Похожие презентации:
Литература средних веков
1. КГБ ПОУ «Минусинский колледж культуры и искусства»
ЛИТЕРАТУРА ЕВРОПЕЙСКОГОСРЕДНЕВЕКОВЬЯ
2. Средневековье занимает в истории человечества огромный хронологический период.
3. Средневековая европейская литература — это литература эпохи феодализма, которая возникла в Европе в период отмирания
рабовладельческого уклада,распада античных форм государственности и возведения христианства в ранг
государственной религии (III—IV вв.). Этот период завершается в XIV—XV вв., с
возникновением капиталистических элементов в городской экономике,
становлением абсолютистских национальных государств и утверждением
светской гуманистической идеологии, сломившей авторитет церкви
4. Периодизация средневековой литературы
1. Раннее средневековье (V—XI вв.) — время, когда в Европе ещепочти не было городов, население сосредоточивалось в сельской
местности, ремесла находились в тесной связи с земледелием.
Крупные феодалы обладали достаточной самостоятельностью и
старались не подчиняться королю.
Устная и письменная словесность.
• К устной относятся: архаический эпос кельтов и скандинавов, эти
произведения анонимны, элемент христианизации не велик:
ирландские саги или кельтский эпос (Уладцкий цикл: «Угон быка»;
«Плаванье Брана»; «Преследование Диармайда и Грайне»);
скандинавский или исландский эпос: «Старшая Эдда» Прорицание Вёльвы (Волуства, которая открывает Эдду),
Перебранка Локки, Песни о Сигурде (Зигмунд), Атли (Атилла),
Гудру и Брюнхильд (Брюнхильда).
• К письменной литературе относятся (прежде всего, духовная,
религиозная): Аврелий Августин («Исповедь»).
5.
6.
2. Зрелое средневековье или классика, период развитых феодальныхотношений (XII—XV вв.) — время, когда сформировалась структура феодального
общества, его иерархическая лестница, где каждое сословие занимало строго
определенную ступеньку: на ее вершине — король, крупные феодалы, у
подножия — бесправные крестьянские массы. Важным фактором стало
появление городов и формирование городского сословия. Обостряется борьба
между королевской властью, обычно опиравшейся на горожан, и мятежными
феодалами. Верхняя граница этого этапа для Англии, Франции и Германии, когда в
Италии он длился до середины 14 века, когда у них начинается Ренессанс.
• Эпическая поэзия: национальные, героические эпосы (французский
героический эпос: «Песнь о Роланде», испанский героический эпос: «Песнь о
моём Сиде», немецкий: «Песнь о Нибелунгах»). Есть проблема авторства,
которая не решена до сих пор.
• Письменная литература, которая делится на три потока: религиозная
(авторская); куртуазная (придворная), представленная лирикой и рыцарским
романом, тоже авторская; городская литература, прежде всего, сатирическая.
Тексты письменной литературы: поэзия трубадуров (Куртуазная. Желательно,
перевод Наймана); рыцарский роман («Роман о Тристане и Изольде» Жозефа
Бедье или роман Кретьена де Труа «Ийвен или рыцарь со львом»); Данте
Алигьери, поэзия Франсуа Вийон (баллады и «Большое завещание»).
7.
8.
3. Позднее средневековье или, с эстетической точки зрения,Возрожденье (в Италии – середина 14 века – начало 16 века, в Англии,
Франции, Нидерландах и Испании охватывает частично 15 и весь 16
век, начало 17 века – последний в Европе кризис Возрождения,
период трагического гуманизма). Время, когда в результате великих
географических открытий, перехода от цеховой системы к мануфактуре
и интенсивного развития торгово-денежных отношений происходят
глубокие перемены во всех сферах политической, общественной и
духовной жизни.
9. Самые ранние памятники создавались еще на грани древнего и нового времени во II–III веках, хотя записаны были в основном в
XI–XII веках.Весь этот период, условно датируемый с V и до XI–XII веков, называется
«ранним Cредневековьем», а период с XII до XV веков – «зрелым», или
«высоким» Cредневековьем.
