10.77M
Категория: ПедагогикаПедагогика

История развития педагогики

1.

Тема 2.
История развития педагогики.
Часть 2.
Штец Александр Александрович
профессор кафедры «Дошкольное и начальное
образование» СевГУ

2.

2. Этап возникновения теоретических
концепций воспитания, обучения.

3.

II этап, концептуальный, длился с конца XVII до начала
XX века и характеризовался:
созданием отдельных теоретических концепций
воспитания и образования при доминирующей роли
теории обучения;
накоплением фактического материала и опыта
педагогической деятельности;
выделением и обоснованием ведущих компонентов
научно-педагогических знаний (принципов, методов, форм
организации учебно-воспитательного процесса).

4.

Однако анализ педагогической литературы того
времени свидетельствует об отсутствии четкого
разграничения сфер деятельности процессов воспитания и
обучения
отождествление
понятий
"воспитание",
"обучение", "образование", возможность целостной
разработки научных основ педагогики в контексте уровня
развития науки того времени.

5.

Яркие представители педагогической школы этого
времени – чешский педагог Я. А. Коменский (1592–1670)
и
английский
педагог
Дж.
Локк(1632–1704).
Отличительные особенности развития педагогики в
данный период состоят в том, что педагогика выделилась в
самостоятельную науку, хотя и осталась связана с
философией, так как обе эти науки изучают бытие и
развитие человека. Целью образования становится
физическое и нравственное воспитание, формирование
«дисциплины тела» и «дисциплины духа».

6.

Ян Амос Коменский как основоположник
педагогической науки.

7.

Коменский (Комениус) Ян Амос до
сих пор считается выдающимся
ученым и педагогом. Вошел он в
историю как общественный деятель,
реформатор европейского и мирового
образования. Он был философом,
разработавшим
гуманистические
основания
совершенствования
общества и человека, создателем
учения – «Великой дидактики»,
составившим целую эпоху в развитии
педагогической теории и практики.

8.

Коменский как философ создал оригинальное
учение представленное в его труде «Всеобщий Совет об
исправлении дел человеческих. С педагогической точки
зрения, особо интересна четвертая часть «Пампедия»,
которая полностью посвящена вопросам воспитания и
образования в философском аспекте. Это идеи о
человеке как самоценности, о смысле и цели его жизни,
о преобразующей роли воспитания для человека и
общества.

9.

Предпосылки философских взглядов Коменского
обнаруживаются в его мировоззрении. Ученый
признавал божественное происхождение человека и
целью воспитания считал подготовку его к жизни
вечной. Вместе с тем Коменский признавал, что человек
– это часть природы и подчинен ее законам. В целом
философские взгляды Коменского перекликаются с
«естественной философией» Ф. Бэкона, в которой
утверждается опытное чувственное познание мира.
Поэтому в целом Коменского можно отнести к
философии религиозного реализма.

10.

Педагогическая концепция Джона Локка.

11.

Прежде,
чем
приступить
к
рассмотрению
первого
вопроса,
необходимо охарактеризовать общую
социально-педагогическую ситуацию в
Западной Европе ХVII века. В целом
этот век отличался небывалым взлетом
человеческого духа в различных
областях
деятельности
человека.
Современниками Джона Локка (16321704) были ученые Галилей, Ньютон,
философы Декарт, Спиноза, писатели
Мольер, Свифт.

12.

В
Англии
берет
начало
реалистическигуманистическая педагогия, выраженная в идеях Томаса
Мора, умы захватывает свободомыслящий эмпиризм (Ф.
Бэкон). Возглавляемое Д. Локком, в Англии начинается
просветительское движение, главная характеристика
которого – всепроникающий дух рассудочности,
исходящий из убеждения о силе и могуществе разума.

13.

Основные книги Д. Локка: «Опыт о человеческом
разумении», «Два трактата о правлении», «Мысли о
воспитании», «Разумность христианства». Но главной его
философской работой, и крайне важной для нас, все же
является «Воспитание разума». В ней Д. Локк предложил,
в отличие от Коменского, другой вариант решения
педагогических вопросов, точнее, новые философские
основы педагогики. В чем их отличие?

