Похожие презентации:
Психологическая мысль средневековья
1.
История психологииПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
МЫСЛЬ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1
2.
Отличия христианской антропологии от античной:1. Иное понимание Божественного
начала. Монотеизм сменил политеизм.
Принцип теоцентризма.
Утверждение идеи творения.
2. Новое место человека в мироздании: не часть живого космоса, а
Существо по образу и подобию Бога.
Принцип антропоцентризма.
3. Иной путь духовного развития и
понимания долга. Научиться исполнять волю бога,
принять ее как свою.
Волюнтаризм вместо античного интеллектуализма.
Свобода воли человека в рамках божественного
предопределения.
2
3.
4. Антагонизм веры и знания. «Верую, ибо этоабсурдно». Закрытое для рассудка понятно
верующей душе.
5. Новая ориентация познания. Предмет изучения
не природный мир, а Бог и душа человека. Вместо
естественных наук – религиозная догматика,
истолкование священных текстов.
6. Новая морфология человека. Три части: тело,
душа, дух. Дух – причастность к божественному
посредством веры. Душа в Боге и в теле.
7. Чувства ошибочны. Эмоции пагубны. Проблема
соотношения воли и интеллекта.
3
4.
Схоластика как «философствованиев вере» (с VIII века).
Цель схоластики (от лат. «школьный,
учебный») – обоснование догматов
богословия. Философия как
«служанка богословия».
Вера должна стать доступной разуму.
Основной метод – комментирование и
интерпретация религиозных текстов.
Синтез католического богословия и
логики Аристотеля.
4
5.
Св. Ансельм – «отец схоластики»«Верую, чтобы понимать».
Познание на основе логики и диалектики должно применяться в богословии.
Разум не способен подтвердить истины веры.
Задача разума – лишь в том, чтобы обосновать
веру, не получить истину, а объяснить ее. Разум
свободен и самостоятелен, но только в границах
догматов.
Доказательства существования Бога помогают
понять самого себя.
5
6.
Универсалии – термин схоластов, обозначающийобщие понятия. Что существует на самом деле –
универсалии или конкретные вещи?
Реалисты («платонисты») отстаивали тезис об
объективном существовании общих понятий в
божественном уме. Бог как самая общая
универсалия.
Номиналисты (от лат. «имя») считали, что общие
понятия не существуют самостоятельно, являются
лишь словами, именами, данными людьми.
6
7.
ТОМИЗМ – учение Фомы Аквинского(XIII век):
Тело важно почти как душа. Спастись
можно и в миру.
Разум должен служить вере
в познании высшей истины.
Душа – посредник между Творцом и
материальным миром.
Душевная жизнь имеет иерархию по видам
организмов (растительная, животная,
человеческая, ангельская) и по функциям
(процессам).
Учение об интроспекции.
Психический образ – продукт активности души, а
не средство отражения предметного мира.
7
8.
Аквинат выделял два вида интеллекта:пассивный — интеллект, в который попадает
чувственно воспринимаемый образ.
активный — абстрагирование от чувств,
обобщение; возникновение понятия.
три типа мудрости:
божьей Благодати.
богословская — мудрость веры, использующая
разум.
метафизическая — мудрость разума,
постигающая сущность бытия.
Истины науки и веры не могут противоречить друг
другу; между ними гармония.
Пять доказательств существования бога.
8
9.
Номиналисты:Вильям Оккам
Учение о двойной истине: философия,
опирающаяся на логику, и религия с
опорой на Священное Писание, имеют
разные предметы исследования
(познание природы и моральная сфера
человека). Они не противопоставлены.
Концепция знакового характера образов: Слово –
знак вещи. Ощущение – знак предмета.
Бритва Оккама: «Не следует множить сущее без
необходимости», «самое простое объяснение –
самое верное».
9
10.
Пьер АбелярПреимущество знаний перед слепой
верой: тот, кто читает Божественные
тексты и не понимает их, - «осел,
играющий на лире».
Разум не должен опираться на "истины
веры". Он обособляется от веры и
становится ее условием
("понимаю, чтобы верить").
Тезис о моральной ответственности за
поступки. Человек сам вершит свою судьбу. Бог дал
все для этого.
10
11.
1112.
Роджер Бэкон (XIII век)"без опыта ничего нельзя понять в достаточной мере", "опытная наука - владычица
умозрительных наук", "знание - сила".
Бог не запрещал познание природы.
Запрещено познание добра и зла.
Выделял три типа опыта:
1) реальный, жизненный опыт;
2) опыт-доказательство, полученный через
внешние чувства. Он касается только
материальных предметов;
3) духовный опыт для избранных через
мистическое состояние, внутреннее озарение.
12