10.60M
Категория: МузыкаМузыка

Музыкальное и песенное искусство Средневековья

1.

Музыкальное и
песенное искусство
Средневековья
X - XV века

2.

Средние века — наиболее длительная культурная эпоха в истории Западной Европы.
Она охватывает девять столетий — с VI по ХIV век. Музыка раннего Средневековья,
с 457 г.н.э. до 800-х гг.н.э., носит чаще всего исключительно религиозный характер.
Это было время, когда христианский мир жил, как единая семья с общим
патриархальным укладом жизни. И в деревенской церкви, и в городском соборе, и за
монастырской оградой звучали псалмы, гимны, хоралы — мелодии
сосредоточенные и отрешенные, далекие от повседневной суеты.
Эти песнопения положили начало классической музыке — музыке серьезной и
возвышенной.
По всей Европе от Средиземного до Северного моря хвала Господу звучала на
строгой латыни. Чтобы усилить общность языка общностью напевов, папа Григорий
I, вступивший на престол в начале VI века, собрал воедино все церковные
песнопения и предписал для исполнения каждого из них определенный день
церковного календаря.
Собранные папой мелодии получили название григорианских хоралов, а певческая
традиция, основанная на них, именуется григорианским пением.

3.

В VII веке, под руководством главы
католической церкви папы римского
Григория
I,
была
проведена
систематизация и отбор напевов и
текстов, наиболее соответствовавших
церковной
идеологии,
которые
составили сборник канонических
песнопений, приуроченных ко всем
датам церковного календаря. Они
получили название «григориа́нские
хора́́лы».
В последствии эти
песнопения стали основой главного
католического
богослужения

ме́ссы.
Мелодии григорианских хоралов
отличались
медитативным
характером и простотой, за что такой
вид пения получил название cantus
planus («плавный или простой
распев»).
Ф. Сурбаран. Папа Григорий I.

4.

Чтобы максимально приблизить музыку к духовным сферам бытия, христианская
церковь первоначально отвергла её инструментальный вариант. Таким образом,
музыка, звучащая в храме – это, прежде всего, звуки человеческого голоса «совершенного» инструмента, данного людям самим Богом. (В православии эта
традиция остаётся неизменной до сих пор, а в католической службе с VIII века
разрешено использование орга́на).
Важным было и то, что звучащая в храмовом действе (богослужении) музыка являла
собой неразрывный синтез со словом - то есть, её главной функцией было усиление
эффекта от проповеди.
Певчие (только мужчины или мальчики) исполняли
библейский текст на латыни и в унисо́н (одноголосно), что символизировало
единство христианской церкви и согласие верующих.
Ян ван Эйк.
Гентский алтарь.
Поющие
и
музицирующие
ангелы.

5.

Особенностью раннесредневековой музыки было ее одноголосие (считалось, что
есть некий небесный образец, который и отражается в земных песнопениях без
вариаций, а если кто-то поёт что-то своё — он отклоняется от небесного образца).
Поэтому слитное одноголосие — это прототип ангельского пения.
Такой (одноголосный) музыкальный склад называют монодией.
Григорианские хоралы
делились на две
группы:
- распевные, связанные с формированием
мессы
- речитативные, связанные с формированием
пассионов.
Пассионы- повествование о Страстях Господних,
исполнялись на Пасху.
Это крупное произведение, основанное на
псалмодии – произнесения Евангелия нараспев.
В них был развит элемент театральности.
Речитативные разделы чередовались с
вокальными – хоровыми.

6.

Месса- католическое богослужение.
Название «месса» происходит от латинского выражения
«Ite, missa est ecclesia» – «Идите, собрание распущено».
Это обряд отпущения грехов.
Основное событие мессы — причащение верующих.
Текст мессы обычно поется, реже – читается.
Язык месс – латинский.
Мессы бывают:
обиходные (Ordinarium)
заупокойные (Requiem)
торжественные (Solemnis).
Месса имеет 6 частей:
Кyrie eleison («Господи, помилуй»),
Gloria («Слава в вышних»),
Сredo («Верую»),
Sanctus («Свят»), Benedictus («Благословен»),
Agnus Dei («Агнец Божий»).