Литература средневековья обязана
своему существованию трем
источникам:
1. фольклору – к нему относились
обрядовые и трудовые песни, сказки,
эпосы;
2. античной литературе – особенно
произведениям Вергилия и Овидия;
3. христианству – Священное
писание, жития святых, религиозные
песни и гимны.
Литература средневековья делилась
на следующие виды: религиозная,
городская и рыцарская.
10.
В XI в. родилась и утвердилась литература на национальных — романских игерманских языках. Латинская традиция остается еще очень сильной и продолжает
выдвигать художников и явления общеевропейского масштаба: исповедальная
проза Пьера Абеляра (автобиографическая «История моих бедствий», 1132—1136),
экстатическая религиозная лирика Хильдегарды Бингенской (1098— 1179),
светская эпическая героика Вальтера Шатильонского (поэма «Александреида», ок.
1178—1182), смеховое вольномыслие вагантов, бродячих клириков, воспевавших
радости плоти. Но с каждым новым столетием латынь все дальше отходит от
литературы и все ближе смыкается с наукой. При этом надо учитывать, что
границы литературы в средние века понимались шире, чем в наше время, и были
открыты даже для философских трактатов, не говоря уж об исторических
сочинениях. Признаком литературного произведения считался не его предмет, а
его форма, отделанность слога.
11.
Средневековый героический эпос
Средневековая куртуазная литература
Клерикальная литература
Средневековая городская литература
Народные песни
12. Героический эпос
Эпос раннего Средневековья: Эпос эпохи развитогофеодализма:
• Ирландский эпос
• Исландский эпос
• Английский эпический
памятник «Боевульф»
• «Песнь о Роланде» (1170
г., Франция)
• «Песнь о Нибелунгах»
(1200 г., Германия)
• Песнь о Сиде»
(1140 г., Испания)
13. Клерикальная (церковная, религиозная, духовная) литература
Жанры:• Видение (повествование о
путешествии души во время
сна по загробному миру)
• Житие (рассказ о жизни
святого)
• Религиозный гимн
• Послание
• Комментарий к
Священному Писанию
• Религиозная средневековая
драма
Основные черты:
• Риторичность
• Дидактизм
• Притчевость
• Экзальтация
*создавалась на латинском
языке
14. Литургическая драма — вид средневекового, преимущественно западноевропейского, религиозного представления. Входила в состав
пасхальной или рождественской церковной службы (литургии);представляла собой инсценировку отдельных эпизодов Евангелия.
15.
16. Полулитургическая драма выделяется из мессы и выходит на паперть и в церковный сад. Разросшемуся действию становится тесно в
церкви. Активноподключаются ветхозаветные тексты, апокрифы и жития. Сюжет выходит за
рамки высокого жанра, и тогда появляются дьявол и черти,
а вместе с ними комедийное снижение искусства. Для исполнения всех ролей
уже не хватает священнослужителей, и к игре начинают привлекать мирян,
в том числе гистрионов (актёров).
17. Куртуазная и рыцарская литература
Поэзия трубадуровСоздана поэтами-рыцарями Прованса,
гос-ва на юге Франции, 12 век.
Авторская поэзия (известно не менее
500 имен)
Трубадуры воспевали любовь
Ввели в поэзию образ Дамы и образ
влюбленного поэта
Рыцарский роман
Жанр сложился в 12 веке
В отличие от героического эпоса
соотносим со сказкой
Ядро романа – «авантюра»
(соединение любви и фантастики)
Центральный герой –
странствующий рыцарь (идеал по
меркам куртуазии)
Наличие авторской позиции
18.
Лирика, созданная поэтами-рыцарями, которыеименовались трубадурами на юге Франции (Прованс) и
труверами на севере Франции, миннезингерами в
Германии, пролагает прямую дорогу к Данте, Петрарке
и через них — ко всей новоевропейской лирической
поэзии. Зародилась она в Провансе в XI в. и затем
распространилась по всей Западной Европе. В рамках
этой поэтической традиции была выработана идеология
куртуазности (от «куртуазный» — «придворный») как
возвышенной нормы социального поведения и
духовного строя — первая относительно светская
идеология средневековой Европы. По преимуществу
это поэзия любовная, хотя она знакома и с дидактикой,
сатирой, политическим высказыванием. Ее
нововведение — культ Прекрасной Дамы (построенный
по образцу культа Богоматери) и этика беззаветного
любовного служения (построенная по образцу этики
вассальной верности). Куртуазная поэзия открыла
любовь как самоценное психологическое состояние,
сделав важнейший шаг в постижении внутреннего мира
человека.
