Архитектура Древнего Киева (IX-XI вв.)
«Слово о погибели земли русской» 1230-40-е гг.
Фортификационная архитектура Древнего Киева
Церковь Рождества Богородицы (Десятинная) Южный фасад 989-996 г.
«…дом Божий великый Святый его Премудрости съда… яже церкви дивно и славно всем округниим странам, яко же ина не обрящется в всемь полунощ
1240 г. – собор разграблен ордами Батыя XVI в. – «в таком однако запущении это прекрасное здание, что кровли на нём нет, и он всё более близится
Система декора в храме Св. Софии, Киев.
Спас-Пантократор. Мозаика в куполе собора Св. Софии в Киеве. Ок. 1043-1046 гг. Пантократор (греч. – Вседержитель) – один из основных типов изображ
Раннехристианская идея оранты – осуществления в молитве мира земного и мира небесного – со временем трансформировалась в образ Богомате
Деисус, деисусный чин (греч. – моление, прошение) – группа изображений имеющая в центре изображение Христа-Вседержителя (Пантократора), а с
Мозаики храма Св. Софии
Мозаики апсиды. Евхаристия (слева). Богоматерь Оранта (справа)
Монастыри Древнего Киева
Киево-Печерский монастырь
Монастырь на Берестове
Кловский монастырь
Гражданская архитектура Древнего Киева
33.34M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Архитектура Древнего Киева (IX-XI вв.)

1. Архитектура Древнего Киева (IX-XI вв.)

2. «Слово о погибели земли русской» 1230-40-е гг.

«О, светло светлая и прекрасно украшенная,
земля Русская! Многими красотами
прославлена ты: озерами многими славишься,
реками и источниками местночтимыми,
горами, крутыми холмами, высокими
дубравами, чистыми полями, дивными зверями,
разнообразными птицами, бесчисленными
городами великими, селениями славными,
садами монастырскими, храмами божьими и
князьями грозными, боярами честными,
вельможами многими. Всем ты преисполнена,
земля Русская, о правоверная вера
христианская!...»

3. Фортификационная архитектура Древнего Киева

В
Б
Золотые ворота с церковью
Благовещения
А
Карта Древнего Киева
А –город Владимира
Б – город Изяслава
В – город Ярослава
Реконструкция
Софийские
ворота
киевского
детинца
Реконструкция

4. Церковь Рождества Богородицы (Десятинная) Южный фасад 989-996 г.

КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО КИЕВА
«В лето 6497 (989) …Володимер…помысли создати церковь
Пресвятыя Богородицы, и послав преведе мастеры от грек. И
начашю здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами…»
«Повесть временных лет»
Церковь
Рождества
Богородицы
(Десятинная)
Южный фасад
989-996 г.

5. «…дом Божий великый Святый его Премудрости съда… яже церкви дивно и славно всем округниим странам, яко же ина не обрящется в всемь полунощ

1
2
«…дом Божий великый
Святый его Премудрости
съда… яже церкви дивно
и славно всем округниим
странам, яко же ина не
обрящется в всемь
полунощи земнеем от
востока до запада».
Митрополит Иларион
«Слово о Законе и
Благодати»
Собор Святой Софии
(1037-1044 гг.)
1. Реконструкция
западного фасада.
2. Аксонометрия.

6. 1240 г. – собор разграблен ордами Батыя XVI в. – «в таком однако запущении это прекрасное здание, что кровли на нём нет, и он всё более близится

1240 г. – собор разграблен ордами Батыя
XVI в. – «в таком однако запущении это
прекрасное здание, что кровли на нём
нет, и он всё более близится к
запущению».
1605 г. – ведавший собором поп Филипп
«каменное тесанье на столбах и сходах
разным людям пораспродал»
1632 г.- по заданию митрополита Петра
Могилы итальянский архитектор
Октавиано Манчини ремонтирует кровлю
и купола, украшает собор аттиками,
волютами и скульптурой в духе
Ренессанса, ставит контрфорсы.
1740-е г. – фасады и главы украшены
барочными лепными орнаментами, в
интерьере устроен новый иконостас и
стены покрыты новыми росписями.
1843 г. – обнаруженные под позднейшими
наслоениями древние фрески были
записаны масляной живописью
Собор Св. Софии, 1037 г.
Современное состояние

7. Система декора в храме Св. Софии, Киев.