7.

Один из древнейших видов грегорианского пения – псалмодия, то есть протяжный, в
очень узком диапазоне, речитатив латинских молитвенных текстов.
Гвидо Аретинский
Самая знаменитая фигура теоретика музыки,
т.е. ее ученого "практика" - Гвидо из
Ареццо (ок. 990 - ок. 1050).
1) Гвидо Аретинский реформировал нотное
письмо, чтобы облегчить певчим усвоение
мелодий.
Сущность
нововведения
состояла
в
"изобретении" нотного стана из четырех
разноцветных линий: красной, черной,
желтой и снова черной.
На них и между ними размещались невмы, а
значение звука каждой линии выставлялось
латинской буквой.
Из
этой
идеи
впоследствии
и
сформировались знаки ключей, которые до
наших дней называются этими букваминотами: скрипичный ключ - ключ соль,
басовый - фа, альтовый и теноровый - ключи
до.

8.

Другим совершенно потрясающим
"изобретением" Гвидо был новый
метод обучения пению, названный
сольмизацией.
Формулой
для
запоминания звуков, которые надо
было
петь,
являлась
последовательность
(гамма)
из
шести звуков.
Для каждого звука он придумал
названия по первым слогам гимна в
честь св. Иоанна, который все певчие
прекрасно знали и пели с мольбой
избавить их от хрипоты. Каждый
отрезок мелодии гимна начинался на
тон выше предыдущего, и по первым
словам строк Гвидо присвоил звукам
"имена": ut, re, mi, fa, sol, la. Эти
названия, сохранившиеся в течение
тысячи (!) лет до наших дней,
облегчали
церковным
певчим
интонирование
мелодических
интервалов.

9.

Гвидо Аретинский
(Ареццийский) был монахом в
городке Помпозо и руководителем хора. Судя по всему, его
очень тяготило то обстоятельство, что процесс обучения
представлял
собой
непродуктивное,
механическое
заучивание путём многократных повторений. Это было
утомительным и рутинным занятием. Тогда он задумался о
грандиозной реформе - Гвидо стал изобретать способ
фиксации звуков графически.
Аретинцу пришла идея, что можно отмечать звуки
заштрихованными квадратиками - но́тами (от латинского
слова nota– знак), размещая их на нотном стане, состоящем
из параллельных линий. Нотные знаки располагались не
только на самих линейках, но и между ними. Таким
образом, он фиксировал условную высоту каждого
музыкального звука.
Гви́ до д’Аре́ццо (из города
Ареццо), живший на
рубеже X–XI веков (ок. 990
– ок. 1050).

10.

Для начала, что бы обозначить каждую ноту, он решил использовать первые буквы
латинского алфавита - А, B, C, D, E, F, G.
Затем, Гвидо дал названия первым шести ступеням музыкального звукоряда – Ut,
Re, Mi, Fa, Sol, La. Для этого он воспользовался начальными слогами гимна в честь
Иоанна Крестителя, считавшегося покровителем церковного пения.
UT queant laxis (Чтобы слуги твои)
REsonare fibris (Голосами своими)
MIra gestorum (Смогли воспеть)
FAmuli tuorum (Деяния твои)
SOLve polluti (Очисти грех)
LAbii reatum, (С наших уст),
Sancte Iohanne (Святой Иоанн)

11.

Позже, спустя века, начальные буквы
словосочетания Sancte Iohanne– Святой
Иоанн – стали обозначать седьмую
ступень этого звукоряда – Si, а название
первого звука Ut заменили на Do (от
латинского «Dominus» - «Госпо́дь»), так
как в первоначальном виде он был не
очень удобен для пропевания. Кроме
того, четыре линейки средневекового
нотного стана, пополнились ещё одной.
Считается, что Гвидо из Ареццо создал
и своеобразную систему наглядного
обучения нотной грамоте, получившую
название «гвидо́нова рука».
Дело в том, что аретинский монах на
фалангах и кончиках пальцев левой руки
помещал изображения нот, правой же
рукой, во время исполнения музыки он
показывал певчим, какой именно звук
нужно петь в данный момент.

