сказка "Коняга" М. Е. СалтыковА-ЩедринА
Михаил Евграфович САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН 1826 - 1889
Творческий Путь
Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку
История создания сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» (из ПРИМЕЧАНИЙ к сказке)
тема о бедственном положении русского крестьянства в царской России
идея сказки "Коняга"
Анализ сказки
4.10M
Категория: ЛитератураЛитература

Сказка "Коняга" М. Е. СалтыковА - Щедрина

1. сказка "Коняга" М. Е. СалтыковА-ЩедринА

СКАЗКА "КОНЯГА"
М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
ВЕРА ХИЛЬКО, 10-1 КЛАСС
ГБОУ ГИМНАЗИИ №278 ИМЕНИ
Б.Б. ГОЛИЦЫНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2.

3. Михаил Евграфович САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН 1826 - 1889

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ
САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН 1826 - 1889

4.

5.

6.

7. Творческий Путь

ТВОРЧЕСКИЙ
• ПЕРВЫЕ
ПОВЕСТИ
"ЗАПУТАННОЕ
ДЕЛО"
САЛТЫКОВА
(1848)
СВОЕЙ
ПУТЬ
"ПРОТИВОРЕЧИЯ"
ОСТРОЙ
(1847),
СОЦИАЛЬНОЙ
ПРОБЛЕМАТИКОЙ ОБРАТИЛИ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ ВЛАСТЕЙ,
НАПУГАННЫХ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ 1848. ПИСАТЕЛЬ
БЫЛ ВЫСЛАН В ВЯТКУ ЗА "...ВРЕДНЫЙ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ И
ПАГУБНОЕ
СТРЕМЛЕНИЕ
К
РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ПРОТРЯСШИХ УЖЕ ВСЮ ЗАПАДНУЮ ЕВРОПУ...".
ИДЕЙ,

8.


В ТЕЧЕНИЕ ВОСЬМИ ЛЕТ ЖИВЕТ В ВЯТКЕ, ГДЕ В 1850 БЫЛ НАЗНАЧЕН
НА ДОЛЖНОСТЬ СОВЕТНИКА В ГУБЕРНСКОМ ПРАВЛЕНИИ.
В ЭТО ВРЕМЯ ЖЕНИТСЯ НА 17-ЛЕТНЕЙ ДОЧЕРИ ВЯТСКОГО ВИЦЕ-
ГУБЕРНАТОРА,
Е. БОЛТИНОЙ.
В 1858 - 62 СЛУЖИЛ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРОМ В РЯЗАНИ, ЗАТЕМ В ТВЕРИ.
ВСЕГДА СТРЕМИЛСЯ ОКРУЖАТЬ СЕБЯ НА МЕСТЕ СВОЕЙ СЛУЖБЫ ЛЮДЬМИ
ЧЕСТНЫМИ, МОЛОДЫМИ И ОБРАЗОВАННЫМИ, УВОЛЬНЯЯ ВЗЯТОЧНИКОВ И
ВОРОВ.
В 1862 ВЫХОДИТ В ОТСТАВКУ, ПЕРЕЕЗЖАЕТ В ПЕТЕРБУРГ И ПО
ПРИГЛАШЕНИЮ НЕКРАСОВА ВХОДИТ В РЕДАКЦИЮ ЖУРНАЛА
"СОВРЕМЕННИК"

9.


