Блок 1 – Теория государства и права Тема: происхождение государства
1.40M
Категория: ПравоПраво

Происхождение государства

1. Блок 1 – Теория государства и права Тема: происхождение государства

2.

Вопросы:
• 1. Характеристика первобытного общества.
• 2. Предпосылки (причины) происхождения
государства.
• 3. Теории происхождения государства.

3.

• 1. Характеристика первобытного общества.

4.

Первые люди (homo habilis – человек умелый)
появились на Земле около 2 млн. лет назад.
Человек современного вида (homo sapiens –
человек разумный) сформировался более 40
тыс. лет назад.

5.

Вопрос о происхождении человека на Земле
является дискуссионным.
3
Человек – общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект
исторической деятельности и культуры, выступивший в этом процессе своего
самоосуществления как личность (Новый энциклопедический словарь. М. 2004.
С. 1342).
Человек – высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и
словесной речью (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.
Т. 4: Р – V. М. 1994. С. 588).

6.

Так, Чарлз Роберт Дарвин в своей книге
«Происхождение человека и половой отбор»
(1871) обосновал гипотезу происхождения
человека от обезъяноподобного предка.4
4
Дарвин Чарлз Роберт (1809-1882), английский естествоиспытатель, создатель
дарвинизма, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии Наук
(1867) (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 312-313).

7.

Однако сотрудники Московского института
медико-биологических проблем РАН
Александр Белов и Владимир Витальев
обосновали теорию «биологической
инволюции» и утверждают, что теория
Ч.Р. Дарвина не верна, «обезьяны и все другие
живые организмы вплоть до растений и
простейших произошли от человека», который
«благодаря своим неразумным устремлениям
и проявлениям…стал деградировать…».5
5
http://www.newsru.com/russia/13jan2001/homosapience.html.

8.

Наряду с теорией эволюции и теорией
биологической инволюции есть и другие научные
гипотезы (предположения, версии)
происхождения человека.
Условно их можно обозначить как
теологическая1 и космологическая2
теории происхождения человека.
1
Теология – богословие (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4: Р – V. М. 1994. С. 398).
Теология (греч. theos – Бог) – богословие, совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.
Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении (Новый
энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1201).
2 Космология – наука о законах вещественного мира, земли (космогония – учение о образовании вселенной) (Даль В.
Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О. М. 1994. С. 173).
Космология – физическое учение о Вселенной как едином целом, основанное на результатах исследования наиболее
общих свойств (однородности, изотропности и расширения) той части Вселенной, которая доступна для астрономических
наблюдений. Теоретический фундамент космологии составляют основы физической теории (общая теория
относительности, теория поля и др.), эмпирическую основу – внегалактическая астрономия (Новый энциклопедический
словарь. М. 2004. С. 564).

9.

Одним из представителей теологического
направления по данному вопросу можно
назвать Светлану Благодетелеву, которая
полагает, что «большинство из перволюдей не
имели тела в нашем понимании. Они были
прямыми детьми Бога», который
«эволюционировал в человека».

10.

Поэтому, утверждает С. Благодетелева, люди
«были созданы по образу и подобию Бога, о чем
прямо свидетельствует Библия.4 Природа их тел
была энергетической. Они существовали как
сгустки энергии. Такое тело помогало нашим
предкам перемещаться на огромные расстояния
со скоростью света (а возможно даже быстрее).
Таким образом, – делает вывод автор, –
осуществлялась их экспансия во Вселенной.

11.

Но недостатком энергетической формы жизни
является отсутствие способности к продолжению
рода... Для этого люди выбрали Землю –
подарок Бога. Здесь они должны были изменить
свою энергетическую форму на материальную.
В одночасье это сделать нельзя. Для
материализации своих тел людям понадобились
тысячелетия».5
5
Благодетелева С. О происхождении человека / http://e2000.kyiv.org/theory/human.htm; См. также, напр.:
интервью с академиком, доктором медицинских наук, заведующим лабораторией ВНИИРП Виктором
Хромовым (Васильев П. Пересадка души / «Аргументы и факты». 1996. № 44); Дмитрук М. Код земной жизни /
«Не может быть». 1994. № 9-14. С. 14.

12.

Существование Бога доказывают также весьма
известные зарубежные ученые.
Об этом, в частности, пишет австралийский
ученый, профессор математической физики
университета Аделаиды Пол Дэвис в своей
работе «Разум Бога».
Другой специалист в области математической
физики, преподаватель Мюнхенского института
Макса Планка Фрэнк Тайплер в своей книге
«Физика и бессмертие» также доказывает
существование Бога, воскресение мертвых и
вечную жизнь.

13.

Согласно космологической теории жизнь
человека была привнесена на Землю
инопланетными (Сириус, Нибиру, 12-я планета
солнечной системы) цивилизациями (аннунаки,
ведруссы).
Об этом, в частности, свидетельствуют труды
В.В. Пчелинцева – «Происхождение человека //
Философия Жизни», и американского ученого
русского происхождения Захария Ситнича – «12
планета», «Генезис пересмотренный и
космический код», а также другие работы.

14.

Возвращаясь к рассмотрению вопроса, следует
отметить, что, по мнению профессора Бабаева
Владимира Константиновича, «первобытное
общество – первая в истории развития
человечества форма жизнедеятельности
людей, охватывающая эпоху от появления
первых людей до возникновения государства и
права».3
3
Бабаев В.К. Теория права и государства в схемах и определениях. М. 1999. С. 23.

15.

Историю развития первобытного общества
можно условно разграничить на два периода:
первый – это период родовых общин,
присваивающей экономики, матриархата;
второй – это период родовых и племенных
союзов, производящей экономики,
патриархата.

16.

• Характеристика первого периода развития
первобытного общества

17.

Основным социальным элементом первого
периода первобытного общества был
человеческий род, родовая община.

18.

Проф. Людмила Александровна Морозова
считает, что «формой социальной организации
первобытного общества была родовая община,
т.е. общность (объединение) людей,
основанная на кровном родстве и ведущая
совместное хозяйство».2
2
Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2002. С. 24.

19.

Авторы энциклопедического словаря термин
«род» определяют, как «коллектив кровных
родственников по материнской
(матрилинейный род) или отцовской
(патрилинейный род) линии, ведущих
происхождение от общего предка». При этом
отмечают, что «для рода характерны экзогамия,
часто – родовое имя, родовые культуры».4
Экзогамия (греч.) – запрет браков в пределах одного коллектива (семьи, рода)
(Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1389).
4 Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1031.

20.

Первые упоминания историков о славянах,
отмечает Татьяна Васильевна Кашанина,
свидетельствуют, что они занимались
собирательством природных растительных
плодов, охотой на диких животных.
По мере развития интеллекта и
совершенствования орудий труда первобытные
люди переходили к обработке земли и
разведению домашнего скота.6
6
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учеб. Пособие. М. 2004. С. 100, 111-112.

21.

По мнению Татьяны Васильевны Кашаниной, «у
древних славян была сильная родовая связь.
Разросшаяся семья называлась домашней,
хозяйственной общиной.
Кровные родственники, из которых состояла
община,
вели общее хозяйство,
владели общей собственностью,
имели одинаковые права.
Они подчинялись старшине».

22.

Славяне, – пишет Т.В. Кашанина, – жили
родовыми союзами, каждый из которых
держался на двух опорах:
на власти родового старшины и
родового имущества.1
1
Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 100-102, 112.

23.

Социальное управление в родовой общине
характеризовалось следующим:
• 1. Источником власти являлась вся родовая
община в целом.
Взрослые члены родовой общины
сами для себя устанавливали правила
поведения,
сами обеспечивали их исполнение и
сами привлекали нарушителей установленного
порядка к ответственности;

24.

