Похожие презентации:
Юрий Карлович Олеша (1899 – 1960)
1.
ЮрийКарлович
Олеша
(1899 – 1960)
2.
В зрелом возрасте Юрий Олешавспоминал:
"Веселые были времена! Рядом
с моей койкой был огромный рулон
газетной бумаги. Я отрывал по
большому листу и писал
карандашом "Три толстяка". Вот в
каких условиях иногда создаются
шедевры".
«Три толстяка» – первое
произведение Олеши, оно сразу же
принесло ему славу детского
советского писателя.
А хотелось быть взрослым
советским писателем.
3.
Вы обратили внимание, чтополе слайда я разделила на две
части: жёлтую и чёрную?
Вспомним: «Три толстяка» – это
фэнтези. В таком произведении
автором создаётся какой-то
особенный, несуществующий мир
со своими законами. Законом
мира «Трёх толстяков» является
деление на светлую (солнечную) и
тёмную стороны. (Так же, как во
«Власелине колец», в «Гарри
Поттере», в «Хрониках Нарнии» и
других фэнтезийных
произведениях).
Солнечная и тёмная стороны
находятся в постоянной
непримиримой борьбе, в которой
кто-то должен победить.
Особенностью именно этого
фэнтези является деление мира на
две стороны с помощью цветовой
символики.
Олеша «рисует» предметы и
героев с помощью красок, на его
палитре только особые цвета:
чёрный и все оттенки жёлтого (от
солнечно-жёлтого до огненнорыжего.
Ещё одна особенность фэнтези
Олеши – появление третьего цвета
– красного. Когда давление тёиной
стороны на светлую становится
нестерпимым, солнечный цвет
превращается в кроваво-красный
цвет революции.
Рассмотрите примеры:
4.
Светлая сторона мираДнём, под светом настоящего солнца,
народ борется против толстяков.
Костюм Тибула сшит из чёрных и
жёлтых лоскутков. Жёлтые лоскутки
делают его ярким и заметным. А когда
доктор Гаспар перекрасил Тибула в
негра, гимнаст стал незаметным.
Тибул не боится подойти к «Звезде» –
ночному солнышку города.
У Просперо ярко-рыжие солнечные
волосы, он обжигает толстяков горящим
взглядом.
Тёмная сторона мира
Ночью силы зла властвуют над
миром: гвардейцы пытаются
арестовать Тибула, у доктора
пропадает кукла, Тутти усыпляют
ландышевыми каплями. Только Суок
не побоялась ночи и пошла в
зверинец – она победила темноту.
У гвардейцев чёрные блестящие
шляпы с желтыми перьями, а когда
гвардеец переходит на сторону
народа, он разбавляет чёрный цвет
красной кокардой.
У Тутти золотые кудряшки – он не
может быть злым и жестоким.
У Трёх толстяков и у всех
толстяков в городе были чёрные
мысли.
Даже пантера в зверинце почему-то
была жёлтая.
Учителя Тутти носили только
чёрную одежду
5.
Цветнародного
гнева, цвет
революции:
-кокарды на шляпах восставших
гвардейцев;
-кровь убитых рабочих;
-розовое платье Суок – разбавленный
красный цвет;
-малиновый язык у жёлтой пантеры:
-красная борода у болтливого
попугая - он тоже своего рода
революционер
6.
В качестве признака фэнтезийнойлитературы мы называли то, что
чудо здесь не является собственно
чудом, оно является
неотъемлемым свойством этого
мира.
Например, почти живая кукла
наследника – в сказке она была бы
чудом, а здесь – создание великого
учёного и ничего чудесного в ней
нет.
Тот факт, что Толстяки просили
Туба сделать Тутти железное
сердце тоже никого в этот мире не
удивляет. Туб не сделал сердце
мальчику железным не потому,
что это невозможно с точки зрения
здравого смысла, а потому, что
просто не захотел из моральных
соображений, то есть это в
принципе возможно...