12.

Поразительно, но музыкальная реформа,
начатая Гвидо, смутила монастырскую
братию, и он был вынужден покинуть
свою обитель. Когда, уже живя в Ареццо,
он завершил начатое дело, и составил
собственный "Антифонарий" (сборник
католических песнопений), записанный
новым способом, то решил представить
этот труд самому папе Римскому Иоанну
XIX.
Понтифик принял музыканта, и весьма
заинтересовался его предложением. Когда
папе удалось самостоятельно прочитать
ноты с листа, то он пришёл в восторг и
издал указ о распространении нотной
записи повсеместно.
С именем Гвидо Аретинского связывают и происхождение музыкальных ключей
– знаков устанавливающих высоту звучания написанных нот.

13.

Реформу Гвидо трудно переоценить, он словно запустил дремавший механизм
развития музыки. Теперь у музыкантов появилась возможность не только повторять
ранее заученное, но и исполнять дотоле неизвестные им произведения без помощи
знающих посредников, и не затрачивая на это такое количество времени, как
раньше.
Но, что ещё более важно, нотная запись позволила появится композиторам! Они,
внося творческий элемент, стремясь разнообразить звучание, изыскивая новые
средства выразительности, начали усложнять музыку всё более и более.
Это привело сначала, к рождению многоголосия, а затем и развитию светского
музицирования.

14.

Все ступени звукоряда и интерва́лы между ними (расстояние от одного
звука до другого) получали сакральное значение.
Один (при́ма – «до») – совершенное число, являющееся источником всех других
чисел, символ единой веры, единой церкви, единого Бога;
Два (секунда – интервал «до – ре») – воспринималось как несовершенное число,
понималось как начало и конец, то есть нечто смертное, рассматривалось как число
человека (имеется ввиду, двуединство тела и души); также могло использоваться и
как символ Иисуса Христа – богочеловека;
Три (терция – интервал «до – ми») – совершенное число повышенной сакральности,
традиционно ассоциировалось со Святой Троицей (триединой сущностью
христианского Бога).

15.

Четыре (кварта – интервал «до – фа») – одно из «любимых» христианских чисел,
символизировало гармонию материального мира, так как обозначало четыре
стороны света, четыре времени года и четыре первоэлемента природы. Кроме того,
оно было связано с представлением о человеке, ассоциируясь с четырьмя типами
темперамента и с жизненным циклом (детство, молодость, зрелость, старость).
Однако особенно важной здесь была символика, связанная с Христом: четыре
«Ева́нгелия» - жизнеописаний Иисуса и четыре евангели́ста; четыре этапа его
жизни (вочеловечивание, смерть, воскресение и вознесение на небо), орудие его
казни, главный символ христианства – крест (четыре его конца);
Пять (квинта – интервал «до – соль») – человеческое число, связанное с пятью
видами человеческих чувств, пятью частями тела (конечности и голова), пятью
пальцами руки. Также в христианстве могло обозначать четырёх евангелистов и их
Учителя;
Шесть (секста – интервал «до – ля») – являлось числом гармонии и слияния
духовного (божественного) и материального (человеческого) миров, так как
мыслилось произведением чисел 3 и 2, а также символизировало шесть дней
божественного творения;

16.