В 1869 - 70 ПИШЕТ "ИСТОРИЮ ОДНОГО ГОРОДА", ВЕРШИНУ СВОЕГО
САТИРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА.
В 1875 - 76 ЛЕЧИЛСЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ, ПОСЕЩАЛ СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ
ЕВРОПЫ В РАЗНЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ. В ПАРИЖЕ ВСТРЕЧАЛСЯ С ТУРГЕНЕВЫМ,
ФЛОБЕРОМ, ЗОЛЯ.
В 1880-Е САТИРА САЛТЫКОВА ДОСТИГАЕТ КУЛЬМИНАЦИИ В СВОЕМ
ГНЕВЕ И ГРОТЕСКЕ: "СОВРЕМЕННЫЕ ИДИЛЛИИ" (1877 - 83); "ГОСПОДА
ГОЛОВЛЕВЫ" (1880); "ПОШЕХОНСКИЕ РАССКАЗЫ" (1883 - 84).
В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ СОЗДАЛ СВОИ ШЕДЕВРЫ: "СКАЗКИ" (1882 86); "МЕЛОЧИ ЖИЗНИ" (1886 - 87); "ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА" (1887 - 89). ЗА
НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО СМЕРТИ ОН НАПИСАЛ ПЕРВЫЕ СТРАНИЦЫ НОВОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ "ЗАБЫТЫЕ СЛОВА", ГДЕ ХОТЕЛ НАПОМНИТЬ "ПЕСТРЫМ
ЛЮДЯМ" 1880-Х ОБ УТРАЧЕННЫХ ИМИ СЛОВАХ: "СОВЕСТЬ, ОТЕЧЕСТВО,
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ...ДРУГИЕ ТАМ ЕЩЕ...".
УМЕР
ПЕТЕРБУРГЕ.
М.
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
28
АПРЕЛЯ
(10
МАЯ
Н.С.)
1889
В

10. Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку

ПИСАТЕЛЬ ПО СУЩЕСТВУ СОЗДАЛ НОВЫЙ
ЖАНР — ПОЛИТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ
ЖИЗНЬ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА ЗАПЕЧАТЛЕЛАСЬ В
БОГАТЕЙШЕЙ ГАЛЕРЕЕ ПЕРСОНАЖЕЙ.
ЩЕДРИН ПОКАЗАЛ ВСЮ СОЦИАЛЬНУЮ
АНАТОМИЮ, КОСНУЛСЯ ВСЕХ ОСНОВНЫХ
КЛАССОВ И СЛОЕВ ОБЩЕСТВА: ДВОРЯНСТВА,
БУРЖУАЗИИ, БЮРОКРАТИИ, ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.

11. История создания сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» (из ПРИМЕЧАНИЙ к сказке)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВАЩЕДРИНА «КОНЯГА» (ИЗ ПРИМЕЧАНИЙ К СКАЗКЕ)
СКАЗКА «КОНЯГА» НАПИСАНА М. Е. САЛТЫКОВЫМ-ЩЕДРИНЫМ В 1885 ГОДУ И В ЭТОМ ЖЕ
ГОДУ ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАНА В «РУССКИХ ВЕДОМОСТЯХ» (13 МАРТА, № 70) ВМЕСТЕ СО
СКАЗКОЙ "КИСЕЛЬ" ПОД РУБРИКОЙ "ДВЕ СКАЗКИ". ПОДПИСЬ: Н. ЩЕДРИН. АВТОГРАФЫ И
КОРРЕКТУРЫ НЕ СОХРАНИЛИСЬ
СКАЗКА "КОНЯГА" – ПРОИЗВЕДЕНИЕ О БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ КРЕСТЬЯНСТВА В
ЦАРСКОЙ РОССИИ. ПЕРВАЯ, ФИЛОСОФСКАЯ, ЧАСТЬ СКАЗКИ – ЛИРИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ
АВТОРА, ИСПОЛНЕННЫЙ БЕЗЗАВЕТНОЙ ЛЮБВИ К НАРОДУ, МУЧИТЕЛЬНОЙ СКОРБИ ПО
ПОВОДУ ЕГО РАБСКОГО СОСТОЯНИЯ И ТРЕВОЖНЫХ РАЗДУМИЙ О ЕГО БУДУЩЕМ.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
СТРАНИЦЫ
СКАЗКИ

ГНЕВНАЯ
САТИРА
НА
ИДЕОЛОГОВ
СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА. В ОБРАЗАХ ЧЕТЫРЕХ ПУСТОПЛЯСОВ, ВОСХИЩАЮЩИХСЯ
ВЫНОСЛИВОСТЬЮ
ЛИБЕРАЛЬНЫХ
КОНЯГИ,
НАРОДНИКОВ
САТИРИК
И
ВЫСМЕЯЛ
БУРЖУАЗИЮ,
ЛИБЕРАЛОВ,
КОТОРЫЕ
СЛАВЯНОФИЛОВ,
КАЖДЫЙ
ПО-СВОЕМУ
ПЫТАЛИСЬ РАЗНЫМИ ФАЛЬШИВЫМИ ТЕОРИЯМИ ОПРАВДАТЬ, УВЕКОВЕЧИТЬ, И ДАЖЕ
ОПОЭТИЗИРОВАТЬ ПОДНЕВОЛЬНУЮ СУДЬБУ КРЕСТЬЯНСТВА.