19. Трубадуры, труверы, менестрели — представители ранней гуманистической культуры, которая берет свое начало во Франции, в
Провансе (южнофранц.troubadour – сочинитель, бродячий поэт). В основном это придворные поэты
и музыканты, носители рыцарского куртуазного идеала. Они помогали
неспособным рыцарям сочинять и петь песни для прекрасной дамы.
20. В основном это придворные поэты и музыканты, носители рыцарского куртуазного идеала. Они помогали неспособным рыцарям сочинять
и петь песни для прекрасной дамы.21. В границах той же куртуазной идеологии возник рыцарский роман. Его родина — Франция XII в., а один из создателей и одновременно
высочайший мастер —Кретьен де Труа. Роман быстро завоевал Европу и уже в начале XIII в. обрел вторую
родину в Германии (Вольфрам фон Эшенбах, Готфрид Страсбургский и др.). Этот
роман соединял сюжетную увлекательность (действие, как правило, происходит в
сказочной стране короля Артура, где нет конца чудесам и приключениям) с
постановкой серьезных этических проблем (соотношение индивидуального с
социальным, любви и рыцарского долга). Рыцарский роман обнаружил в
эпическом герое новую сторону — драматическую духовность.
22.
Романы о рыцарях короля АртураРоманы о святом Граале
Романы о Тристане и Изольде
23. Народные песни Баллады о Робин Гуде
Робин Гуд – любимыйгерой английского народа
(XII-XV вв.)
Вольный стрелок
Защитник крестьян
Воплощает мечту о
свободе и полноте жизни
24. Городская литература
Жанры:• Стихотворные анонимные
повествования
комического характера
• Сатирический животный
эпос
• Драматургические жанры
( мистерии, миракли,
моралите, литургическая
драма)
• Поэзия вагантов
Третий массив средневековой словесности — литература
города. В ней, как правило, отсутствует идеализирующий
пафос рыцарской литературы, она ближе к быту и в какой-то
степени реалистичнее. Но в ней очень силен элемент
нравоучения и поучения, который приводит к созданию
широкообъемлющих дидактических аллегорий («Роман о
Розе» Гильома де Лорриса и Жана де Мёна, около 1230—
1280). Диапазон сатирических жанров городской литературы
простирается от монументального «животного» эпоса, где в
качестве персонажей выведены император — Лев, феодал —
Волк, архиепископ — Осел («Роман о Лисе», XIII в.), до
небольшого стихотворного рассказа (французские фаблио,
немецкий шванк). Средневековая драма и средневековый
театр, никак не связанные с античными, родились в церкви
как осуществление скрытых драматических возможностей
богослужения, но очень скоро храм передал их городу,
горожанам, и возникла типично средневековая система
театральных жанров: огромная многодневная мистерия
(инсценировка всей священной истории, от сотворения мира
до страшного суда), быстрый фарс (бытовая комическая
пьеса), степенное моралите (аллегорическая пьеса о
столкновении пороков и добродетелей в душе человека).
Средневековая драма явилась ближайшим источником
драматургии Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона
25.
Миракль (от лат. miraculum — чудо) — новыйшаг
в
развитии
религиозной
драмы:
представление о чудесах, совершаемых святыми.
Миракли часто привязывались к определенному
месту и культу местного святого. Французские
миракли сохранились в большом количестве,
потому
что
Франция
осталась
страной
католической,
а
католическая
церковь
приветствовала подобные представления, и они
игрались на протяжении многих веков.
26.
27.
Моралите — соединение народной театральнойтрадиции и христианской морали. Народные истоки
жанра — аллегорическое олицетворение борьбы Лета с
Зимой. В моралите принцип олицетворения применяется
к христианским добродетелям и грехам. На груди у
героев таблички с надписями, в руках атрибуты: Надежда
— якорь; Возмездие — меч; Правосудие — весы; Вера —
Библия; Совесть — зеркало; Обжорство — баранья нога;
Пьянство — бутыль. Актеры поясняют происходящее.
