15.47M
Категория: МузыкаМузыка

Симфоническое творчество Йозефа Гайдна

1.

Симфоническое творчество
Йозефа Гайдна
Презентацию выполнила Моисеева Е.Ю.,
преподаватель СОШ №22 г. Костромы

2.

Слово «симфония» (по-гречески «созвучие») было
известно ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Оно
обозначало любое приятное для слуха сочетание
звуков, а также совместное пение ансамбля или хора в
унисон. Современное значение этого слова другое.
Симфония – это многочастное произведение для
симфонического оркестра.

3.

Й. Гайдна называют «отцом симфонии». Это не означает, что именно Гайдн
придумал жанр симфонии. Композиторы сочиняли симфонии и до него. Но
именно в творчестве Гайдна симфония получила наиболее совершенную,
классическую форму.
В симфониях Гайдна – 4 части. Первая часть симфонии идёт в быстром темпе
и звучит чаще всего энергично и взволнованно. Вторая часть – медленная. Её
музыка передаёт лирическое настроение человека, то светлое, то печальное
или сосредоточенное. Третья часть – менуэт. Уже само название говорит о её
танцевальном, оживлённом характере. Менуэт – один из самых любимых
танцев эпохи Гайдна. Введение в симфоническую музыку говорит о его
популярности. Четвёртая часть, или финал, - последняя, заключительная
часть произведения. Здесь вновь возвращается быстрый темп. Очень часто
финал имеет танцевальный характер и передаёт ликующе-праздничное
настроение.

4.

Состав симфонического оркестра также установился в творчестве Гайдна. Его
основу составляют четыре группы инструментов.
В струнную, ведущую группу оркестра входят скрипки, альты, виолончели и
контрабасы.
Группу деревянных духовых инструментов составляют флейты, гобои,
кларнеты, фаготы.
Группу медных духовых инструментов образуют валторны и трубы.
Из ударных инструментов Гайдн использовал в оркестре только литавры
(литавры представляют собой два полушария с натянутой кожей, по которой
ударяют двумя палочками).

5.

Йозеф Гайдн сочинил более 100 симфоний. Первая симфония
была написана в 1859 году (27 лет), последняя – в 1795 году (63
года). Некоторые симфонии Гайдна имеют названия, например,
«Медведь», «Школьный учитель», «Прощальная», «Детская»,
«Военная», «Сюрприз». В большинстве случаев названия даны
не самим композитором и отмечают только одну какую-нибудь
деталь, часто изобразительную, например подражание
кудахтанью в медленной части симфонии «Курица» или
«тиканью» - в медленной части симфонии «Часы».

6.

Однажды Гайдн отправился в Англию. Англичане восторженно принимают
композитора, но вот беда – как только начинается медленная часть симфонии,
многие незаметно для себя засыпают. Музыка течёт так плавно и спокойно, что нет
сил противиться сладкой дрёме. Гайдн решил проучить слушателей. Началась вторая
часть новой симфонии. Скрипки запели свою мелодию. Глаза у некоторых
слушателей стали закрываться, как вдруг, точно гром с ясного неба, «выстрелили»
литавры. Симфонию так и назвали «Сюрприз».

7.

Вершиной творчества Гайдна являются 12
Лондонских симфоний. Одиннадцать из 12
Лондонских симфоний написаны в мажоре, они
отражают влюблённость автора в жизнь, его
восхищение красотой окружающего мира, веру
в разум и добро.

8.

Симфония Ми бемоль мажор
Симфония Гайдна Ми бемоль мажор – это одиннадцатая из двенадцати
«Лондонских симфоний». Она начинается с тремоло литавр, поэтому и вся
симфония получила название «С тремоло литавр». Симфония имеет
светлый, жизнерадостный характер. Её темы близки народным немецкоавстрийским и хорватским мелодиям.
Симфония состоит из четырёх частей.
Первая часть начинается медленным вступлением. После тремоло литавр,
напоминающего отдалённый раскат грома, звучит приглушённая,
несколько таинственная тема.
И вдруг всё преображается. Вместо медленного темпа – быстрый. Первая
тема, или тема главной партии, вводит нас в атмосферу праздника. Она
имеет танцевальный характер. Вначале тема звучит у струнных
инструментов – тихо, легко, а затем громко – у всего оркестра.
Вторая тема, или тема побочной партии, тоже танцевальная. Вальсовый
аккомпанемент придаёт музыке большую мягкость, грациозность.

9.

Вступление
Первая тема, или главная партия
Вторая тема, или побочная партия

10.

Вторая часть – медленная. После быстрой и весёлой первой
части, вторая часть вносит успокоение. Это вариации на две
темы. Вариациями называется такая форма произведения, где
вначале звучит тема, а затем она повторяется несколько раз в
изменённом (варьированном виде). Вариации на две темы
называются двойными вариациями.
Первая тема повествовательного характера, она звучит
неторопливо и спокойно ( тональность до минор).
Вторая тема написана в До мажоре. Она имеет маршевый,
бодрый, волевой характер.

11.

Третья часть – менуэт. Но это скорее не бальный придворный
менуэт, изящный и чопорный,
характерным чётким ритмом.
а
менуэт
народный,
с
Четвёртая часть возвращает нас к празднично-танцевальному
настроению первой части. Основная тема, подвижная и светлая,
близка народной хорватской песне. Мелодия звучит у струнной
группы оркестра на фоне ходов валторн , напоминающих
призывные звуки охотничьего рога.

12.

Такова симфония Гайдна «с тремоло литавр».
Все четыре части симфонии тесно скреплены
между
собою
единым
праздничным
настроением
музыки,
основу
которой
составляют танцевальные мелодии народного
склада.

13.

Спасибо за внимание
English     Русский Правила