Семь (септима – интервал «до – си») –
очень важное в христианстве число,
наделённое многозначной символикой.
Прежде всего, это было число человека,
обозначающее
семь
христианских
добродетелей и семь смертных грехов.
Оно связывалось также с днями недели,
планетами (в средние века знали только
семь планет солнечной системы), цветами
радуги и т.д. Таким образом, оно
воспринималось как основа мироздания, и
обозначало высшую степень познания.
Восемь (октава – интервал «до – до») –
музыкальный интервал, в котором прима,
как бы удваивается, звуча одновременно в
верхнем и нижнем голосе, становился
символом Воскрешения и Возрождения, то
есть воспринимался как знак Христа (4 х
2), Спасения и Вечности.

17.

Из-за такого (научно-богословского) подхода, культовая музыка средневековья
создавалась не по вдохновению, а путём научно-теологического (богословского)
анализа и расчёта. Именно поэтому музыка, звучащая в храме, особенно в ранние
периоды средневековья, не обладала такими, присущими этому виду искусства,
чертами как эмоциональность, взволнованность, мелодичность, чувственность.
Наоборот, она была бесстрастна, достаточно однообразна, и «статична»
(насколько это слово вообще применимо к музыке).
Однако, именно этот эффект особенно ценился Церковью, по мнению которой,
музыка в храме не должна отвлекать молящихся от «постижения» Бога своей
красотой, взволнованностью или необычностью созвучий, её задача – помогать
молитвенному самоуглублению, отрешению от всего мирского и суетного,
нести упокоение и умиротворение.
Мелодия текла плавно, мерно и неторопливо, «ровной поступью», без темповых
изменений и скачков на большие интервалы. Мелодические и ритмические
сложности не допускались. То есть, храмовая музыка, по своей сути, была
медитативной.

18.

В 13 — 14 веках в цеховой организации мейстерзингеров («мастеров
пения») в городе Нюрнберге было придумано понятие длительности нот.
Сначала изобретена так называемая «черная нотация»: в ней максима
(самая длинная нота) разбивалась на 3 части, каждая из частей — еще на 3
и т. п.
Но это оказалось неудобно. Поэтому «черную нотацию» заменили на
«белую»: теперь максима делилась на 2 части, каждая из них - еще на две
и т. д.
Переход к «белой нотации» был связан с возникновением
многоголосия
(полифонии).
Теперь важна не мелодия сама по себе, а сочетание нескольких мелодий, их
совместное звучание.

19.

Дело Гвидо было продолжено другими европейскими музыкантами-теоретиками,
которые делали запись музыки всё более удобной. Сначала появились скрипичный
и басовый ключи, однако запись всё ещё не была точной - не было обозначения
длительностей.
Их ввёл Франко Кёльнский в XIII веке, создав, так называемую, мензуральную
("размеренную") нотацию. Введённые им четыре длительности - «максима»,
«лонга», «бревис» и «семибревис», стали различаться формой ноты, и её цветом
(закрашенные и пустые).
Доработал эту систему спустя
век француз Филипп де Витри,
создав ещё четыре, более
мелких
обозначения
длительностей
«миниму»,
«семиминиму»,
«фузу»
и
«семифузу», впервые употребив
для
их
обозначения
вертикальные палочки - штили.

20.

Жанры полифонии:
1. Мотет — основной голос ведет мелодию, а на него наслаиваются голоса,
различные по характеру мелодий и звучащие на разных языках.
2. Гокет (от слова «икота») — одноголосная мелодия распределяется
между несколькими поющими так, чтобы каждый пропевал не более
нескольких нот
3. Рондель (от слова «кружок») - один певчий импровизирует мелодию, а
второй, отставая от первого на несколько нот, пытается повторить ее.
Потом этот жанр назовут каноном.

21.

Вершиной многоголосия
стала певческая школа при
Нотр-Даме (г.Париж)
Первые композиторы
школы –
ЛЕОНИН (12 век)
и
ПЕРОТИН (13 век)
Леонин — композитор и представитель певческой
школы собора Нотр-Дам второй половины 12 века.
Леонин был лучшим сочинителем органумов
своего времени.
Перотин — французский композитор рубежа 12—13
веков, крупнейший представитель Школы Нотр-Дам.
Он руководил хором парижского собора Нотр-Дам и
возглавлял сложившуюся вокруг него композиторскую
школу. Также является автором многих органумов, в
том числе масштабных четырёхголосных «Viderunt
omnes» и «Sederunt principes».

