Похожие презентации:
Искусство русского портрета
1.
Урок № 10МХК, 11 класс
Искусство
русского
портрета
Д.З.: Глава 11, ?? (с.119120), тв. задания (с.120-122)
© А.И. Колмаков
2.
ЦЕЛИ УРОКА1. Познакомить учащихся с
характерными чертами искусства
русского портрета;
2. Развивать умение самостоятельно
изучать материал и подготовить его к
презентации; продолжать развивать
умение анализировать художественное
произведение;
3. Воспитывать культуру восприятия
шедевров русского портрета.
3. ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
живописный портрет;портретная галерея;
Ф. С. Рокотов;
Д.Г. Левицкий;
камерный портрет;
В. Л. Боровиковский;
скульптурный портрет;
декоративно-монументальная скульптура;
«Медный всадник»;
Э. М. Фальконе;
Б. К. Растрелли;
Ф. И. Шубин;
М. И. Козловский;
И. П. Мартос
4. Проверка знаний учащихся
1 . Какие архитекторы составили цвет и славу русской архитектурыXVIII - первой четверти XIX в.?
2. Как воплощён «строги й, стройный вид» Петербурга в выдающихся
памятниках архитектуры XVIII - начала XIX в.? Кто и как создавал
архитектурный облик новой российской столицы?
3. Какую роль сыграли В.И. Баженов и М.Ф. Казаков в создании
архитектурного облика Москвы XVIII в.? Что общего и в чём различия
их творческой манеры?
4. Исследователь Д.Е. Аркин писал , что «Баженов не только поднял
русскую архитектуру до высоты европейского мастерства, но и
внёс в неё глубоко самостоятельные черты, в которых мы
одновременно читаем синтез старого и искания нового. Он явился
для русской архитектуры поистине её Ломоносовым». В чём
именно выразился этот «синтез старого и искания нового» в
творчестве великого архитектора? Какие открытия, равные по
значению вкладу М. В. Ломоносова в российскую науку, ему
удалось осуществить в своём творчестве? Что дало основания
для такого сравнения?
5. Какой вклад в создание архитектурного облика Москвы внёс М.Ф.
Казаков? Можно ли согласиться с мнением, что в его творчестве
прослеживается преодоление барокко, последовательное
развитие классицизма и предпосылки возникновения ампира?
5.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА1. Мастера живописного
портрета.
2. Мастерство в создании
камерного портрета.
3.Мастера скульптурного
портрета.
Задание на урок. Какое значение для Мировой
цивилизации и культуры имеет искусство
русского портрета?
6. Рубеж XVII-XVIII вв.
Этот период стал переломным для русскойживописи. На смену иконописи приходит светская
живопись.
С начала XVIII века получают развитие все виды
живописи. Изображение становится все более
реалистичным. Вместо парсуны получает широкое
распространение портрет.
Никитин И.Н.
Портрет Петра I.
1717 г.
Парсуна
М.В.СкопинШуйского.
XVII в.
7. Портреты могут различаться по размеру и характеру изображения.
ВИДЫ ПОРТРЕТАпарадный
обычный
Полупарадный
полупарадный
камерный
Интимный
интимный
Во второй половине XVIII в. в живописи русских мастеров появились
новые жанры - бытовой, исторический и пейзажный, однако самые
значительные произведения по-прежнему создавались в жанре
портрета, существенной чертой которого являлось соединение
общественно значимых проблем с высокими художественными
достоинствами. Разнообразнее стали жанры парадного портрета, среди
которых можно отметить изображения человека в привычной для него
домашней обстановке и репрезентативные портреты - картины,
изобилующие символическими деталями .
8. Перед вами разные виды портрета. Оба они написаны Иваном Никитиным (1680-1742), талантливым русским живописцем. Определите вид
каждого портрета.Портрет канцлера Г.И.Головкина. 1720 г.
Портрет напольного гетмана. 1720г.
9. Алексей Петрович Антропов (1716-1795) — выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик
Императорской АкадемииХудожеств.
Портрет статс-дамы А.М.Измайловой
Портрет Петра I
10. Рокотов Федор Степанович (1756-1806), русский живописец. Стал родоначальником интимного психологического портрета в русской
живописи. Изображал человека не позирующим, вне парадногоокружения. Создал одухотворенные образы своих современников.
