Что роднит музыку и изобразительное искусство?
М.П Мусоргский «Картинки с выставки». «Богатырские ворота»
Опишите характер прослушанной пьесы.
Валерий Кикта. Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»
Слушаем:В. Кикта. Фрески Софии Киевской. «Орнамент»
Смотрим и слушаем «картину моря» из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
Общие средства выразительности
Рассматривая произведения изобразительного искусства подумай, можно ли услышать живопись?
А вслушиваясь в музыкальное сочинение, можно ли увидеть музыку?
Итог урока
Итог урока
Итог урока
3.78M
Категория: МузыкаМузыка

Что роднит музыку и изобразительное искусство?

1. Что роднит музыку и изобразительное искусство?

2.

3.

Музыка и изобразительное искусство очень связаны
друг с другом. Музыка может вызывать в
воображении слушателей какие-либо образы, даже
определенные картины.
Всматриваясь в картины мы может внутренним
слухом услышать ту или иную музыку.

4.

5.

Есть множество
картин,
изображающих
музыкантовисполнителей,
создающих образ
этих эпох.
Глядя на эти картины
« мы слышим музыку»

6.

7.

8.

«Картинки с выставки» — широко
известная сюита М. П. Мусоргского
из 10 пьес с интермедиями,
созданная в 1874 году в память о
друге Мусоргского художнике и
архитекторе В. А. Гартмане.
Изначально написанная для
фортепиано, она неоднократно
аранжировалась различными
композиторами для оркестра и
обрабатывалась в самых разных
музыкальных стилях.

9. М.П Мусоргский «Картинки с выставки». «Богатырские ворота»

10. Опишите характер прослушанной пьесы.

«Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Эта
10 часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его
архитектурному проекту киевских городских ворот.
Финальную пьесу сюиты Мусоргский создает в былиннобогатырском духе, с торжественными аккордами и
перезвоном колоколов. В ней снова слышны интонации темы
«Прогулки», но здесь она становится величественной и
торжественной.
Открыто и прямо воспевается могучая сила народа. Создается
яркая, живописная картина. С пением проходят странники,
пришедшие из дальних краев в стольный град Киев.
Заканчивается все произведение празднично и радостно,
мощным перезвоном колоколов.
Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского
народа!

11.

Сочиняя музыку
композиторы
обращаются к таким
жанрам, характерным
для изобразительного
искусства, как портрет,
пейзаж, орнамент,
гравюра и другие .

12. Валерий Кикта. Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»

13.

Валерий Григорьевич Кикта написал концертную симфонию для
арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Она посвящена 1500летию Киева.
Композитор сочинил её под впечатлением от красоты и величия
собора Святой Софии в Киеве главного православного храма
Древней Руси, возведённого по велению русского князя Ярослава
Мудрого в начале XI в.
Фреска - Настенная живопись, в древности называли стенную роспись
по сырой штукатурке.
Орнамент - Узор, основанный на повторе и чередовании
составляющих его элементов.

14. Слушаем:В. Кикта. Фрески Софии Киевской. «Орнамент»

1. Какой жанр русского
фольклора положен в
основу этой части?
2. Какому музыкальному
инструменту Древней
Руси подражает арфа?
«Орнамент»
3. Почему эта часть
имеет название
"Орнамент" и
повторяется в симфонии
три раза?

15.

Музыкальные произведения, в
которых усилена «
изобразительность» музыка
становится -« живописной»
Живописные полотна , в
которых усилено
музыкальное начало можно
назвать- « звучащими»

16. Смотрим и слушаем «картину моря» из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова

17. Общие средства выразительности

Музыка
Мелодическая линия
Ритмический
рисунок
Композиция
Лад
Тембр
Изобразительное
искусство
Линия
Ритм
Композиция
Колорит
Палитра

18.

И композитора, и
поэта и писателя
и художника
называют
мастером

19. Рассматривая произведения изобразительного искусства подумай, можно ли услышать живопись?

20. А вслушиваясь в музыкальное сочинение, можно ли увидеть музыку?

21.

22. Итог урока

Говоря о влиянии живописи на музыку, нужно сказать,
что многие понятия из области живописи вошли и в
музыку. Музыканты сделали своим достоянием слова,
ранее бывшие исключительной принадлежностью
художников: гамма, тон и полутон, оттенок и нюанс,
музыкальная краска, колорит, холодные и тёплые
тембры, светлые и сумрачные мелодии. Так
музыкальное пространство получило не только
очертания, оно обрело своих «обитателей», которые
имеют свой неповторимый облик, цвет, колорит.

23. Итог урока

Музыкальное пространство дышит и пульсирует,
расширяется и сужается, поражает красочностью
звуковых сочетаний и истончается до одногоединственного звука. Искусство звучащего
пространства - такое определение вполне подходит
для музыки, давно уже отданной во власть хоровых и
оркестровых исполнений. Но даже помимо сложных
многоголосных произведений: разве одинокий поющий
голос - это не звучащее пространство?

24. Итог урока

Пространственные возможности музыки,
присущее ей свойство звуковой
изобразительности,- в этом состоит причина
того, что музыке подвластно воплощение идей
изобразительного искусства. Смотрим ли мы
портрет, любуемся пейзажем или
натюрмортом - во всех этих образах есть своя
музыкальность, и все это по-своему может
быть передано в звуках.
English     Русский Правила