Очерк, зарисовка и фельетон
«Король» художественных жанров
Существуют разные виды очерка:
Портретный очерк
Проблемный очерк
Путевой очерк
Как написать настоящий очерк?
Как написать настоящий очерк?
Подготовка к написанию очерка
Вернемся к нашим баранам
Портретный очерк "Лучший Друг".
Путевой очерк
Проблемный очерк «Что такое счастье?»
Зарисовка
Выделяют несколько видов зарисовки. Это:
Герои очерка и зарисовки
Пиши о человеке с любовь
Слушай музыку русского языка
Вернемся к нашим баранам
Фельетон
Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании,
Вернемся к нашим баранам
Спасибо за внимание
836.50K

Очерк, зарисовка и фельетон

1. Очерк, зарисовка и фельетон

Центр детских СМИ «Я и Мы»
Шерстобитова В.Е.

2. «Король» художественных жанров

Очерк называют «королем» художественных
жанров журналистики. Это, пожалуй, один из
самых трудных жанров. Он требует от
журналиста настоящего мастерства. В очерке
сочетаются аналитическое и образное начало.
Иными словами, поднимая какую-то проблему
или создавая портрет какого-то человека,
журналист, работающий в этом жанре, должен
опираться не только на фактический материал,
но и использовать художественные методы
выразительности.
Шерстобитова В.Е.

3.

Очерк – оперативный художественнопублицистический жанр, точно
изображающий социально важные факты и
явления и типичных представителей
определенных социальных групп общества,
в своей идейно-художественной структуре
сочетающий качества художественной
литературы и социологического, социальноэкономического и философского
исследования (часто в публицистической
интерпретации).
Шерстобитова В.Е.

4. Существуют разные виды очерка:

портретный
проблемный
путевой
Шерстобитова В.Е.

5. Портретный очерк

Это журналистское произведение, где
с помощью слов и словесных образов
создается портрет человека. При этом
рисуется духовный мир человека,
особенности его характера, какихлибо биографических черт. Потому он
и называется очерком, что очерчивает
жизнь человека. Сегодня это самый
распространенный вид очерка.
Шерстобитова В.Е.

6. Проблемный очерк

Это публицистическое
осмысление какой-то серьезной
проблемы. С помощью
публицистических средств
журналист в проблемном очерке
исследует конфликтную
ситуацию.
Шерстобитова В.Е.

7. Путевой очерк

Это журналистский рассказ о поездках,
встречах, путешествиях, это увиденные
автором бытовые, социальные, природные
сцены и явления, которое пропущены
сквозь сито авторского «я», обработанные в
его духовно-нравственном представлении.
В центре путевого очерка люди, с которыми
ты встречаешься на своем пути. Ты
наблюдаешь за их характерами, а характер
человека раскрывается в общественно
значимых делах, конкретных поступках,
напряженных, подчас конфликтных
ситуациях, в эпизодах биографии, в мыслях,
речи, внешнем портрете героя.
Шерстобитова В.Е.

8. Как написать настоящий очерк?

Композиция очерка сложная. Она
может включать в себя воспоминания
человека о прошлом, его прямую
речь. Хорошо добавить исторические
факты, оценки экспертов. Ты можешь
использовать и те оценки друзей и
коллег героя, которые тебе удалось
собрать при подготовке к написанию
материала.
Шерстобитова В.Е.

9. Как написать настоящий очерк?

В удачном портретном очерке характер
героя дается, как правило, в необычной
ситуации. Поэтому для тебя как автора
очень важно найти такой «участок» на
жизненном пути героя, который содержит
какие-то трудности, драматические эпизоды,
которые ему пришлось преодолевать.
Именно здесь можно обнаружить
конкретные проявления характера героя, его
таланта, упорства, трудолюбия и других
значимых, с точки зрения достижения цели,
качеств.
Шерстобитова В.Е.

10. Подготовка к написанию очерка

Чтобы написать хороший очерк,
надо много узнать о человеке.
И не только то, как и где он
работает. Жизнь человека
многогранна. Вот эти бы грани,
да и рассмотреть. Да еще и слова
найти такие, которые смогут
передать всю красоту и
необыкновенные качества твоего
героя.
Шерстобитова В.Е.