12. тема о бедственном положении русского крестьянства в царской России

ТЕМА
О БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ РУССКОГО
КРЕСТЬЯНСТВА В ЦАРСКОЙ РОССИИ
В СКАЗКАХ ЩЕДРИНА, КАК И ВО ВСЕМ
ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ, ПРОТИВОСТОЯТ ДВЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ СИЛЫ:
- ТРУДОВОЙ
НАРОД
И
ЕГО
ЭКСПЛУАТАТОРЫ. НАРОД ВЫСТУПАЕТ
ПОД
МАСКАМИ
ДОБРЫХ
И
БЕЗЗАЩИТНЫХ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ (А
ЧАСТО И БЕЗ МАСКИ, ПОД ИМЕНЕМ
"МУЖИК"),
- ЭКСПЛУАТАТОРЫ
ХИЩНИКОВ.

В
ОБРАЗАХ

13. идея сказки "Коняга"

ИДЕЯ СКАЗКИ "КОНЯГА"
- ГНЕВНАЯ САТИРА НА ИДЕОЛОГОВ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА,
КОТОРЫЕ ПЫТАЛИСЬ ОПРАВДАТЬ ПОДНЕВОЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОНЯГИ
ОБРАЗЫ
ЧЕТЫРЕХ
ПУСТОПЛЯСОВ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
БУРЖУАЗНОГО
ФАЛЬШИВОГО
НАРОДОЛЮБИЯ,
ЗАИГРЫВАЛИ
С
НАРОДОМ,
ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ
РАБСТВА.

В
И
НАРОДОЛЮБИЯ
НО
БЫЛИ
УВЕКОВЕЧЕНИИ
СМЫСЛ
В
КОТОРЫЕ
БАРСКОГО
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ
СЛОВАХ СКАЗКИ: «УПИРАЙСЯ, КОНЯГА!... Н-НО,
КАТОРЖНЫЙ, Н-НО!

14. Анализ сказки

АНАЛИЗ СКАЗКИ
СКАЗКА
М.Е.
САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
«КОНЯГА»
ОПИСЫВАЕТ
БЕДСТВЕННОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В ЦАРСКОЙ РОССИИ. ОБРАЗ ЗАМУЧЕННОЙ ЛОШАДИ
ЯВЛЯЕТСЯ УСТОЙЧИВЫМ СИМВОЛОМ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. К
НЕМУ ОБРАЩАЛСЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».
В СКАЗКЕ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА ОБРАЗ КОНЯГИ СИМВОЛИЗИРУЕТ СТОИЦИЗМ
УГНЕТЕННОГО
САМОДЕРЖАВИЕМ
НАРОДА.
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
НЕ
ЖАЛЕЕТ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ
СОЗДАНИЯ ЭТОГО ЖАЛКОГО, УРОДЛИВОГО ОБРАЗА. ПРИ ПОМОЩИ РЯДА ЭПИТЕТОВ
(«ЗАМУЧЕННЫЙ»,
(«ВЕРХНЯЯ
ГУБА
«ПОБИТЫЙ»,
ОТВИСЛА,
«УЗКОГРУДЫЙ»),
КАК
БЛИН»)
КРАСНОРЕЧИВЫХ
ПЕРЕД
ЧИТАТЕЛЕМ
СРАВНЕНИЙ
ВОЗНИКАЕТ
НЕОБЫКНОВЕННО ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЗАМУЧЕННОЙ КЛЯЧИ С ХУДЫМИ
РЕБРАМИ, РАЗБИТЫМИ НОГАМИ.

