Похожие презентации:
Особенности социализации: стратификация, социальные статусы и роли
1.
Особенности социализации: стратификация,социальные статусы и роли
2.
Включение индивида в различные группы, а такжеположение, которое он занимает в каждой из них,
зависит от таких социально-психологических феноменов,
как социальная стратификация человека, диапазон
социальных статусов, характеристики социальных ролей.
3.
Процесс социализации:- процесс инкультурации
- процесс собственно усвоения,
интернализации различных модусов
социального опыта.
- социализации как адаптации.
4.
Процесс инкультурации начинается с моментарождения — с приобретения ребенком первых навыков
и освоения речи, а заканчивается вместе с жизнью. Он
совершается по большей части не в
специализированных институтах социализации, а под
руководством старших или на собственном опыте, т.е.
происходит научение без специального обучения.
Конечный результат процесса инкультурации — это
человек, компетентный в культуре (языке, ритуалах,
ценностях и т.п.).
5.
М. Херсковиц выделяет два этапа инкультурации,единство которых на групповом уровне обеспечивает
нормальное функционирование и развитие культуры:
1) детство, когда происходит освоение языка, норм и
ценностей культуры;
2) зрелость, которая в отличие от предыдущего этапа
носит прерывистый характер и касается только
отдельных фрагментов культуры — изобретений,
открытий, новых, пришедших извне, идей.
6.
В качестве основного механизма трансляции культуры нагрупповом уровне выделяют культурную трансмиссию трех
видов:
1) вертикальную, в процессе которой культурные ценности,
умения, верования передаются от родителей к детям;
2) горизонтальную, когда от рождения до взрослости
ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры
в общении со сверстниками;
3) опосредованную, при которой индивид обучается в
специализированных институтах социализации (школах,
вузах), а также на практике у окружающих его, помимо
родителей, взрослых — родственников, старших членов
общины, соседей и т.п.
7.
Процесс социализации может быть рассмотрен сточки зрения того содержания, которое заложено в
социальном влиянии на личность, и следовательно,
механизмов трансляции социального опыта: в этом
случае социализация выступает
как интернализация.
8.
Две трактовки понятия интернализации:1) в широком смысле она понимается как синоним
социализации;
2) в узком — как ее частная вариативность,
совокупность мотивационных и когнитивных
процессов, с помощью которых изначально внешние
социальные требования становятся внутренними
требованиями личности.
9.
Усваиваемый индивидом социальный опыт:1) усвоении моделей поведения;
2) усвоении социальных значений (символов,
ценностей и установок).
10.
интернализация ролей зависит от степени объективной исубъективной значимости самой модели (например,
статуса значимости другого, чье поведение служит
моделью);
успешность интернализации индивидом моделей
поведения зависит от степени согласованности ожиданий
его ближайшего социального окружения;
межиндивидуальные различия процесса поведенческой
интернализации редки или же не рассматриваются
исследователями;
наиболее популярным объектом исследования в данной
области сегодня выступает полоролевое поведение.
11.
интернализация социальных влияний, проявляющаяся вформировании личностных диспозиций, является
многоуровневым процессом;
интернализация является необратимым процессом
(усвоенные ценности, установки, моральные
представления меняются лишь при условии изменения
внешних социальных обстоятельств);
индикатором, позволяющим говорить об усвоении
социальных требований на уровне личностных
диспозиций, является добровольное социально
утилитарное поведение;
основным фактором успешности данного процесса
выступает степень осознанности интернализуемых
влияний.
12.
Для понимания социализациикак адаптации характерно не акцентирование
процессуальных ее характеристик, а анализ
социализационного процесса с точки зрения его
возможных результатов. В качестве основного
результата социализации выделяется формирование
таких характеристик индивида, которые обеспечивают
его нормативное функционирование.
13.
Эта проблема по-разному предстает в различныхтеоретических ориентациях.
- с точки зрения бихевиоризма адаптация понимается как
процесс, посредством которого достигается состояние
социального равновесия между индивидом и группой,
как отсутствие конфликтных отношений человека с
ближайшим социальным окружением.