14.

1. Будучи последователем английского материализма, он
считал, что мир материален, и, следовательно, познаваем
через ощущения.
2. Идеализм его проявлялся в признании существования
идей, не зависящих от наших ощущений и являющихся
творчеством души.
3. Находился на позициях материалистического
сенсуализма: главнейшее средство познания мира –
органы чувств.

15.

4. Дуализм Д, Локка проявлялся в утверждении, что кроме
внешнего опыта, существует опыт внутренний,
являющийся собственной деятельностью рассудка.
5. По своим взглядам был деистом: Бог рассматривается
как безличная первопричина мира, не вмешивающаяся в
закономерное течение его событий.

16.

На этой философской основе Д. Локк выступал против
понятия «врожденные качества», дающие человеку
привилегированное положение в обществе. Он считал, что
«человек родится с душой чистой как доска» (tabula rasa).
Значит от природы все люди равны, душа каждого ребенка
– белый лист бумаги, на который воспитание пишет свои
письмена. Таким образом, в развитии человека решающее
значение имеет воспитание. Правда, Д. Локк делает сноску:
для каждой социальной категории должна быть своя
система воспитания, своя цель.

17.

Цель элитарного воспитания – создания новой породы
людей,
джентльменов,
наилучшим
образом
приспособленных к обществу – людей предприимчивых,
утонченных в обращении, высшая мудрость для которых –
умение приумножить свое богатство, верящих в Бога.

18.

Элитарность в воспитании, по мнению Локка,
заключалась в формировании характера, воли, чтобы
джентльмен мог действовать в любой обстановке. Таким
образом, воспитание джентльмена – воспитание характера.
Такое воспитание должно даваться в домашних условиях
подготовленным солидным воспитателем, причем, лучше,
если это будет дворянин из разорившейся дворянской
семьи.

19.

Кроме того, в воспитании джентльмена Д. Локк
огромную роль отводил физическому воспитанию. Надо
воспитывать человека физически здоровым – это основа
счастья: закалка, режим, гимнастика способствуют
выработке мужества и настойчивости.
Основная задача воспитания – приобретение опыта,
необходимого для практической деятельности. Джентльмен
должен быть готов отказаться от своих желаний и следовать
разуму. Таким образом, Локк понимает мудрость в плане
утилитарной, практической деловитости.

20.

Принципами нравственного воспитания Локк считает:
1) природосообразность, освобожденную от всяких
аналогий;
2) глубокое изучение и развитие задатков ребенка на основе
индивидуального подхода к нему;
3) основой воспитания твердого характера, воли,
нравственности являются привычки (хорошие манеры).

21.

Вопросам нравственного воспитания Локк уделяет
огромное внимание, в отличие от умственного образования,
так как цель образования – воспитание человека не столько
ученого, сколько делового: «Обучать мальчика нужно, но
это должно быть на втором плане, только как
вспомогательное средство для развития более важных
качеств».

22.

В практических целях Локк считает необходимым дать
ученику достаточно широкий круг знаний, но только то, что
полезно, необходимо (принцип утилитаризма): грамота,
знание родного языка, арифметика, география, финансы,
законоведение, история, астрономия, французский язык, а
также три особых предмета: бухгалтерия, танцы, верховая
езда. Как видим, Локк исключил из образования, латинский
язык, риторику, диалектику.
Главное в образовании не много знать, а правильно
мыслить, знания становятся основой для умения мыслить.

23.

Важное место в учении Локка отводится ремеслу,
ручному труду. Вот как ученый объясняет причины
введения в содержание образования предмета труда:
1.
Хорошее
знание
ремесла
дает
человеку
независимость. Благодаря ремеслу он сможет устоять перед
превратностями судьбы.
2. Труд предупреждает праздность, дает прекрасное
занятие, воспитывает личность. «…Отдых заключается не в
безделье…, а только в облегчении утомленного органа
переменой занятия», - подчеркивает Локк. Ремесло,
выбранное человеком, помогает укреплять здоровье и
особенно на воздухе.

