах Ломоносов
создает образ идеального
правителя, пекущегося о
распространении
просвещения, об успехах
наук,
об
улучшении
экономического положения
и о духовном росте своих
подданных.
6. Особенности русского искусства XVIII века
• Переход от религиозного к светскому искусству (развиваетсяжанр
портрета,
появляются
образцы
гражданской
архитектуры)
• Усиливается контакт с западноевропейскими странами. Петр I
привлекает ко двору иностранных архитекторов, живописцев,
скульпторов. Так в Россию проникают новые стили: из Италии
– барокко, из Франции – классицизм. Петр I отправлял
талантливых молодых людей учиться за границу, закупал за
границей произведения искусства.
• В искусстве одновременно развиваются различные стили –
барокко, рококо, классицизм и в конце века
сентиментализм.
• Развиваются новые жанры в живописи: портрет, натюрморт,
пейзаж. Ведущее значение имеет жанр портрета.
7. Графика
• В искусстве Петр I видел подспорье научномуи техническому прогрессу. Для выполнения
иллюстраций в научных книгах, чертежей,
проектов лучше всего подходила гравюра,
которая получила широкое распространение
при Петре I.
• Самым знаменитым русским гравером начала
XVIII века был Алексей Федорович
Зубов. Его работы запечатлели военные
победы Петра I, перспективы строящегося
Петербурга.
8. Панорама строящегося Санкт-Петербурга
9. Васильевский остров
10.
Ворота Петропавловской крепости11.
12. Архитектура
• Главнымсобытием
стало
основание новой столицы – СанктПетербурга.
• В 1703 г. на Заячьем острове была
заложена
Петропавловская
крепость и Петропавловский
собор.
13. Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. 1703—1740 .
14.
15.
16.
Петровские ворота. Д. Трезини 170817. Петропавловский собор 1712 – 1733. Д. Трезини
Собор строился в течение19 лет (1712-1733) при
участии Петра I, Екатерины
I, Петра II и Анны
Иоанновны.
В 1924 году Собор стал
музеем, с 1999 года здесь
возобновились
богослужения в праздник
храма. С самого начала
строительства храма Петр
решил превратить его в
мавзолей и усыпальницу
всей династии.
18.
19. Шпиль Петропавловского собора
Шпильна
куполе
был
установлен в 1723 году. До 2012
года собор высотой 122,5 м. был
самым высоким из зданий
Санкт-Петербурга. С 2013 года
он является третьим по высоте
зданием в городе.
Шпиль украшает флюгер в виде
летящего ангела. Его высота 3,2 метра, размах крыльев - 3,8
метра. На позолоту шпиля
потрачено более 8 килограмм
червонного золота.
20. План города
• Петр I строил Петербург по образцу любимой им Голландии.Сам город он хотел сделать похожим на Амстердам. В основе
планировки лежит регулярный принцип – три лучевых
проспекта (Невский проспект, Гороховая улица, Вознесенский
проспект) исходят из одной точки (здание Адмиралтейства).
• Все постройки Петербурга были сделаны из камня. Здания
отличались простотой и сдержанностью в украшениях (по
голландскому
образцу),
соблюдается
принцип
целесообразности, строгости и простоты.
21. Адмиралтейство. 1704 – 1706 И. К. Коробов, А. Д. Захаров.
Адмиралтейство задумывалоськак главная судостроительная
верфь России на Балтийском
море,
центр
постройки
кораблей.
Помещения
Адмиралтейства
служили
корабельными мастерскими.
Сейчас
в
здании
Адмиралтейства располагается
Военно-морской инженерный
институт.
22. Шпиль с корабликом – один из главных символов города
23. Летний дворец Петра I. Д. Трезини.
• Ле́тний дворе́ц Петра́ I — название сохранившейся донаших дней в первозданном виде резиденции Петра I в
Летнем саду Санкт-Петербурга. Используется как музей
(филиал Русского музея).
• Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту
Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из
старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно
скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух
кухонь.
• Фасад
дворца
украшен
29-ю
барельефами,
изображающими события Северной войны. Барельефы
выполнены немецким архитектором и скульптором
Андреасом Шлютером.
24.
25. Летний сад 1704 – 1719
26. Центральная аллея
27.
28.
29. Г. Маттарнови, Н.Гербель, Г. Кьявери, М. Г. Земцов. Кунсткамера.
• При открытии Кунсткамеры сюда был переведен первыйроссийский естественнонаучный музей, начало которому
положил Петр I. Государь собирал различные редкости и
курьезные предметы.
• В коллекцию входили буддистские идолы, редкие минералы,
чучела диковинных заморских животных, заспиртованные
аномалии, свидетельства патологических отклонений у людей
и животных.
• Вход в музей был свободным, но люди, воспитанные в
средневековых традициях, ходили в него с большой неохотой,
потому каждого редкого посетителя угощали чаркой водки и
закуской. Здесь также
долгое
время размещались
Петербургская Академия наук и первая национальная
Публичная библиотека.
30.
31. Кунсткамера Арх. Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Кьявери, М.Г. Земцов. 1718—1734 .
32. Петергоф. Арх. И.Ф. Браунштейн, М.Г. Земцов, Ж.Б. А. Леблон, Н. Микетти. 1714—1725 .
• Петерго́ф — дворцово-парковый ансамбль на южном берегуФинского залива в 29 км от Санкт-Петербурга. В 1715 году
император Пётр I задумал создать парадную императорскую
резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль.
• Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых
ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков.
Нижний парк, Верхний сад и Английский парк — ансамбли,
получившие развитие в XVIII веке.
• В годы Великой Отечественной войны все парки Петергофа
получили очень серьёзные повреждения. Особенно пострадали
Верхний сад и Нижний парк, система фонтанного водовода.
После войны началось восстановление Петергофа, которое
продолжается до сих пор.
33.
Большой дворец34.
Центральный каскад35. Франческо Барталамео Растрелли (1700 – 1771)
• Ф. Б. Растрелли – архитектор, работавший в середине XVIIIвека, сначала при Анне Иоанновне, затем при Елизавете.
• Он создал свой неповторимый стиль, «монументальное рококо»,
сочетающий в себе элементы барокко, классицизма и рококо.
• Постройки Растрелли праздничные, строгие, ясные, пластичные.
Стены сооружений скульптурно выразительны. Характерно
обилие украшений: позолота, колонны, полуколонны, пилястры,
скульптура.
36. Зимний дворец в Санкт-Петербурге. 1754—1762
• Зимний дворец — один из самых знаменитых барочныхпамятников России, построенный в царствование
Елизаветы Петровны. Это композиционный центр старого
Санкт-Петербурга.
• Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого
четырехугольника с обширным внутренним двором. Его
фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и
на площадь.
• Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм
наличников, обилие лепных деталей, множество
декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом
и
над
многочисленными
фронтонами,
создают
исключительное по своей пышности и великолепию
декоративное убранство здания.
37.
38.
39.
40. Парадная Иорданская лестница. Акварель К.А. Ухтомского. 1860-е гг. ГЭ
Барочный стиль временФ.Б. Растрелли сохранила
главная
Иорданская
лестница. Ее раздвоенные
мраморные
марши
величаво ведут на второй
этаж,
к
анфиладе
парадных залов.
41. Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе Город Пушкин, Россия 1752—1756
• Своим существованием Екатерининский (Большой)дворец обязан его блистательным хозяйкам, трем
императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и
Екатерине II.
• Длина дворца 306 м. На фоне бирюзовых стен четко
читаются ряды белых колонн, прихотливые рельефы
наличников, ажурный пояс кованых балконных
решеток с золочеными деталями. Особый изыск
фасадам придает скульптура, поражающая обилием
и разнообразием форм.
42.
43. Западный фасад
44. Восточный фасад. Центральная часть
45.
46.
47.
48. Собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге 1748—1764
Собор Смольного монастыря в СанктПетербурге 1748—1764• Собор Смольного монастыря был создан по
проекту Ф. Б. Растрелли. Елизавета Петровна
задумала построить здесь монастырь с приютом для
бедных осиротевших девиц. В этот монастырь она и
сама собиралась уйти на покой.
• Храм был заложен 30 октября 1748 года как
соборная монастырская церковь. Собор отличается
разнообразием декоративных форм и роскошью
барочной отделки. В его украшении использована
позолоченная лепнина. Вокруг собора расположены
четыре церкви, которые организуют общее
пространство в форме креста.
49.
50. До 1917 года собор являлся главным храмом учебных заведений.
51.
52. Вторая половина XVIII века
• Во второй половине XVIII века приЕкатерине II развивается стиль классицизм.
Ведущие архитекторы этого времени –
Баженов,
Казаков
(Москва),
Старов, Камерон, Кваренги
(Санкт-Петербург).
53. Василий Иванович Баженов (1737 – 1799)
• В. И. Баженов – великий русский архитектор,рисовальщик, теоретик архитектуры и
педагог. Представитель классицизма и
псевдоготики. Из многочисленных замыслов
ему удалось осуществить немногое.
• Проект перестройки московского
Кремля, проект императорской
резиденции в Царицыно остались
неосуществленными.
54. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785
• В 1775 году Баженов получил заказ от Екатерины — составитьпроект подмосковной царской усадьбы в виде ряда отдельных
павильонов. Екатерина купила усадьбу, называвшуюся тогда
Черная Грязь, здесь и началась постройка царской подмосковной
резиденции,
получившей
вскоре
новое
название
«Царицыно».
• Баженов хотел применить традиционную для древней Руси
живописную композицию усадебного ансамбля, подчеркнуть
масштабом построек и характером убранства интимность и
лирическую задушевность русской архитектуры.
• Усадьба, состоявшая из ряда павильонов, широко раскинулась
среди зелени обширного парка. Белокаменные висячие гирькишишки в арках окон и ворот, тонкие декоративные колонны и
другие детали древнерусского зодчества нашли здесь широкое
применение.
55. Фигурные (Виноградные) ворота 1777—1778
56.
57. Средний дворец (Оперный дом). 1776—1778 .
58.
59.
60. Фигурный мост. 1776—1778
61.
62. Дом Пашкова в Москве. Арх. В.И. Баженов (?). 1784-1786
• Дом Пашкова возведен в 1784-1786 годах для капитанпоручика лейб-гвардии Семеновского полка П. Е.Пашкова. Предположительно его строителем считают
В.И. Баженова.
• В 1812 году дом был уничтожен пожаром, а затем
восстановлен. Архитекторы пытались воссоздать
здание по немногочисленным изображениям XVIII
века таким, каким он был создан изначально.
63.
64. Матвей Федорович Казаков (1738 – 1812)
• М. Ф. Казаков – создатель неповторимогоархитектурного облика Москвы.
• Невысокий
фундамент,
портики
с
колоннами,
треугольные
фронтоны,
ротонды, полукруглые арки, двухцветная
окраска, чугунные решетки – таковы
особенности всех его построек.