11. Вернемся к нашим баранам

Шерстобитова В.Е.

12. Портретный очерк "Лучший Друг".

Портретный очерк
"Лучший Друг".
Вот уже три года, как я знаю этого человека. Из всех близких для меня людей он поособому дорог мне. На первый взгляд, это типичный студент, ничем не выделяющийся из
общей массы. Невысокий рост, приятные черты лица , светлые волосы пшеничнозолотистого оттенка и голубые-голубые глаза. И все же он для меня особенны. Это мой
лучший друг Андрюшка.
В его глазах светится неугасимый огонёк — это его желание, стремление к чему-то
новому, жажда жизни. Он никогда не упустит возможности послушать интересные лекции и
семинары, а также научиться новому ремеслу. Это неудержимое стремление помогло ему в
свои 20 лет многого добиться в жизни, в учебе, где он и стал «Студентом года-2000». Но
окружающие тянутся к нему вовсе не потому, что он достаточно знаменит в своей среде и
пользуется большим авторитетом, а потому, что в нем очень много положительной энергии,
которой он делится с людьми.
По своей натуре это сильный, волевой, очень оптимистичный и жизнерадостный
человек, умеющий ставить перед собой цели и добиваться их. Но в то же время он немного
по-детски наивен и эмоционален. Сочетание этих качеств и помогает ему лучше понимать и
разбираться в людях. Ему можно довериться в любой ситуации, зная, что он всегда
выслушает, даст совет или просто скажет доброе слово. Он легкостью находит общий язык
совершенно незнакомыми ему людьми. А людей в свою очередь притягивает его живость и
незаурядность.
Конечно он такой не всегда. Ведь иногда просто хочется отдохнуть и понаблюдать за
жизнью со стороны. Именно в эти минуты он отправляется в театр. Там он словно не в
зрительном зале , а на сцене вживается в роль героев, проживает моменты их жизни, а затем
возвращаясь домой, любит поговорить о сегодняшней постановке.
А самое приятное то, что этот серьезный молодой человек ценит и уважает обычную
человеческую дружбу, где, несмотря на разницу в возрасте, он все равно остается младшим
братиком — Андрюшкой.
Шерстобитова В.Е.

13. Путевой очерк

«Вот и наступил последний день в пути, по нашим расчетам до парка Еграки
оставалось в районе трехсот километров. Не так и много, особенно, если оглянуться
назад. За четыре дня мы проехали более десяти тысяч, и, как ни странно, до сих пор
оставались бодрыми.
Хотелось провести этот день радостно и без приключений, но вспоминая прошлые
дни путешествия, надежды, на то, что день пройдет спокойно, не осталось ни у кого.
Мы быстро позавтракали, и, наспех сложив палатки, начали выбираться из
низины. Как мы умудрились заехать в нее, осталось загадкой.
Вчера, при поиске стоянки, вроде бы и не было никакой крутой горки, а просто
маленький спуск. Луна – злодейка решила сыграть с нами в игру, и скрыла в своем
чарующем свете, неровную гравийную дорогу и крутой спуск.
Усталость, конечно, тоже давала о себе знать. За вчера, проехав почти пятьсот
километров, мы порядком измотались, да и приключение, которые застало нас в
деревеньке, с великолепным названием «Секта», не пошло на пользу никому.
Вспоминая всех предков, мы, все - таки, умудрились поднять технику в горку.
Девушкам помогали молодые люди, потому что затащить 250 килограммовый мотоцикл
в гору под уклоном почти 50 градусов очень сложно даже мужику, что уж говорить о нас
хрупких.»
Шерстобитова В.Е.

14. Проблемный очерк «Что такое счастье?»