• 2. Высшим органом власти было общее
собрание (совет, сход) всех взрослых членов
рода, родовой общины.
Совет (собрание, сход) решал все важнейшие
вопросы жизни общины, касающиеся
жизнеобеспечения,
производственной деятельности,
религиозных обрядов,
разрешения споров между членами рода или
между отдельными родами;

25.

• 3. Власть в первобытном обществе
основывалась на авторитете самого
почитаемого и уважаемого члена общины
(потестарная власть – лат. мощь),2 а также на
обычаях;
• 4. Повседневное управление делами родовой
общины осуществлял старейшина, который,
по мнению доцента Толстика Владимира
Алексеевича, избирался «обычно на
собрании всеми членами рода, как
мужчинами, так и женщинами».3
2
Морозова Л.А. Указ. соч. С. 25.
3
Толстик В.А. Происхождение государства // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М. 1999. С. 31.
.

26.

Однако профессор Кашанина Т.В. полагает, что
старейшину не выбирали, им становилось лицо
фактически, то есть все сородичи как бы
молчаливо признавали, что данный человек
выделяется среди них особыми качествами, за
что его боялись, уважали, слушались и даже
почитали.

27.

Старейшиной мог быть зрелый человек,
обладавший особыми личностными
качествами:
жизненным опытом;
мудростью;
умением предвидеть события;
организационным талантом;
сильной волей.
Старейшина организовывал жизнь рода, то есть
руководил повседневной хозяйственной,
общественной и идеологической жизнью
коллектива.

28.

Помимо прочего старейшина рассматривал
споры между сородичами, а также участвовал
в общественном производстве наравне с
другими ее членами.4 Его власть не являлась
наследственной;
4
Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 19-20.

29.

• 5. Принуждение к нарушителям
установленных правил поведения, принятого
порядка общения между людьми,
осуществлялось на основании решения всех
взрослых членов родовой общины.
За убийство члена общины назначалась кровная
месть. Нарушитель правил поведения, жизни
общины, ее обычаев мог быть строго наказан
вплоть до изгнания из общины, что означало
верную смерть.1
1
Морозова Л.А. Указ. соч. С. 25-26.

30.

В этот период существовал матриархат2
(гинекократия),3 который являлся одной из ранних
форм родовой организации
первобытнообщинного строя, характеризующейся
первенствующей (главенствующей) ролью
женщины в общественном производстве
(воспитание потомства, ведение общественного
хозяйства, поддержание очага и др. жизненно
важные функции) и в социальной жизни родовой
общины (управление ее делами, регулирование
отношений ее членов, отправление религиозных
обрядов).4
2
Матриархат – (лат. mater – мать и греч. arche – начало, власть, букв. власть матери) – форма общественного
устройства в ранний период первобытного общества. Признаками матриархата считались высокое положение
женщины в обществе, матрилинейность, матрилокальность или дислокальность брачных поселений (Новый
энциклопедический словарь. М. 2004. С. 696).
3 Гинекократия (устарев. женщина + власть) – женовластие, то же, что матриархат (Новый энциклопедический
словарь. М. 2004. С. 262).
4 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М. 1986. С. 273.

31.

«При матриархате, – пишет доцент Толстик
Владимир Алексеевич, – счет родства велся по
линии матери (материнский род), а муж
переходил на жительство в родовое поселение
жены». «На смену неупорядоченных половых
отношений пришел групповой брак». При
таких отношениях установить настоящего отца
было практически невозможно. Именно
поэтому родство шло исключительно по
материнской линии.5
5
Толстик В.А. Происхождение государства и права // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М.
1999. С. 32.

32.

Однако, по мнению профессора Кашаниной
Татьяны Васильевны, женщины не
конкурировали за иерархический ранг в
первобытном обществе по той простой
причине, что были обременены
биологическими обязанностями по
воспроизводству рода человеческого.
Лишь высокоразвитая цивилизация дает
возможность выполнения женщинами
обязанностей лидеров менее
обременительными.

33.

В связи с этим, полагает Т.В. Кашанина, на
первый взгляд кажется непонятным, откуда
взялась теория матриархата. «В. Дольник, –
пишет она, – считает ее выдумкой кабинетных
ученых XIX века и утверждает, что матриархат
наблюдался лишь у некоторых зашедших в
тупик деградированных племен, обитавших в
крайне неблагоприятных условиях».1
1
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учеб. Пособие. М. 2004. С. 17-18; Дольник В.
Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М. 1994. С. 148.

34.

Рассматриваемый период характеризуется
также матрилинейностью,2
матрилокальностью,3 многобрачием
(эндогамией;4 полигамией5 – полиандрией,6
полигинией;7 экзогамией8).
2
Матрилинейность – счет происхождения и наследования по материнской линии (Новый энциклопедический
словарь. М. 2004. С. 696).
3 Матрилокальный брак (матрилокальное поселение) – обычай проживания супругов в общине жены. (Новый
энциклопедический словарь. М. 2004. С. 696).
4 Эндогамия (греч.) – брачные связи внутри определенной общественной группы (популяции, этноса, сословия)
(Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1401). Эндогамия – характерный для первобытного строя
обычай заключения браков внутри определенной общественной группы, например племени, касты
(обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов;
общественная группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или
групповые привилегии) (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 268, 716).
5 Полигамия (греч.) – многобрачие, полиандрия, полигиния (Новый энциклопедический словарь. М. 2004.
С. 939).
6 Полиандрия (греч. много, муж) – многомужество, архаичная форма брака, при которой женщина имеет
несколько мужей (часто братьев) (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 938).
7 Полигиния (греч. много, жена) – многоженство, форма брака, при которой муж имеет несколько жен (Новый
энциклопедический словарь. М. 2004. С. 939).
8 Экзогамия (греч.) – запрет браков в пределах одного коллектива (семьи, рода) (Новый энциклопедический
словарь. М. 2004. С. 1389).

35.

• Характеристика второго периода развития
первобытного общества

36.

Во время второго периода развития
первобытного общества в силу ряда
объективных и субъективных причин
постепенно происходили процессы, с одной
стороны, объединения родовых общин в более
крупные социальные образования – племена9
(фратрии),10 с другой, формировались
патриархальные семьи.
9
Племя – форма общности людей, свойственная первобытному строю. В основе племени лежат родовые отношения,
определяющие разобщенность племен по территории, языку, культуре (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М. 1986.
С. 366). Племя – тип этнической общности и социальной организации первобытного общества. Характерны: общность территории,
некоторых элементов хозяйства, языка, религии, самосознания и самоназвания; часто кровнородственная связь между его
членами, деление на роды и фратрии; самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей (Новый
энциклопедический словарь. М. 2004. С. 925).
10 Фратрия (греч.) - 1) у многих древних народов при родо-племенном строе – подразделение племени (в Древней Греции – филы),
представляющие собой совокупность нескольких родов, которые большей частью произошли от одного первоначального рода
(Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 662). Фратрия (греч. братство) – подразделение племени, экзогамная
совокупность нескольких родов (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1296).

37.

Одними из таких важных причин были:
•1) установление запрета на внутриродовые
брачно-семейные отношения, поскольку в
результате кровосмешения рождались
неполноценные, больные люди и род был
обречен на вымирание; запрет инцеста
(кровосмешения);
Инцест – (лат. incestus — преступный, греховный) — кровосмешение, половая
связь между кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и
сёстрами).
Инцест на протяжении столетий признавался у всех цивилизованных народов
преступлением.
Действующее уголовное законодательство РФ не рассматривает
кровосмешение преступлением.

38.

•2) необходимость коллективного и
организованного отражения нападения со
стороны других социальных групп, которые
стремились,
с одной стороны, завоевать более
плодородные земли, используемые иными
родовыми общинами,
с другой, поработить себе подобных с целью их
эксплуатации;

39.

