Похожие презентации:
Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья. Тема 7
1. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья
СРАВНИТЕЛЬНАЯХАРАКТЕРИСТИКА
ПСИХОЛОГИИ НЕКОТОРЫХ
НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО
ЗАРУБЕЖЬЯ
ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА ГР. 17НПП1
ЦАПИНА Е.Е.
2.
Характеристика национально-психологическихособенностей американцев.
• Американцы – это не нация, это жители Соединенных Штатов Америки,
государства, существующего уже более 200 лет и объединившего в своем составе представителей
многих этнических общностей, у которых сформировались общие для всех них психологические
характеристики.
• В характере американцев много противоречивого, и это результат своеобразной истории страны.
Эмиграция за океан людей самых различных в национальном и социальном отношениях;
энергичное и часто хищническое освоение богатой необжитой территории; борьба с природой и
варварское истребление местного населения; война за независимость и захватнические войны с
соседями; рабство и война Севера с Югом, так и не покончившая с расовой дискриминацией;
"Америка только для американцев" и стремление повелевать всем миром; быстрый
экономический рост и грабеж многих народов мира; войны только на чужих территориях и до
последнего времени неуязвимость своей собственной страны; разнообразное имущественное
расслоение населения – все это не могло не наложить отпечаток на психологию американцев.
3.
• Для них свойственно трудолюбие, но нужно правильно представлять разницу междупроявлением этого качества у американцев и других народов, например японцев или немцев.
Трудолюбие японца – это терпеливость, кропотливость, ловкость, прилежание, упорство, какая-то
обреченность, безрадостность. Трудолюбие немца – это основательность, пунктуальность,
точность, шаблонность, добросовестность, дисциплинированность, предусмотрительность, но без
размаха, риска. Трудолюбие американца – это размах, энергичная напористость, неиссякаемый
деловой азарт, предприимчивость и инициативность, смелость и упорство, изобретательность и
рационализаторская мысль, добротность. Поражает неистовая одержимость, с которой
американцы работают, т.е. делают деньги, особенно в лучшие годы своей жизни. Они, как
правило, не отказываются ни от сверхурочных, ни от дополнительного заработка на стороне, если
выпадет такая возможность.
• Психологическими особенностями американцев являются их деловитость и практичность.
Деловитость по-американски – это организованность в труде, четкость, точный расчет, глубокое (в
деталях) знание дела, умение находить наиболее рациональные решения практических задач,
предприимчивость. Практичность американцев – это умение из всего – из вещей и из людей –
извлекать пользу.
4.
• Высокая техника организации труда, умение строго ценить время и разумно его использовать также сталисвоеобразными характеристиками психологии американцев. Эта склонность к организации укрепляет у них, в
свою очередь, инициативу и самостоятельность. У американцев твердый организаторский талант, в отличие,
например, от немцев, у которых это качество оказалось заменено дисциплиной. Американцы
самостоятельны, инициативны, упорны. Их стремление в любом деле полагаться только на собственные силы
поощряется с раннего детства.
• Американцам присущи самоуверенность, пренебрежение всем неамериканским, завышенная самооценка
своих сил и способностей. Жители США любого возраста и пола выделяются с первого взгляда именно этими
своими качествами. Их поэтому легко отличить от представителей других народов. Они обычно высоки,
держатся самоуверенно, разговаривают громко. Дети удивительно самостоятельные и шумливые. Старики и
старухи крепкие и тоже самостоятельные.
• Американцы отличаются своеобразной гибкостью в восприятии и оценке того, что происходит вокруг них. С
одной стороны, они быстро оценивают ситуацию в практической деятельности, довольно легко
ориентируются в окружающей обстановке. С другой стороны, следует констатировать, что, проявляя большую
практичность, американцы излишне заботятся о собственной выгоде. "Успех" для них является заветной
целью в жизни. Сам же он измеряется количеством "сделанных" долларов. За этим "успехом" многие гонятся
всю жизнь.
• Страсть к совершенствованию, изобретательству является характерной чертой американского образа жизни.
Практическое следствие ее – американцы уже с юношеского возраста имеют технические навыки. Типичным
их пристрастием является и любовь к спорту.
• Темперамент американцев в отличие от английского – живой, даже вспыльчивый. В обычной жизни они
бодры и жизнерадостны, особенно на работе. Начальник должен показывать подчиненным, а подчиненные –
клиентам, покупателям, что все идет хорошо. Быть угрюмым – все равно что быть грязным. Свои эмоции они
выражают прямо, непосредственно, приучены улыбаться, и это им нетрудно делать. Они любят пошутить,
понимают юмор, умеют посмеяться над собой, однако их шутки, как правило, незатейливы. Американцы
добры и щедры. Могут подарить дорогую книгу долларов за пятьдесят, но никогда не подарят галстук за пять
долларов, потому что не могут себе представить, что вы сами не можете себе купить такой по своему вкусу[3].
