Искусство древнего Китая
Древнейший период.
Период Шан-Инь.
Периоды Чжоу и Чжаньго.
Конфуцианство и Даосизм.
Периоды Цинь и Хань.
44.05M
Категория: ИсторияИстория

Искусство древнего Китая

1. Искусство древнего Китая

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская художественная школа им. Р.С. Мэрдыгеева»
г. Улан-Удэ
Искусство древнего Китая
Преподаватель: Крюкова Н.П.

2.

Древнекитайская цивилизация по своему прорыву в развитии человека, общества
и государства, по своим достижениям и влиянию на окружающий мир сравнима с
античностью. Ближайшие соседи Китая, страны Восточной Азии (Корея, Вьетнам,
Япония) использовали, приспосабливая к нуждам своих языков, китайскую
иероглифическую письменность, древнекитайский язык стал языком дипломатов,
государственное устройство и система права выстраивались по китайским образцам, на
формирование
официальной
идеологии
значительное
влияние
оказывали
конфуцианство или буддизм в китаизированном виде.
Древний Китай — уникальный образец сословной иерархии. В китайском
обществе выделялись земледельцы, ремесленники, купцы, чиновники, жрецы,
воины и рабы. Они составляли, как правило, замкнутые наследственные
корпорации, в которых каждый человек знал свое место. Основа китайской
государственности — многочисленная семья, состоящая из нескольких поколений
родственников.

3. Древнейший период.

Древнейшие племена, заселившие плодородные долины больших рек Китая в эпоху
неолита (V—III тыс. до н.э.), создавали поселения из небольших, углубленных в землю
глинобитных хижин. Они возделывали поля, разводили домашних животных, знали
многие ремесла. В настоящее время на территории Китая открыто большое количество
неолитических стоянок. Обнаруженная на этих стоянках керамика того времени
принадлежит к нескольким культурам, древнейшая из которых — культура Яншао,
получившая свое название по месту первых раскопок, произведенных в 20-х гг. XX в. в
провинции Хэнань.

4. Период Шан-Инь.

Следующий период истории Китая получил название Шан-Инь (XVI—XI вв. до н.э.) по имени
племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тыс. до н.э. Именно тогда образовалось первое
китайское государство, во главе которого стоял правитель — Ван, бывший одновременно и
верховным жрецом. В то время во всех сферах жизни обитателей Китая произошли значительные
перемены: были изобретены шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическое письмо,
зародились основы градостроительства.
Столица государства — великий город Шан, расположенный недалеко от современного
города Аньян, — в отличие от древнейших поселений имела отчетливый план.

5.

6.

Когда в Китае образовалось государство, возникло представление о Небе
как могущественном верховном божестве Вселенной. Древние китайцы
полагали, что их страна находится в центре Земли, последняя же является
квадратной и плоской. Небо над Китаем имеет форму окружности. Поэтому
они и называли свою страну Чжунго (Срединное царство) или Тянься
(Поднебесная). В разные времена года Небу и Земле приносили обильные
жертвоприношения. С этой целью за чертой города возводили специальные
алтари: круглые — для Неба, квадратные — для Земли.

7. Периоды Чжоу и Чжаньго.

В XI в. до н.э. государство Шан-Инь было завоевано племенем Чжоу.
Победители, основавшие династию Чжоу (XI—III вв. до н.э.), быстро
переняли многие технические и культурные достижения побежденных.
Государство Чжоу существовало многие века, однако его процветание было
недолгим. На политической арене появилось много новых государств, и
Китай уже к VIII в. до н.э. вступил в полосу междоусобных войн. Период с V
по III в. до н.э. получил название Чжаньго («борющиеся царства»).

8.

Образовавшиеся новые царства вовлекли в орбиту китайской цивилизации обширные
области. Стала активно развиваться торговля между отдаленными районами Китая,
чему способствовало строительство каналов. Были открыты месторождения железа,
что позволило перейти к железным орудиям труда и улучшить технику земледелия. В
обращение вошли одинаковые по форме круглые монеты, заменившие деньги,
изготовлявшиеся в форме заступа (суживающейся лопаты), меча или раковины.
Значительно
расширился
круг
ремесел,
вошедших
в
обиход.
В городах развивалась наука. Так, в столице царства Ци было создано первое в
Китае высшее учебное заведение — Академия Цзися. Огромную роль во всей
последующей художественной жизни Китая сыграли возникшие в середине I
тыясчелетия до н.э. два учения — конфуцианство и даосизм.

9. Конфуцианство и Даосизм.