• 3) общность языка, религии, традиций,
обрядов, обычаев и единой занимаемой
территории.

40.

Таким образом, именно борьба за выживание в
сложных природных условиях повлекла за
собой дальнейшее интеллектуальное развитие
человека, благодаря которому стало
возможным разделение труда и
усовершенствование его средств.

41.

От охоты на диких животных и собирательства
природных продуктов произрастания
первобытные люди перешли соответственно к
животноводству и земледелию. При этом они
изобретали и использовали различные
средства труда, а также орудия (сооружения)
нападения и защиты. В этой связи появился
еще один вид деятельности человека –
ремесло, с развитием которого увеличивалась
и производительность труда.

42.

В результате возникла проблема распределения
излишне произведенного продукта человеческой
деятельности.
С одной стороны, его распределение происходило
посредством обмена (торговли). В этой связи
формировались группы людей, занимавшихся
обменом товаров – купцы.
С другой, появилась реальная возможность сначала
на добровольной основе, а затем и принудительного
изъятия излишне произведенного продукта на
содержание объективно формировавшегося аппарата
управления (защиты и насилия).

43.

По мере
соблюдения запрета инцеста (запрета на
внутриродовые брачно-семейные
отношения),
увеличения населения родовых общин,
необходимости отражения нападения со
стороны себе подобных
происходило объединения людей в более
крупные, чем род (родовая община)
социальные образования – племена.

44.

Основным социальным элементом второго
периода развития первобытного общества
было человеческое племя.
Племя – одна из форм объединения
первобытных людей, основанное на единой
территории, общности языка, религии,
культуры и социальных норм, а также
имеющее единые органы управления.
Институтами социального управления были
сходы взрослого населения племени, совет
старейшин племени, вождь племени.

45.

Племя (фратрия) – более сложное, в отличие
от родовой общины, социальное объединение
людей первобытного общества.
Оно включало в себя
существовавшие еще родовые общины, а
также
вновь образованные патриархальные семьи,
совет старейшин (совет племени),
военных или гражданских вождей.

46.

Совет старейшин появляется на более поздней
стадии развития первобытного общества, когда
человеческая популяция разрасталась, а роды
объединялись во фратрии и племена.
Этот орган социального управления
первобытного общества формировался из
числа лиц, предлагаемых в совет родовыми
общинами и семьями.

47.

Вместе с тем жизненные ситуации требовали решения
весьма важных и общих для всех соседствующих
общин (семей, родов) вопросов. В частности, совет
старейшин:
•1) согласовывал действия семей, родовых общин в
проведении сельскохозяйственных работ и пастьбы
домашнего скота;
•2) рассматривал вопросы организации обороны и
защиты от нападения со стороны других племен;
•3) обсуждал санитарно-гигиенические вопросы и
разрешал споры между родами и семьями.

48.

Совет старейшин решал также все иные
важные вопросы жизнедеятельности
племени.
Одним из таких вопросов был вопрос о
рассмотрении претендентов (кандидатур) на
пост главы (старейшины, вождя) племени.

49.

Поскольку в совете старейшин племени были
достойные представители от каждой родовой
общины, семьи, то решить этот вопрос было
делом весьма сложным.
Каждый из них был готов возглавить
повседневное управление делами в племени.
Однако, как и прежде, властью овладевал тот
претендент, который был одновременно
опытнее, мудрее, умнее, храбрее, смелее и
вместе с тем обладал хорошими волевыми и
физическими качествами.

50.

Аналогичные процессы происходили и у славянских
племен. Они также объединяли родовые общины,
которые включали в себя патриархальные семьи.
«Община представляла собой, – пишет Татьяна
Васильевна Кашанина, – небольшую деревеньку…,
несколько таких деревенек или поселков
объединялись в союзы», которые «уже были не
кровнородственными, а территориальными или
соседскими, объединенными экономическими
интересами, а также интересами взаимной защиты».1
1
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учеб. Пособие. М. 2004. С. 100.

51.

В 7 веке славянские племена, по мнению
Т.В. Кашаниной, делились «на три группы:
западные, южные и восточные.
К западным племенам принадлежали славяне
прибалтийские, поляки, чехи и словаки.
К южным славянам относились хорваты, сербы
и болгары.
В состав восточных славян входили русские,
украинцы и белорусы».2
2
Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 102.

52.

Профессор императорской Российской
академии наук Владимирский-Буданов
Михаил Флегонтович (1838-1916) отмечал, что
славянские племена «различались в
этнографическом, правовом и культурном
отношениях и большей частью относились
враждебно друг к другу».3
3
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов - на - Дону. 1995. С. 50.

53.

Среди них ученый выделял:
• 1) радимичей (союз восточных славянских
племен междуречья верховья Днепра и
Десны, 885 г., в 12 веке занимали большую
часть Черниговской и северную часть
Смоленской земли);
• 2) вятичей (р. Вятка, Новгород);
• 3) кривичей (союз восточно-славянских
племен в 6-10 вв. в верховьях Западной
Двины, Днепра, Волги – Смоленск, Полоцк,
Изборск);

54.

• 4) дреговичей (Киев, Чернигов, Полоцк);
• 5) древлян (союз восточно-славянских племен в 612 вв., находившихся южнее реки Припять, между
реками Случь и Тетерев).
Среди славянских племен были также:
• 6) поляне (восточно-славянское племенное
образование 6-9 вв., находившееся на берегу Днепра
и низовий его притоков от устья Припяти до Роси) и
• 7) северяне (союз восточно-славянских племен в 810 вв., располагался на берегах рек Десны, Сейма и
Сула).1
1 Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. С.
50, 51; Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 356, 579, 946, 996, 1086.

55.

По мнению авторов «Энциклопедического словаря русской цивилизации»,
в 9 в. в пределах территории нынешней Европейской России жили
следующие восточнославянские племена:
• 1) новгородские славяне — у озера Ильмень и по Волхову;
• 2) кривичи — по Западной Двине и на верховьях Днепра;
• 3) дреговичи — между Припятью и Березиной;
• 4) радимичи — между Днепром и Сожью;
• 5) северяне — по Днепру до Сулы;
• 6) поляне — по Днепру от Припяти до Роси;
• 7) древляне — по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву;
• 8) волыняне (бужане, дулебы) — по Западному Бугу;
• 9) тиверцы и уличи — по нижнему течению Днепра и Днестра;
• 10) вятичи — по Оке.
Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. О. Платонов / http://www.russky.com/rc.

56.

Многие исследователи, отмечают далее авторы
Энциклопедического словаря русской
цивилизации, полагают, что наименование
«русские» восходит к названию одного из
славянских племен — родиев, россов, или
руссов.
Все эти племена объединились в три
родственные ветви —
великороссов,
малороссов и
белорусов.

57.

Среди великороссов наиболее крупные,
различающиеся по наречиям языка («окающий»
и «акающий») и особенностям в постройках,
одежде, некоторых обрядах и т.п., — северные и
южные великорусы. Связующее звено между
ними — средневеликорусская группа,
занимающая центральный район — часть ВолгоОкского междуречья (с Москвой) и Поволжья;
она имела в языке и культуре как северно-, так и
южно-великорусские черты.

58.

Более мелкие этнографические группы
великороссов —
•поморы (на берегу Белого моря), мещёра (в
северной части Рязанской обл.), различные группы
казаков и их потомков (на p. Дон, Кубань, Урал,
Терек, а также в Сибири);
•старообрядческие группы — «поляки» (на Алтае),
«семейские» (в Забайкалье), «каменщики» (на р.
Бухтарма в Казахстане);
•особые группы составляют великороссы на
Крайнем Севере (по p. Анадырь, Индигирка,
Колыма), воспринявшие черты окружающих
народов.

