Проект: «Итальянская традиция в архитектуре Древней Руси»
9.38M
Категория: ИсторияИстория

Итальянская традиция в архитектуре Древней Руси

1. Проект: «Итальянская традиция в архитектуре Древней Руси»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА им. И.П.ТИМОШЕНКО»
446001, ул. Советская 83, г. Сызрань, Самарская область,
тел/факс (8464) 98-54-23, 98-61-73
Проект:
«Итальянская традиция в архитектуре
Древней Руси»
Выполнила: обучающаяся 4 «В» класса
МБУ ДО ДХШ им. И.П. Тимошенко
Мучкаева Валерия
(преп. Печенова Т.В.)
Г.о. Сызрань
2020 -2021 гг..

2.

Визитная карточка
.
Мучкаева Валерия Дмитриевна
родилась 11 сентября 2006 года в г Сызрани, Самарской
области. Учится в ГБОУ гимназии г.Сызрани в 8-Б классе.
В 4 классе Детскую художественную школу имени
И.П.Тимошенко г.Сызрани. Увлекается спортом. Хочет
поступить в университет по профессии дизайнер-модельер
Достижения за годы обучения в ДХШ им И.П. Тимошенко:
1. Всероссийский творческий конкурс ''Весна во всей красе'', диплом за активное участие в
конкурсе, г.Сызрань, 2018 год;
2. Выставка лучших работ Всероссийского конкурса '' Всё, что я люблю, или Давайте
познакомимся'', Грамота участника выставки ,Самара 2018 год;
3. Православный пленэр ''Живые родники'', сертификат участника, Сызрань 2019 год;
4. Летняя творческая школа художников в рамках Зонального Фестиваля художественного
творчества ''Город мастеров'', свидетельство участника, г.о.Сызрань, 2019 год;
5. Всероссийский открытый детский конкурс-фестиваль патриотической песни имени
Аркадия Островского"Солнечный круг", диплом лауреата 2 степени г.о.Сызрань 25-27
февраля 2020 год;
6. Конкурс творческих работ в рамках зонального фестиваля художественного творчества
''Город мастеров'', диплом лауреата 2 степени, г.о.Сызрань 2020 год;
7. II областной конкурс детского творчества ''Творческий мегаполис'', Диплом лауреат 1
место, Самара, 2020 год.

3.

ВВЕДЕНИЕ
«Какая площадь самая центральная в Москве? Многие ответят – Красная, но
Красная площадь за пределами Кремля, на посаде. А самое сердце столицы –
Соборная площадь, и она же наиболее древняя в Москве. По периметру – старые
соборы, патриаршие и царские палаты. И почти все, что мы видим вокруг,
построено итальянцами».

4.

Усдышав такое заявление от экскурсовода в Москве, во время экскурсии в Древний
Кремль, я очень удивилась, т.к думала, что только русские мастера трудились над
постройкой Кремля, и решила освятить эту тему в своем проекте.
.
Цель проекта: собрав и проанализировав тематический материал, осветить вклад
итальянских мастеров в архитектуру Древнего Кремля.
Задачи проекта:
1. Собрать материал по теме проекта;
2. Проанализировать его;
3. Выполнить проект

5.

1 . Зодчество Дрейней Руси
Русское зодчество ведет свое начало от далекого прошлого.
Зодчество Дрейней Руси развивалось в особых исторических, природных и духовноидеологических условиях, значительно отличалось от современной
ему
архитектуры стран Запада и Ближнего Востока. В условиях окружения селений
могучими лесными массивами в раннесредневековый период жилища и церкви на
Руси преимущественно из дерева.
Дерево вплоть до конца XVII в. Оставалось на Руси основным строительным
материалом. Вместе с тем начиная с конца с конца X в., со времени принятия
Древней Русью христианства, в культовом зодчестве начали строить каменные
здания.
С этого времени на Руси ряд выдающихся памятников архитектуры.

6.

Москва, официально основанная в 1147 г Юрием Долгоруким, в XIII- XVI
вв. подвергалась неоднократным нашествиям и разрушениям татаромонгол, но с XIV века начала постепенно сосредоточивать опыт русского
деревянного и каменного зодчества. Значительную роль в строительстве того
времени играл известковый белый камень, который при извлечении его из
каменоломен легко поддается обработке.

7.

Особое внимание в Москве уделялось строительству каменных стен Кремля,
храмов и новых великокняжеских хором. В помощь псковским и новгородским
мастерам- градодельцам великий князь Иван III пригласил ряд выдающихся
зарубежных зодчих, начиная с итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, в
Москву прибыли Антон, Марк и Алевиз Фрязины и Пьетро Соляри- крупные
специалисты по оборонительному строительству того времени. Эти мастера были
заняты в возведении Кремлёвского дворца и соборов в Москве.

8.

Сначала приезжие мастера тщательно изучают наши архитектурные традиции, а
потом уже их постройки становятся образцовыми для русских мастеров. Капители
на колоннах, круглые фигурные окна, сильно профилированные карнизы со
временем становятся привычными на наших зданиях.

9.

2. Итальянские мастера
Каков же вклад итальянских мастеров в архитектуру Руси?
Стены Кремля
Стены, башни и соборы Московского Кремля, являющиеся
символом
отечественной архитектуры XV–XVI вв., в большинстве имеют итальянские корни.
Изображения крепостей за пределами России запечатлевают постройки в cеверной
Италии. Именно эта область в XIII–XV вв. славилась искусством фортификации.
Замок Сфорца, Милан, Италия
Стены Московского Кремля

10.