Купол – ХристосПантократор и ангелы
Барабан купола – образы
праоцев и пророков
Паруса – евангелисты
Марк, Матфей, Лука и
Иоанн
Арки и столбы – святые
мученики и преподобные
Апсида – Богоматерь
Оранта, сцена евхаристии
Своды нефов – история
Священного Писания

8.

Собор Святой Софии.
Подкупольное пространство.
Собор Святой Софии.
Алтарь.

9. Спас-Пантократор. Мозаика в куполе собора Св. Софии в Киеве. Ок. 1043-1046 гг. Пантократор (греч. – Вседержитель) – один из основных типов изображ

Спас-Пантократор. Мозаика в куполе собора Св. Софии в Киеве.
Ок. 1043-1046 гг.
Пантократор (греч. – Вседержитель) – один из основных типов изображения Христа,
представляющий Его в виде небесного Царя и Судии – Христос восседает на троне,
благословляя правой рукой, а левой держит свиток или Евангелие.

10. Раннехристианская идея оранты – осуществления в молитве мира земного и мира небесного – со временем трансформировалась в образ Богомате

Раннехристианская идея оранты –
осуществления в молитве мира земного
и мира небесного – со временем
трансформировалась в образ
Богоматери Оранты, которая молится
за весь человеческий род. Богословы
часто сравнивали Богоматерь с
церковью: Христос, воплотившийся в
теле Богоматери, освятил его, подобно
священнику, освятившему храм.
Богоматерь удостоилась святого права
молиться и предстательствовать перед
Сыном за всех христиан. Богословские
формулировки были перенесены
постепенно на образ Богоматери
Оранты, получившей особое значение в
декорации византийского храма:
помещённая в центральной апсиде, в
алтаре, она символизировала
христианскую церковь, возносящую
молитвы к небесному Царю – Иисусу
Христу, изображение которого
помещалось в куполе храма.
Богоматерь Оранта. Софийский
собор. 1043-1046 гг. мозаика

11. Деисус, деисусный чин (греч. – моление, прошение) – группа изображений имеющая в центре изображение Христа-Вседержителя (Пантократора), а с

Деисус, деисусный чин (греч. – моление, прошение) – группа изображений имеющая в
центре изображение Христа-Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него
соответственно – Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном
жесте молитвенного заступничества. Основной догматический смысл – посредническая
молитва. Заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.
Христос из
Деисуса.
Собор Св.
Софии
Киев.
Мозаика
над аркой
апсиды
Богоматерь из
Деисуса.
Собор Св. Софии.
Киев. Мозаика над
аркой апсиды
Иоанн Предтеча
из Деисуса.
Собор Св. Софии.
Киев. Мозаика над
аркой апсиды.

12. Мозаики храма Св. Софии

13. Мозаики апсиды. Евхаристия (слева). Богоматерь Оранта (справа)

14. Монастыри Древнего Киева

Киево-Печерский монастырь
Монастырь на Берестове

15. Киево-Печерский монастырь

• План и реконструкция Успенского собора
(слева)
• Надвратная церковь (справа)

16. Монастырь на Берестове

Церковь Спаса на Берестове
реконструкция
План

17. Кловский монастырь

Собор кловского монастыря
реконструкция
План собора

18. Гражданская архитектура Древнего Киева

Купеческая усадьба
реконструкция
Боярская усадьба
реконструкция
Центр усадьбы – жилой дом, чаще всего пятистенный, с сенями,
подклетами, крыльцом, галереями-навесами.
Остальные сооружения формировались вокруг жилого дома и
включали комплекс хозяйственных построек.
Правила застройки регламентировались «Кормчей книгой», устав
которой запрещал заслонять соседям виды на природу, улицы и
здания являющиеся главными городскими ориентирами. Данный
принцип планировки можно охарактеризовать как живописный.

19.

Монастырь
Св. Ирины, 1051/53
Золотые ворота,
1037
Монастырь Св. Георгия, 1051/53
Город Ярослава
Собор Св. Софии,
Михайловский
Златоверхий собор, 1008/13
Город Изяслава
1042
Большой
княжеский двор
Десятинная церковь,
Город Владимира
989/96
English     Русский Правила