59.

Ряд этнографических групп существовало и
среди малороссов:
центрально-восточная (юго-восточная),
северная (полесы) и
западная (юго-западная).

60.

Среди белорусов выделяются полешуки
(полещуки) — жители полесья; наиболее
своеобразны среди них пинчуки — население
Пинского Полесья.1
1
Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. О. Платонов /
http://www.rus-sky.com/rc.

61.

«Из всех славянских племен летописцы и
иностранные авторы, – пишет Т.В. Кашанина, –
особо выделяют два племени, указывая на их
более высокий уровень развития и лучшие
нравы, – полян и новгородских славян. Центром
полянского племени был город Киев на Днепре,
славяне же воздвигли Новгород».2 «Во главе
племени, – полагает ученый, – стоял князь...
Общие дела решались на собраниях, которые
назывались вече».3
2
Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 112.
3 Там же. С. 101.

62.

Социальное управление в племени было
следующим:
• 1. Источником власти являлось все взрослое
население племени.
• 2. Высшим органом власти было общее
собрание (совет, сход, народное вече - ) всех
взрослых членов племени.
На сходах населения племени решались все
важнейшие вопросы, касающиеся жизнеобеспечения,
установления правил поведения, производственной
деятельности, религиозных обрядов, разрешения
споров между членами племени или между
отдельными родами.

63.

• 3. Власть в племени основывалась на
авторитете, уважении, обычаях, силе,
интеллекте совета старейшин и вождя.
• 4. Повседневное управление делами
племени осуществляли в меньшей степени
совет старейшин и в большей степени вождь.

64.

•5. Принуждение к нарушителям
установленных правил поведения, принятого
порядка общения между людьми,
осуществлялось на основании решения либо
всех взрослых членов племени, либо совета
старейшин, либо в более поздние этапы
развития - вождем.
За убийство члена племени по-прежнему
назначалась кровная месть. Нарушитель правил
поведения, жизни племени, его обычаев мог
быть строго наказан вплоть до изгнания из
племени, что означало верную смерть.

65.

В этот период существовал патриархат,4 который являлся
одной из поздних форм развития первобытного общества.
Характеризуется этот период тем, что значимую роль
в общественном производстве (в обработке земли,
скотоводстве, ремесле, торговле и в других важных для
существования семьи процессах), а также
в социальной жизни племени (в управление его делами,
регулирование отношений его членов, отправление
религиозных обрядов и др.) играют мужчины.
Для этого времени также характерны – патрилинейность,
патрилокальность, единобрачие (моногамия).5
4
Патриархат (греч. отец + власть) – сменившая матриархат эпоха в развитии первобытнообщинного строя,
характеризуется патрилинейным родом, когда мужчина играет главную роль в семейной, хозяйственной и
общественной жизни (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 450).
5 Моногамия (греч.) – единобрачие, брак одного мужчины одновременно с одной женщиной (Новый
энциклопедический словарь. М. 2004. С. 751).

66.

• 2. Предпосылки происхождения государства.

67.

Первобытное общество существовало гораздо
продолжительнее по времени, чем существует какоелибо государство. Так, по сведениям одних
специалистов первобытное общество
просуществовало как минимум 190 тыс. лет.1 Другие
полагают, что этот период составлял от 30 до 35 тыс.
лет.2
Первые же государства стали формироваться в
период с 4 по 1 тысячелетия до н.э., а также в первом
тысячелетии современной эры.
Таким образом, государственное устройство
человеческой цивилизации, включая современный
период, существует всего 5-6 тысячелетий.
1
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учеб. Пособие. М. 2004. С. 7.
2 Комаров С.А. Указ. соч. С. 27; Морозова Л.А. Указ. соч. С. 23; Толстик В.А. Указ. соч. С. 31.

68.

Известно, что одними из первых государств были:
•1) Древний Египет (4-3 т. до н.э., государство в СевероВосточной Африке, территория в нижнем течении реки
Нил3);4
•2) город Кархемиш (4-3 тыс до н.э., территория северной
Сирии);5
•3) Шумер (3 т. до н.э., города Лагаш, Ур, Киш – юг
современного Ирака);6
•4) Древний Китай (14 в., 2 т. до н.э., создавался на берегах
рек Янцзы7 и Хуанхэ,8 государство Инь, завоевано в 11 в. до
н.э. племенем Чжоу).9
3
Нил (современное египетское название Эль-Бахр) – река в Африке (в Руанде, Танзании, Уганде, Судане, Египте, самая длинная
река в мире – 6671 км. В дельте и долине Нила сосредоточено почти все население и сельское хозяйство Египта (Новый
энциклопедический словарь. М. 2004. С. 809).
4 Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 370.
5 Там же. С. 489.
6 Там же. С. 1380.
7 Янцзы (голубая река) – река в Китае – 5800 км. (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1425).
8 Хуанхэ (желтая река) – река на востоке Китая – 4845 км. (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1325).
9 Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 515.

69.

В первом тысячелетии до н.э. государства
продолжали образовываться у водных
источников, в том числе в долинах больших рек.
В 5 в. до н.э. формируются
• Афины (город государство в Аттике – область
на юго-востоке Греции)6 и
• Спарта (древний греческий город в Лаконике –
Пелопоннес – полуостров и историкогеографическая область на юге Греции).7
• В 754 г. до н.э. братьями Ромулом и Ремом
основан Древний Рим.8
8
Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1026.
Там же. С. 76, 77.
7 Там же. С. 892, 1146.
6

70.

В последней четверти 9 века н.э., в результате
объединения под властью князей династии
Рюриковичей двух главных центров восточных
славян – Новгорода и Киева, а также земель,
расположенных в районе старой Ладоги,
Гнездова и др., возникло Древнерусское
государство.1
1
Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 356.

71.

В отечественной литературе вопрос о
причинах происхождения государства не
имеет однозначного решения.

72.

Доктор государственных наук Иван Александрович
Ильин (1883-1954) полагал, что исторически
государства складываются раньше там, где:
• 1) есть климатические и географические
условия, которые благоприятствуют
земледельческому хозяйству;
• 2) есть торговые отношения, которые создают
«постоянный прилив населения к центру и отлив
от него в колонии»;
• 3) есть энергичный и предприимчивый,
трудолюбивый и воинственный народ;
• 4) есть народное правосознание, властвование
по праву, через право и ради права.

73.

«И потому там, – отмечал И.А. Ильин, – где
чувство права и справедливости не развивалось,
государственная власть делалась жертвой
междоусобных столкновений и насильственных
захватов.
Таким образом, – делал вывод И.А. Ильин, –
государство возникло и упрочилось в поисках
внутреннего порядка и внешней
безопасности».1
1
Ильин И.А. Возникновение государства. Его цель и задачи // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4 /
Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицын. М. 1994. С. 131.

74.

Главные причины возникновения государства, по
мнению профессора Марченко Михаила
Николаевича, лежат не в сфере морали или
религии, «они коренятся в области экономики и в
социальной жизни людей».
Крупнейшие разделения труда (собирательство
природных продуктов – земледелие, охота –
скотоводство, ремесло, торговля) и в этой связи
увеличение средств существования, полагает автор,
привели к тому, что, с одной стороны, становилось
экономически выгодным использование чужого
труда (эксплуатация), с другой, происходило
имущественное расслоение населения на богатых
и бедных.

75.

В свою очередь расслоение общества привело к
тому, что «из общей массы рода выделяется
знать – обособленная группа вождей,
военачальников, жрецов…», которые
«присваивали себе большую часть военной
добычи, лучшие участки земли, приобретали
огромное количество скота, ремесленных
изделий, орудий труда.
Свою власть, ставшую со временем
наследственной, они использовали не столько
для защиты общественных интересов, сколько
для личных».