Изображения крепостей за пределами
России запечатлевают постройки в
cеверной Италии. Именно эта область в
XIII–XV вв. славилась искусством
фортификации. Приметой построек
северной Италии является не только
кирпич (материал, доселе не
употреблявшийся в таком масштабе на
Руси),
Замок в Сирмионе
(замок Скалигеров)
XIII–XIV вв.
Ломбардия, Италия
Городские стены Вероны
XIII–XIV вв. Италия

11.

но и знаменитые зубцы
в форме ласточкиных хвостов, так называемые «мерлоны», ставшие в
дальнейшем излюбленным декоративным элементом для завершения
крепостных стен русских городов (Тула и др.).
В России свою итальянскую символику зубцы с раздвоенными концами
потеряли, но приобрели новую – тоже, как Италии, связанную с образом власти.
П. Фрязин. Нижегородский кремль. 1500–1515. Россия
Тульский кремль. Начало XVI в. Россия

12.

Грановитая палата
Самое главное произведение Солари – старейшее светское здание Москвы,
Грановитая палата, построенная в 1491-ом году. За этими стенами самый большой
в Московском государстве зал. Там проходили заседания боярской думы, Земских
соборов, принимали иноземных послов. Название «грановитая» от оформления
главного фасада, выходящего на Соборную площадь, он облицован
белокаменными блоками, каждый из которых обтесан на восемь граней.

13.

Такая обработка камня, характерная
для
архитектуры
итальянского
Возрождения,
называется
«бриллиантовым
рустом».
В
Грановитой палате
Московского
Кремля и Палаццо деи Диаманти,
строившихся
практически
М. Руффо, П.А. Солари
параллельно, использован один и тот
Грановитая палата
1487–1491.
же Россия
прием обработки камня –
бриллиантовый руст.
Гранови́тая пала́та, Москва
Палаццо деи Диаманти или Алмазный
дворец Провинция Феррара, Италия

14.

Успенский собор
Успенский собор – самое старое из полностью сохранившихся московских
строений. Архитектор итальянский зодчий Аристотель Фиорованти.
Успенский собор является главным собором Московского Кремля. Сразу после
освящения, он стал местом погребения русских иерархов, могилы которых
расположены под полом, а памятные надгробные доски установлены вдоль стен
собора. Будучи главным собором столицы, Успенский собор неоднократно
выступал в качестве места венчания на царство русских князей и царей. По
мнению некоторых ученых, Успенский собор производит впечатление
ренессансного дворца.

15.

Палаццо дель Подеста на центральной
площади
в Болонье было построено Аристотелем
Фьораванти , архитектором Успенского
собора Московского Кремля. Композиция
палаццо основана на повторении одного
элемента – арки.
Успенский собор, Москва
А. Фиораванти. Палаццо дель Подеста. 1484. Болонья, Италия
Палаццо
дель Подеста, Болонья, Италия

16.

Архангельский собор
Архангельский собор построен итальянцем Алевизом Фрязиным. Неожиданное
решение для нашей архитектурной традиции. Зодчий поделил здание мощным
двухчастным карнизом на два этажа, хотя внутри это единое пространство. Так же
из иноземных элементов прекрасной работы растительные капители, и морские
раковины в закомарах. Так что, убери эти купола, и мы увидим типичный римский
палаццо.

17.

Кроме того, Венецианскую церковь Санта-Мария деи Мираколи
и Архангельский собор Московского Кремля роднит поэтажное членение и ордерная
декорация каждого этажа. Завершает оба сооружения типично венецианская
композиция из круглых окон. Разница заключается в материале: венецианская церковь
облицована цветными мраморными плитами, а московский собор оштукатурен.
Санта-Мария деи Мираколи, Венеция
П. и Т. Ломбардо. Церковь Санта Мария деи
Мираколи. 1481–1489. Венеция, Италия
Архангельский собор, Москва

18.

Колокольня Ивана Великого
Одновременно с Архангельским собором в начале 16-го века итальянец Бон Фрязин
возводит колокольню-столп, по-итальянски «кампанилу». Правда, тогда колокольня
была ниже на один ярус, через сто лет, в царствование Бориса Годунова, ее
увеличили, о чем сделали золотом надпись под куполом.

19.

А рядом с ней, стена к стене, итальянец Петрок Малый строит церковь, которую
потом преобразовали в звонницу

20.

Заключение
Диалог культур в человеческой истории неизбежен, поскольку культура не может
развиваться обособленно, она должна обогащаться за счет других
культур.Постепенно градостроительство России наследовало и впитывало
искусство Италии, при этом сохраняя и развивая традиции, проявляя самобытность
национального зодчества.
Расширяя и обогащая теоретические и практические знания, полученные в Италии,
опираясь на опыт градостроительства России, проявляя творческие поиски,
итальянские и российские мастера во все времена создавали и создают
архитектурные и градостроительные ценности.

21.

Литература
1. Косырева Ольга, « Как итальянцы строили Россию», «Премиум», Москва,
2018г;
2. Цыганова Любовь, «Итальянские мастера в России: жизнь и творчество»
«Принципиум», г. Москва, 2017 г.
Интернет- источники
1. https://archi.ru/lib/publication.html?id=1850569521&fl=5&sl=1
2. https://www.kreml.ru/ru/history/ReferenceData/architect/
3. http://actual-art.org/files/sb/06/Batalov.pdf
English     Русский Правила