5. Национальное своеобразие психологии японцев и китайцев.
НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИИ ЯПОНЦЕВИ КИТАЙЦЕВ.
Трудолюбие и связанное с ним усердие во всех сферах трудовой деятельности — важнейшая черта японского национального
характера. Разумеется, мы не собираемся утверждать, что, например, немцы, американцы, англичане менее трудолюбивы.
Однако трудолюбие немца совершенно иное. Немец трудится размеренно; экономно, у него все рассчитано и
предусмотрено. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением. Присущее японцам чувство прекрасного они
выражают и в процессе труда.
На протяжении многих веков в Японии культивировалось чувство прекрасного, превращаясь постепенно в своего рода
религиозный культ поклонения красоте, который распространялся среди всех слоев населения.
Издавна в обучение писать иероглифы на равных правах входили требования и правильности и красоты, что вырабатывало с
детства устойчивый эстетический навык. Иероглифическая система сложна, она требует безупречной точности линии, ее
красота и выразительность давались лишь путем эмоционального творческого усилия. Естественно, переписывание
иероглифов рассматривалось как занятие на уровне эстетики.
В японском языке имеются эстетические понятия ханами — любование цветами, цукими — любование луной и юкими —
любование снегом, выражающие существенную часть повседневной жизни. Традиция поклонения прекрасному передается
от поколения к поколению. Она сказывается во всем, проявляется в чувствах, словах и поступках. Сами японцы считают, что
присущее им особое чувство красоты — это их национальное достояние, которым иностранцы могут только восхищаться.
Повышенная восприимчивость к красоте сделала японцев чрезвычайно эмоциональными. Им свойственно смотреть на все С
точки зрения личного переживания даже тогда, когда поставленная цель может быть достигнута лишь путем трезвого,
объективного подхода. Конечно, любовь к прекрасному свойственна всем народам, но у японцев это — неотъемлемая часть
национальной традиции.
Вообще традиция, точнее, традиционализм проник в поведение, помыслы и чаяния японской нации, стал важнейшей чертой
ее характера. Сложившиеся в японском обществе традиции особенно ярко выражают идею преемственности в общественной
жизни, закрепляя национальные, культурные и бытовые элементы. Японцы бережно относятся к культурному наследию
прошлого, они сохраняют классический театр, чайную церемонию, икебану В динамичном обществе XX века японцы ищут
опору в постоянстве и находят его в традиционных формах искусства.
6.
• В современной Японии с большим вниманием относятся к традициям, к далекому прошлому, кпамятникам старины. Японцы усиленно стремятся сохранить неизменными унаследованные от
предыдущих поколений нормы поведения, формы культуры. Для них характерно бережное
отношение к сложившемуся укладу жизни как к культурному наследию, внимание не только к
содержанию поведения, но и к внешним проявлениям, к стилю, благодаря чему форма
поведения остается особенно устойчивой. Нынешняя обстановка в Японии свидетельствует о
живучести традиций в политическом мышлении и социальном поведении японцев. Японский
традиционализм оказывает многоаспектное влияние на общественно-политическую жизнь
страны.
• Япония благодаря своему островному положению и высокой плотности населения могла
постепенно ассимилировать и перерабатывать все вновь доходившие до нее культурные влияния
в соответствии со своими национальными целями. После «открытия» Японии во второй половине
XIX в. японцы редко прибегали к разного рода искусственным защитным барьерам против
внешнего культурного натиска. Впитывая чужую культуру постепенно, Япония сумела сохранить
свою исконную культуру, оперируя по своему усмотрению элементами привходящих культур, т. е.
по-настоящему их ассимилируя, а не отталкивая, как это были вынуждены делать многие
восточные культуры в стремлении просто сохраниться и выжить.
7. Этнопсихологическая характеристика народов Западной Европы.
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДОВЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.
• В Зарубежной Европе живет 58 народов. В это число не включены представители еще почти полусотни
народов — иммигрантских меньшинств, оказавшихся в этой части света после второй мировой войны
на положении иностранных, или «гостевых», рабочих и отчасти натурализовавшихся там.
• 96% населения Зарубежной Европы, занимающего примерно такую же часть ее территории, говорит на
языках индоевропейской семьи. Наиболее значительная из этой семьи как по числу народов, так и по
общей численности — германская группа. Она состоит из 17 народов и составляет 177,7 млн. человек.
Вторая по численности романская группа. В нее входит 15 народов, и она насчитывает 177 млн.