7.
В фэнтези, в отличие от сказки,есть нейтральные герои, которые ни
к какой стороне не относятся. Эти
герои ни за тех, ни за других – они
между или над всеми.
По ходу действия эти герои могут
начать помогать какой-нибудь
стороне, но только потому, что так
складываются обстоятельства.
Нейтральный герой
Эти герои обычно обладают
какими-нибудь выдающимися
способностями. Например, во
«Властелине колец» это Том
Бомбадил и его жена Золотинка
(этих персонажей в фильме нет), в
«Гарри Поттере» нейтральными
можно считать всяких эльфов,
кентавров и прочих магических
существ.
8.
Опишите Трёх Толстяков.Это страшные образы или комические?
9.
-Он очень страшен, - сказал ВторойТолстяк. – Он сильнее всех. Он
сильнее льва. Ненависть прожгла ему
глаза. Нет сил смотреть на них.
-У него ужасная голова, - сказал
секретарь Государственного совета. –
Она огромна… У него рыжие волосы.
Можно подумать, что его голова
объята пламенем.
С точки зрения цветовой
символики ответьте на
вопрос: «Почему Просперо
не боится Трёх Толстяков?»
10.
Что мы знаем оТибуле?
Когда в его
внешнем виде
появляется
красный цвет?
11.
Вспомните эту сцену… Почему у доктора Гаспара нетсвоего цвета?
12.
Почему Раздватрис принадлежиттёмной стороне мира?
13.
Олеша с детства обожал цирк. В своих воспоминаниях он писал, чтовсегда мечтал что с пелёнок мечтал стать цирковым гимнастом, что нет
лучшей жизни, чем жизнь бродячего циркового артиста. Даже первая
любовь маленького Юрия была цирковой эквилибристкой.
Образ цирка он запечатлел в «Трёх Толстяках»:
14.
Цирк, балаган, представление…«Она (площадь) была
окружена огромными,
одинаковой высоты и
формы, домами и покрыта
стеклянным куполом, что
делало ее похожей на
колоссальный цирк.»
«Кошка шмякнулась, как
сырое тесто…» - клоунада
«Пары завертелись. Их было так много, и
они так потели, что можно было подумать
следующее: варится какой-то пестрый и,
должно быть, невкусный суп. То кавалер, то
дама, завертевшись в общей сутолоке,
становились похожими либо на хвостатую
репу, либо на лист капусты, или еще на чтонибудь непонятное цветное и причудливое,
что можно найти в тарелке супа. А
Раздватрис исполнял в этом супе должность
ложки. Тем более, что он был очень
длинный, тонкий и изогнутый».
«Он (Тибул) нагнулся, оторвал одну, круглую и увесистую и швырнул через
забор. Капустная голова угодила в живот директору. Потом полетела вторая,
третья. Они разрывались не хуже бомб. Враги растерялись. Тибул нагнулся за
четвертой. Он схватил ее за круглые щеки, сделал усилие, чтобы вырвать, но увы! - капустная голова не поддалась. Мало того, она заговорила человеческим
голосом…» - идёт цирковое представление с превращениями…
15.
«Имя нежное Суок…»Ольга Суок – жена и «вся жизнь»
автора «Трёх Толстяков»
"Какая удивительная кукла!
Какой умный мастер её создал!
Она не похожа на обыкновенную
куклу. У куклы обычно голубые
вытаращенные глаза, не
человеческие и бессмысленные,
вздёрнутый носик, губки
бантиком, глупые белокурые
кудряшки, точь-в-точь как у
барашка. Кукла кажется
счастливой по виду, но в
действительности она глупа... А в
этой кукле нет ничего кукольного.
Клянусь, она может показаться
девочкой, превращённой в
куклу!« – именно такими словами
Олеша описывает первую встречу
с Ольгой Суок: в домашнем
спектакле она играла куклу.