Похожие презентации:
День Православной книги
1.
12.
18 ноября 2009 годаПатриарх Кирилл в ходе
заседания Издательского Совета
Русской Православной
Церкви предложил учредить
День православной книги.
В декабре 2009 года Священный
Синод Русской Православной
Церкви учредил ежегодный День
православной книги, а в феврале
2011 года Архиерейский Собор
Русской Православной Церкви
поддержал эту инициативу.
2
3. История книги
34. Шумерские книги
В древних государствах:Вавилон, Шумер, Ассирия,
книги изготавливали из
глины в виде табличек
разных размеров.
Писали на глине
трехгранным резцом.
Такое идеографическое письмо называлось–клинопись.
Затем таблички обжигались. Каждая книга состояла из десятков или
сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик.
4
5. Египетский папирус
56.
В Древнем Египте изобрели папирус. Он был сделан из растения,которое росло по берегам реки Нил. Его стебель расщепляли на
ленты. Укладывали их в несколько слоёв и сверху прижимали
тяжёлыми камнями.
Несколько таких кусков соединяли в длинную полоску и
сворачивали в свиток. Хранили его в кожаном футляре.
6
7.
Самая большая библиотека папирусных свитков находилась вАлександрии (70тыс.свитков).
Царь г. Пергама решил создать библиотеку, превосходящую
александрийскую.
В ответ на это египтяне запретили вывозить папирус.
7
8.
Тогда и появился пергамент материал для письма из кожиживотных.
Пергамент вытеснил папирус и просуществовал около 2 тыс. лет.
Прочность пергамента позволила книге принять форму кодекса
окончательно. Писали каламом (тростниковой палочкой) или
птичьим пером.
Пергамент –очень дорогой материал, для изготовления
одной книги нужно было целое стадо животных.
8
9.
В Китае для письма использовали бамбук ишелк.
9
10.
В Индии писали на пальмовыхлистьях.
10
11.
В Древней Руси для письменностииспользовали бересту.
Береста–это кора березы, подвергнутая специальной обработке.
Буквы кириллицы наносили на бересту костяным или
металлическим стержнем–писалом.
При раскопках в Новгороде было найдено несколько сотен грамот.
11
12.
Цай ЛуньШирокое распространение книг
стало возможным благодаря
изобретению бумаги. Бумага
была
изобретена в Китае Цай Лунем.
Первая бумага делалась из
растительного сырья: бамбука и
тутового дерева. Сначала бумага
распространилась на Японию и
Корею. В 11-12 вв. бумага
добралась
до Европы.
Древнейшие русские документы,
написанные на бумаге,
относятся к 14 веку.
В 15-16 вв. в России появилось
собственное производство
бумаги.
12
13. Официально история книжного дела на Руси началась в 1057 году. Самой первой рукописной книгой, написанной на кириллице,
Остромирово Евангелие создавалось соктября 1056 года по май 1057 года.
13
14. Первые печатные книги появились в Германии. Современный способ книгопечатания изобрёл немец Иоганн Гуттенберг.
1415.
Первая напечатанная книга в Русском государственазывалась «Апостол». Её появление и принято считать
датой начала книгопечатания на Руси.
15
16. Первым в нашей стране напечатал книгу диакон Иван Фёдоров. Поэтому его называют первопечатником.
1617. Известно, что Иван Фёдоров родился в 1510 году, в Москве, учился в Краковском университете, где получил учёную степень
Храм Николы Гостунского в Кремле17
18. По благословению митрополита Макария Иван Фёдоров едет в Тверь в Отрочь монастырь побеседовать с монахом этого монастыря –
1819. Вскоре по приказу царя Иоанна Васильевича Грозного в Москве начали строить Печатный двор. Это было в 1553 году.
1920. Митрополит Макарий советует Ивану Грозному принять на службу в строящуюся в Москве типографию Ивана Фёдорова.
Царь Иван ГрозныйМитрополит Макарий
20
21. К печатанию первой книги готовились 10 лет – строили здание, делали печатный станок, отливали шрифт.
2122. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст и печатал весь «завод» —
2223. Так выглядел первый печатный станок Ивана Фёдорова.
2324. Первую книгу печатали в течении одного года, и вот 1 (14) марта 1564 года она наконец увидела свет. Это событие произошло 457
2425. Следующей после книги «Апостол» был напечатан «Часовник» - сборник молитв, который использовался при богослужении. Также по
2526. В 1574 году Иван Фёдоров издал первую русскую «Азбуку».
2627.
В Остроге же была напечатана и первая полнаяславянская Библия. Она стала известна под
названием «Острожская Библия».
27
28. Издание Библии широко разошлось по всем славянским землям и стало одним из главных печатных дел Ивана Фёдорова.
2829.
В центре Москвы,на Никольской
улице, поставлен
памятник
первопечатнику
Ивану Фёдорову.
Монумент был
открыт в
торжественной
обстановке 12
октября 1909 года.
29
30. Орден «Первопечатника Ивана Фёдорова» учрежден фондом «Первопечатника Ивана Фёдорова», является общественной наградой и
3031.
Знать и помнить труды первопечатников призванкаждый культурный человек. Но не только ради
этого учрежден новый праздник.
День православной книги прославляет не только её
появление в печатном виде, но и само явление
православной книги.
31
32.
В книгах издавна сохранялась и передаваласьинформация от поколения к поколению, от
отдельного человека - автора - к его читателям.
За это мы ценим книги.
Но информация бывает разной: истинной и
ложной, полезной и вредной, полезной для
души и полезной для обыденной жизни.
Недаром в нашем народе говорят: «Не всё свято,
что в книгу вмято».
Православная же книга сохраняет и
распространяет знание, которое приближает
человека к Богу. Она открывает ему путь к
Творцу через чтение, благочестивое
размышление, постижение трудов отцов
Церкви, а также через молитву.
32
33.
Главной книгой, безусловно,является
Библия (от греч. βιβλία – книги) собрание Книг (Ветхого и Нового
Заветов), составленных
по вдохновению Святого Духа
(т.е. Бога) через избранных,
освященных от Бога людей:
пророков и
апостолов.
Собрание и возведение в единый
канон книг совершено Церковью и
для
Церкви.
33
34.
Главной темой Библии является спасениечеловечества Мессией, воплотившимся Сыном
Божиим Иисусом Христом. В Ветхом Завете
говорится о спасении в виде прообразов и
пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В
Новом Завете излагается самое осуществление
нашего спасения через воплощение, жизнь и
учение Богочеловека Иисуса Христа, запечатленное
Его крестной смертью и воскресением.
34
35.
Понятие православной книги включает в себя не толькотексты
Священного Писания, святоотеческого наследия и
Богослужебную литературу. Православными могут быть и
публицистика, и художественная литература. Однако
только в
том случае, если они помогают читателю приблизиться к
Истине.
Очень важно, чтобы мы научились узнавать такие книги,
любить их и прибегать к их мудрости, особенно в сложных
жизненных ситуациях.
35
36.
Учреждённый праздник призван помочь какможно большему числу людей осмыслить
значение православной книги и через это
осознание стать более взыскательными и
разборчивыми читателями, заботящимися о
том, чтобы истинные знания наполняли ум и
сердце. Обращаясь к православной книге, мы
следуем известному ветхозаветному изречению:
«Если будешь призывать знание и взывать к
разуму; если будешь искать его, как серебра, и
отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь
страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо
Господь дает мудрость; из уст Его - знание и
разум» (Прит.2, 3-6).
36