24.

Такое образование должно даваться в семье, никаких
школ, нужно подбирать воспитателя, учителей, причем не
жалеть на них денег. А вот дети трудящихся должны
учиться в школах. В них надо учить только ремеслу и
религии. Безусловно, в основе теории обучения Локка
классовая
направленность
социально-политической
концепции., в ней нет яркого выражения гуманистического
понимания обучения.

25.

Содержание обучения, по Локку, сочетает в себе
следующие черты:
1) борьбу против словесных знаний, оторванных от
жизни, против остатков схоластического учения;
2) некоторую ориентировку на передовую науку эпохи
(«натурфилософию» И. Ньютона);
3) совмещение общего и прикладного содержания
обучения с ярко выраженным утилитаризмом;
4) подчинение обучения общей направленности
воспитания – воспитанию джентльмена.

26.

2. Концепция свободного воспитания
Руссо.

27.

Жан-Жак Руссо
1712-1778
В
основе
социальных
и
педагогических взглядов Руссо лежала
теория естественного права Д. Локка:
это было право на свободу и
собственность,
которое
людьми
добровольно
было
передано
государству. Но, по мнению Руссо,
общество уродует человека и не
достигает цели. Соответственно цель
воспитания, с точки зрения Руссо, - это
воспитание
настоящего
человека,
свободного
от
предрассудков,
гуманного, который бы ни от кого не
зависел, а жил бы плодами своего труда,
ценил бы и умел защищать свою
свободу, уважал бы свободу других,
основанную на труде.

28.

Руссо считает, что человек формируется под влиянием
трех факторов воспитания:
1. Природа – та наследственность, с которой ребенок
приходит в жизнь.
2. Вещи – в широком понимании – это среда развития
человека.
3. Люди.

29.

Идеальная система воспитания та, в которой все три
фактора действуют в одном направлении, поддерживая и
дополняя друг друга. Природа ребенка идеальна, прекрасна.
Ребенок
рождается
свободным,
любознательным,
правдивым, добрым и отзывчивым. Вещи же – окружающая
среда несправедлива, уродлива, поэтому при столкновении с
ней ребенок портится, следовательно, его надо изолировать.
Люди (общество) не могут сформировать гражданина. Таким
образом, главным фактором воспитания ученый считает
природу, вещи и люди лишь создают возможность
воспитания.

30.

Основываясь на принципе природособразности, Руссо
утверждает, что воспитание:
1) раскрывает внутренние, природные силы ребенка:
ничего нельзя вносить извне, надо помогать ребенку
раскрывать внутренние качества. Эта система получила
название педагогического централизма, в котором на первом
месте ребенок, раскрытие его внутренних качеств;
2) главный воспитатель – природа; люди-воспитатели
создают для этого условия. Воспитатель косвенно влияет на
воспитание, он воздействует через создание условий, не
прибегая к насилию, главная его функция – так руководить
интересами ребенка, чтобы ребенок этого не замечал.

31.

Руссо
обосновал
идею
(теорию)
естественного
свободного воспитания.
Естественное воспитание – это воспитание сообразно с
природой, необходимо следовать природе ребенка,
учитывать его возрастные особенности: «Природа желает,
чтобы дети были детьми, прежде чем они станут
взрослыми», - писал Руссо.
Свободное воспитание – это воспитание свободного
ребенка, лишенного зубрешки, суровой дисциплины,
телесных наказаний, так как это насилие над личностью.
Руссо требовал уважать личность ребенка, считаться с его
интересами и запросами – в этом прогрессивность теории
свободного воспитания.

32.