Моралите — единственный жанр, который пережил
время Реформации в Англии. Все остальные были
объявлены идолопоклонническими.
28.
29. Слепой и хромой Прототипы комических персонажей
30.
Мистерия — основной театральный образ Средневековья. Мистерия— самая поздняя, но и самая полная форма выражения
средневековой театральности. Если готический собор — застывший
образ мироздания, то мистерия — модель мироздания в действии.
Собор можно созерцать — в мистерии можно участвовать. Ты
участник, даже если ты только зритель, потому что ты находишься в
гуще событий. Для всей культуры средневекового театра характерен
принцип
симультанных
декораций
(тип
декорационного
оформления спектакля, при котором на сценической площадке
устанавливались одновременно — по прямой линии, фронтально —
все декорации, необходимые по ходу действия). Это та же
конструкция, что и в иконе, которая демонстрирует отсутствие
времени для Бога — одновременность всей истории. Мистерия
вбирает в себя все жанры: литургическую драму, бытовую драму,
фарс и соти, миракль и моралите. В ней отразилось всё
многообразие и все противоречия эпохи.
31.
32. Фарс берет свое начало в представлениях гистрионов и в комедийных элементах духовных представлений. Но свое наименование
получает только после запрещениямистерии в XVI в. Основные исполнители фарса —
участники Дурацких корпораций. Тексты фарсов
сатирические.
33. Иллюстрация к фарсу «Женатый любовник»
34. Ваганты (лат. vagantes < vagari — странствовать, бродить) — средневековая (XI–XIV вв.) западно-европейская корпорация «бродячих
Ваганты (лат. vagantes < vagari — странствовать, бродить) — средневековая (XI–XIV вв.)западно-европейская корпорация «бродячих людей», способных к сочинительству
и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений. В этом широком
употреблении слова в понятие В. войдут такие социально разнородные
и неопределенные группы, как французские жонглеры, немецкие шпильманы,
английские менестрели (от лат. ministerialis — слуга) и т.д. Однако обычно слово вагант
употребляется в более узком смысле для обозначения бродячих поэтов,
пользовавшихся в своем творчестве исключительно или, во всяком случае,
преимущественно латинским языком — международным сословным языком
духовенства.
35.
• Франсуа Вийон - последний представительпоэзии городского сословия. Разрушение
царства аристократической куртуазии в поэзии
Вийона. Беспощадный реализм, показ шумного
мира городской жизни с ее плебейским
задором, мрачными углами и разгулом кабака.
Его стихотворения – это крик человека,
истерзанного превратностями судьбы. Разговор
о власти смерти, о быстротечности всего
земного, о бренности человека. В его стихах и
балладах – женская любовь, сытная пища,
пьянящее вино.
ЧЕТВЕРОСТИШИЕ, СЛОЖЕННОЕ ВИЙОНОМ,
КОГДА ОН БЫЛ ПРИГОВОРЕН К СМЕРТИ
Я Франсуа - чему не рад! Увы, ждет смерть злодея,
И сколько весит этот зад,
Узнает скоро шея.
36.
Средневековую литературу и средние века в целом принятооценивать как время бескультурья и религиозного фанатизма.
Эта характеристика, родившаяся еще в эпоху Возрождения и
неотделимая от процесса самоутверждения светских культур
Ренессанса, классицизма, Просвещения, превратилась в некий
штамп. Но культура средних веков — неотъемлемый этап
всемирно-исторического прогресса. Человек средних веков
знал не только молитвенный экстаз, он умел наслаждаться
жизнью и радоваться ей, умел передать эту радость в своих
творениях. Средние века оставили нам непреходящие
художественные ценности. В частности, утратив пластичность и
телесность, свойственные античному видению мира,
средневековье ушло далеко вперед в постижении духовного
мира человека. «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя», —
писал на заре этой эпохи Августин, величайший христианский
мыслитель. Средневековая литература при всей ее
исторической специфике и при всех ее неизбежных
противоречиях — шаг вперед в художественном развитии
человечества.
37.
Подготовила:преподаватель КГБ ПОУ
«Минусинский колледж культуры и искусства»
Быкова О.В.