ОБЩИЕ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРАБО-ЯЗЫЧНОЙ ПЕРИПАТЕТИКИ
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИБН СИНЫ
Особенности и источники развития научного мировоззрения Ибн Сины
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ИБН РУШДА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АЛЬГАЗЕНА
336.50K
Категория: ПсихологияПсихология

Общие идейно-теоретические основы арабо-язычной перипатетики

1.

2. ОБЩИЕ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРАБО-ЯЗЫЧНОЙ ПЕРИПАТЕТИКИ

Ибн Сина и Ибн Рушд создали учения, в основе которых
лежали следующие постулаты:
Природа вечна (со-вечна) божеству и ее законы не
меняются произвольно;
Душа обусловлена деятельностью тела;
Индивидуальная душа не обладает бессмертием;
Психические качества человека детерминированы
естественными причинами, условиями жизни,
воспитания.

3. АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИБН СИНЫ

Ибн Сина (Абу Али
Хусейн ибн Абдаллах),
или Авиценна (980-1037)
- наиболее выдающийся
ученый, один из самых
ярких перипатетиков
Средней Азии.

4.

"Канон врачебной науки" (1012-1024 гг.)
анатомическое описание человека;
характеристика его телесной структуры;
проблемы нервных и психических болезней и их
лечения.
Главный объект медицины - тело человека.
Главные задачи - исследование причин его здоровья и
нездоровья.
Материальные причины состояния тела - "заложенные" в
нем "основы" (элементы, соки, пневма).
Действенные причины - факторы, поддерживающие
жизнь организма: воздух, пища, вода, состояние жилища,
половые
и
возрастные
различия,
сфера
профессиональных занятий, привычки, время сна и
бодрствования, душевный покой.

5. Особенности и источники развития научного мировоззрения Ибн Сины

В его учении сочетаются естественно-научная концепция
психофизиологических
функций
и
философскометафизическая теория души.
Тем самым делалась попытка оградить естественнонаучное знание о душе от вмешательства религии.

6.

Ибн Сина творчески осмыслил и развил
психогуморальные
идеи
Галена,
философско-психологическое
учение
Аристотеля и Платона о душе. И если в
своей медицинской концепции души он
являлся сторонником Галена и Аристотеля,
то, давая ее философскую трактовку, он
был близок к Платону и неоплатонизму.
Огромна
роль
Ибн
Сины
в
распространении в арабском мире идей
античной научной и философской мысли.

7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ИБН РУШДА

Ибн Рушд (Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед),
или Аверроэс (1126-1198) известный арабский мыслитель,
приверженец опытного, точного знания, последний из крупных
оригинальных представителей арабского перипатеизма, критик
Аристотеля и Ибн Сины.
Говорил о вечности и несотворимости материи, отрицал
бессмертие индивидуальной души и загробный мир. Критиковал
мистические идеи Альгазена.

8.

Аверроизм"потенциальный", и
"активный" ум - одна субстанция,
существующая вне индивида.
Важнейшим же свойством души
является чувствительность,
благодаря которой она
воспринимает "нус".
Таким образом, отвергается идея
индивидуального бессмертия души.

9.

Утверждение о богоподобии
человека;
Равенство людей по
интеллектуальным способностям;
Аверроэс показал, что
чувствительным аппаратом глаза
является не хрусталик, а сетчатая
оболочка.

10. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АЛЬГАЗЕНА

Ибн Аль-Хайсам, или Альгазен (965-1038)
- арабский ученый, создатель
психофизиологического учения о
зрении.
Глаз – тончайший оптический прибор;
Умственные акты – предпосылки
восприяти.
Предмет исследования – конраст,
бинкулярное зрение и др.

11.

Таким образом, прогрессивная арабоязычная
культура вернула в культуру Европы античные
интеллектуальные ценности, существенно их
обогатив. Она привнесла новые
антропологические идеи, наносящие
серьезный удар по идеологии феодального
общества. Работы арабоязычных мыслителей
формировали интерес к человеку и его
психическому миру, утверждали в европейской
научной мысли идеалы опытного познания
English     Русский Правила