человек. Славянская группа представлена в Зарубежной Европе 11 народами общей численностью 79
млн. человек. Кельтская группа немногочисленна (4 народа) и объединяет 7,4 млн. человек. В
индоевропейскую семью включают и цыган (0,9 млн.). Греческая и албанская группы — это
соответственно греки (9,5 млн.) и албанцы (4 млн.). Три народа в Зарубежной Европе относятся к
финно-угорской группе (18 млн. человек) уральской языковой семьи: финны в собственном национальном государстве, а также в Швеции (как самое большое там национальное меньшинство, составляющее 2,5% населения страны), саамы, или лопари, на севере Норвегии, Швеции и Финляндии, а
также венгры (мадьяры) в своем национальном государстве и в качестве национальных меньшинств в
соседних с ним. Два народа Зарубежной Европы входят в состав тюркской группы алтайской языковой
семьи: турки в пределах европейской части Турции и как национальное меньшинство в Болгарии и
гагаузы в Болгарии. Семитская группа семито-хамитской семьи представлена в Зарубежной Европе
небольшим населением острова Мальта. На особом языке, не входящем в какую-либо языковую
семью, говорят баски — народ, населяющий северо-западную часть Пиренейских гор
8.
• Греки. Достоверное начало этого этноса на землях современной Греции — древнейшее в Европе.Крито-микенские тексты, как это доказано новейшими исследованиями, принадлежали одним из
предков греков — ахейцам и относились к 3—2 тысячелетиям до н. э. Периодом бурного
экономического и культурного развития древних греков были 8 — 5 вв. до н. э. Именно тогда
расцвели ремесла, торговля и происходила так называемая великая греческая колонизация —
устройство многочисленных городов-колоний на берегах Средиземного, Черного и Азовского
морей, установилось общегреческое культурное единство, общее этническое самоназвание —
эллины и название родины — Эллада. Античная цивилизация сыграла выдающуюся роль в развитии всей последующей культуры Европы и Ближнего Востока. Римляне называли эллиновколонистов Южной Италии греками, и через римлян этот этноним распространился среди
европейских, а затем и других народов.
• Ныне греки живут не только на своей родине и на Кипре (киприоты, 0,5 млн. человек), но и во
многих странах Средиземноморья, в других странах Европы, обеих Америк, в Австралии.
9.
• Албанцы. Их самоназвание — шчиптар, этимология— «говорящие понятно». Происходят отдревнего аборигенного населения Балкан — иллирийцев или фракийцев. Уже в 4 в. до н. э.
известны первые государственные образования иллирийско-фракийских этносов на западном
побережье Балканского полуострова, которые в течение двух последующих столетий были
подчинены Римом и заселены римскими колонистами. Население южной части иллирийскофракийской территории, в частности земли нынешней Албании, культурно и экономически было
более развитым благодаря тесным связям с Элладой, оно сохранило свой язык. С 6 в. в Албании
селились славяне. Они ассимилированы, но следы их пребывания здесь повсеместно
сохранились в топонимии.
• В конце 12 в. возникло первое известное по документам суверенное албанское государство —
Арбери. В конце 15 в. Албания была захвачена турками. С 16 в. в стране распространился ислам.
Многовековая борьба за независимость, особенно в партизанской войне в начале 20 в.,
способствовала формированию единой албанской нации.
10.
• Романская группа представлена 15 народами: итальянцы (в мире — 65 млн., из них 85% вИталии), италошвейцарцы (230 тыс.), фриулы (400 тыс.), романши (50 тыс.), ладины (14 тыс.),
корсиканцы (280 тыс.), каталонцы (7,2 млн.), испанцы (27 млн.), галисийцы (3 млн.), португальцы
(10,7 млн.), французы (44 млн.), франкошвейцарцы (1 млн.), валлоны (4 млн.), аромуны, или
влахи (225 тыс.), и румыны (19 млн.).
• Все 15 ныне романоязычных народов у истоков этногенеза говорили на других языках, в том
числе отчасти и предки итальянцев. В 8—3 вв. до н. э. римляне постепенно подчинили себе и
ассимилировали родственные по языку италийские племена на Апеннинском полуострове, а
также неиндоевропейские этносы — этрусков, или тирсенов, затем на северо-востоке Италии
иллирийское племя венетов, в 1 в. н. э. — многочисленные кельтские племена в долине реки По,
а на северо-западе страны — лигуров. На юге Апеннинского полуострова и на о-вах Сицилия, Сардиния, Корсика римляне покорили разноязыкие народы — япидов, карфагенян, сиканов,
выходцев из Эллады — и романизовали их, хотя греки сохраняли остатки своего языка до 15 в.