Счастье. Жизнь человека коротка, но, одновременно с этим, бесконечно длинна. Каждый человек хотя бы
раз мечтал о счастье и счастливой жизни. Это желание – жить счастливо – прошло с человеком с начала
времен.
Однажды – когда именно, я никак не могу вспомнить – я то ли услышал, то ли прочел, то ли вообще
придумал небольшую притчу. Суть ее заключается в том, что один юноша мечтал…
… Он мечтал и придумал свое счастье. Он придумал цель в жизни, которая привела бы его к счастью. Он
решил, что будет счастлив, когда вырастет, устроится на престижную работу, будет получать достаточно
денег, чтобы построить маленький домик в деревне, жениться на понравившейся женщине и иметь двоихтроих детей.
И вот этот юноша вырос. Он стал президентом крупной компании, получает много денег. Построил
огромную виллу с гаражом и с видом на лазурное море, белый песчаный берег и на бесконечное и
бесконечно прекрасное небо. Он женился на женщине, которая всегда его понимает, любит и
поддерживает. У него шестеро маленьких милых детей. И он счастлив. Так ему казалось.
Но однажды, проснувшись ночью через несколько лет после исполнения цели своей жизни, он понял, что
обманулся. Он был один. Совсем один. Один во всей вселенной. Его уже не радовали ни работа, ни жена,
ни дети. И он решил одеться и уйти. Пойти куда-нибудь. Пойти искать счастья. И он встал. И пошел. Но
пошел к детям, накрыл их одеялами, поправил подушки, вернулся, лег в кровать, поцеловал жену и уснул.
С тех пор он часто мечтал. Мечтал о настоящей мечте.
Мне кажется, что эта притча говорит нам, что нельзя мечтать о достижимом, иначе это перестанет быть
мечтой, а становится планом на будущее. Целью жизни надо ставить нечто недостижимое, то, что имеет
шанс сбыться только благодаря огромному чуду.
В жизни человека очень много радостей: повысили на службе, подняли зарплату, купил дом, нашел свою
любовь, женился – это радости, хотя возможно и больше. Радость – это нечто временное. Сегодня
повысили – завтра уволят, подняли зарплату – подняли цены, сегодня купил дом – завтра он сгорел,
ограбили, надоел, сегодня нашел любовь – завтра скандал, сегодня женился – завтра развод. Радость –
это когда хорошо, но обязательно кончится – не сегодня, так завтра. А счастье – вечно. Счастье – то, чего
человеку не достичь. По крайней мере, в таком виде, в каком мы привыкли его видеть. Что же такое
счастье? Я попытаюсь написать это сухим, «логичным» языком, но это только для того, чтобы пошутить и
удлинить мой очерк. «Счастье – некоторое мифическое состояние человека, в котором ему абсолютно
хорошо на неопределенный промежуток времени».
И все-таки, что же такое счастье? Это – нечто бесконечно хорошее, идеально, не поддающееся
классификации и подходящее к любому человеку. И вообще, на тему можно дискутировать вечно. Я
высказал свою точку зрения и удаляюсь.
Шерстобитова В.Е.

15. Зарисовка

В XVIII-XIX столетиях в периодической
печати России сложился жанр,
который в дальнейшем получил
название зарисовка. Жанр зарисовки
широко бытовал и в русской,
и советской журналистике.
Произнеси это слово – зарисовка –
и ты услышишь: «рисунок», «рисую»,
«рисовать». Зарисовка – это набросок
портрета человека, события, явления
в жизни литературнохудожественными средствами.
Шерстобитова В.Е.

16. Выделяют несколько видов зарисовки. Это:

этюды о природе
портретные зарисовки
публицистические зарисовки
Шерстобитова В.Е.

17. Герои очерка и зарисовки

Попробуем найти человека, который
станет героем твоего очерка. Для
этого надо постараться посмотреть на
окружающих другими глазами. Не так
как всегда, набегу, не задумывая, кто
перед тобой – классный учитель или
ветеран в автобусе, твой
преподаватель в художественной
школе или странный пожилой человек
из соседнего подъезда, который
каждый день кормит дворовых
голубей.
Шерстобитова В.Е.

18. Пиши о человеке с любовь

И, конечно, главную роль в очерке
играет твой собственный текст. Его
надо писать искренне, с любовью к
своему герою. Если этого чувства нет,
то лучше не браться за написание
очеркового материала, все равно
ничего хорошего не получится. Будет
сухой материал, который не
произведет на читателей особого
впечатления.
Шерстобитова В.Е.

19. Слушай музыку русского языка

Ищи яркие слова, яркие образы, но не
перегибай палку, иначе твой герой
сам себя не узнает, и ему будет
неловко.
Борись со штампами. Для очерка – это
злой враг. Говори простым, но
литературным языком. Перечитывай
предложения, переставляй слова,
пока не услышишь музыку русского
языка.
Пиши так, будто это твой первый и
последний журналистский материал
в жизни.
Шерстобитова В.Е.