22.

После Крестовых походов важную роль
играет рыцарская культура, на которую
повлияли идеалы и ценности светской жизни
арабского Востока. Впервые в европейской
культуре появились темы любви, подвига,
верности рыцарскому долгу, красоты
природы, весёлого пиршества.
Формируется камерная светская музыка.
Проводились «музыкальные турниры»: там
музыканты-рыцари демонстрировали своё
искусство сочинять, петь, играть.
Происходит сословное разделение музыки: вокальная музыка - "высокая",
инструментальная музыка - "низкая"; духовые - инструменты знати, струнные инструменты простонародья.

23.

Трубадуры, труверы, менестрели — представители ранней гуманистической
культуры, которая берет свое начало во Франции, в Провансе (южнофранц.
troubadour – сочинитель, бродячий поэт). В основном это придворные поэты и
музыканты, носители рыцарского куртуазного идеала. Они сочиняли и пели песни,
восхваляя Прекрасную Даму.
Рыцари-музыканты (трубадуры, трувэры) Франция – Пейроль, Бернар де
Вентадорн, Джофруа Рюдель, Маркабрюн.
Германия - миннезингеры Вальтер фон Фогельвейде, Вольфран фон Эшенбах.
В песенном творчестве трубадуров присутствует ярко
выраженное ритмическое начало и повторы, что
образует популярную форму-рондо (круг, чередование
темы- рефрена и других тем.)
Форма рондо- открытие светской песни 12-13 вв.

24.

Провансальские трубадуры разработали систему лирических жанров: это канцона,
альба, баллада, пастурелла, романс, тенцона, плач, сирвента.
Канцона
– песня любовного или религиозного содержания с изысканной строфикой и
рефренами. Она продолжала традицию народных майских обрядов, основным фоном служило
описание природы.
Альба(«песнь утренней зари») – это песня друга или оруженосца рыцаря, находящегося
ночью в спальне своей возлюбленной: оруженосец песней дает ему понять, что наступает
рассвет и пора покинуть свою Даму.
Пастурелла
– (пастушеская песнь). Сюжетом ее является любовный дилог рыцаря,
встретившего красавицу-пастушку.
Тенцона,
т.е. песня-спор, прения, восходит к
соревнованию жонглеров. Предметом поэтического
спора
могли
быть
проблемы
политические,
философские, этические (например, о том, какой вид
любви предпочтительнее), вопросы поэтической
техники

25.

Разновидности музыкальных инструментов Средних Веков.
В Средние Века существовало
множество
музыкальных
инструментов, которые можно
классифицировать следующим
образом:
Духовые — инструменты, в
которые надо было дуть, как в
трубы или волынки
Струнные — инструменты, звук
из которых извлекался при
помощи смычка (смычковые)
или пальцев (щипковые)
Ударные — различные формы
барабанов и колоколов

26.

Струнные музыкальные инструменты в Средние Века
Арфа – была любимым инструментом трубадуров и менестрелей и составляла около
30 дюймов в длину
Скрипка — существовали различные средневековые скрипки, на которых играли
смычком или щипками пальцев; обычно они удерживались подбородком или
размещались на сгибе руки. Скрипки было легче всего носить с собой, поэтому они
были одними из самых популярных уличных музыкальных инструментов.
Ребек — старинная трехструнная скрипка была инструментом с круглым
грушевидным корпусом, таким же, как у ранних скрипок.
Гусли — средневековый музыкальный инструмент, представлявший собой нечто
среднее между арфой и гитарой.
Дульцимер – мог иметь различную форму
(каплевидную, песочных часов, трапециевидную и
др.).
Шарманка — появилась в Англии в XII веке –
смычок был заменен барабаном, вращавшимся при
помощи ручки.
Виола – на ней играли смычком и держали на
коленях или между ног.