Ты помнишь как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портретов Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач.
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Н. Заболоцкий
портрет А.П. Струйской (1772г.)
11. Рокотов Федор Степанович
Рокотов избегал парадных,торжественных портретов, эффектных
и пышных композиций. Его главной
заслугой стало создание камерного
портрета, максимально раскрывающего
внутренний мир человека, его
сокровенные мысли и чувства.
В историю мировой живописи Рокотов
вошёл и как блестящий мастер
светотени и колорита. До сих пор
поражают изысканное благородство его
палитры, едва уловимые переходы
полутонов, скольжение то приглушённо
мерцающего, то ярко вспыхивающего
света. Давно подмечено свечение
нижних цветовых слоёв сквозь верхние
тонкие лессировочные мазки,
наносимые на просохший слой
масляной краски. Был у Рокотова и
свой канон в построении композиции.
Хотя он предпочитал погрудные или
поясные изображения в натуральную
величину, в них нет однообразия.
Особого мастерства Рокотов достиг в
создании женских образов: «Портрет
неизвестной в розовом платье»,
«Портрет В.Е. Новосильцевой»,
«Портрет В.И. Суровцевой» принадлежат
к лучшим творениям художника.
12. Определите, к какому типу относятся эти портреты кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Имеют ли скрытый смысл
предметыинтерьера?
Портрет Екатерины II. 1783 г.
Портрет П.А.Демидова. 1773 г.
13. Дмитрий Григорьевич Левицкий – крупнейший живописец II пол. XVIII в. Его мастерство позволяло ему свободно передавать тончайшие
ДмитрийГригорьевич
Левицкий
Дмитрий Григорьевич
Левицкий – крупнейший
живописец II пол. XVIII в. Его
мастерство позволяло ему
свободно передавать
тончайшие переживания
человека, сокровенные
черты его характера.
Художник одинаково
мастерски владел всеми
видами портрета от
парадного до камерного.
По заказу Екатерины II в
1773-1776 гг. он создает
знаменитую серию
портретов «смолянок».
Художник изобразил
каждую из них в наиболее
характерной позе, за
любимым занятием.
14.
«Портрет П. А. Демидова», одногоиз богатейших людей своего времени,
- лучшее художественное достижение
Левицкого. Известный горнозаводчик
изображён на фоне величественных
колонн и драпировок, ниспадающих
тяжёлыми складками.
За колоннами – здание
Воспитательного дома, на
строительство которого он
пожертвовал большие денежные
суммы. Судьба нашедших там приют
детей – «цветов жизни» - очень
беспокоит Демидова, не случайно
запечатлённого здесь в облике
садовника. Художнику удалось
создать правдивый образ человека со
сложным и противоречивым
характером , наделённого
проницательным умом, способного
совершать невероятные и
сумасбродные поступки, быть добрым
и расточительным.
Д.Г. Левuцкий. Портрет П.А.
Демидова. 1773 г. Государственная
Третьяковская галерея, Москва
15. Портрет Е.И. Нелидовой.1773г.
Серия портретов воспитанницСмольного института благородных
девиц («смолянок»).
Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской. 1773г.
Д . Г. Левицкий.
Портрет Е.И. Нелидовой.1773г.
16. Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), знаменитый живописец своего времени, по праву считается одним из великих портретистов
XVIII в., произведения которых говорят о высоких достиженияхрусского искусства. Его творчество завершает историю портретного
жанра, достигшего к концу XVIIIв. необыкновенных успехов в
правдивом и поэтическом раскрытии образа человека.
Самый знаменитый портрет его
кисти – портрет М.И.Лопухиной
(1797г.) К какому типу он
относится?
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча
выражали
Страданье – тень любви, и мысли –
тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет взгляд её и эта прелесть
тела
К ней равнодушное потомство
привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать,
молчать.
Я. Полонский
В. Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной. 1797г. Государственная
Третьяковская галерея, Москва
17. Владимир Лукич Боровиковский
Творчество Боровиковскогов большей степени связано с
сентиментализмом.
Созданная им галерея
глубоко поэтичных женских
образов - это то лучшее, что
до сих пор остаётся в русском
лортретном искусстве.
