Что такое эпос?
Что не относится к эпосу.
Что не относится к эпосу.
Что не относится к эпосу.
Что не относится к эпосу.
Когда создавали эпос?
Когда создавали эпос?
Античные эпосы
Эпосы средневековой Европы
Зачем?!
Зачем?!
Второе Мерзебургское заклинание текст из древнегерманской рукописи 10-го века
Мифологическое / мифопоэтическое сознание
Мифологическое / мифопоэтическое сознание
Мифологическое сознание: пример
У поэта были веские основания выбрать дракона (или понять его значимость для того сюжета, который был у него в распоряжении).
Традиционное сознание.
Тематика эпических произведений
Тематика эпических произведений
Эпическая архаизация
Эпическая архаизация
Коллективность эпоса, безличность эпическое «мы»
стихотворение «Вульф и Эадвакер» (отрывок)
Эпос НЕ общенародный
Мир эпоса
Кто автор?
Гомеровский вопрос
Были ли эти произведения вообще написаны?
Как до письменности сказители все это запоминали? (Нет, не так как тут пишут)
Эксперименты в классической филологии
Экспедиция к сказителям на Балканы
Зачем экспедиция? Что хотели найти?
Наличие технических средств для записи!
Что нашли?
Повторная экспедиция:
Как так?!
Неосознанное авторство
Пример. Песня «Марко пьет в рамазан вино»
Техника исполнения.
Примеры из русских былин:
Инструментарий сказителя
Устойчивость формул:
Пластичные формулы
Ключевые факты об эпических текстах:
Зачем эпос стали записывать?
Зачем эпос стали записывать?
1.70M
Категория: ЛитератураЛитература

Что такое эпос? Лекция 1

1. Что такое эпос?

Лекция 1
Столярова А. Г., Новожилова О. С.

2. Что не относится к эпосу.

Эпос, лирика и драма?

3. Что не относится к эпосу.

Эпос, лирика и драма

4. Что не относится к эпосу.

Эпопеи?

5. Что не относится к эпосу.

6. Когда создавали эпос?

Античность + Средневековье

7. Когда создавали эпос?

Примерные границы средних веков:
476 – отречение последнего императора
Западной Римской Империи
1453 – Падение Константинополя
(и др. ключевые даты ок. 1500 года)

8. Античные эпосы

шумеро-аккадский («Эпос о Гильгамеше»)
древнеиндийский («Махабхарата», «Рамаяна»
древнегреческий («Илиада» и «Одиссея» Гомера)
древнеримский («Энеида» Вергилия)

9. Эпосы средневековой Европы

скандинавский («Старшая Эдда»)
английский («Беовульф»)
французский («Песнь о Роланде»)
испанский («Песнь о моём Сиде»)
германский («Песнь о Хильдебранде», «Песнь о Нибелунгах»)
кельтские скелы («Похищение быка из Куальнге» и др.)

10. Зачем?!

- Зачем современная литература?
- Развлечь, научить, и т.д.

11. Зачем?!

Зачем эпос?

12. Второе Мерзебургское заклинание текст из древнегерманской рукописи 10-го века

Пфол и Водан выехали в рощу.
Тут Бальдеров жеребчик вывихнул бабку.
Заклинала Синтгунт с Сунною-сестрицей;
Заклинала Фрия с Фоллою-сестрицей;
Заклинал и Водан; заговор он ведал
От полома кости, от потока крови, от вывиха членов.
Склейся кость с костью, слейся кровь с кровью,
К суставу сустав, как слепленный, пристань.

13. Мифологическое / мифопоэтическое сознание

- моделирование ситуации
- синкретизм
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА

14. Мифологическое / мифопоэтическое сознание

- обожествление природы
- вера в сверхъественных духов
=> произведения о богах, драконах и др.
Драконы для людей средневековья – реальны.

15. Мифологическое сознание: пример

Ничто {по словам Чемберса}, не иллюстрирует так
наглядно дисбаланс «Беовульфа», в котором «неважное
ставится в центр, а серьезные вещи выносятся на
периферию», чем отсылка мимоходом к истории
Ингельда. Этот конфликт между заключенной помолвкой
и необходимостью мести — излюбленное положение
древних героических поэтов, которое они не променяли
бы и на целую пустошь драконов.
(цит. По Дж. Р.Р. Толкин,
«Беовульф»: чудовища и критики»)

16. У поэта были веские основания выбрать дракона (или понять его значимость для того сюжета, который был у него в распоряжении).

В северной литературе
есть только два
сколько–нибудь значимых дракона:
дракон Вёльсунгов Фафнир
да убийца Беовульфа.
(Дж. Р.Р. Толкин,
«Беовульф»: чудовища и критики»)

17.

Пей на пиру,
но меру блюди
и дельно беседуй;
не прослывешь
меж людей неучтивым,
коль спать рано ляжешь.
(Старшая Эдда, Речи Высокого)

18.

Один [сказал:]
"Второй дай ответ,
если светел твой ум
и все знаешь, Вафтруднир:
луна как возникла
во тьме для людей,
как создано солнце?"
Вафтруднир [сказал:]
"Мундильфёри
зовется отец
солнца с луною;
небо обходят
они каждый день,
то времени мера".
(Старшая Эдда, Речи Вафтруднира)

19.

Долго правил
твердыней данов
Беовульф датский,
народоводитель
Скильдинг, наследник
единодержца,
пока не сменил его
сын его, Хальфдан
славный, что властил
до самой смерти. и в старости Скильдинг
бойцом был отменным.
Родилось на землю
от Хальфдана четверо:
Херогар, Хродгар,
Хальга Добрый
и дочь, которая,
слышал я, стала
подругой Онелы
в опочивальне,
супругой Скильвинга,
конунга шведского.
(Песнь о Беовульфе)

20. Традиционное сознание.

Функция литературы – сохранение:
Полезные сведения
Информации о мироустройстве
Информации об истории всего племени (короли, важные битвы)

21. Тематика эпических произведений

Прошлое.
Илиада (ок. IX – VIII вв. д.нэ.)
события Троянской войны: рубеж XIII-XIIв. до н.э

22. Тематика эпических произведений

Прошлое.
Беовульф.
Древнеанглийский эпос, но первые строки:
«Истинно! исстари слово мы слышим о доблести данов, о
конунгах датских»
Эпоха Великого переселения народов
(Эдда, ирландские скелы, Беовульф, Песнь и Нибелунгах…)

23. Эпическая архаизация

«Песнь о Роланде»
В поэме:
грандиозная битва Карла Великого с маврами
Историческая основа:
маленькая стычка с басками

24. Эпическая архаизация

Искажение реальных личностей.
Пример: Марко Королевич (сербские эпические
песни)
В песнях:
народный герой, борец с турками
Историческая основа:
мелкий князь, турецкий вассал

25. Коллективность эпоса, безличность эпическое «мы»

Пример из «Беовульфа»:
Истинно! исстари
слово мы слышим
о доблести данов,
о конунгах датских,
чья слава в битвах
была добыта!

26. стихотворение «Вульф и Эадвакер» (отрывок)

Врознь наши судьбы.
Вульфа я призывала,
истосковалась в надежде,
когда лила я слезы
дождливыми днями,
когда обнимал меня
муж-воитель, —
то было мне счастьем
и печалью было.
Вульф, мой Вульф,
по тебе изнывая,
плоть моя ослабла
в разлуке с тобою,
хуже голода горе
гложет душу.

27. Эпос НЕ общенародный

28. Мир эпоса

Мир вождей и дружинников, битв, поединков
Основные топосы и темы:
битва, пир + море, (морское) путешествие
сватовство, месть
Действующие лица: боги, герои

29. Кто автор?

Вергилий, Гомер… А остальные?
Автор неизвестен? Нет подписи?

30. Гомеровский вопрос

Критический взгляд на личность Гомера (Ф.А. Вольф):
поэму не мог написать один человек.
Пример:
в 5 песне «Илиады» героя Пилемена убили (V.78)
в 13 песне - он снова участник действия (XIII. 658).
И это не флэшбэк! ;)

31. Были ли эти произведения вообще написаны?

Тексты очень древние.
Записи 11 – 12 вв
Содержание: 5 вв (Великое переселение народов)
Бесписьменные общества.
Всё исполнялось и передавалось устно (сказители,
аэды)

32. Как до письменности сказители все это запоминали? (Нет, не так как тут пишут)

33. Эксперименты в классической филологии

Милман Перри и Альберт Лорд

34.

35. Экспедиция к сказителям на Балканы

36.

37. Зачем экспедиция? Что хотели найти?

Сохранившаяся устная традиция на Балканах
Гипотеза Перри и Лорда:
Дело не в феноменальной памяти сказителей, а в
особой технике исполнения и передачи песен.

38. Наличие технических средств для записи!

39. Что нашли?

Одна и та же песня от разных сказителей
отличалась.
Размером, деталями и т.д.

40. Повторная экспедиция:

Одна и та же песня от одного и того же
сказителя… ОТЛИЧАЛАСЬ!
Сами сказители не видели проблемы и
говорили, что песня та же самая.

41. Как так?!

Аналогично работают фольклор или анекдоты.
Пример:
история про Черную руку
анекдот «один сломал, другой потерял»
Детали – отличаются. Сюжет – неизменен.

42. Неосознанное авторство

У эпоса нет автора (в современном понимании
слова). Неосознанное авторство - термин СтеблинКаменского.
Устный сказитель каждый раз создаёт песню
заново, но считает себя только исполнителем.
Нет фиксированного текста. Есть канва сюжета и
определенная техника исполнения.

43. Пример. Песня «Марко пьет в рамазан вино»

• Был указ султана Сулеймана
• Разве ты не отдал повеленье
• В рамазан не бражничать народу,
• В рамазан не бражничать народу,
• Не носить зеленые кафтаны,
• Не носить зеленые кафтаны,
• Не носить и кованые сабли,
• Не носить и кованые сабли,
• Не кружиться с девушками в коло.
• Не кружиться с девушками в коло?
• Марко водит с турчанками коло,
• Марко водит с турчанками коло,
• Марко носит кованую саблю,
• Марко носит кованую саблю,
• Что ни день - в зеленом он кафтане,
• Что ни день - в зеленом он кафтане,
• В рамазан винище распивает,
• В рамазан винище распивает.
• Да еще муллам велит и ходжам,
• Мало что грешит он в одиночку,
• Чтоб и турки с Марком пировали.
• Он еще муллам велит и ходжам,
• Бьют челом неверные султану:
• Чтоб мы, турки, с Марком пировали
• "Сулейман, отец наш и владыка!

44. Техника исполнения.

Формулы – повторяющиеся кусочки, «кирпичики»
Определение формулы (дал Пэрри, цитирует Лорд): «группа слов,
регулярно используемая в одних и тех же метрических условиях
для выражения данной основной мысли».
Примеры из Илиады: Агамемнон – «пастырь народов Атрид»,
Нестор – «конник геренский», «шлемоблещущий Гектор».

45. Примеры из русских былин:

Мы сведем Илью к собаке царю Калину,
Что он хочет, то над ним и сделает
реплика царя Калина:
Не служи-тко ты князю Владимиру,
А служи-тко ты собаке царю Калину.

46. Инструментарий сказителя

Сюжеты
(!) Сюжеты существуют в традиции; все, кто внутри традиции,
знают их.
Сюжетная канва каждой песни
Формулы
Набор топосов и личных имен
Пример: Садко – Новгород, князь Владимир – Киев

47. Устойчивость формул:

Пример устойчивой формулы:
встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос (Гомер)
вино пије Краљевићу Марко – Пьет вино королевич Марко
(сербские песни)

48. Пластичные формулы

Примеры из песен о Балканской войне (песни 1930-х годов):
Мисир даше инглиској краљици ≪Египет дали английской королеве≫
По аналогии с московски краљица ≪московская царица≫ и багдатска
краљица ≪багдадская царица≫.
Ти начини сишне телиграфе ≪Ты приготовь короткие телеграммы≫
Образцом для строки служит: Ти начини ситне бујрунтије (бујрунтија приказ паши).

49. Ключевые факты об эпических текстах:

- тексты эпической поэзии строятся из устойчивых готовых
блоков, но эти блоки не жесткие, а пластичные
- существующие письменные тексты не писал отдельный
автор, просто кто-то зафиксировал услышанное

50. Зачем эпос стали записывать?

«Пусть в трапезной священников звучат слова
Господа; там следует слушать чтеца, а не арфиста,
проповеди отцов, а не песни язычников. Что общего
у Ингельда и Христа? Дом узок: обоих ему не
вместить».
Из письма англосаксонского богослова Алкуина
епископу Хигбальду, 797

51. Зачем эпос стали записывать?

Запись происходит на исходе традиции.
Люди письменной культуры встречают уходящую культуру устную.
Аналогия:
детские страшилки
сборники фольклора
English     Русский Правила