20. Вернемся к нашим баранам

Шерстобитова В.Е.

21.

Шерстобитова В.Е.

22. Фельетон

Фельетон объединяет в себе три
начала: публицистическое
(актуальность, злободневность,
ярко выраженная оценочность),
художественное (использование
образных средств из арсенала
художественной литературы) и
сатирическое.
Шерстобитова В.Е.

23. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании,

которому подчинены все прочие элементы жанра.
Предметная основа фельетона – отрицательное явление,
комическая природа которого ясна фельетонисту.
Главная задача фельетона – разоблачение
отрицательных фактов действительности и
последующее их искоренение из жизни общества.
Выявить комичность факта, явления, ситуации – значит
показать ее принципиальное противоречие с авторским
идеалом.
Фельетонный образ, несмотря на свою специфичность,
обладает теми же качествами, что и образ в
художественных жанрах: он эмоционален; он
представляет собой обобщение жизни; он раскрывает
смысл явлений и дает им оценку, утверждая или
отрицая их.
Шерстобитова В.Е.

24.

Один из главнейших законов фельетонного жанра –
ассоциативность. При ассоциативном зачине с
самого начала привносится элемент эмоциональнообразного развития темы, поскольку она начинает
раскрываться не прямо, а косвенно, опосредованно.
А это в свою очередь при переходе к исходной теме
конкретного жизненного факта может вызвать и часто
вызывает комическое противоречие на стыке двух
тем.
Шерстобитова В.Е.

25. Вернемся к нашим баранам

Фельетон о жадности
В кинотеатре стоя у кассы они долго переглядывались и уступали друг другу место в очереди,
никто не хотел платить за билеты. «Ну что, идем?» вопрошающе смотрела она. «Идем» говорил
он, пропуская её вперед. Она подошла к окошку и сказала: «2 билета». И тут же уступила ему
место. Он остался наедине с кассиром. -Вам какие билеты? Спросил кассир. - Эконом класса. А
скидки для студентов есть? – Нет, молодой человек. Сегодня скидки не действуют. Он со
злостью посмотрел на свою подругу и заплатил за 2 билета. Месть выражалась в его глазах, и
желание мстить было велико. Девушка упивалась победой. Её глазки заблестели. И она
предложила купить поп-корн и что-нибудь попить. Он сказал, что это отличная идея. И показал
ей где продают поп-корн. А сам ушел в туалет, изображая ложное желание малой нужды. В
туалете вымыв руки и для точности постояв минут 5, поглядывая на часы, он вышел. Глаза у
неё были стеклянные, брови нахмуренные, лицо выражало явное недовольство, как будто она
потеряла кого-то из родственников. Но все же соленый попкорн (самый дешевый) и кока кола
были у неё в руках. Он улыбнулся мстительной улыбкой. И повел её в зал. Они уселись
поудобнее. Она держала попкорн и смотрела рекламу. Он потянулся за попкорном, но она на
уровне инстинкта убрала руку, нежелание делится было настолько велико, оно засело в
подсознании. Но все же сознательное взяло верх, и она наклонила поп-корн в его сторону. Он
взял немного и тут же отправил в рот. Она
наблюдая за этим схватила горсть побольше и мгновенно съела. Он испуганно
смотрел на неё. С презрением бросал косые взгляды. Горсти набирались все больше и чаще.
Они одновременно засунули руки в коробку и порвали её. Но попкорн еще оставался. Она
быстро сгребла это в ладошку и съела. Она показывала удовольствие пережевывая
оставшийся поп-корн, а у самой было дикое желание выплюнуть это все скорее. Так как соль
оставшаяся на самом дне ужасно пекла губы. Он смотрел на нее и диву давался. Кока-кола была
для него не доступна.
Девушка отворачивалась от него всем корпусом и, попивая с трубочки, отставляла
стаканчик подальше. Кончилась и кола. Так как есть уже было нечего, а кола
закончилась, они, обнявшись, смотрели фильм. И казалось, что счастливее пары нет во всем
зале.
Шерстобитова В.Е.

26. Спасибо за внимание

Шерстобитова В.Е.
English     Русский Правила