Для всей педагогической теории Руссо характерны:
1. Резкое критическое отношение к средневековой
системе воспитания.
2. Утверждение прогрессивного идеала воспитания, при
котором выступают в единстве умственное и физическое
развитие.
3. Выступление на защиту детства.
4. Отрицание средневековой системы образования,
постановка учащегося в позицию активного поиска знаний.
5. Защита идеи безрелигиозного воспитания (после 15 лет
воспитанник сам решает, какую религию принять и принять
ли ее вообще).
6. Демократизм системы воспитания, призыв к феодалам
возвыситься до простого человека.

33.

3. Идеи развивающего и воспитывающего
обучения И. Песталоцци и И. Гербарта.

34.

Концепция
гармонического
воспитания ребенка И. Песталоцци.
Выдающийся швейцарский педагог И.
Песталоцци (1746-1827) представлял в
педагогике
демократическое
направление.
Он
видел
цель
воспитания
в
развитии
всех
природных сил и способностей
человека,
причем
в
развитии
разностороннем и гармоничном.

35.

Он ставил, в частности, при воспитании детей в
Нейгорском приюте большие воспитательные задачи:
• развить духовные и физические силы;
• укрепить здоровье;
• учить мыслить;
• вырабатывать трудолюбие;
• ценные нравственные качества - скромность, выдержку,
уважение к человеческому достоинству.

36.

Для решения этих задач Песталоцци предполагал
соединить умственное и физическое развитие с трудом, чтобы
в будущем люди могли создать себе необходимые условия. С
точки зрения педагога труд – надежное средство для
упражнения внимания ребенка, труд вызывает необходимость
сосредоточиться, стимулирует способность ребенка к
суждению,
способствует
нравственному
воспитанию,
формированию таких качеств, как точность, аккуратность,
привычка соблюдать распорядок дня и т. п. Труд – это и
средство физического воспитания. Но Песталоцци сделал
крайне важный вывод о том, что та или иная работа сама по
себе
не
делает
человека
ни
нравственным,
ни
безнравственным. Свое положительное воздействие труд
может оказать лишь в том случае, если твердо поставить себе
конечной целью воспитательные задачи.

37.

Несколько позже, заведуя приютом в Станцах, ученый
главной задачей видел воспитание в детях высших сторон
человеческой природы, пробуждение в детях истинной
человечности. Средствами решения этой задачи были не
рассуждения , нравственные или религиозные, и вообще не
слова, а возбуждение духа живыми впечатлениями любви и
благородства, с одной стороны, и выработка воздержанности,
самообладания духа, с другой.

38.

Вот как об этом пишет сам
Песталоцци: «С утра до вечера я
был один среди них. Все хорошее
для их тела и духа шло к ним из
моих рук. Всякая помощь и
поддержка в нужде, всякое
наставление, получаемое ими,
исходило непосредственно от
меня. Моя рука лежала в их руке,
мои глаза смотрели в их глаза.
Мои слезы текли вместе с их
слезами, и моя улыбка следовала
за их улыбкой. Они были вне мира,
вне Станце, они были со мной, и я
был с ними… У меня ничего не
было, ни дома, ни друзей, ни
прислуги, были только они».

39.

В основу своего учреждения Песталоцци положил «дух
семейной жизни», - это, по его выражению «вечный фундамент
всякого истинного человеческого образования, всякого
истинного воспитания». Все воздействие воспитателя на детей
и вся ответная деятельность последних должна основываться
на взаимной любви, подобной той любви между детьми и
родителями, которая составляет сущность семьи и дает ей
величайшие воспитательно-образовательные преимущества.
Таким образом, в отличие от Руссо, который предполагал
воспитание вне общества, Песталоцци не мыслил
полноценного развития природных сил вне связи с социальной
средой, у него социальная среда – фактор воспитания.

40.

Обобщая свой опыт в Станце, Песталоцци сделал важный
для педагогической науки вывод о необходимости
установления внутренней связи между обучением и трудом.
«… прежде чем могла зайти речь о таком слиянии, необходимо
было организовать начальную стадию учения и труда отдельно
и независимо друг от друга, а также выяснить своеобразие и
особенности каждого из этих видов деятельности». Именно в
Станце у Песталоцци зарождаются идеи о развивающем
школьном обучении и элементарном (народном) образовании.