Художник не стремится к
разнообразию
композиционных приёмов:
его героини часто изображены
на фоне парковых
ландшафтов, опирающихся на
какой-либо постамент. Главное
внимание автор
сосредоточивает на лицах
своих моделей , передавая
юный задор и веселье,
строгость и доброту,
Задумчивость и
мечтательность.
18. Определите тип этих портретов кисти Боровиковского.
Портрет князя А.Б.Куракина.1871-1802 гг.
Портрет А.И. Безбородко с дочерьми.
1803 г.
19. Бартоломео Карло Растрелли
Выдающимся мастероммонументальнодекоративной скульптуры
был итальянец
Бартоломео Карло
Растрелли
(1675-1744), отец
прославленного архитектора,
приглашённый из Франции в
1716г. на государственную
службу для прославления
«деяний Петра». Свою
деятельность он продолжил
в эпоху царствования Анны
Иоанновны (1730-1740), а
затем Елизаветы Петровны
(1741-1761). Самое
замечательное в его
творческом наследии – это
парадные портреты
коронованных особ,
выполненные в стиле
барокко.
20.
Бронзовый бюст Петра I, внём мастерски передан
величественный образ
российского императора.
Ещё при жизни Петра I, в 1719
г., Растрелли снял маску с его
лица. Работая над бюстом
Петра I, скульптор сохранил
важнейшие черты облика
императора.
Портрет изобилует
множеством пышных деталей.
Взметнувшиеся драпировки,
латы, украшенные
барельефами с изображением
батальных сцен и самого
царя.
В облике Петра подчёркнуты
ум, воля и энергия, особенно
впечатляет его грозный,
устремлённый вдаль взгляд .
Б.К. Растрелли. Пётр I. 1723-1730 гг.
Государственный Эрмитаж, СанктПетербург
21. Этьен Морис Фальконе
Во второй половине XVIII в.скульптура утратила чисто
украшательский характер, в ней
стали видеть одно из средств
выражения нового художественного
идеала, прославляющего
гражданские доблести, военные
подвиги и патриотизм.
В 1766 г. по приглашению
императрицы Екатерины II для
создания конного памятника
Петру I прибыл французский
скульптор Этьен Морис
Фальконе (1716-1791). Выполняя
столь ответственный заказ,
мастер отказался от
канонизированного образа царя.
Он показал русского царя именно
таким, каким воспринимали его
просвещённая Россия и Европа.
В письме к Д. Дидро он так
объяснял свой авторский
замысел: «Мой царь простирает
свою благодетельную десницу
над страной. Он поднимается на
скалу, служащую ему
пьедесталом, - эмблема
преодолённых им трудностей.
22.
Силуэт памятника,возвышающегося на
Сенатской площади
Санкт-Петербурга, давно уже
стал своеобразным символом
города, олицетворением
противоречивой петровской
эпохи. Он хорошо обозрим со
всех сторон и особенно
эффектно смотрится на
фоне голубого неба. Твёрдой и
властной рукой могучий
всадник усмиряет вставшего на
дыбы коня на самом краю
скалы, служащей ему
постаментом. В уверенном
жесте простёртой правой руки,
обращённой в сторону моря,
отвоёванного у шведов,
слышатся известные
пушкинские строки: «Здесь
Э.М. Фальконе (при участии М.А. Колло будет город заложён назло
надменному соседу». Поза,
и Ф. Г. Гордеева). Памятник Петру I
(«Медный всадник»). 1768-1778 гг.
жест руки, приподнятая голова
Санкт-Петербург
всадника полны достоинства и
величественной силы.
23. Федот Иванович Шубин
Ф И. Шубин. Автопортрет. 1790- е гг. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Федот Иванович Шубин (1740-1805)
был сыном холмагорского
помора. Как и его знаменитый
земляк М. В. Ломоносов, он
прошёл суровую школу жизни. Ещё
в юности овладел мастерством
резьбы по кости . Благодаря
ходатайству Ломоносова Шубин
был отдан на учение в
Петербургскую академию
художеств, а затем стажировался
в Европе. Во Франции он увлёкся
портретной скульптурной
живописью, а в Италии изучал
Искусство римского скульптурного
портрета. Каждая работа,
выполненная этим замечательным
скульптором, - свидетельство его
огромного таланта. В обработке
мрамора и бронзы он проявлял
исключительное мастерство,
находил выразительные
приёмы для передачи тяжёлых и
лёгких тканей костюма, ажурной
пены кружев, мягких прядей
причёсок и париков. Не случайно
на надгробном памятнике Шубину
сказано: «... и под его рукою
мрамор дышит...»
24.
Ф.И. Шубин . Портрет М.В.Ломоносова. 1792 г .
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Ф.И. Шубин. Портрет Павла I. 1800 г .
Государственная Третьяковская
галерея, Москва
25. Иван Петрович Мартос
1804-1818 гг. МоскваВ историю русского искусства
скульптор Иван Петрович
Мартос вошёл как
непревзойденный мастер
мемориальной пластики,
автор знаменитых надгробий в
Александра-Невской лавре и
парковых мавзолеях
Павловска. Но особую
известность и славу ему
принёс памятник Кузьме
Минину и Дмитрию
Пожарскому, установленный
на Красной площади в Москве
в 1818 г. Сооружение
памятника должно было
увековечить освобождение
Москвы от польской
интервенции в 1612 г. Впервые
он возводился не в честь
государственных деятелей
или военачальников, а
представителей русского
общества, ставших
воплощением гражданской
доблести и патриотизма.
26. Контрольные вопросы
1. Каковы особенности художественной манеры Ф.С. Рокотова?Какой вклад он внёс в развитие камерного портрета? В чём
своеобразие его образной интерпретации?
2. Что различает творческие манеры Д.Г. Левицкого и Ф.С.
Рокотова? Кто и почему стали героями произведений
Левицкого? Чем можно объяснить неоднозначность и
сложность их характеристик? Какую художественную роль
играют детали, интерьер и одежда портретируемых?
3. Почему творчество В.Л. Боровиковского связывают с
сентиментализмом? Согласны ли вы с таким утверждением?
Есть ли в его творчестве черты барокко и классицизма? Как вы
думаете, почему «Портрет М.И. Лопухиной» стал своего рода
визитной карточкой художника?
4. Почему памятник Петру I, выполненный Э.М. Фальконе, стал
своеобразным символом Санкт-Петербурга? Каковы его
историческая значимость и главные художественные
достоинства?
5. В чём заслуга Ф.И. Шубина – «первого статуйных дел мастера»,
«Замечательного чародея формы, поэта изящного реализма»?
Почему созданная им грандиозная портретная галерея сегодня
воспринимается как обобщающий портрет эпохи XVIII в.?
Каковы характерные особенности его творческой манеры?
27. Творческая мастерская
1 . Историк искусства М.В. Алпатов отмечал, что в знаменитом бюстеПетра I Б. К. Растрелли поднялся «до создания подлинно исторического
портрета», отразив в нём противоречия и драматизм не только самой
личности Петра I, но и всей его эпохи. Согласны ли вы с этим мнением?
Какие черты личности русского императора подчёркнуты автором? В
чём именно выразилось мастерство скульптора?
2. Подготовьте выставку портретов воспитанниц Петербургского
Смольного института благородных девиц. Какие качества их характеров
стремился запечатлеть Д.Г. Левицкий? Как вы думаете, почему он
использует жанр костюмированного портрета? В чём особенности
его композиции и колорита?
3. Историк искусства и живописец А. Н. Бенуа отмечал высокое
колористическое мастерство В.Л. Боровиковского: «Любое его
произведение способно доставить громадное наслаждение прелестной,
им самим изобретённой гаммой ... вызывает восхищение его умение
разрешать «самые замысловатые», самые невозможные задачи
составления красок. Попробуйте доказать справедливость этой оценки.
4. Сравните портреты императора Павла I, выполненные живописцами
И.П. Аргуновым, В.Л. Боровиковским и скульптором Ф.И. Шубиным.
Какие задачи ставил перед собой каждый из мастеров? О каких
качествах российского императора стремились они рассказать
зрителям?
28. рефлексия
Оцените свою работу на уроке,закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
29. Литература:
Программы для общеобразовательных учреждений.Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.:
Дрофа, 2011
Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень :
учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
Шадрина Е.С., учитель МХК, НПОШ «Содружество»,
г. Долгопрудный