Похожие презентации:
Контраст живого и мёртвого в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
1.
Контраст живого и мёртвогов поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
2.
Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайшихдеятелей классической русской литературы,
оказавшей огромное влияние на развитие передовой культуры всего человечества. В XIX
веке Чернышевский писал о Гоголе :
« Давно уже не было в мире писателя, который
был так важен, для своего народа, как Гоголь для
России».
И в наше время произведения замечательного
писателя звучат по- прежнему актуально.
Цель исследования: рассмотреть, как в
Задачи:
поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
противопоставлены два мира – мир
«мертвых душ» и «живых душ».
познакомиться с замыслом поэмы и выяснить
смысл её названия ;
проанализировать «мертвый мир» в поэме;
проанализировать «живой мир» в поэме;
сделать выводы об их противопоставлении.
3.
Смысл названия поэмыМетафорический
Исторический
«…Не ревизские – мёртвые души, а все эти
Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот
мёртвые души, и мы их встречаем на
каждом шагу» (А. Герцен).
С начала 18 века в России
регулярно проводилась пеЖизнь человека немыслима без насторепись крестьян для взимания
ящих духовных движений,
налога с их владельцев (помеа «хозяева жизни» -мертвы.
щиков). Ревизские списки составлялись раз в несколько
лет , и умершие за это время крестьяне продолжали чиЗа условным обозначением умершегослиться живыми до новой
мёртвая душа – стоят реальные крестьяне,
переписи.
конкретные люди со своими яркими характерами, которых помещик властен продать или
купить.
Символикой заглавия задано противопоставление мёртвого и живого
4.
5.
Главные черты помещика Манилова – неопределенность,сентиментальная слащавость, переходящая в приторность,
отсутствие живой мысли, живого стремления, душевная пустота,
дряблость и пошлость души, мелочность чувств, ротозейство и
беспечность…
Манилов – это представитель особого рода людей, известных под
именем: «люди так себе, ни то ни сё».
6.
Основные черты помещицы – «дубинноголовость», жадность,упорство, примитивная хитрость, суеверие.
Но в противоположность Манилову Коробочка экономически
достаточно устойчива, так как ведет сравнительно большие
операции по сбыту сельскохозяйственной продукции и хорошо
знает цену «копейке». Но она отличается такой же пошлостью и
«мертводушием», как и Манилов. Её поведением руководит
страсть к наживе и корысть.
7.
В образе Собакевича еще с большей силой,чем в образе Коробочки, скрыто мертвящее
влияние на душу человека страсти к стяжению.
В то время как Манилов имеет какое – то
стремление к любезности, к сентиментальной,
слащавой игре фантазии, у Собакевича все
сосредоточено на неуклонном стремлении к
накоплению,
насыщению
собственного
желудка,
упрочнению
собственного
благополучия. В том единственная цель его
существования. Собакевич чужд каких бы то
ни было высших стремлений. Наличие в
Собакевиче одного лишь животного начала
приводит к нелепой уродливости его фигуры и
обстановки его дома.
8.
Помещик Ноздрёв - непоседа, герой ярмарок, карточных столов.Отличительные черты Ноздрёва – наглое вранье, неугомонная
юркость, особая бойкость, экспансивная подвижность, стремительная
«деятельность», не имеющая смысли и цели, но неизменно хитрая и
хулиганская.
Ноздреву для его непрестанных кутежей нужны деньги. Доходы,
получаемые с крестьян, он тут же проматывает. Все, что ни привезли
из деревни, было продано по самой выгодной цене. А из крестьян он
умел выколачивать всё, что только было возможно.
Широкая типичность образа Ноздрёва для господствующих в России
классов породила особое понятие ноздревщины как синонима наглого
и грубого вранья, хамского разгильдяйства, распоясанности по
отношению к другим людям.
9.
Плюшкин принципиально отличается отвсех
предыдущих
помещиков.
Всех
остальных помещиков мы застаем такими,
какими они сложились. У этих героев нет
прошлого, которое бы отличалось от
настоящего и что – то в нем объясняло.
Мертвенность
Плюшкина
не
так
абсолютна. Это герой с развитием, то
есть о нем мы можем судить как о
развивающимся, изменяющимся (пусть и к
худшему) человеке. Образ Плюшкина
соответствует картине его имения. Тот же
распад и разрушение, утрата человеческого
облика. В нем и в его доме чувствуется
движение тления, распада. Не зря автор
окрестил его прорехой на человечестве.
10.
Чичиков – плут, человек у которого все заранее высчитано, человек,всецело охваченный жаждой обогащения, меркантильным
интересом, человек, погубивший свою душу. Характерной чертой
Чичикова является невероятная многократность натуры. Он умеет
показать себя человеком светским, всесторонне развитым и
порядочным. Выставляя на показ свою доброжелательность к людям ,
он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их
расположение. Чичиков легко «перевоплощается», меняет манеры
поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях.
11.
В царской России 30 – 40-фх годов XIX веканастоящим бедствием для народа было не
только
крепостное
право,
но
и
бюрократический
чиновничий
аппарат.
Основа этой среды – воровство, взятки,
чинопочитание, круговая порука.
Все чиновники, начиная с мелкого
губернского
секретаря
и
заканчивая
представителем, высшей власти, нечистые,
корыстные, жестокие люди, безразличные к
судьбам народа и страны.
Но кроме помещиков есть еще и город N, а
в нем - губернатор, вышивающий шелком
по тюлю, и дамы хвастающиеся модной
тканью, и Иван Антонович кувшинное рыло,
и целый ряд чиновников, проедающих и
проигрывающих в карты свою жизнь.
Этот мир безумен – он забыл о душе,
а бездуховность и есть причина распада.
12.
Народ - это самая живая душа, которая хранит и выявляет все лучшее,пламенное, русское. В образе народа живут боль и надежда, любовь и
упрек. Их талант и их жизнь – в труде.
В поэме миру угнетателей – «мертвых душ» противопоставлен
многострадальный русский народ, нищая, но полная скрытой жизни и
внутренних сил Русь. Родина – это прежде всего народ. Н. В. Гоголь с
большим мастерством изобразил в поэме простых русских людей.
Крестьяне – бесправные люди, но все они живые и мертвые,
предстают перед нами тружениками.
13.
Гоголь ценил в народе природный талант, живой ум,острую наблюдательность: «Как метко все, что вышло из
глубины России …бойкий русский ум, что не лезет в карман
за словом, не высиживает его, как наседка, а вылепливает
сразу, как «пашпорт», на вечную носку». Гоголь видел в
русском слове, в русской речи отражение характера своего
народа.
В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение
тоски и стремления народа к другой жизни, к
прекрасному будущему: «Еще до селе загадка, писал Гоголь, - этот необъятный разгул, который
слышится в наших песнях, несется куда-то мимо
жизни и самой песни, как бы сгорая желанием
лучшей отчизны, по которой тоскует со дня
создания человек»
Ну, что ж, Россия найдет средства сдвинуть
с места свою бедную, бесприютно раскинувшуюся на широчайших пространствах жизнь.
Гоголя знает, какие это будут средства, но
искренне верит в силы русского народа и
великое будущее России: «Русь! Русь! Вижу
тебя, из моего чудного, прекрасного далека
тебя вижу»
14.
Изучив данную тему, я пришла к следующим выводам:Вся
галерея
помещиков
–
характеры
яркие,
индивидуальные,
запоминающиеся. При всем внешнем разнообразии их суть одинакова:
владея живыми душами крестьян, сами они – души мертвые. На
примере истории жизни Плюшкина автор убеждает, что человек не
рождается с «мертвой» душой – омертвление происходит, когда человек
подчиняет себя господствующим в обществе законам и предаёт идеалы
юности.
Чиновники обезличены. Их интересы сосредоточены на сплетнях ,
пересудах, на тщеславии и зависти. Друг от друга они отличаются
только размером взятки.
15.
Миру «мертвых душ» противостоит в поэме лирическийобраз народной России.
Гоголь глубоко чувствует живую душу народа, говорит о
народной удали, смелости, любви к свободной жизни.
Лучшие черты крестьян, о которых рассказывается в поэме,
собираются в национальный русский характер:
Талантливость
Острота ума
Меткость слова
широта
И
щедрость души
16.
Есть в поэме образы - символы. Рисуя образ беглого крестьянинаАбакума Фырова, Гоголь показывает вольнолюбивую и широкую
натуру, которая не хочет мириться с гнетом и унижением крепостной
жизни, предпочитая ей тяжелую, но свободную жизнь бурлака. Перед
нами настоящий русский богатырь. «Птица – тройка» - символ
национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в
мировом масштабе. Стремительный полет «птицы – тройки»
противопоставлен однообразному кружению от помещика к
помещику брички Чичикова.
«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?
…и мчится вся вдохновенная Богом!... Русь, куда ж несешься ты?
Дай ответ. Не дает ответа… летит мимо все, что ни есть на земле… и
дают ей дорогу другие народы и государства».