11. Национально-психологические особенности арабов.
НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ АРАБОВ.
• Арабы, одна из самых многочисленных и постоянно растущих групп населения Земного шара,
относятся к европеоидной расе. Народ, формировавшийся на Аравийском полуострове, за исторически
короткий срок захватил огромные территории в Западной Азии и Северной Африке, покорил и
длительное время удерживал (по крайней мере, частично) Пиренейский полуостров в Европе. Арабы
смогли ассимилировать местное население большинства завоеванных ими территорий. На
сегодняшний день арабы являются безраздельно доминирующим населением в следующих странах
Азии: Ирак, Йемен, Сирия, Саудовская Аравия, Ливан, Иордания, Оман, Кувейт, Объединенные
Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, в Палестинских территориях.
• Арабы пользуются единым общеарабским литературным языком. Однако наряду с ним существуют
арабские диалекты, на которых говорят жители различных местностей и стран. Выделяются
аравийский, иракский, сирийский, палестинский варианты языка; они близки между собой, но не
всегда до взаимопонимаемости. Существуют значительные элементы общеарабской культуры,
проявляющиеся в быте, традициях и духовной жизни арабов. Но в то же время очень заметны и
культурные особенности отдельных арабских народов.
• Арабы в основном мусульмане-сунниты. Шиитами являются лишь часть арабов Ирака, часть ливанских
арабов, исмаилиты и зейдиты Йемена[4]. Довольно обособленно от других арабов-мусульман стоят
друзы и алавиты. Друзы живут в горной области Сирии — Джебель-Друз, на Голанских высотах,
оккупированных Израилем, и в южной части Ливана.
12.
• Население арабских стран можно условно разделить на три основные группы: 1) кочевники иполукочевники, 2) сельское население, 3) жители городов. Бедуины (буквально — «жители
пустыни») занимались разведением верблюдов, овец и коз. Во время своих кочевок они
свободно пересекали государственные границы и, следовательно, были более близки между
собой, чем оседлое население различных арабских стран. В ХХ столетии, благодаря проводимой
большинством арабских стран политике перевода кочевников на оседлость, произошло резкое
сокращение кочевого и полукочевого арабского населения. Основную часть населения крупных
арабских стран в настоящее время составляют оседлые земледельцы (по-арабски «феллахи»).
• Национальный характер внешне проявляется в определенном этикетом ритуале (или нарушении
его) (см., в частности: Байбурин, Решетов, 1988). В основу жизни арабского общества легла
бедуинская этика. И хотя бедуинская организация в большинстве современных арабских стран
утратила былое влияние, многие ее моральные ценности, живущие в народе, сохраняют свое
значение, несмотря на быстро меняющиеся вкусы, привычки и симпатии населения, которое уже
и не склонно отождествлять себя со своими кочевыми предками. Арабская община построена по
родовому признаку. Личность подчинена интересам семьи, рода и всего племени. По
бедуинскому кодексу соплеменники несут ответственность за поведение каждого, как внутри
коллектива, так и за его пределами. Каждая семья стремится к предотвращению ситуаций,
чреватых затяжными конфликтами, кровной местью, ухудшением социального и материального
положения своего рода.
13.
• Арабы необычайно жизнелюбивы, многие отмечают их доброту, миролюбие,незлопамятность. Арабы — люди экспансивные и горячие. Для них характерны повышенная
реактивность и бурный характер поступков. Их действия сопровождаются импульсивностью,
порывистостью, несдержанностью в проявлении своих чувств и эмоций. Но их горячность легка,
гнев быстро проходит. Вспыхнувшая ссора быстро затихает. Между собой спорящие арабы
практически никогда не дерутся, хотя в процессе ссоры могут осыпать друг друга самыми
страшными угрозами. Жестикуляция у арабов — активный помощник в разговоре. Жесты
разнообразны и очень отличаются по значению от европейских. Некоторые, кажущиеся
обидными европейцам жесты, — абсолютно безобидны для арабов, и наоборот. Высока
впечатлительность большинства арабов. В зависимости от причины и источника возбуждения эта
впечатлительность либо приводит их в крайнюю степень восторга, либо доводит до слез.
• Арабы отличаются повышенной чувствительностью в вопросах личной чести. Честь является
одной из главных составляющих в системе их духовных ценностей. Клятва честью — это самое
сильное обещание араба. Проявление сомнения в искренности слов араба, который клянется
своей честью, — глубокая обида, запоминающаяся надолго. Постоянная забота о личной чести
выработала у арабов определенные стандарты поведения в обществе и коллективе. При
выполнении работы для араба более важна ее общественная оценка, чем сам результат.