41.

Обучение, - считал Песталоцци, должно быть
развивающим. Развитию умственных сил или мышления
служит правильное обучение, т. е. соответствующее законам их
саморазвития; настоящее обучение вызывает в ребенке общее
«духовное стремление к совершенству». Собственная задача
такого обучения, повышающего умственные силы, состоит в
возвышении ребенка то неясных познаний и восприятий к
понятиям ясным и отчетливым – «возвышение духа от
смутных наблюдений до ясных понятий». Выполнение этой
задачи обучения, по убеждению Песталоцци, может служить и
конечной цели воспитания «человечности», созданию высшей
духовно-нравственной личности.

42.

1.
Развивающее
обучение
должно
быть
природосообразным, согласованным с законами мышления,
поэтому на основании наблюдений и опытов выясняются
законы саморазвития умственной силы и вытекающие из них
естественные принципы развивающего обучения. Умственные
способности ребенка развиваются постепенно. Оно должно
начинаться с самого легкого и постепенно усложняться, чтобы
не обременять способности ребенка.

43.

2. Принцип, обеспечивающий преодоление трудностей
учения, - строгая последовательность обучения или
связность его ступеней. В обучении любому предмету надо
«соблюдать последовательность в приобретении познаний,
последовательность, при которой каждое новое понятие есть
небольшое, почти незаметное добавление к прежним знаниям,
очень хорошо усвоенным и ставшим неизгладимыми».
Последовательность нарастания сложности обучения сообщает
учащимся уверенность в своих силах и в дальнейших успехах.
Для этого должны выделяться основные формы, к чему можно
свести знания, например, в чтении – произнесении звуков, в
математике – счет и т. д.

44.

3. Основными начальными элементами знания, по
Песталоцци, являются чувственные впечатления, поэтому
принципом развивающего обучения является наглядность,
основанная на конкретных, жизненных наблюдениях. Этот
принцип он считает одним из высших принципов обучения,
«признав наглядность абсолютной основой всякого познания».
Наглядность и наблюдательность лежат в основе не только
познания предметов и их свойств, но и в основе развития речи.
Логическими основаниями наглядности и наблюдения
являются форма, число и слово, поэтому усилия обучения
нужно направить на развитие основных способностей: считать,
измерять и говорить.

45.

4. Принцип самодеятельности учащихся: «надо только
руководить детьми, не побуждать их». Самодеятельность в
занятиях обуславливает ясность познаний, воспитывает
способность самим себе помогать во всем. Поэтому
Песталоцци против обучения, которое ограничивается
пассивной выучкой читать, механическим списыванием и
изучением катехизиса, которое подавляет развитие детских
сил.

46.

Итак,
естественное,
развивающее обучение должно
быть
постепенно

последовательно – элементарно –
наглядно – самодеятельным. Все
эти принципы должны быть в
обучении вместе, их нельзя
отделять друг от друга.
Совершенный человек, по
Песталоцци,
определяется
развитием
трех
сторон:
способности
и
умения
действовать, здравого, делового
разума
и
возвышенных
(нравственно-религиозных)
чувств.

47.

ХIХ в.
Революционно-педагогические идеи в
педагогике Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова.

48.

Во второй половине 19 века в России шел активный
процесс оформления революционно-демократических идей
в общественной педагогике. Опираясь на общественнопедагогическое наследие В. Г. Белинского, А. И. Герцена, с
актуальными педагогическими идеями выступают Н. Г.
Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев.

49.

Николай
Гаврилович
Чернышевский
(18281889)

писатель,
публицист,
философ,
лидер
революционнопедагогического
движения в России.

50.

