ФИЛОСОФИЯ
Античная философия
Периоды античной философии (Г.И. Челпанов)
Натурфилософский период
Натурфилософский период
Антропологический период
Сократ
Платон
Платон
Платон
Платон
Платон
Аристотель
Аристотель
Аристотель
Аристотель
Этический период
Этический период
Этический период
Этический период
2.71M
Категория: ФилософияФилософия

Античная философия

1. ФИЛОСОФИЯ

Тема 2. Античная философия

2. Античная философия

Философия
зародилась в Древней
Греции в VI—V вв. до н.э.
Как
и в других странах, она возникла
на основе мифологии и долго
сохраняла с ней связь.

3. Периоды античной философии (Г.И. Челпанов)

Критерий для периодизации – смена объекта и задачи
философии
Первый период
натурфилософский, или
космологический
(VI в. до н. э.— середина V в. до н. э.)
Второй период
антропологический
(2-я пол. V в. до н. э.— кон. V в. до н. э.)
Третий период
систематический
(V — IV вв. до н. э.)
Четвертый период этический
(III в. до н. э.—I в. н. э.)
Пятый период
религиозный
(I в. н. э.— VI в. н. э.)

4. Натурфилософский период

Ионийская школа
«физики»
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Гераклит из Эфеса
Италийская школа
Элеаты
Пифагорейцы
Анаксагор
Эмпедокл
Демокрит

5. Натурфилософский период

мыслители, воспринимавшие мир, природу, космос как живое и
самодвижущееся целое.
Гераклит
Парменид
(ок. 544—480 гг. до н. э.) (ок. 540—470 гг. до н. э.)
Борьба
противоположностей источник всего сущего,
«скрытой
гармонии
мира» - внутреннее
тождество
противоположностей
Первоначало - Огонь
Бытие неподвижно,
вечно, целокупно (не
имеет частей),
сфероподобно =
совершенно.
Небытия нет
первая
философская
попытка
сформулировать
метафизическое
понимание природы
Зенон
(480—430 гг. до н. э.)
Доказывал
тезис
о
единственности бытия
через
противоречия
(апории)
в
аргументации
противников.
«Дихотомия», «Ахилл»,
«Летящая стрела»

6. Антропологический период

Сократические
школы
софисты
мегарики
киренаики
Сократ
киники
Горгий
Протагор
Антропологический
/гуманистический
период

7. Сократ

человеческое самопознание источник истинного знания и
философии
Что
есть
человека?
сущность
Я знаю, что ничего не знаю
истинное знание не может быть
передано одним человеком другому,
его может «родить» только сам
человек

8. Платон

противопоставление
чувственно воспринимаемого
и бестелесного миров, мира
вещей и мира идей
Мир идеи —
активное начало
МИРОВАЯ
ДУША
Мир материи —
пассивное
начало
Мир чувственно
воспринимаемых вещей —
идея + материя

9. Платон

Бог
Демиург
Мировая
душа
космос гармоничный
соразмерный
вещественны
й мир
четыре
первоосновы
— огонь,
вода,
воздух,
земля

10. Платон

Человек на земле — странник,
земная жизнь — некое испытание
Мировая
душа
ЧЕЛОВЕК
вода
воздух
ТЕЛО
ДУША
огонь
земля
разумная
страстная
вожделенна
я

11. Платон

Гносеология
чувственность
«правильное
мнение»
знание
Знание,
основанное на
общих понятиях
Истинное знание
Диалектика
рассуждение
анамнезис

12. Платон

«Дурные» типы политического устройства:
тимократия
олигархия
демократия
тирания
Основной принцип идеального государства –
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Идеальное государство есть соответствие определенных частей
души граждан определенным сословиям, их функциям и
добродетелям
Душа
Сословие
Функция
Добродетель
Разумная
Правители
Управление
Мудрость,
мужество,
рассудительность
Волевая
Стражи
Охрана
Мужество,
рассудительность
Телесная
Ремесленники,
земледельцы
Удовлетворение
материальных
потребностей
Рассудительность

13. Аристотель

Введение в философию
Законы и формы мышления
Логика
Теоретическая философия
метафизика
физика
Практическая философия
Этика
Политика
Экономика
Нематериальные причины и начала
всего сущего
Природа, т.е. материальные и
изменчивые сущности
Человеческое поведение и его
нормы
Социально-политическая
деятельность
Экономическая деятельность
Творческая философия
Эстетика
Искусство

14. Аристотель

физика
Совокупность
«отдельных вещей»
сущность,
качество,
количество, отношение,
место, время, положение,
обладание,
действие,
страдание
БЫТИЕ
Всеобщее находит свое
выражение в категориях
Сверхчувственное
бытие
философия
Сверхчувственное бытие
— это всеобщее,
существующее в
отдельном

15. Аристотель

Сущность – основа вещей субстанция
материя
материальная
(из чего?)
форма
ВЕЩЬ
формальная
(что это есть?)
движущая
(откуда начало
движения?)
активна
пассивна
СУЩНОСТЬ
целевая
(ради чего?)
Энтелехия
стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления

16. Аристотель

Этика
Нравственность
- свободный
выбор поступков
Избегать
излишнего средний путь
между
крайностями
Политика
Эстетика
Человек – существо
общественное
Важная особенность
искусства - мимесис
Правильные:
монархия,
аристократия,
полития
Главный предмет
творчества человек
Неправильные:
тирания,
олигархия,
демократия
Особая роль
искусства катарсис

17. Этический период

Философия все больше стремится стать
учением, разрабатывающим правила и нормы
человеческой жизни.
субъект нового типа
— осознающий себя
как нечто отличное
от общества,
государства
противоречие
между
универсализмом и
индивидуализмом
Главный вопрос не то, что есть
вещи сами по
себе, а то, как они
к нам относятся
этика
Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм

18. Этический период

атомы могут произвольно
«отклоняться» от траектории
своего движения в любой точке
пространства и в любой момент
времени
философия - деятельность,
которая посредством
рассуждений приводит к
счастливой жизни
Эпикуреизм
IV в. до н. э. - IV в.
н. э.
смерть вообще не касается
человека
непричастность богов
людским делам - наличие
зла в мире

19. Этический период

космос (мир) единый, целостный,
одушевленный
телесный организм
Логос
Человек —
неотъемлемая часть
космического целого
жизнь
предопределена
судьбой
Стоицизм
«пневма»
III в. до н. э.
Идеал — человек,
мужественно и с
достоинством
подчиняющийся
судьбе
четыре
добродетели:
благоразумие
умеренность
мужество
справедливость

20. Этический период

Скептицизм
кон. IV в. - н. э. по III в. н. э.
Пиррон
(365-275 гг. до н. э.)
Карнеад
(ок. 214-129 гг. до н.
э.)
Секст Эмпирик
(2-я пол. II в. н.э.)
* невозможно достичь объективного знания о мире, а,
следовательно, и невозможно рационально обосновать нормы
человеческого поведения
* воздержание от суждений как средство достижения атараксии
(невозмутимости по отношению ко всему внешнему)
* мудрый человек должен жить сообразно законам, обычаям
или же благоразумию, сознавая, что такое поведение не
основано на каком-либо твердом убеждении

21.

СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила