Похожие презентации:
Лев Николаевич Толстой 1828 - 1910
1. Лев Николаевич Толстой 1828 - 1910
Нет величиятам, где нет
простоты,
добра и
правды.
2.
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ(28 августа 1828, усадьба Ясная
Поляна Тульской губернии —
7ноября 1910, станция Астапово
(ныне станция «Лев Толстой»)
Рязано-Уральской ж.д.;
похоронен в Ясной Поляне),
граф,
русский писатель,
член-корреспондент
(1873),
почетный академик
(1900) Петербургской АН.
3. Л.Н.Толстой. Детство писателя
Дом в Ясной Поляне4. Ясная Поляна – родовое гнездо Л.Н.Толстого, где он прожил с семьёй более 50 лет.
5.
Во многих толстовских рассказах(«Утро помещика», «Свечка»,
«Поликушка», «Ягоды», «Идиллия»,
«Тихон и Маланья»)
и романах («Война и мир», «Анна
Каренина»,«Воскресение» и др.)
«живут» яснополянские крестьяне, их
судьбы и невыдуманные истории
Копыловых, Морозовых, Резуновых,
Зябревых, Козловых и др.
6. Княжна Мария Николаевна Волконская(1790-1830).Мать Л.Толстого.
Матери своей ясовершенно не помню.
Мне было полтора года,
когда она скончалась…
всё, что я знаю о ней,
всё прекрасно…
Л. Толстой «Воспоминания»
7. Граф Николай Ильич Толстой (1795-1837).Отец Л. Толстого.
Первое место …занимает, хотя и не
по влиянию на меня,
но по моему чувству
к нему,… мой отец.
Л.Толстой «Воспоминания»
8. Братья Сергей, Николай, Дмитрий, Лев. (фотография 1854 года)
Сестра Мария9. Л.Н. Толстой
1848 г.10. Л.Н. Толстой
Начало1850-х гг.
11. Л.Н. Толстой
1856 г.12.
1861 г.13.
1890-е гг.14. Л.Н. Толстой. Детство писателя
Летом 1849 года он оставляет учебу вКазанском университете и переезжает в
Ясную Поляну.
В 1851 году Л.Толстой уехал на Кавказ и
поступил добровольцем в артиллерию.
Наконец сегодня я получил приказ отправиться к своей
батарее … Вы не поверите, какое это доставляет мне
удовольствие.
Л. Толстой- Т. А. Ергольской. 3 января 1852 года
15. Летом 1849 года он оставляет учебу в Казанском университете и переезжает в Ясную Поляну. В 1851 году Л.Толстой уехал на Кавказ
Двадцати шести лет я приехал после войны в Петербург исошёлся с писателями. Меня приняли как своего…
Л. Толстой « Исповедь»
Группа писателей журнала « Современник» .
Л.Н. Толстой, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров,
И.С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н . Островский.
С фотографии 1856 года.
16. Двадцати шести лет я приехал после войны в Петербург и сошёлся с писателями. Меня приняли как своего… Л. Толстой « Исповедь»
Сентябрь 1862 год.Л. Толстой женится на 18-летней дочери врача Софье Андреевне Берс.
Сразу после венчания он увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где
полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам.
17.
Л.Н. Толстой открыл 26 народных школ,где обучалось 9 000 ребят.
18. Л.Н. Толстой открыл 26 народных школ, где обучалось 9 000 ребят.
СемьяЛьва Николаевича
Толстого
19.
20.
Толстой рассказал нам о русской жизнипочти столько же, как и вся остальная
наша литература.
(М.Горький)
«Детство», «Отрочество», «Юность» - 1852 -1855
«Севастопольские рассказы» – 1855
«Утро помещика» –
1856
«Война и мир» –
1863 - 1869
«Кавказский пленник» – 1872
«Анна Каренина» –
1873 -1877
«Воскресенье» –
1889 - 1899
« Хаджи – Мурат» –
1896 - 1904
«После бала» –
1903
«За что?» –
1906
21. Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература. (М.Горький)
Любимая скамья ЛьваНиколаевича,
на которой он отдыхал,
гуляя по парку в своём
имении.
Единственный цветной
портрет писателя,
ставший первой
цветной фотографией в
России.
1908 год, Ясная Поляна.
22. Любимая скамья Льва Николаевича, на которой он отдыхал, гуляя по парку в своём имении.
Ясная Полянамогила Л.Н.Толстого
в лесу «Старый Заказ»
С детства писатель верил в
легенду , что в Старом
Заказе спрятана палочка, на
которой написано, как делать
людей счастливыми.
Свою жизнь он посвятил
этой великой цели - помочь
людям устроить жизнь
счастливо.
Лев Толстой просил
похоронить его в саду, где
он искал «зеленую палочку».
23. Ясная Поляна могила Л.Н.Толстого в лесу «Старый Заказ»
Роман-эпопея«Война и мир»
24. Роман-эпопея «Война и мир»
1863–1869работа над
романом
25.
1856 1825 1812 1805современность глазами
декабриста
эпоха заблуждений и
несчастий героя - декабриста
эпоха народного торжества
эпоха неудач и поражений
от истории героя к судьбе
народа
26.
противостояниевойны и мира
(антитеза)
МiРЪ –
вселенная,
весь свет,
все люди;
крестьянская
община
МИРЪ –
отсутствие
войны,
согласие,
тишина,
покой
война вторгается
в жизнь мира
участие в войне
крестьянского мира
27.
Художественныеособенности
романа
28.
ЭПОПЕЯ – самаякрупная жанровая
форма эпоса,
которая изображает
большой период
исторического
времени или
значительное,
судьбоносное
событие в жизни
нации.
ЖАНР
Для эпопеи характерны:
широкий
географический охват
отражение жизни и
быта всех слоев
общества
народность
содержания
29.
Картины историиШенграбенское
сражение, битва при
Аустерлице,
Тильзитский мир, война
1812 г., пожар Москвы,
партизанское движение
Общественная и
политическая жизнь
Масонство,
деятельность
Сперанского, первые
организации
декабристов
Огромные
пространства
Петербург, Москва,
поместья Лысые Горы и
Отрадное, Австрия,
Смоленск, Бородино
30.
ХРОНОЛОГИЯ РОМАНАI том
1805 год
II том
1806-1811гг
III том
1812 год
IV том
1812-1813гг
Эпилог
1820 год
31.
Своеобразиехудожественных
приемов
32.
Принцип сопоставления ипротивопоставления
САЛОН
А.П. ШЕРЕР
ИМЕНИНЫ
У РОСТОВЫХ
33.
ПРИНЦИПСЕМЕЙСТВЕННОСТИ
34.
«ДИАЛЕКТИКА ДУШИ»«Чтобы жить честно, надо
рваться, путаться, биться,
ошибаться, начинать и бросать,
и опять начинать и опять
бросать, и вечно бороться
и лишаться, а спокойствие –
душевная подлость».
Л.Н. Толстой
35.
«Мысль народная»в романе
36. «Мысль народная» в романе
Темы для обсужденияНарод,
русская
армия в войне 1805
года.
Народ в войне 1812
года. Образ
Платона Каратаева
как квинтэссенция
свойств,
выработанных в
патриархальном
крестьянине
37. Темы для обсуждения
«Мысль народная»В комментариях автора
Главная мысль романа – «мысль народная».
Каждый положительный герой в конце
концов связывает свою судьбу с судьбой
нации.
По мнению Толстого, это так называемое
роевое начало , дух и воля не одного
человека, а нации в целом.
Войну 1812 года он представляет как
столкновение духа и воли французских
солдат и воли и духа русского народа.
38. «Мысль народная»
В действиях героев романаГерои романа, отбросив все личное,
становятся единым целым с народом:
Андрей чувствует необыкновенный
подъем перед Бородинским сражением;
все мысли Пьера направлены на то, чтобы
помочь изгнанию захватчиков;
Наташа отдает подводы раненым;
Петя Ростов погибает в схватке с врагом.
39. «Мысль народная»
В массовых сценахВоля к победе ярко проявляется в массовых сценах:
сцена сдачи Смоленска (купец Ферапонтов велит все
добро раздать солдатам, а что нельзя вынести – сжечь);
сцена подготовки к Бородинскому сражению (солдаты
надели белые рубахи и не пили водку – для них это был
священный момент);
сцена боя партизан с французами ( гибель Пети Ростова,
действия отрядов старостихи Василисы Кожиной, Дениса
Давыдова);
«Дубина народной войны поднялась со всей своей
грозной и величественной силой и, не разбирая ничего,
опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не
погибло все нашествие».
40. «Мысль народная»
Война 1805 – 1807 годаВ 1805 – 1807 гг. война шла на чужой
территории и за чужие интересы.
Толстой сосредоточил внимание на двух
военных эпизодах, которые выразили
противоположное нравственное состояние
русской армии
Истинный героизм солдаты и офицеры
проявляли лишь тогда, когда понимали
нравственную цель сражения.
Они стояли героически под Шенграбеном
и позорно бежали под Аустерлицем.
41. «Мысль народная»
Шенграбенское сражениеОтряд Багратиона прикрывает отступление армии
Кутузова.
Солдаты спасают своих братьев и знают, ради чего они
рискуют жизнью.
Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах,
чтобы выполнить свой долг.
Их действия – добровольны, их упорство – залог
одержанной ими моральной победы.
Перед нами островок нравственности в чуждой
народу войне.
Шенграбен – преддверие войны 1812 года.
42. «Мысль народная»
Наполеон и КутузовНаполеон и Кутузов резко
противопоставлены друг
другу – они антиподы.
Образы даны в
субъективном восприятии.
43. «Мысль народная»
Вывод«Мысль народная» реализуется
в романе в неразрывной связи
с русскими духовными традициями,
на которых строится жизнь деревенского
«мира». Именно с «мыслью народной»
связана реализация толстовского
представления о смысле
существования.
44. «Мысль народная»
«Мысль семейная»в романе
45. «Мысль семейная» в романе
«Что нужно для счастья?Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать
добро людям».
(Л.Н. Толстой)
Ясная поляна
46.
ИСТОРИЯ ТРЕХ СЕМЕЙСТВСРАВНЕНИЕ
АНТИТЕЗА
Болконские
Ростовы
Курагины
47.
СемьяРОСТОВЫХ
48. Семья РОСТОВЫХ
49.
РостовыОтрадное
50.
— Ну, племянница!крикнул дядюшка
взмахнув
к Наташе бег
рукой,
«Вдруг из —
соседней
комнаты
послышался
к
оторвавшей аккорд.
двери нескольких мужских и женских ног, грохот
Наташа
сбросила
с себяМожно
платок,распорядиться?
который был накинут
на ней,
—
Папенька,
маменька!
Можно?..
—
зацепленного
и
поваленного
стула,
и
в
комнату
забежала вперед
дядюшки и, подперши руки в боки, сделала
спрашивала
Наташа…
вбежала
девочка, запахнув
движение
плечамитринадцатилетняя
и стала.
Где, как,
когда всосала
в себя из
русского
которымтому
она
что-то
короткою
кисейною
Люди
собрались
около
Наташи
и того
до тех
порюбкою,
невоздуха,
моглииповерить
дышалаостановилась
— приказанию,
эта графинечка,
воспитанная
эмигранткой-француженкой,
странному
которое
она передавала,
пока сам граф
посередине
комнаты».
этот дух,своей
откуда
взяла
эти приемы,
которыеоpas
deчтобы
châle отдавать
давно бы
именем
жены
неона
подтвердил
приказания
том,
должны
былипод
вытеснить?
дух и приемы
эти
были те самые,
все
подводы
раненых,Но
а сундуки
сносить
в кладовые.
неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее
дядюшка.
51.
52.
Семья ДрубецкихКарьера и материальное благополучие–
самое главное в жизни.
Борис не уважает свою мать, готовую
унижаться ради денег.
Борис женится на Жюли Карагиной ради
её денег, превозмогая отвращение к
ней.
53. Семья Друбецких
СемьяБОЛКОНСКИХ
54. Семья БОЛКОНСКИХ
- Отец очень богат и скуп. Он живетв деревне…это известный князь
Болконский, отставленный еще при
покойном императоре и прозванный
прусским королем. Он очень умный
человек, но со странностями и
тяжелый. Бедняжка несчастлива,
как камни. У нее брат …адъютант
Кутузова.
55.
БолконскиеЛысые Горы
56.
«-Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старикубольно будет …, а коли узнаю, что ты повел себя не как
«Он
говорил,
что есть
только
два источника
людских
сын«Николая
Болконского,
мне будет
… стыдно!
А чтобы
ты была
похожа
на наших
пороков: праздность и суеверие, и что есть только две
-добродетели:
Это вы могли
бы не барынь,
говорить имне,
- улыбаясь,
глупых
я батюшка,
не хочу».
деятельность
ум»
сказал сын».
57.
•«…два источникапороков:
праздность и суеверие».
•Есть «два источника
добродетели:
деятельность и ум»
•«Нездоровы бывают
дураки и
развратники»
58.
Князь АндрейОт отца ему передалось
чувство патриотизма и
желание приносить пользу
людям.
Его мечта – совершить
подвиг во имя Родины.
В нем воплощены лучшие
черты передовой
дворянской молодежи.
У него свой путь к
пониманию настоящей
жизни. И он пройдет через
заблуждения, но
безошибочное
нравственное чутье
поможет ему избавиться от
ложных идеалов.
59. Князь Андрей
60.
СемьяКУРАГИНЫХ
61. Семья КУРАГИНЫХ
- Кстати, о Вашем семействе, - сказала она, - знаете ли,что ваша дочь составляет наслаждение всего общества.
Ее находят прекрасной, как день…За что вам дала
судьба таких двух славных детей (исключая
Анатоля…), - таких прелестных детей? А вы, право, менее
всех цените их и потому их не стоите…И зачем
родятся дети у таких, как вы?
- Что делать? Лафатер сказал бы, что у меня нет …
родительской любви…Что же мне делать? Вы знаете,
что я сделал для их воспитания все, что может отец, и
оба вышли дурни…Мои дети - обуза моего
существования. Это мой крест. Я так себе объясняю.
Что же делать?
62.
«Мои дети - ce sont les entraves de mon existence.Это мой крест».
(Мои дети – обуза моего существования)
Толстой ни разу не называет
Курагиных семьёй. Здесь всё
подчинено корысти, материальной
выгоде, царит атмосфера всеобщего
расчёта и бездуховности.
Безнравственность,
допускаемая в семье Курагиных,
становится нормой их жизни.
63.
«Вызнаете,
я
сделал
для
их
воспитания
все,
«Мои дети - ce sont les entraves de mon
что может отец … Ипполит, по крайней мере,
existence.
Это
мой
крест».
покойный дурак, а Анатоль – беспокойный.
(Мои дети –Вот
обуза
существования)
одномоего
различие».
64.
АнатольКутила и игрок.
Князь Василий называет
его «беспокойным
дураком».
Причинит много горя
Болконским и Ростовым.
В нем заложено животное
безнравственное начало.
Безнравственность и
низость проявляются в
отношении к княжне
Марье Болконской в
истории сватовства.
65. Анатоль
ЭленСветская красавица,
символ блеска, но и
пустоты светской жизни.
Женщина-хищница,
готовая ради денег и
положения в обществе на
любую
безнравственность и
интригу.
Холодное великолепие,
мраморные плечи и
неизменяющаяся улыбка
делают ее похожей на
бездушную статую.
66. Элен
67.
В эпилоге романаТолстой представляет
две новые семьи:
Пьер и Наташа,
Николай и Марья.
По мнению автора,
именно такой должна
быть семья, основанная
на искренних и глубоких
чувствах.
68.
Николай Ростов иМарья Болконская
Это союз, в котором муж и жена духовно
М.Болконская пишет
в дневнике: «Митя шалил за
взаимообогащаются.
столом. Папа не велел давать ему пирожного. Ему не
дали; но он так жалостно и жадно смотрел на других,
Николай делает счастливой Марью, а она
пока они ели!
Я думаю, что наказывать, не давая
вносит в семью доброту и нежность.
сластей, - развивает жадность. …»
69. Николай Ростов и Марья Болконская
Пьер имел полное право у себяв доме располагать не только
самим собой,
как он хотел,
но и
Каждый
находит
в любви
всею семьею. Наташа у себя в
идоме
семье
именно то, к
ставила себя на ногу
чемумужа;
стремился
рабы
и весь домвсю
ходил
на цыпочках,
Пьер
свою
жизнь когда
- смысл
занимался – читал или писал в
жизни:
своемсвоей
кабинете.
Стоило Пьеру
показать
какое-нибудь
Наташа
- в материнстве,
пристрастие, чтобы то, что он
а Пьер
- в осознании
любил, постоянно
себя
опорой для
более
исполнялось.
Стоило
ему
выразить
чтобы
слабогожелание,
человека.
Наташа вскакивала и бежала
исполнять его.
Наташа
Ростова и
Пьер Безухов
70.
Принципсемейственности
71.
Смысл слова «семья» у Л.Н. Толстого гораздо ширеи глубже нашего понимания. В изображении
писателем Шенграбенского сражения капитан
Тушин и его батарейцы – отец и дети. Кутузов отец солдатам, а девочке Малаше Кутузов –
дедушка. Так по-родственному доверчиво назовёт
72.
Русская армия- это тоже семья,с особым, глубинным чувством
братства, объединённости перед
общей бедой.