Конфуцианство, стремившееся сохранить порядок и равновесие в государстве, обращалось
к традициям прошлого. Основатель учения Конфуций (около 551—479 до н.э.) считал
вечным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государем и
подданными, между отцом и сыном. Полагая себя хранителем и толкователем мудрости
древних, которые служили образцом для подражания, он разработал целую систему правил
и норм поведения человека — Ритуал. Согласно Ритуалу, необходимо почитать предков,
уважать старших, стремиться к внутреннему совершенствованию. Он создал также правила
для всех духовных проявлений жизни, утвердил строгие законы в музыке, литературе и
живописи.
В отличие от конфуцианства даосизм сосредоточивал внимание на основополагающих
законах Вселенной. Главное место в этом учении занимала теория о Дао — Пути
Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчиненного естественной необходимости
самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию женского и
мужского начал — инь и ян. Основатель учения Лаоцзы считал, что поведение человека
должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя —
иначе в мире нарушится гармония, наступят хаос и гибель. Созерцательный, поэтический
подход к миру, заложенный в учении Лаоцзы, проявился во всех областях художественной
жизни древнего Китая.

10. Периоды Цинь и Хань.

В III в. до н.э. после долгих войн и
междоусобиц мелкие царства объединились
в единую, могущественную империю, во
главе которой встала династия Цинь (221—
207 гг. до н.э.), а затем Хань (206 г. до н.э. —
220 г. н.э.). Правитель и неограниченный
властитель Циньской империи Цинь Ши-
Хуанди
(259—210 гг. до н.э.) был
китайским императором недолгое время, но
сумел укрепить центральную власть. Он
уничтожил
границы
самостоятельных
царств и разделил страну на тридцать шесть
провинций, в каждую из которых назначил
столичного чиновника. При Ши-Хуанди
были проложены новые благоустроенные
дороги, прорыты каналы, соединившие
провинциальные центры со столицей
Сяньян (провинция Шэньси). Была создана
единая письменность, что позволило
жителям разных областей общаться друг с
другом, несмотря на различие местных
диалектов.

11.

С неменьшим размахом сооружали и гробницу императора Цинь Ши-Хуанди. Ее возводили
(в пятидесяти километрах от Сяньяна) в течение десяти лет после восшествия императора
на престол. В строительстве участвовало более семисот тысяч человек. Гробница была
окружена двумя рядами высоких стен, в плане образовывавших квадрат (символ Земли). В
центре располагался высокий конусообразный могильный холм. Круглый в плане, он
символизировал Небо. Стены подземной усыпальницы облицованы отшлифованными
мраморными плитами и нефритом, пол устлан огромными полированными камнями с
нарисованной на них картой девяти областей Китайской империи. На полу стояли
скульптурные изображения пяти священных гор, а потолок имел вид небосвода с сияющими
светилами. После того как саркофаг с телом императора Цинь Ши-Хуанди перенесли в
подземный дворец, вокруг него расположили огромное количество драгоценных предметов,
сопровождавших его при жизни: сосуды, ювелирные изделия, музыкальные инструменты.

12.

Следы перемен в стране были ощутимы повсюду, однако следует заметить, что власть
Цинь Ши-Хуанди основывалась на тотальном контроле, доносительстве и терроре.
Порядок и процветание достигались слишком крутыми мерами, вызывая отчаяние
жителей Цинь. Традиции, нравственность и добродетели пренебрегались, что
вынуждало основную массу населения испытывать духовный дискомфорт. В 213 г. до
н.э. император распорядился изгнать Песни и Предания и сжечь все частные
бамбуковые книги, кроме гадательных текстов, книг по медицине, фармакологии,
сельскому хозяйству и математике. Уцелели памятники, находившиеся в архивах, но
большая часть древних источников по истории и литературе Китая погибла в огне
этого безумия. Был издан указ, запрещавший частное обучение, критику
правительства, а также процветавшие некогда философские учения. После смерти
Цинь Ши-Хуанди в 210 г. до н.э. на фоне общей политической нестабильности и
недовольства начались восстания, которые и привели империю к гибели.

13.

В 207 г. до н.э. власть захватил вождь восставших Лю Бан, будущий
основатель династии Хань, правившей на протяжении четырех столетий. Во II
в. до н.э. Ханьская империя признала конфуцианство и в его лице обрела
официальную идеологию с отчетливо выраженным религиозным оттенком.
Нарушение конфуцианских заповедей каралось смертью как наитягчайшее
преступление. На основе конфуцианства была выработана всеохватывающая
система образа жизни и организации управления. Император в своем
правлении должен был опираться на принципы человеколюбия и
справедливости, а помогать ему проводить правильную политику должны
были ученые чиновники.

14.

Отношения в обществе регулировались на основе Ритуала, который определял
обязанности и права каждой группы населения. Всем людям надлежало строить
отношения в семье на основе принципов сыновней почтительности и братской
любви. Это означало, что каждый человек должен был беспрекословно
выполнять волю отца, слушаться старших братьев, заботиться о своих
родителях в старости. Таким образом, китайское общество становилось
сословным не только в государственном, но и в нравственном смысле этого
понятия. Послушание младших старшим, низших высшим, а всех вместе
императору — основа развития китайской цивилизации с ее всеобщей строгой
регламентацией
жизни
вплоть
до
мелочей.

15.

Эпоха Хань в истории Китая отмечена новым расцветом
культуры и искусства, развитием науки. Зарождается
историческая наука. Ее основоположник Сыма Цянь создал
пятитомный трактат, где подробно изложил историю Китая с
древнейших времен. Китайские ученые приложили немало
усилий, чтобы переписать древние сочинения с ветхих
бамбуковых пластинок, служивших книгами, на шелковые
свитки. Важнейшим открытием стало изобретение в I в. н.э.
бумаги.
Караванные пути связали Китай с другими странами. Например, по Великому
Шелковому пути китайцы везли на запад шелк и тончайшие ручные вышивки, которые
славились на весь мир. В письменных источниках сохранились сведения об оживленной
торговле Ханьской империи с Индией и далеким Римом, в котором Китай издавна
называли Страной Шелка.

16.

Главные центры Ханьской империи — Лоян и Чанъань — воздвигали по
изложенным в древних трактатах правилам — по плану с четким делением на
кварталы. Дворцы правителей находились на главной магистрали города и
состояли
из
жилых
и
парадных
покоев,
садов
и
парков.
Знатных людей хоронили в просторных гробницах, стены которых были
выложены керамическими или каменными плитами, а потолки поддерживали
каменные колонны, которые завершались, как правило, парой драконов.
Снаружи к погребальному холму вела Аллея Духов — охранителей могил,
обрамленная статуями зверей.

17.

Домашнее задание.
Копии орнаментов и акварельных зарисовок растительных
мотивов.

18.

19.

Керамика.
Изготовление сосудов в Древнем Китае.

20.

Сосуды Яншао делались из
бледно-желтой
или
красновато-бурой обожженной
глины,
вначале
вручную,
затем

с
помощью
гончарного круга.

21.

Те, что делались на гончарном
круге, отличались необычайной
правильностью форм. Керамику
обжигали при температуре около
полутора тысяч градусов по
Цельсию, а затем лощили
кабаньим зубом, благодаря чему
она становилась гладкой и
блестящей.
Верхнюю
часть
сосудов покрывали сложными
геометрическими узорами —
треугольниками,
спиралями,
ромбами и кругами, а также
изображениями птиц и зверей.
Особенно были популярны рыбы,
стилизованные
под
геометрическую
роспись.
Орнамент имел магическое
значение и, по-видимому, был
связан
с
представлениями
древних
китайцев о силах
природы. Так, зигзагообразные
линии и серповидные знаки,
вероятно, являлись условными
изображениями молний и луны,
впоследствии перешедшими в
китайские иероглифы.

22.

23.

До
наших
дней
дошло
множество
изделий
художественных
ремесел,
которые предназначались для
ритуальных церемоний в
честь
духов
предков
и
божеств,
управляющих
силами природы. Мастерством
исполнения
отличаются
ритуальные
бронзовые
сосуды,
использовавшиеся
для жертвоприношений. В
этих тяжелых монолитных
изделиях соединились все
сложившиеся к тому времени
представления
о
мире.
Внешние поверхности сосудов
покрыты рельефом. Главное
место в нем отводилось
изображениям
птиц
и
драконов,
воплощавших
стихию неба и воды, цикад,
предвещавших
хороший
урожай, быков и баранов,
суливших людям сытость и
благоденствие.

24.

25.

Весьма частый мотив украшения бронзовых сосудов —
изображение
зооморфной
маски
демона
(так
называемого Тао Тие).

26.

Высокий, стройный, расширяющийся
вверху
и
внизу
кубок
(«гу»)
предназначался для жертвенного
вина. Обычно на поверхности этих
сосудов
изображали
тонкий
спиралевидный «узор грома» («лэйвэнь»),
на
фоне
которого
и
выполнялись основные изображения.
Объемные звериные морды как будто
вырастают из бронзы. Сами сосуды
часто имели форму зверей и птиц
(Ритуальный бронзовый сосуд), ибо
они должны были охранять человека
и защищать посевы от злых сил.
Поверхность таких сосудов сплошь
заполняли выступы и гравировка.
Причудливую
и
фантастическую
форму древнекитайских бронзовых
сосудов с драконами упорядочивали
четыре
вертикальных
выпуклых
ребра, расположенных по сторонам.
Эти ребра ориентировали сосуды по
сторонам света, подчеркивая их
ритуальный
характер.

27.

28.

Сосуд для вина с
крышкой и ручкой,
высота 41,5 см.
ок. XIII в. до н.э.

29.

Кубок из слоновой кости
с инкрустацией из бирюзы,
высота 30,5 см.
ок. 1250 г. до н.э.

30.

Барабан,
высота 75 см.
Период поздней Шан

31.