27.

Духовые музыкальные инструменты в Средние Века
Флейта – была похожа на нашу современную флейту (примерно такую же можно
найти в музыкальном магазине muzmagazin.ru). Такие музыкальные инструменты
использовали средневековые менестрели.
Труба — длинный инструмент из металла, часто состоявший из четырех частей —
часто ассоциируется с фанфарами и конкурсы
Дудка — была основным инструментом, обычно имеющим лишь три отверстия для
извлечения мелодии.
Блокфлейта — также была одним из основных инструментов с пальцевыми
отверстиями.
Волынка — древний инструмент, использовавшийся беднейшими слоями населения
и изготавливавшийся из козьей или овечьей кожи и свирели.

28.

Несмотря на то, что главным музыкальным
инструментом всегда был человеческий голос, в
отличие от музыкальной традиции восточного
христианства - Византии, именно духовная музыка
западного
христианства
допускала
большое
количество музыкальных инструментов.
Одним из них был орган. Искусство строить органы
развилось и в Италии, откуда в IX веке они
выписывались во Францию. Позднее это искусство
развилось в Германии. Повсеместное распространение
в западной Европе орган получил начиная с XIV века.
Средневековые органы, в сравнении с более
поздними, были грубой работы. Ручная клавиатура,
например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7
сантиметров, расстояние между клавишами достигало
полутора сантиметров. Ударяли по клавишам не
пальцами, как теперь, а кулаками.
Были распространены ручные органы с восемью трубами и восемью клавишами,
изображения которых появляются во Франции в X в. Правой рукой музыкант
перебирал клавиши, а левой нажимал на мехи, подкачивающие воздух, а сам
инструмент обычно находится на груди или на животе у музыканта.

29.

Часто в иллюстрациях манускриптов, средневековых романах 9-12 веков и
современных художественных интерпретациях той эпохи фигурирует фретель многоствольная флейта, состоящая из набора трубок - камышовых, тростниковых
или деревянных - разной длины, с одним открытым и другим закрытым концом.
С XIV в. фретель приобретает значение музыкального инструмента, на котором
играют на деревенских праздниках, он становится инструментом простонародным,
несмотря на то, что до этого его социальные характеристики были не так
выражены.
Миниатюры из рукописи XI в. Национальной библиотеки Парижа. Фретели, флейты и
виолы

30.

Волынка — традиционный музыкальный
духовой язычковый инструмент многих
народов Европы. Она представляет собой
мешок, который обыкновенно делается из
воловьей, телячьей или козьей шкуры,
снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой
наглухо и снабжённой сверху трубкой для
наполнения
меха
воздухом,
с
прикреплёнными снизу одной, двумя или
тремя игральными язычковыми трубками,
служащими для создания многоголосия.
Хоро - это духовой инструмент с трубкой для
подачи воздуха и дудой, причем и та и другая
трубки расположены в одной плоскости, как
бы являясь продолжением друг друга. В
средней части хоро находится резервуар для
воздуха, из выделанной кожи, причем
совершенной сферической формы. Поскольку
кожа «мешка» начинала вибрировать, когда
музыкант дул в хоро, звук получался несколько
дребезжащий и резкий.

31.

Ударные музыкальные инструменты в Средние Века
Барабан — первоначально изготавливались из полого ствола дерева, глины или
металла и покрывались шкурами водных животных.
Тарелка — тонкие металлические круглые вогнутые пластины.
Треугольник — музыкальный инструмент, появившийся в XIV веке.
Бубен — этот
женщинами.
музыкальный
инструмент,
традиционно
использовавшийся

32.

Одним из довольно интересных и
характерных
ударных
музыкальных
инструментов, распространенным в Средние
века во Франции, был тимбр — две
полусферы, а позднее — тарелки, из медных
и других сплавов, использовавшиеся для
отбивания
такта,
ритмического
сопровождения танцев.
English     Русский Правила