14.
- психоаналитические концепции при анализе адаптациинаправляют внимание на формирование и развитие
защитных механизмов личности, причем сам процесс
адаптации выступает как многоуровневый, а
психологические защиты могут играть для личности как
стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Так
как проблема психологической защиты содержит в себе
центральное противоречие между стремлением человека
сохранить психическое равновесие и теми потерями, к
которым ведет избыточное вторжение защит, выделяют и
патологические защиты как неадекватную форму
адаптации.
15.
- интеракционистский подход рассматриваетадаптацию как успешное выполнение личностью
нормативного ролевого репертуара и умение
разрешать возникающие ролевые конфликты.
16.
Два основных направления адаптации, выделениеобщей логики которых принадлежит 3. Фрейду:
- аллопластическая (изменение мира под себя) и
- аутопластическая (изменение себя под мир)
17.
Факторы, определяющие успешность социальнопсихологической адаптации к социальным изменениям:- способность человека к изменению своих ценностных
ориентаций и Я-концепции;
- умение находить определенный баланс между своими
ценностными ориентациями и социальной ролью;
- ориентация не на конкретные социальные требования, а
на принятие универсальной системы ценностей.
18.
Биогенетическом подход к социализации - эволюционная теорияЧ. Дарвина и биогенетическая концепция Э. Геккеля.
развитие личности, в том числе и социальное, определяется
биогенетическими факторами; соответственно многие типы социального
поведения, например агрессия, обусловлены генетически;
для реализации биогенетической программы развития необходимы
определенные социокультурные условия, наличие которых задает темп
раскрытия врожденных задатков и способностей, но не влияет на само их
наличие; развитие есть созревание в соответствии с внутренним планом;
развитие личности представляет собой последовательность определенных
фаз, прохождение которых необратимо, т.е. возврат на предыдущую
стадию оценивается как эволюционный регресс; переход со стадии на
стадию есть скачок в развитии, т.е. его характерными особенностями
являются прерывистость и внезапность изменений.
19.
Социогенетический подход предполагает, что процесс социализацииобусловлен культурным детерминизмом (развитие личности определяется
социокультурными условиями) и культурным релятивизмом (элементы
культуры рассматриваются как понятие условное, относительное).
Передача социокультурных элементов и стандартизация личности ставят своей
целью именно обеспечение адаптации индивидов к их среде:
культуры различаются по степени непрерывности/дискретности процессов
социализации, что заставляет усомниться в универсальности возрастных
этапов развития для всех культур;
различные типы личности являются продуктом разных культур. Тем самым
культура выполняет функцию стандартизации: интегрированные в личности
социокультурные элементы становятся для человека нормой (стандартом)
чувствования, мышления и действия;
социализация имеет и интегрирующую функцию: на основе сложившихся
стандартов социального мышления и действия у человека формируется
чувство «мы» — чувство принадлежности к
данной социокультурной общности.
20.
Интеракционистский подход объясняет феноменсоциализации через анализ взаимодействия
человека со своим социальным окружением. В
центре внимания оказываются процессы
становления ролевого поведения и формирования
Эго-структур.
21.
Сторонники когнитивистского подхода к процессусоциализации личности исходят из теории развития
психолога Ж. Пиаже, согласно которой
психологические новообразования каждого
возрастного этапа в жизни индивида определяются
развитием когнитивных процессов.
22.
Основные механизмы социализации личности:- Межличностный механизм функционирует в
процессе взаимодействия человека с субъективно
значимыми для него лицами, которыми являются
родители, любимый учитель, уважаемый взрослый,
сослуживец, друг-сверстник того же или
противоположного пола.
- Рефлексивный механизм социализации связан с
внутренним диалогом, в котором человек
рассматривает, оценивает, принимает или отвергает
те или иные ценности, свойственные различным
институтам общества, семье, сверстникам, значимым
лицам и т.д.