76.

«О появлении признаков государства в любой
стране, – пишет М.Н. Марченко, –
свидетельствует прежде всего выделение из
общества особого слоя людей, не
производящих материальных или духовных
благ, а занятых лишь управленческими
делами».2
2
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М. 2004. С. 59, 61.

77.

Наряду с экономическими предпосылками
профессор Кашанина Татьяна Васильевна
называет также
политические,
идеологические и
психологические
предпосылки возникновения государства.

78.

К политическим предпосылкам Т.В. Кашанина
относит,
• во-первых, необходимость обеспечения
безопасности людей внутри человеческого
сообщества, которая сопряжена с урегулированием
спорных взаимоотношений между
соплеменниками, а также с применением
принуждения, насилия к нарушителям
установленного порядка.
Но «поскольку органы управления первобытного
общества не справлялись с этой ролью, постепенно
стали формироваться органы государственной власти,
которые взяли на себя обеспечение безопасности
людей внутри человеческого сообщества».

79.

Регулирование отношений между социальными
группами внутри территориальных
образований (социальных групп одной
территории).

80.

• Во-вторых, «к регулированию внутренних
отношений отрядов человеческой популяции
добавляется необходимость урегулирования
отношений с соседними сообществами
людей...
Военные предводители, окруженные
небольшой горсткой приближенных,
дружинников, не способны были организовать
широкомасштабные военные нашествия (или
широкую оборону). Их место должны были
занять иные структуры».

81.

Регулирование отношений между
социальными группами одного
территориального образования (социальной
группы одной территории) с социальными
группами другого территориального
образования.

82.

Говоря об идеологических предпосылках
возникновения государства Т.В. Кашанина
пишет, что «многие ученые справедливо
полагают, что религия способствовала
консолидации многих древних обществ
(древнеегипетского, древнерусского и др.).1
Справедливо будет предположить, –
продолжает далее она, – что возникновение
монорелигии у тех или иных народностей есть
надежный показатель формирования у них
государства».
1
В 988-89 гг. князь Владимир Святославич ввел христианство как государственную религию, которая
способствовала укреплению Древнерусского государства, содействовало развитию культуры, созданию
памятников письменности, искусства и архитектуры. (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 356, 578).

83.

На психологические предпосылки возникновения
государства, как полагает Т.В. Кашанина, впервые в
отечественной юридической литературе справедливо
обратил внимание В.И. Гойман-Червонюк. «На
начальном этапе развития общества постепенно, и
пока лишь в очень небольшой дозе, людьми начинают
осознаваться общие интересы. Чрезвычайно
способствуют осознанию таких интересов военное
нашествие и необходимость защиты. Возникает
понимание, что эти общие интересы больше некому
(могут) обеспечить (реализовать), кроме как (только)
централизованной структуре, осуществляющей
координацию различных сторон жизни общества».2
2
Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 29-34; Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М. 1996. С. 17-18.

84.

Человек существо общественное и в связи со
своим интеллектуальным развитием стал
осознавать и понимать, что для того чтобы жить
в обществе, необходимо подчиняться
установленным органами управления правилам
поведения. В противном случае возникала
опасность произвола и хаоса, что не могло
устраивать человека с точки зрения его
безопасности. Именно страх людей перед
беспорядком и желание жить в безопасности
(инстинкт любого живого организма выжить)
заставляли их создавать институты
государственной власти.

85.

Наряду с указанными предпосылками
возникновения государства Т.В. Кашанина
называет также трансформацию власти
вождей во власть государственную и способы
(пути) образования государства.

86.

К такой трансформации власти она относит:
• 1) количественный рост лиц, осуществляющих
власть;
• 2) формирование органов государственной
власти и их дифференциация (разграничение)
по уровням и функциям управления, а также
разграничение компетенции между ними;
• 3) функциональную дифференциацию власти
– руководители строительством общественных
сооружений, глашатаи, гонцы, писцы,
звездочеты, медники, башмачники,
каменщики и др.;

87.

• 4) становление институализированного
характера власти – институт государя (царя,
фараона, императора), институт визиря1 (в странах
восточной деспотии), институт наместника (в
Древнем Риме), канцелярии, приказов,
казначейства, ведомств общественных работ;
• 5) формирование самостоятельных органов
принуждения (суды, палачи, дружина, войско);
• 6) идеологическое обеспечение власти, которое
осуществлялось жрецами,2 способствовавших
обожествлению власти и ее оправданию,
освящению передачи власти по наследству);
1
Визирь (араб.) – в мусульманских странах – титул министров и высших сановников. Великий везир – глава правительства
султанской Турции до 1922 г. (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 125).
2 Жрецы (одного корня со словом жертва) – посредники между богами и людьми (Большой энциклопедический словарь /
http://www.besnew/alf.htm).

88.

• 7) расширение сфер деятельности публичной
власти (помимо организационной,
распределительной, контрольной и военной
функции появляются информационная (оглашение
велений государя, сообщения о казнях) и
управленческая (землевладением,
водопользованием) функции;
• 8) концентрацию власти в городах и
распространение ее на другие прилегающие
территории;
• 9) материальную основу государственной власти
– захват и удержание самого источника благ
(пленные, земля, водные объекты), а также
изъятие чужой собственности.

89.

Способами образования государства
Т.В. Кашанина называет: «государствособственность» и «государство-власть».
Первый из них означал защиту частной
собственности посредством насилия по
отношению к неимущим социальным группам.
Второй, заключался в применении насилия в
связи с исполнением необходимых для
общественной жизни общих функций.
Объединяет эти способы разделение людей на
бедных и богатых, на правящих и
управляемых.3
3
Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 34-44.

90.

Профессор Афанасьев Владимир Сергеевич
основными причинами происхождения
государства называет:
• 1) необходимость совершенствования
управления обществом, которое появляется в
связи с разделением труда, ростом
численности населения;
• 2) необходимость организации крупных
общественных работ, объединения в этих
целях больших масс людей;

91.

• 3) необходимость подавления сопротивления
эксплуатируемых;
• 4) необходимость поддержания в обществе
порядка, обеспечивающего
функционирование общественного
производства, социальную устойчивость
общества, его стабильность, в том числе и по
отношению к внешнему воздействию
соседних государств или племен;
• 5) необходимость ведения войн как
оборонительных, так и захватнических.1
1
Афанасьев В.С. Происхождение государства и права // Общая теория права и государства / Под ред.
В.В. Лазарева. М. 2003. С. 74-75.

92.

Наряду с этими причинами В.С. Афанасьев
пишет еще и о так называемых
«восточном» и
«западном»
путях возникновения государства.

93.

К первому из них («восточному») В.С. Афанасьев
относит Китай и Египет, которые произошли в
силу следующих причин:
• 1) потребность в осуществлении масштабных
ирригационных работ в связи с развитием
поливного земледелия;
• 2) необходимость объединения в этих целях
значительных масс людей и больших
территорий;
• 3) необходимость единого,
централизованного руководства этими
массами».

94.

В этом процессе родоплеменная знать,
занимавшая общественные должности,
постепенно трансформировалась в
государственные органы, а коллективная
(общественная) собственность стала
государственной.
На этот путь формирования государства
значительное влияние оказали географическое
положение родовых общин и необходимость
строительства крупных ирригационных
сооружений для их жизнеобеспечения.
В литературе этот путь обозначен как типичный
путь формирования государства.

95.