Н. Г. Чернышевский в своих педагогических взглядах
исходил из представлений о социализме как более разумном
обществе в сравнении с капитализмом, а также из
разработанного им «антропологического принципа», в
соответствии с которым человек рассматривался не только
как общественное, но и как биологическое существо.
Наилучшим
образом
отвечает
«антропологическому
принципу» сочетание гуманитарных и естественнонаучных
знаний, выражающих идею тесной связи человека с
природой, единства физической и духовной жизни.

51.

Николай
Александрович
Добролюбов (1836-1861) –
вместе с Н. Г. Чернышевским
продолжил
традиции
радикальной революционнодемократической педагогики,
утверждая,
что
для
распространения
истинного
образования
необходимо
«изменение
общественных
отношений».

52.

В своих статьях Добролюбов выступает за отказ от
авторитарного воспитания, требует разумного отношения к
детям, уважения к личности ребенка. Только тогда у ребенка
разовьются творчество, инициатива, смелость мышления,
действий. Большую социальную и педагогическую ценность
представляют его взгляды о противоестественности
человеческой природе авторитаризма и конформизма. В
борьбе с ними и сословной системой воспитания
определялась его главная идея и цель – свободная,
суверенная личность в истинно демократическом обществе.
Здесь отчетливо прослеживается связь педагогики
Добролюбова с ценностями мировой цивилизации.

53.

Гуманистические
взгляды
Николая
Ивановича
Пирогова.
(1810-1881)

54.

Н. И. Пирогов выдвигает перед русской
общественностью задачу – воспитать счастливого,
честного, искреннего, самоотверженного гражданина
России, который не за страх, а за совесть соблюдал бы
чувство законности, с энтузиазмом боролся бы за правду,
счастье народа. С его точки зрения конечная цель
воспитания должна заключаться:
в ясном понимании ребенком вещей окружающего мира,
общества, в котором ему предстоит действовать;
в развитии добрых инстинктов детской натуры, в
сознательном стремлении к идеалам правды и добра.

55.

Лев Николаевич Толстой
(1828-1910) – гениальный
писатель, философ, педагогтеоретик, учитель – создал
свою теорию
гуманистического воспитания,
стержнем которой является
учение о непрерывном
совершенствовании человека в
течение всей его жизни.

56.

Л. Н. Толстой отстаивал свободу, независимость
ребенка, самоценность его учебных и социальных
интересов. Он признавал только то образование, которое
опирается на собственный опыт ученика и исходит из
реальной жизни, а не только готовит к будущей. Главная
составляющая сущность человека – его духовное начало,
изначально заложенное в нем как бы в «свернутом виде».

57.

Педагогический процесс должен оказать помощь
человеку в его открытии и реализации в жизни.
Возможность созидания человеком своей личности
зависит от глубины постижения им своей духовнонравственной сущности. Образование выступает как
основной фактор развития культуры, гуманизации и
гармонизации жизни. Отсюда следует трактовка
регулятивной функции образования в приобщении людей к
ценностям
«истинной»
жизни,
к
реализации
универсального смысла своего бытия.

58.

К. Д. Ушинский (1824–1870) –
великий русский педагог, сыграл очень
важную роль в истории развития
педагогики в России. Ушинский
выделяет одним из ведущих принципов
педагогики принцип народности. Он
воспевал
самобытность
русской
педагогической науки, которая впитала
в
себя
многовековую
практику
воспитания. Благодаря этому принципу,
на первое место в формировании
человека выходит язык своего народа, а
это значит, что его надо знать в
совершенстве, как и историю своей
родины.

59.

Другим важным принципом педагогической системы
К. Д. Ушинский считал принцип воспитания в труде. По
его мнению, основой счастья человека является труд,
трудолюбие. При этом одинаково важным является и
физический, и умственный труд. Ушинский обращал
особое внимание на сознательность, систематичность и
прочность обучения. Большую роль он придавал
правильной организации урока, труда учителя и
учеников. Он впервые в истории педагогики считал
необходимым включать детей в разнообразные формы
активной педагогической деятельности, т. е. ставить
детей в активную позицию.

60.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила