2.15M

М. Цветаева "Цикл стихотворений о Москве"

1.

М. Цветаева
Цикл стихотворений о Москве

2.

.
Облака́ — вокруг,
Купола́ — вокруг,
Надо всей Москвой
Сколько хватит рук! —
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо́ моё
Невесомое!
В дивном граде сём,
В мирном граде сём,
Где и мёртвой — мне
Будет радостно, —
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец!
Ты постом говей,
Не сурьми бровей
И все́ со́рок — чти́ —
Сороко́в церквей.
Исходи пешком — молодым шажком! —
Всё привольное
Семихолмие.
Будет тво́й черёд:
Тоже — дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Мне же вольный сон, колокольный звон,
Зо́ри ранние —
На Ваганькове.
31 марта 1916

3.

Каждое поколение бережно, как
самую
драгоценную святыню, передает
ледующему из рук в руки Москву.
Однако и после смерти лирическая
героиня М.И. Цветаевой не отделяет
свою судьбу от образа родного
города:
Мне же — вольный сон,
колокольный
звон,
Зори ранние На Ваганькове»,
В дивном граде сем,
В мирном граде сем,
Где и мертвой мне
Будет радостно….
Употребление древнерусского
варианта
слова «град» вместо современного
«город» на уровне лексики
подчеркивает древнюю историю
Москвы.
Лирическая героиня стихотворения обещает
своему чужеземному гостю, которому она
показывает Москву, покровительство богородицы
(«И на тебя с багряных облаков Уронит богородица
покров»). Икона находится в Кремле, неслучайно
Цветаева упоминает Спасские ворота. Но
очевидно, что автора интересуют не просто
архитектурные красоты Москвы, а в первую
очередь православные святыни. Празднование
иконы Иверской Божьей Матери происходит во
время Великого Поста, о котором также упоминает
Цветаева в цикле («Ты постом — говей, Не сурьми
бровей»).

4.

Уже в ранней лирике М.И. Цветаевой мотив смерти
является одним из ключевых. В четвертом стихотворении
Цикла лирическая героиня пытается представить картину
своего прощания с миром. Образ смерти ассоциируется у
М.И.Цветаевой с благообразием («Сквозь легкое лицо
проступит — лик», «О, наконец, тебя я удостоюсь.
Благообразия прекрасный пояс!», «Меня окутал с
головы до пят Благообразия прекрасный плат»),
Отстраненностью («Отцарствуют, отплачут,
отгорят… Мои глаза») и покоем («Паломничество по
дорожке черной К моей руке, которой не отдерну»).

5.

В пятом стихотворении
цикла М.И. Цветаева
называет Москву «городом,
отвергнутым Петром». Здесь
имеется в виду факт
переноса Петром Первым
столицы из Москвы в
Петербург. Однако М.И.
Цветаева все равно считает
Москву первым городом
России. Для нее важен
православный календарь.
Неслучайно в цикле
упоминается Пасха, Троицын
день и, наконец, Иоанн
Богослов.
В восьмом стихотворении главной становится
тема соборного единения («Москва! Какой
огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси
— бездомный, Мы все к тебе придем»). От
картины собственных похорон лирическая
героиня мысленно переносится ко дню
собственного рождения. Последнее
стихотворение цикла начинается и
заканчивается любопытной художественной
деталью — образом красной рябиновой кисти.
Эта кисть в последней строфе стихотворения
наделяется эпитетами «жаркий», «горький» и
символизирует страстный, импульсивный
характер лирической героини. «Мне и доныне
Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть»,
— пишет М.И. Цветаева.
В восьмом стихотворении главной становится
тема соборного единения («Москва! Какой
огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси
— бездомный, Мы все к тебе придем»). От
картины собственных похорон лирическая
героиня мысленно переносится ко дню
собственного рождения. Последнее
стихотворение цикла начинается и
заканчивается любопытной художественной
деталью — образом красной рябиновой кисти.
Эта кисть в последней строфе стихотворения
наделяется эпитетами «жаркий», «горький» и
символизирует страстный, импульсивный
характер лирической героини. «Мне и доныне
Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть»,
— пишет М.И. Цветаева.
English     Русский Правила