К второму («западному») историческому пути
формирования государства, В.С. Афанасьев
относит Древние Афины, Рим и Спарту, а также
Франкское государство, которые произошли в
силу
• либо внутренних противоречий между
социальными группами (Афины –
разграничение населения по имущественному
признаку,2 Рим – борьба патрициев1 и
плебеев2),
2
Реформы Солона / http://www.sno.7hits.net/lib/school/greece/11.htm.
Афины. Тирания Писистрата и законодательство Клисфена / http://worldhistory.ru/countries_about/281/1854.html; Новый
энциклопедический словарь. М. 2004. С. 69, 249, 324, 1137, 1206; Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 217;
Кулапов В.Л. Происхождение государства и права // Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 1997.
С. 37).
1 Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 888.
2 Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 924).

96.

• либо в результате внешнего насилия, захвата
других территорий (Спарта – завоевание в 8-6
вв. до н.э. южной части Пелопоннеса –
название полуострова и историкогеографической области на юге Греции,3
Франкское государство – завоевание в 5 в. н.э.
части территории бывшей Западной Римской
империи4).
3
Большой энциклопедический словарь / http://www.besnew/alf.htm.
Большой энциклопедический словарь / http://www.besnew/alf.htm; Новый энциклопедический словарь. М.
2004. С. 1294).
4

97.

Однако, пишет Л.А. Морозова, современной
наукой установлено, что Афинам и Риму
предшествовали более древние классовые
структуры, схожие по структуре с
государствами азиатского способа
производства.
Отсюда следует, что рабовладельческое
государство, характерное для определенного
этапа античной истории, является не
универсальной формой, а уникальной и
присуще лишь конкретной ситуации Древней
Греции и Древнего Рима.
Морозова Л.А. Указ. соч. С. 34.

98.

Профессор Морозова Людмила Александровна
называет «восточный» или «азиатский» путь
типичной формой (Древний Восток, Африка,
Америка, Океания5), а «западный» –
уникальной формой (Древняя Греция, Древний
Рим) возникновения государства.6
Л.А. Морозова полагает, что «древнейшие
государственные образования, как правило,
возникали на социально-экономической
основе раннего земледельческого общества.
5
Новый энциклопедический словарь. М. 2004. 709, 727, 836, 940.
6 Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2002. С. 28-30.

99.

По мнению Л.А. Морозовой, первые города
государства образовались в 4 – 3 тысячелетиях
до н.э. в Месопотамии (Вавилон, современная
территория Ирака), Горном Перу (Южная
Америка) и других регионах в разное время и
независимо друг от друга.

100.

Город – государство представлял собой поселок
(селение), в котором проживали свободные
общинники – землевладельцы. Однако они
селились по территориальному принципу, а не
по родству. Эти общины уже представляли
собой соседскую общину, а не родовую.

101.

Город1– государство был административнохозяйственным и религиозным центром
самого селения и прилегающей к нему
местности. Следовательно, – делает вывод
Л.А. Морозова, – город – государство имел три
центра:
управления городской общиной;
административного лидерства (дворец);
идеологического лидерства – храм».
1
Доцент Новицкая Т.Е. пишет, что «строительство городов, т.е. крепостей (слово «город» происходит от слова
«ограда», «огороженное место»), свидетельствует о существовании государства (Древнерусское государство и
право / Под ред. Т.Е. Новицкой. М. 1998. С. 8). Город – огражденное стеной, валом поселение, крепость
(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1993. С. 141). Город – городьба, ограда
около жилья, крепость, укрепленное стенами место внутри селения, кремль, селение, обнесенное городьбой
(Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1: А – З. М. 1994. С. 380).

102.

По мнению Л.А. Морозовой, «город – государство
имел четкую социальную дифференциацию по
принципу разделения труда, по имущественному
признаку, по территориальному расселению:
появляются кварталы медников, горшечников,
оружейников, портных и других ремесленников.
Постепенно выделяется знать, которая
присваивает общественные должности и передает
их с помощью династического механизма – от
родителей детям.

103.

Таким образом, типичным средством
образования господствующих классов был
наследственный механизм передачи
должностей, а не путь присвоения
прибавочного продукта».

104.

Л.А. Морозова считает, что город – государство
по отношению к прилегающим территориям
выполняет следующие функции управления:
• 1) управление общинными землями;
• 2) выполнение общественных ритуалов и
обрядов;
• 3) защита от военных нападений и
организация военных походов против других
городов – государств;

105.

• 4) создание и распределение общественных
фондов (на случаи стихийных бедствий,
военных нападений и т.д.);
• 5) рассмотрение и разрешение споров;
• 6) осуществление межгосударственного
продуктообмена, а затем и товарообмена.
Многочисленные эти функции способствовали
созданию разветвленного аппарата
управления, который имел возможность,
посредством сил и средств, применять
принуждение.2
2
Морозова Л.А. Указ. соч. С. 30-31.

106.

На процесс образования Древнерусского
государства, как полагает Т.В. Кашанина,
оказали влияние следующие факторы:
• 1) диффузионный1 фактор – организация
порядка в славянских племенах была
привнесена варягами (Рюриком) из
Скандинавии;
• 2) фактор насилия (Олег – князь
Новгородский, со своей дружиной в 882 г.
завоевал Киев, а также подчинил себе
территории древлян, северян, радимичей);2
1
Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 345.
2 Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 356.

107.

• 3) ирригационный3 (фортификационный4)
фактор – строительство мощных
оборонительных сооружений, крепостей от
нашествий, нападений и набегов со стороны
других народов;
• 4) патримониальный5 фактор – установление
права собственности князя на землю и
передача ее по наследству, а также
жалованье земли приближенным;
3 Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 248.
4
Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 658.
5 Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 450.

108.

• 5) политический фактор – увеличение
численности населения привело к
возрастанию числа конфликтов, которые
необходимо было разрешать и регулировать
отношения между людьми и социальными
группами.6
• В этом процессе весьма важное значение
имели также территориальный,
демографический и экономический
факторы.
6
Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 115-130.

109.

Проф. Михаил Флегонтович ВладимирскийБуданов отмечал, что славянские племена в 1112 вв. «перешли от чисто племенного быта к
быту государственному, земскому, т.е.
образовали княжения – земли, пределы которых
не всегда совпадали с границами племени…
Здесь достаточно заметить, – продолжал далее
автор, – что в государстве такого типа
преобладающим элементом служит
территориальный: государство есть союз общин;
старшая община правит другими общинами;
сама община состоит из союза соседей».

110.

Племенные названия земель заменялись
названиями по имени так называемого
«старшего города».
Такими землями были: Галицкая, Волынская,
Киевская, Муромская, Новгородская,
Переяславская, Полоцкая, Псковская,
Ростовская, Рязанская, Смоленская,
Суздальская, Черниговская.
Каждая земля состояла не только из старшего
города, но и включала также пригороды и
волости.

111.

Так, в Новгородской земле пригородами
(«младшими городами») были Изборск и
Белоозер, в Волынской, Галицкой и Киевской
землях было до 40 пригородов, в Суздальской
– около 20, в Полоцкой и Рязанской – около 15,
в Смоленской земле было до 8 «младших
городов». Волость представляла собой «округ,
подчиненный каждому пригороду в
отдельности» и включала в себя «укрепленные
и неукрепленные сельские общины».

112.

Отношения между городом, пригородом и
волостью основывались,
• во-первых, на силе «…центральной (городской –
добавл. М.П.) общины, которая…», с одной
стороны, «..покоряет себе пригороды войной…»,
а с другой, «…дает пригородам защиту у себя во
время военной опасности…»
• Во-вторых, на так называемой «религиозной
централизации», т.е. «старшие» города
являлись религиозными центрами, что тоже в
определенной степени способствовало
объединению этих территорий.1
1
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. 1995. С. 42, 47, 48, 50.

113.

К концу 10 в. Древняя Русь, по мнению
Т.В. Кашаниной, представляла собой
совокупность многих княжений,
объединенных одной династией, которые
подчинялись Киевскому Великому князю.
Каждое княжество представляло собой
единство городских и сельских поселений.2
2
Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 132.

114.

Социальный состав населения включал в себя:
• 1) свободных людей и холопов (челядь),
горожан (зажиточных и бедных, купцов и
ремесленников) и сельчан (смердов).
• 2) бояр (потомки родоплеменной знати),
• 3) дружину во главе с князем, которая была
«высшим слоем общества». Дружина
делилась на старшую и младшую.

115.

Князя, бояр и дружину необходимо было
содержать, поскольку они выполняли
исключительно только управленческие и иные
непроизводственные функции.
В этой связи на Руси существовало «полюдье,
т.е. административно-финансовая поездка
князя по подвластным территориям…
Полюдье было первым средством подчинения
того или иного племени или народа одной
общей власти.
4
Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 134.

116.

На основе полюдья, – пишет далее
Т.В. Кашанина, – была создана система
налогов. Это произошло в середине 10 в., во
время правления Ольги», которая «упорядочила
взимание дани», т.е. «установила для местного
населения нормы уплаты и места, куда дань
должна была свозиться».
Этим делом занимались «представители
княжеской администрации на местах. Доходы
князя состояли также из штрафов, которые
взимались за преступления, торговых пошлин и
платы за пользование княжескими землями.1
1
Там же.

117.

Названные факторы сами по себе не могли в
полной мере оказать существенного влияния
на процесс формирования Древнерусского
государства без вечевой, княжеской и
боярской власти.

118.

«Вече как орган государственной власти, – отмечал
М.Ф. Владимирский-Буданов, – есть собрание
полноправных граждан2 (полноправного населения
– уточ. М.П.) старшего города».
Вече есть некий прообраз схода (собрания) всех
взрослых членов родовой общины или племени.
Со временем, конечно, в нем принимали участие не
члены родовой общины или племени, а все так
называемые «полноправные» жители «старшего»
города, т.е. «мужи свободные, совершеннолетние и
не подчиненные семейной власти», а также бояре и
«лица духовные».

119.

На городском вече могли присутствовать
«меньшие люди, черные, смерды».
Созывалось вече по инициативе князя либо по
инициативе боярской думы, либо по
инициативе населения через «биричей
(глашатаев)», либо «через колокол».
Местом проведения вечевых собраний были
либо торговая площадь, либо княжеские
дворы.3
3
Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. С. 74-79.

120.

«Происхождение княжеской власти, – как
полагал М.Ф. Владимирский-Буданов, –
доисторическое: она была и в родовых союзах
(в народных свадебных обрядах князем и
княгиней назывались новобрачные –
родоначальники будущего рода), и в общинах
(у южных славян князем называется общинный
старшина)…
Другие неофициальные титулы власти – каган,
царь, самодержец.

121.

Княжеская власть передавалась либо по
наследству, либо по избранию. Наследник
имел право на княжескую власть с момента
рождения, еще при жизни князя, но
фактически получал ее с наступлением его
смерти и при условии достижения
совершеннолетия. «Обычный порядок
наследования столов следовал порядку
старшинства членов рода».2
2
Там же. С. 63-64.

122.

Избрание князя народом осуществлялось в случае,
если вымирал или погибал весь княжеский род.
«Князь избирался не только всегда пожизненно (в
принципе), но и с детьми, т.е. избрание нового
князя каждый раз являлось как бы избранием
новой династии с утверждением на будущее время
наследственного преемства престола…».3 Великий
князь, по мнению Т.В. Кашаниной, имел три
функции – военную, законодательную и
административную. Он был главой исполнительной
власти и назначал всех чиновников (дворецких,
дружинников, посадников, вирников, конюших и
т.д.).4
3
Там же. С. 65.
4 Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 133.

123.

Боярская Дума представляла собой совет при
князе членов старшей дружины и других,
близких к нему лиц. «Боярской думой
называется постоянный совет лучших людей
(бояр) каждой земли, решающий (вместе с
князем) основные земские вопросы. Такой
совет мог быть только в одном старшем городе
земли. Советы старейшин были и в
пригородах, но они обладали не политической,
а лишь судебной и административной
властью».

124.

В состав Боярской Думы входили бояре –
высшие служилые люди, старцы или
старейшины, а также «духовные сановники».
На заседаниях Боярской Думы предварительно
рассматривались те же вопросы, которые
затем обсуждались и решались на вече.5
5
Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. С. 70-73.

125.

• 3. Теории происхождения государства

126.

В научной литературе речь идет о многих
теориях происхождения государства.
К ним относятся:
• теологическая
• патриархальная
• ирригационная
• органическая
• психологическая
• договорная
• классово-экономическая
• теория насилия

127.


расовая теория
инцестная
спортивная
патримониальная
диффузная
теория специализации

128.

Многообразие теорий происхождения
государства обусловлено тем, что,
• во-первых, философы, мыслители,
предлагавшие объяснения происхождения
государства, жили в разные исторические
эпохи и потому они использовали разный
объем накопленных человечеством знаний.
• Во-вторых, объясняя процесс возникновения
государства, ученые исследовали для
подтверждения своих идей различные
регионы земли, отличающиеся
своеобразием.

129.

• В-третьих, авторы односторонне
воспринимали окружающую
действительность и не учитывали многие
иные факторы, влияющие на процесс
происхождения государства.

130.

Теологическая1 теория происхождения
государства. Одними из ее авторов были:
• 1) архиепископ Константинополя (Царьград,
столица Византийской империи),
представитель греческого церковного
красноречия, византийский церковный
деятель, православный богослов Иоанн
Златоуст (344-407);
• 2) византийский философ Фома Аквинский
(1226-1274, 13 век, соч. «О правлении
властителей»);
1
Теология (греч. Бог + логия, богословие) – совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.
Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении (Новый энциклопедический
словарь. М. 2004. С. 1201).

131.

• 3) игумен (ведущий, духовный чин,
присваиваемый настоятелю православного
монастыря) Иосифо-Волоколамского
монастыря Иосиф Волоцкий (в миру Иван
Иванович Санин, 1439-1515);
• 4) французский философ Жак Маритен
(1882-1973, основатель неотомизма –
официальная философия католической
церкви, религиозное обоснование
современных естественнонаучных теорий,
томизм – учение Ф. Аквинского).

132.

Основные положения теории:
• 1) государство есть результат Божественного
замысла;
• 2) государство образовалось в результате
сложного исторического процесса и
усложнения общественных связей, которыми
руководит «Промысел Божий»;
• 3) государство возникло как необходимый
элемент в испорченном грехом мире, где
личность и общество нуждаются в
ограждении от опасных проявлений пороков
(греха);

133.

• 4) государство сформировалось в результате
последствий грехопадения прародителей,
исказившее первозданную природу
человека, его разум, его волю, не
позволяющие падшему человеку принять
полноту совершенного Божественного
закона;1
• 5) государство вечно как и сам Бог;
• 6) государь наделяется Церковью правом
повелевать людьми, и призван реализовать
волю Бога на земле;
1
Протоиерей Владислав Цыпин. Курс церковного права. Клин. 2002. С. 10,
629.

134.

• 7) государство формируется вместе с
монорелигией;
• 8) царь, король, правитель отвечая перед
Богом за вверенное ему государство, несет
три обязанности –
распространять учение Божье,
создавать условия для благочестивой жизни
людей,
наказывать творящих зло.

135.

Патриархальная2 теория происхождения
государства. Ее представители:
• 1) древнегреческие философы Платон (428348 до н.э., соч. «Государство») и Аристотель
(384-322 до н.э., соч. «Политика»);
• 2) английский ученый Роберт Фильмер (17 в.
соч. «Патриарх»);
• 3) русский социолог Николай Константинович
Михайловский (1842-1904).
2
Патриарх (греч.) – 1) глава рода в родовом обществе; 2) старейший, всеми уважаемый человек,
основоположник, старейший представитель какой-либо области деятельности (Современный словарь
иностранных слов. М. 1992. С. 450).