Сосуд для
жертвенных
возлияний,
высота 58,3 см.
XII – XI в. до н.э.

32.

Ритуальный сосуд,
высота 30,5 см.
XI в. до н.э.

33.

Сосуд с крышкой
в форме фантастического
животного. высота 26,5 см
ок. 1200 г. до н.э.

34.

Сосуды, использовавшиеся для подогрева и розлива вина,
1 – высота 30 см, 2 – высота 22,5 см. Период поздней Шан

35.

Ритуальный топор, высота 17 см, ширина 18 см.
Период поздней Шан

36.

Сосуд для приготовления пищи на огне,
высота 33 см. ок. XI в. до н.э.

37.

Скульптура Древнего Китая.

38.

Подземные захоронения знати в эпоху
Шан-Инь представляли собой две
расположенные друг над другом
глубокие
подземные
камеры
крестообразной или прямоугольной
формы. Их площадь достигала иногда
четырехсот квадратных метров, стены
и потолок были расписаны красными,
черными и белыми красками или
инкрустированы кусочками камня,
металла и т.п. Входы в погребения
охраняли
каменные
фигуры
фантастических зверей. Чтобы души
предков ни в чем не нуждались, в
захоронения помещали различные
ремесленные изделия — оружие,
бронзовые сосуды, резные камни,
драгоценности, а также магические
предметы (Бронзовая фигура на
пьедестале). Все предметы, которые
клали в захоронения, а также
украшавшие статуи и бронзовую
утварь узоры имели магический смысл
и были связаны единой символикой

39.

В периоды Чжоу и Чжаньго появилось
множество
предметов
декоративноприкладного
искусства,
служивших
ритуальным целям: бронзовые зеркала,
колокола,
разнообразные
предметы
из
священного камня нефрита. Полупрозрачный,
всегда холодный нефрит символизировал
чистоту и всегда считался охранителем от яда и
порчи (Нефритовая фигурка).

40.

Обнаруженная в погребениях расписная лаковая
утварь — столики, подносы, шкатулки,
музыкальные инструменты, богато украшенные
орнаментами, — также служила ритуальным
целям. Производство лака, как и шелкоткачество
тогда было известно только в Китае.
Окрашенный в разные цвета натуральный сок
лакового дерева многократно наносили на
поверхность изделия, что придавало ему блеск,
прочность и предохраняло от влаги. В
погребениях провинции Хунань в Центральном
Китае археологи обнаружили много предметов
лаковой
утвари
(Деревянная
фигурка
охранителя).

41.

Скульптуры животных.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

Терракотовые
воины.

48.

49.

Храмовая скульптура.

50.

51.

52.

Монументальная скульптура.

53.

Войско, разделенное на
несколько шеренг,
выстроено в боевом
порядке. Есть здесь и
кони и колесницы,
также вылепленные из
глины. Все фигуры
выполнены в
натуральную величину
и раскрашены; каждый
из воинов обладает
индивидуальными
чертами (Терракотовая
фигура лучника из
гробницы Цинь Шихуанди).

54.

Но подземное царство императора Цинь Ши Хуанди не ограничивалось самим погребением. В
1974 г. на расстоянии полутора километров от него археологи обнаружили одиннадцать глубоких
подземных тоннелей, выложенных керамической плиткой. Расположенные параллельно друг
другу, тоннели служили пристанищем гигантскому глиняному войску, охранявшему покой своего
повелителя.

55.

56.

Скульптуры из
бронзы.

57.

Архитектура
Комплекс в Дуньхуане.
Дуньхуан
древний
исторический
центр
Великого Шёлкового Пути.
Располагается
в
самом
сердце
пустыни
Гоби
провинции Ганьсу.
Самой известной
достопримечательностью
Дуньхуана считаются пещеры
Могао.
Другое название: пещера тысячи Будд.

58.

Один буддийский монах очень долго бродил по
пустыне в поисках умиротворённого места, в
котором можно бесконечно медитировать. И
вышел на место современного Могао, в песчаной
стене вырыл себе дыру. Сел туда в позе лотоса и
застыл в вечной медитации. Спустя какое-то
время древние китайцы обнаружили его статую в
песчаной пещере и посчитали это место
священным. Древние китайцы стали рыть
пещеры в песчаной стене, создавать статуи
Будды, расписывать стены.
И каждая
последующая династия пыталась превзойти
мастерством предыдущую. Строительство пещер
и росписи не прекращалось даже со сменой
разных династий. Люди построили деревянные
лестницы, рыли гроты, создавали скульптуры.
Но в один момент, на них напали 500
разбойников. Это была монгольская армия. Они
силой забрали ценные вещи, разворовали
пещеры и скрылись в пустыне. Среди барханов
их настигла суровая участь. Пустыня отомстила
монголам за воровство. Песчаные барханы
засыпали песком армию. Смысл фильма в том,
что все воздается по поступкам. Тем более, в
священном месте.
https://redpion.ru/1258_gorod-dunhuan-unikalnyj-gorod-s-velikoj-istoriej/

59.

60.

61.

В результате проникновения из Индии буддизма, в Китае появляются и новые типы
культовых сооружений. Это прежде всего пагоды, представляющие собой башни из
кирпича или камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, а кроме
того, пещерные храмы, подобные индийским.
Так же как и в Индии, в Китае, под влиянием сооружений из бамбука некоторые
архитектурные формы принимали своеобразный характер, например углы крыши
были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.
В Таиланде, Лаосе, Корее пагодами называют буддийские ступы,
зачастую являющиеся хранилищами священных предметов или
мемориальными комплексами.
В Непале, северной Индии, Тибете, Китае, Японии, а также в западных
странах пагодами называют многоярусные башни, используемые как
храмы.

62.

63.

В начале нашего летоисчисления возникают новые большие города, и важной задачей
опять становится строительство дворцов, которые представляли собой целые
комплексы построек с павильонами, воротами и бассейнами посреди архитектурно
проработанных парков. Для китайцев характерна особая любовь к природе,
проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной
части жизненной среды. Это выражается в сооружении храмов, объединяемых в
симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садами, в которых стоят
отдельные пагоды.
Кроме городов, храмов и дворцов строились гидротехнические сооружения, каналы и
плотины.
Императорский дворец в г. Лицзянг.

64.

Запретный город

65.

Сады дворцов Китая

66.

67.

68.

Храм Неба — храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий
единственный храм круглой формы в городе — Храм Урожая (это главный храм
комплекса, часто называемый Храмом Неба).

69.

Храм Неба был построен при династии Мин в 1420 г., когда император Юн Лэ перенес столицу
Китая из Нанкина в Пекин. В последующие пять веков здесь в день зимнего солнцестояния
проходили императорские молебны с жертвоприношениями во славу Неба с просьбой
ниспослать хороший урожай.

70.

71.

72.

73.

Для защиты северных границ империи от вторжений кочевых племен из
остатков оборонительных укреплений отдельных царств было создано самое
мощное крепостное сооружение времени — Великая китайская стена.

74.

Ее длина составляла семьсот пятьдесят километров. Толщина стены колебалась от пяти до восьми
метров, в высоту стена достигала десяти метров. Верхний край венчали зубцы. По всей длине стены
во множестве располагались сигнальные башни, на которых в случае малейшей опасности
зажигались огни. От Великой китайской стены до самой столицы была проложена дорога.

75.

Наскальная живопись
Живопись пещеры Сигирия

76.

Пещерные храмы Могао
https://turisheva.ru/2013/12/29/dunhuanskiy-hramovyiy-kompleks-drevneyshiy-pamyatnik-buddizma-v-kitae/

77.

Пещерная роспись в Дуньхуане

78.

Могао, наряду с Пещерой тысячи Будд в Безеклике, — один из самых ранних
буддийских храмов Китая. Его возникновение на восточной кромке пустыни
Такла-Макан неслучайно: здесь проходили караваны с шёлком, вместе с
которыми буддийские учения просачивались в Китай

79.

80.

Рукописный фонд Могао
весьма
разнообразен
по
содержанию и датировке —
это буддийские, даосские,
несторианские
и
манихейские
религиозные
тексты,
трактаты
по
философии,
математике,
медицине,
астрономии,
истории
и
географии,
словари, записи народных
песен
и
классической
китайской
поэзии,
официальные документы.

81.

82.

Уданшань (кит. упр. 武当山, пиньинь: Wǔdāng Shān, палл.: Уданшань), гора Удан —
небольшой горный хребет в провинции Хубэй, который находится недалеко от
промышленного города Шиянь и около 120 км от города Сянфань.

83.

Большая часть фресок посвящена
Будде,
его
проповедям
и
джатакам, а также бодхисаттвам,
апсарам
(феям),
монахам,
благочестивым
верующим.
Вероятно в древности эти
изображения
служили
для
наглядного
представления
канонов буддизма неграмотным
людям.
Много
росписей
воспроизводит
подлинные
события
из
истории
распространения буддизма.

84.

Почти во всех 492 пещерах присутствуют изображения прекрасных
летящих апсар (фэйтянь 飛天). Они поют, красиво танцуют, играют на
лютнях киба и других музыкальных инстрементах, разбрасывают цветы,
сопровождая Будду, читающего проповедь. У них нет крыльев и только
длинные разноцветные ленты помогают феям парить в воздухе.

85.

86.

87.

88.

89.

90.

Другие росписи посвящены событиям из повседневной жизни: торжественный выезд
императора, иностранные послы на пиру, встреча китайских и западных купцов, турниры
воинов, выступления музыкантов, свадебная церемония, сцены охоты, рыбной ловли,
сельскохозяйственных работ. Фрески изображают людей разных национальностей и
социальных
слоев,
их
обычаи
и
одежду
Комплекс древних строений в горах Уданшань.

91.

В оформлении погребения главную роль играли рельефы. Наиболее
богаты по содержанию рельефы в погребениях провинций Шаньдун и
Сычуань. На рельефах представлены сцены жатвы, охоты на диких
уток, мчащиеся легкие колесницы, в которые впряжены тонконогие
горячие кони («Процессия с колесницей и всадниками»). Все
изображения очень реалистичны.

92.

Первый человек Пань-Гу
Было время, когда земля и небо еще не отделились друг от друга и, слитые вместе, составляли нечто, отдаленно
напоминающее по виду куриное яйцо. Здесь и зародился, как цыпленок в желтке, первый человек Пань-гу.
Прошло восемнадцать тысяч лет, прежде чем он пробудился. Вокруг бьш непроницаемый липкий мрак, и
сердце человека онемело от страха. Но вот его руки нащупали какой-то предмет. Это был невесть откуда
взявшийся топор. Пань-гу размахнулся что было сил и ударил перед собой.
Раздался оглушительный грохот, словно бы от того, что надвое раскололась гора. Неподвижный мир, в котором
находился Пань-гу, пришел в движение. Все легкое и чистое всплыло вверх, а тяжелое и грязное опустилось на
дно. Так возникли небо и земля.
«Долго ли они останутся разделенными? Сможет ли держаться небо без опоры?» — эти тревожные мысли
вспыхнули в мозгу первого человека, и он тотчас же уперся головою в небо, а ногами в землю.
Так он стоял не шелохнувшись. С каждым днем небо поднималось выше на один чжан1, и Пань-гу тоже
вытягивался на один чжан. 18 тысяч лет находился первый человек между небом и землей, пока расстояние
между ними не установилось в 90 тысяч ли.
После этого небо перестало подниматься, и Пань-гу понял, что мир завершен. Он радостно вздохнул. Со
вздохом родились ветер и дождь. Он открыл глаза — и начался день. Ему бы жить и жить, радуясь прочности и
красоте новорожденного мира. Но жизнь его была в росте. Прекратив расти, он должен был умереть.
Тело Пань-гу стало светом и жизнью. Левый глаз засиял солнцем, правый — заблестел луной. Четыре
конечности и пять внутренних частей тела стали четырьмя сторонами света и пятью священными горами, кровь
— реками и ручьями, жилы и вены — дорогами, покрывшими землю, плоть — почвой, а волосы на голове и усы
— растительностью на ней, зубы и кости — золотом и каменьями, костный мозг — жемчугом и нефритом,
предсмертный пот, выступивший на теле Пань-гу, стал дождем и росой.

93.

94.

95.

Нюйва-прародительница
Земля уже отделилась от неба. Ввысь поднялись священные горы. К морям текли реки, полные рыб. Леса и степи были
переполнены дикими животными. Над лугами парили непуганые птицы. Но не было еще людей, и поэтому мир оставался
незавершенным.
Знала это прародительница Нюйва, богиня с туловищем змеи, но с человеческим белым лицом, словно покрытым пудрой. Она
сползла с обрыва к пруду, взяла в горсть желтой глины и, глядя на колебавшееся в воде изображение верхней части своего тела,
вылепила небольшую фигурку. Не успела она поставить ее на ножки, как фигурка ожила, закричала «уа-уа» и весело, запрыгала.
Нюйва тоже радовалась тому, что ей удалось создать Жэня («Человека»). Продолжая свой труд, она вылепила еще несколько сотен
человечков обоего пола. Они, приплясывая, разбежались кто куда. Нюйва понимала, что у нее не хватит ни сил, ни времени, если
она будет таким же образом лепить всех людей, могущих населить землю. Поэтому, сорвав свисавшую с обрыва лиану, она
опустила ее в топь и, когда лиана покрылась глиной, стряхнула ее на землю. Всюду, где падали кусочки глины, возникли кричащие
и прыгающие человечки. Впоследствии богатые и знатные говорили, будто они вылеплены руками Нюйвы в отличие от бедных и
худородных, которых ее руки не касались.
После того Нюйва задумалась, как продолжить род человеческий: ведь ее создания не были вечными и умирали, достигнув
определенного возраста. Она соединила мужчин и женщин, и от них происходили новые человечки без ее помощи.
Жила Нюйва некоторое время не зная забот. Но землю охватили великие бедствия. В некоторых местах обрушился небосвод, и там
образовались огромные черные дыры. Через них просочился жар, и на земле запылали леса. Образовались провалы, через которые
хлынули подземные воды. Враждебные друг другу, Вода и Огонь объединились, чтобы уничтожить людей.
Видя, как страдают ее создания, Нюйва принялась за работу, чтобы починить прохудившийся небосвод. Она собрала множество
разноцветных камней, расплавила их на огне и заделала образовавшейся массой небесные дыры. Чтобы укрепить небо, Нюйва
убила гигантскую черепаху, отрубила у нее четыре ноги и поставила их на четырех частях земли в качестве подпорок, державших
небосвод. Впрочем, небосвод не вернулся в свое прежнее состояние. Он несколько покосился, что можно видеть по движению
солнца, луны и звезд. Кроме того, к юго-востоку от Поднебесья образовалась огромная впадина, заполнившаяся водою всех морей
и рек. Ее назвали Океаном.

96.

97.

Упражнения
Задание №1
Часть произведений китайской архитектуры, живописи и декоративно-прикладного
искусства, а часть создана в Европе и представляет явление «шинуазри» – то
фантазийное увлечение китайской культурой, которое охватило Европу с конца 17
века. Разделите памятники, представленные на фотографиях, на две группы:
произведения китайского искусства и европейские вещи в китайском стиле. Впишите
номера изображений в соответствующую графу таблицы.
1
2

98.

4
3

99.

5
6

100.

7
8

101.

10
9

102.

Китай
Европа
1, 3, 5, 8, 10
2, 4, 6, 7, 9

103.

Задание №2
Во второй половине XVIII века в Европе и России был построен целый ряд
парковых павильонов в китайском стиле. Они предназначались для увеселения и не
предполагали тщательного подражания китайским постройкам или глубокого
проникновения в принципы восточной архитектуры. В них одновременно
отражалось и фантазийное представление о Китае, и подлинное знание. К
постройкам в китайском вкусе проявляли интерес монархи, во многом
определившие Век Просвещения, – Фридрих Великий и Екатерина II.
В 1755–1764 годах по заказу и при участии прусского императора в загородной
резиденции Сан-Суси был построен Китайский чайный павильон, а двадцать лет
спустя по приказу русской императрицы начинается строительство Китайской
деревни Царского Села.
Посмотрите на фотографии этих построек, представленные в задании.
Подумайте, как сочетаются в них черты китайской и европейской архитектуры.
Обратите внимание на планировку, архитектурные формы и элементы (окна,
проёмы, опоры, крыши и т. д.), скульптурный декор и цвет сооружений. В качестве
ответа напишите небольшой связный текст на тему «Китайское и европейское в
Чайном павильоне в Сан-Суси и Китайской деревне Царского Села».
Рекомендуемый объём 10–15 предложений.

104.

Чайный павильон в Сан-Суси. (архитектор И.Г. Бюринг, 1755–1764)
Чайный павильон. Вид сверху

105.

Чайный павильон. Общий вид

106.

107.

Чайный павильон. Фрагменты.

108.

109.

Китайская деревня Царского Села.
(архитекторы Ч. Камерон, А. Ринальди, конец 1780-начало 1790 гг.)
Китайская деревня. Общий вид

110.

Китайская деревня. Ворота

111.

Китайская деревня. Центральный павильон

112.

Критерии оценки аргументации
Наличие тонких
наблюдений, выявляющих
существенные смыслы
8 баллов
Умение обобщать
проанализированный
материал и делать выводы
4 балла
Обоснованные культурные
ассоциации
4 балла
Логика и связность
рассуждения
2 балла
Корректное использование
понятийного аппарата и
терминов
2 балла

113.

Задание №3
«Соловей»
Сказка «Соловей» Ганса Христиана Андерсена была написана в 1843 году, это фантастическая
история, место действия которой – экзотический для Андерсена и его читателей Китай. Главная
тема сказки – это столкновение живого творчества и механического искусства. В начале XX века
сюжет сказки и её скрытый символический смысл оказался интересен сразу нескольким
мастерам. Книжный график Георгий Нарбут создал серию иллюстраций для отдельного издания
сказки в 1912 году, а театральный художник Александр Бенуа работал над декорациями и
костюмами к оперному спектаклю по мотивам сказки в 1914 году.
Внимательно прочтите фрагмент сказки, рассмотрите иллюстрации Нарбута и эскизы декораций
Бенуа. Подумайте над следующими вопросами.
Как в тексте сказки Андерсена изображается пространство? Какие предметы и объекты
упомянуты в тексте?
Какие эпитеты выбраны для характеристики дворца императора и сада вокруг него? Какое общее
ощущение возникает от Китая после прочтения фрагмента из сказки?
В какое настроение погружает читателя этот текст?
Посмотрите на иллюстрации Г. Нарбута и эскизы А. Бенуа – как переданы в них внутреннее
убранство дворца и пространство вокруг него? На что похожи силуэты зданий?
Каким способом каждый из художников подчёркивает «китайское» в изображении? Какие детали
помогают нам идентифицировать героев и постройки как китайские?
В чём сходство, а в чём различие трактовок пространства у Нарбута и Бенуа?
Опираясь на эти вопросы, материал предыдущих заданий и свои наблюдения, напишите
небольшое рассуждение (80–100 слов) на тему «Китай в иллюстрациях Г. Нарбута и эскизах А.
Бенуа».

114.

Ганс Христиан Андерсен «Соловей» (фрагмент)
В Китае, как ты знаешь, и сам император и все его подданные ‒ китайцы.
Дело было давно, но потому-то и стоит о нём послушать, пока оно не забудется совсем!
В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского; он весь был из
драгоценного фарфора, зато такой хрупкий, что страшно было до него дотронуться. В
саду росли чудеснейшие цветы; к самым лучшим из них были привязаны серебряные
колокольчики; звон их должен был обращать на цветы внимание каждого прохожего.
Вот как тонко было придумано! Сад тянулся далеко-далеко, так далеко, что и сам
садовник не знал, где он кончается. Из сада можно было попасть прямо в густой лес; в
чаще его таились глубокие озёра, и доходил он до самого синего моря. Корабли
проплывали под нависшими над водой вершинами деревьев, и в ветвях их жил соловей,
который пел так чудесно, что его заслушивался, забывая о своем неводе, даже бедный,
удрученный заботами рыбак. «Господи, как хорошо!» ‒ вырывалось наконец у рыбака,
но потом бедняк опять принимался за своё дело и забывал о соловье, на следующую
ночь снова заслушивался его и снова повторял то же самое: «Господи, как хорошо!» Со
всех концов света стекались в столицу императора путешественники; все они дивились
на великолепный дворец и на сад, но, услышав соловья, говорили: «Вот это лучше
всего!»

115.

Возвращаясь домой, путешественники рассказывали обо всём виденном; учёные описывали столицу,
дворец и сад императора, но не забывали упомянуть и о соловье и даже ставили его выше всего;
поэты слагали в честь крылатого певца, жившего в лесу, на берегу синего моря, чудеснейшие стихи.
Книги расходились по всему свету, и вот некоторые из них дошли и до самого императора. Он
восседал в своем золотом кресле, читал-читал и поминутно кивал головой ‒ ему очень приятно было
читать похвалы своей столице, дворцу и саду. «Но соловей лучше всего!» ‒ стояло в книге.
‒ Что такое? ‒ удивился император. ‒ Соловей? А я ведь и не знаю его! Как? В моем государстве и
даже в моем собственном саду живёт такая удивительная птица, а я ни разу и не слыхал о ней!
Пришлось вычитать о ней из книг!
И он позвал к себе первого из своих приближенных; а тот напускал на себя такую важность, что,
если кто-нибудь из людей попроще осмеливался заговорить с ним или спросить его о чём-нибудь,
отвечал только: «Пф!» ‒ а это ведь ровно ничего не означает.
‒ Оказывается, у нас здесь есть замечательная птица, по имени соловей.
Ее считают главной достопримечательностью моего великого государства! ‒ сказал император. ‒
Почему же мне ни разу не доложили о ней?
‒ Я даже и не слыхал о ней! ‒ отвечал первый приближённый. – Она никогда не была представлена
ко двору!
‒ Я желаю, чтобы она была здесь и пела предо мною сегодня же вечером! ‒ сказал император. ‒ Весь
свет знает, что у меня есть, а сам я не знаю!
‒ И не слыхивал о такой птице! ‒ повторил первый приближённый. ‒
Но я разыщу её!
Легко сказать! А где её разыщешь?
Первый приближённый императора бегал вверх и вниз по лестницам, по залам и коридорам, но
никто из встречных, к кому он ни обращался с расспросами, и не слыхивал о соловье. Первый
приближённый вернулся к императору и доложил, что соловья-де, верно, выдумали книжные
сочинители.
‒ Ваше величество не должны верить всему, что пишут в книгах: всё это одни выдумки, так сказать
черная магия!..

116.

Но ведь эта книга прислана мне самим могущественным императором Японии, и в ней не может
быть неправды! Я хочу слышать соловья! Он должен быть здесь сегодня же вечером! Я объявляю
ему мое высочайшее благоволение! Если же его не будет здесь в назначенное время, я прикажу
после ужина всех придворных бить палками по животу!
‒ Тзинг-пе! ‒ сказал первый приближённый и опять забегал вверх и вниз по лестницам, по
коридорам и залам; с ним бегала и добрая половина придворных, ‒ никому не хотелось отведать
палок. У всех на языке был один вопрос: что это за соловей, которого знает весь свет, а при дворе
ни одна душа не знает.
(перевод А.В. Ганзен)
Иллюстрации Георгия Нарбута к сказке «Соловей»

117.

118.

А. Бенуа. Эскизы декораций к опере «Соловей»
English     Русский Правила