15.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ КОНЯГА ДАЖЕ НЕ МОЖЕТ ОТДОХНУТЬ. У НЕГО ОСОБОЕ
ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: «ДЛЯ ВСЕХ ПРИРОДА — МАТЬ, ДЛЯ НЕГО ОДНОГО ОНА
— БИЧ И ИСТЯЗАНИЕ. ВСЯКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЕЕ ЖИЗНИ ОТРАЖАЕТСЯ НА НЕМ
МУЧИТЕЛЬСТВОМ. ВСЯКОЕ ЦВЕТЕНИЕ — ОТРАВОЮ».
Голову Коняга держит понуро;
грива на шее у него свалялась;
из глаз и ноздрей сочится слизь;
верхняя губа отвисла, как блин.
Немного на такой животине наработаешь, а работать
надо.

16.

17.

ВОЗНИКАЕТ
НЕРАЗРЕШИМОЕ
ПРОТИВОРЕЧИЕ:
ЖИЗНЬ
ОБОРАЧИВАЕТСЯ
СМЕРТЬЮ. ЦВЕТУЩЕЕ ПОЛЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В БЕЗЖИЗНЕННОЕ, ПОКРЫТОЕ
БЕЛЫМ САВАНОМ. КОНЯГЕ ЖЕ ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО ОДНО — ИЗНУРИТЕЛЬНЫЙ
ТРУД:
«РАБОТОЙ
СМЫСЛ
ИСЧЕРПЫВАЕТСЯ
ЕГО
СУЩЕСТВОВАНИЯ;
ВЕСЬ
ДЛЯ
НЕГО ОН ЗАЧАТ И РОЖДЕН, И ВНЕ ЕЕ ОН
НЕ ТОЛЬКО НИКОМУ НЕ НУЖЕН, НО,
КАК ГОВОРЯТ РАСЧЕТЛИВЫЕ ХОЗЯЕВА,
ПРЕДСТАВЛЯЕТ
УЩЕРБ.
ВСЯ
ОБСТАНОВКА, В КОТОРОЙ ОН ЖИВЕТ,
НАПРАВЛЕНА ЕДИНСТВЕННО К ТОМУ,
ЧТОБЫ НЕ ДАТЬ ЗАМЕРЕТЬ В НЕМ ТОЙ
МУСКУЛИСТОЙ
ИСТОЧАЕТ
ИЗ
СИЛЕ,
СЕБЯ
ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА».
КОТОРАЯ
ВОЗМОЖНОСТЬ

18.

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО ПОКАЗАНО В СКАЗКЕ ПРИ ПОМОЩИ
ПРИТЧИ О КОНЯГЕ И ПУСТОПЛЯСЕ, В КОТОРОЙ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О
СЧАСТЛИВОМ БРАТЕ КОНЯГИ.
Пустопяса определили в
теплое стойло и мяконькой
соломки постелили.
А Коняге в хлеву жить
постановили и бросили
охапку прелой соломы.

19.

Постепенно подобные пустопясы стали вокруг Коняги прохаживаться и надоедать
ценными советами. Один из них видит в его работе здравый смысл, другой — дух жизни,
а третий считает, что труд приносит Коняге душевное равновесие. Четвертый же
считает, что Коняга на своем месте, привычен к труду и вечен. Разговоры эти, однако,
пусты, как и жизнь пустоплясов, не имеющих привычки и работе. Конягой же погоняет
мужик, который подхлестывает его словами: «Но но, каторжный, шевелись!». Благодаря
параллелизму в финале сказки образ измученного Коняги еще больше сопрягается с
образом народа. Поговорка «Дело мастера боится» еще сильнее подчеркивает его
сходство. В лице четырех пустоплясов, которые восхищаются выносливостью Коняги,
Салтыков-Щедрин высмеял либералов, славянофилов, либеральных народников и
буржуазию, которые всеми силами и теориями стараются оправдать бедственное,
угнетенное положение русского крестьянства. В пустых спорах, как показывает
писатель, не только не рождается истина, но исчезает последний здравый смысл,
трезвый взгляд на проблему социального неравенства.
English     Русский Правила