136.

Основные положения теории:
• 1) люди стремятся к общению и
образованию семей, а их развитие ведет к
образованию государства;
• 2) государство возникло в результате
разрастаний семей, соединения родов в
племена, племен – в более крупные
общности, народности;
• 3) государственная власть есть постепенное
преобразование власти отца, переходящей
во власть государя, власть монарха.

137.

Ирригационная3 теория происхождения
государства. Ее основателем считается
немецкий ученый К. Витфогель (соч.
«Восточный деспотизм»).
3
Ирригация (лат. поливка, орошение) – искусственное орошение полей –
отрасль сельскохозяйственной мелиорации (Современный словарь
иностранных слов. М. 1992. С. 248).

138.

Основные положения теории:
• 1) в Древнем Египте на берегах Нила, в
Шумере на берегах рек Евфрат и Тигр, в
Древнем Китая на берегах Янцзы и Хуанхэ
жили кочевые племена, которые затем
перешли к оседлой жизни;
• 2) этому способствовал переход людей от
собирательства и охоты к земледелию и
скотоводству;

139.

• 3) для ведения земледелия и скотоводства
требовалось орошать земли, что возможно
было только путем создания
ирригационных сооружений (каналов,
дамб, водоподъемников и др.);
• 4) создание таких сооружений возможно
было путем организации большого
количества людей, которыми необходимо
было управлять, руководить;
• 5) создание аппарата управления и
послужило причиной происхождения
государства.

140.

Органическая теория происхождения
государства. Ее представителями были:
• 1) английский философ и социолог Г. Спенсер
(1820-1903, соч. «Позитивная политика»);
• 2) швейцарский юрист И. Блюнчли (18081881);
• 3) французский социолог Р. Вормс (18691926);
• 4) русский юрист Трубецкой Евгений
Николаевич (1863-1920).

141.

Основные положения теории:
• 1) общество функционирует подобно
человеческому организму;
• 2) государство есть результат эволюции
общества;

142.

• 3) государство возникает одновременно с
появлением людей и совершенно так же как
и организм, растет, дифференцируется,
специализируется, размножается и умирает;
• 4) функции мозга выполняет правительство,
системой пищеварения являются низшие
классы (земледельцы, ремесленники),
кровеносную систему составляют торговля,
транспорт и иные средства сообщения.

143.

Психологическая теория происхождения
государства. Эту теорию обосновывали:
• 1) французский социолог Г. Тард (1843-1904,
соч. «Социальные законы»);
• 2) профессор Петербургского университета
Николай Михайлович Коркунов (1853-1904);
• 3) английский ученый Д. Фрэзер (1854-1941);
• 4) австрийский ученый, врач-психиатр и
психолог, основатель психоанализа Зигмунд
Фрейд (1856-1939);

144.

• 5) основатель психологической школы права,
русский юрист Лев Иосифович Петражицкий
(1867-1931);
• 6) русский профессор М.А. Рейснер (18681928);
• 7) русский юрист Федор Федорович
Кокошкин (1871-1918).

145.

Основные положения теории:
• 1) психологически врожденная потребность
людей жить вместе;
• 2) постоянная зависимость людей
первобытного общества от авторитета
вождей, служителей культа, страх перед
магической силой колдунов;

146.

• 3) появление государства – результат особых
свойств человеческой психики, в том числе
стремление людей к поиску авторитета,
которому можно было бы подчиняться и
указаниям которого следовать в
повседневной жизни;
• 4) государство создается посредством
эмоций и переживаний людей;
• 5) государство появилось как результат
подавления агрессивных влечений человека.

147.

Договорная теория происхождения
государства. Ее разработчиками были:
• 1) голландский юрист Гуго Гроций (1583-1645,
соч. «О праве войны и мира»);
• 2) английский философ Томас Гоббс (1588-1679,
соч. «Левиафан»1);
• 3) английский философ Джон Локк (1632-1704,
соч. «Два трактата о правлении»);
• 4) французский философ Жан-Жак Руссо (17121778, соч. «Общественный договор»);
• 5) русский писатель, мыслитель Александр
Николаевич Радищев (1749-1802).
1
Левиафан – в библейской мифологии огромное морское чудовище (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 618).

148.

Основные положения теории:
• 1) до возникновения государства люди жили
в условиях так называемого естественного
состояния, т.е. в положении «войны всех
против всех»;
• 2) чтобы не уничтожить друг друга, люди
договорились между собой о создании
государства для обеспечения общего блага;
• 3) для этого они заключили общественный
договор (договор всех со всеми), по
которому люди отказались от части своих
прав во имя спокойствия и стабильности;

149.

• 4) эти права были переданы правящим,
которые обязаны были обеспечить порядок
как среди подвластных, так и защиту от
нападения со стороны других племен;
• 5) общественный договор, который послужил
основанием возникновения государства,
представлял собой «состояние общества,
когда люди добровольно объединились в
государственно-организационную форму
путем молчаливого признания
необходимости учреждения некоего единого
объединяющего всех центра».2
2
Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 84.

150.

Классово-экономическую теорию обосновали
немецкие мыслители и общественные деятели
Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс
(1820-1895), изложившие свои взгляды в
совместных работах «Немецкая идеология» и
«Манифест Коммунистической партии», а также
в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи,
частной собственности и государства». В
дальнейшем данная теория получила развитие в
работах Владимира Ильича Ленина (1870-1924)
«Государство и революция» и в лекции «О
государстве».

151.

Основные положения теории:
• 1) государство возникло в силу
экономических причин – общественного
разделения труда, появления прибавочного
продукта, частной собственности, раскола
общества на противоположные классы;

152.

• 2) в результате появления избыточного
продукта (частная собственность), который
накапливался у определенной группы
людей, старейшин, вождей,
военачальников, постепенно в обществе
сформировалось два класса – имущие
(богатые) и неимущие (бедные);
• 3) для того, чтобы они не уничтожили друг
друга, возникает необходимость в создании
организации особого рода, которую назвали
государством;

153.

• 6) такая организация создается классом
имущих и в его интересах принуждает класс
неимущих;
• 7) государство возникает там, тогда и
постольку, где, когда и поскольку возникают
классовые противоречия.

154.

Теория насилия происхождения государства.
Ее обосновывали:
• 1) немецкий философ Евгений Дюринг
(1833-1921, соч. «Ценность жизни»);
• 2) австрийский ученый Людвиг Гумплович
(1838-1909, соч. «Общее учение о
государстве»);
• 3) немецкий философ Карл Каутский (18541938).

155.

Основные положения теории:
• 1) государство возникает в результате
завоевания одного племени (народа)
другим;
• 2) такое завоевание обусловлено
необходимостью применения насилия по
отношению к побежденному племени;
• 3) «племя победителей подчиняет себе
племя побежденных, присваивает себе и всю
их землю и затем принуждает побежденное
племя систематически работать на
победителей, платить им дань или подати»;

156.

• 4) «принудительный аппарат, который
создают победители для управления
побежденными, превращается в
государство»;1
• 5) между людьми возникают конфликты,
их нельзя разрешить иначе, как
посредством привлечения третьей силы,
которую выполняет аппарат насилия;
1
Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2. М. 1931. С. 77;
Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 53.

157.

• 6) без господства большинства над
меньшинством не может возникнуть
государство;
• 7) собственность, классы и государство
возникают как результат насилия одной
части общества над другой.2
2
Дюринг Е. Ценность жизни. СПб. 1894; Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 57.
English     Русский Правила