Похожие презентации:
Орган – король инструментов
1.
ОРГАН –король инструментов
Выполнила: Митрофанова Анна, 3 класс
МБОУ ДОД г.Кургана
«Детская музыкальная школа №1»
2. Орган
Орган (лат. organum) — самый большойклавишный духовой музыкальный
инструмент, который звучит при
помощи
труб
(металлических,
деревянных, без язычков и с
язычками) различной величины, в
которые
с
помощью
мехов
нагнетается воздух.
Орган имеет самый широкий в мире
тембровый набор, самые большие и
тяжёлые
трубы
и
наибольшее
рабочее давление в системе подачи
воздуха.
Игра на органе осуществляется при
помощи нескольких клавиатур для рук
(мануалов) и педальной клавиатуры.
Человек,
исполняющий
музыкальные
произведения на органе, называется
органистом.
3. История возникновения
Флейта ПанаГидравлос Ктесибия
(первый водяной орган)
Орган — один из древнейших музыкальных
инструментов. Его история насчитывает
несколько тысяч лет.
Разные исследователи считают, что прототипом
органа могут быть: древняя вавилонская
волынка (XIX век до н. э.), китайский духовой
инструмент шэн (или ченг), существовавший
еще в XV в.до н.э., флейта Пана (сиринкс) ,
IV- V в. до н.э.
Во II в. до н.э. появился водяной орган –
гидравлос, его изобретение приписывается
мастеру
Ктесибию
из
Александрии.
Изображение похожего инструмента имеется
на монете или жетоне времён Нерона.
Гидравлос был мощным инструментом, в котором
необходимое
давление
воздуха,
поступавшего в трубы, поддерживалось
столбом воды. Гидравлос использовался
греками и римлянами на ипподромах, в
цирках,
а
также
для
сопровождения
языческих мистерий. Звук гидравлоса был
необычайно сильным и пронзительным.
В первые века христианства водяной насос был
заменен воздушными мехами, что позволило
увеличить размеры труб и их количество в
органе.
4. Развитие инструмента
Органы больших размеров появились в IVвеке,
более
или
менее
усовершенствованные органы — в VII и
VIII веках.
Средневековые органы, в сравнении с более
поздними, были грубой работы; ручная
клавиатура, например, состояла из
клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние
между клавишами достигало полутора
см. Ударяли по клавишам не пальцами,
как теперь, а кулаками.
В XIV веке в органе появилась педаль, то
есть клавиатура для ног.
В XV веке были уменьшены клавиши и
увеличено
число
трубок.
Усовершенствованные органы достигли
огромного
числа
труб
и
трубок.
Например, орган в Париже в церкви
St. Sulpice имеет 7 тысяч труб и трубок.
В это же время вошли в широкое
употребление маленький переносной
орган – портатив и миниатюрный
стационарный орган – позитив.
Портатив
Позитив
5. РАЗВИТИЕ ОРГАНА
В VIII веке Византия славилась своимиорганами. Искусство строить органы
развилось и в Италии, откуда в IX
веке они выписывались во Францию.
Позднее строить органы стали и в
Германии.
Наибольшее
и
повсеместное распространение орган
начинает получать в XIV веке.
Диапазон
инструмента
стал
шире,
регистры разнообразнее.
В католическую церковь орган ввел папа
Виталиан. Торжественное и мощное
звучание органа как нельзя лучше
подходило к архитектуре соборов с
уходящими вверх линиями, высокими
сводами.
Поскольку инструмент звучал очень
громко, его использовали только в
дни больших праздников.
В России орган был только светским
инструментом, так как в православной
церкви, в отличие от католической,
его никогда не ставили.
6. Золотой век органа
Барочный орган,церковь Амстердама
XVII-XVIII века считаются "золотым
веком" органостроения и органного
исполнительства. Органы этого
времени отличались внешней
красотой и разнообразием звучания;
исключительная тембровая ясность и
прозрачность делала их
превосходным инструментами для
исполнения полифонической музыки.
Почти все великие органные
композиторы писали для "барочного
органа", который имел большее
распространение, нежели органы
предшествующих и последующих
периодов.
Романтизм XIX в., с его стремлением к
экспрессивному оркестровому
звучанию оказал сомнительное
влияние на органостроение и
органную музыку; мастера пытались
создать инструменты, являющие
собой "оркестр для одного
исполнителя", в результате же дело
свелось к слабой имитации оркестра.
7. Музыка для органа
Лучшие музыканты мира служили церковнымиорганистами. Много великолепной музыки
было написано для этого инструмента
разными композиторами, в том числе
И.С.Бахом.
Разумеется, далеко не вся музыка, созданная
для органа, была культовой, связанной с
церковью. Сочинялись для него и так
называемые «светские» произведения.
Композиторы, сочинявшие органную музыку:
Иоганн Себастьян Бах, Иоганн Адам
Рейнкен, Иоганн Пахельбель, Дитрих
Букстехуде, Джироламо Фрескобальди,
Иоганн Якоб Фробергер, Георг Фридрих
Гендель, Зигфрид Карг-Элерт, Генри
Пёрселл, Макс Регер, Винцент Любек,
Иоганн Людвиг Кребс, Матиас Векман,
Доминико Циполи, Сезар Франк и др.
8. Где можно увидеть и услышать орган
Орган используется в богослуженияхкатоликов и протестантов как
аккомпанирующий и сольный
инструмент. Нередко католическая
церковь или протестантская кирха
используется в некотором смысле как
декорированный концертный зал; в таких
«залах» устраиваются концерты
духовной музыки, где наряду с другими
инструментами (вплоть до
симфонического оркестра) звучит и
орган.
Орган Большого зала
Московской консерватории
Также органы устанавливаются и в обычных
(светских) концертных залах, как
правило, напротив партера, вдоль стены,
ограничивающей эстраду (например, в
Большом зале Московской
консерватории).
9.
Орган в музыкеНачиная с XVIII века, композиторы включают
орган в оратории. А в XIX веке он
появился и в опере. Как правило, это
было вызвано сценической ситуацией —
если действие происходило в храме или
около него. П.Чайковский, например,
воспользовался органом в опере
«Орлеанская дева» в сцене
торжественной коронации Карла VII. Мы
слышим орган и в одной из сцен оперы
Ш.Гуно «Фауст» (сцена в соборе). А вот
Н.А.Римский-Корсаков в опере «Садко»
поручил органу аккомпанировать песне
Старчища-могуч-богатыря, который
прерывает пляску Морского царя.
Д.Верди в опере «Отелло» при помощи
органа имитирует шум морской бури.
Иногда орган включается и в партитуру
симфонических произведений. С его
участием исполняются Третья симфония
К.Сен-Санса, Поэма экстаза и
«Прометей» А.Скрябина. В симфонии
«Манфред» П.Чайковского тоже звучит
орган, хотя композитор и не
предусмотрел этого. Он написал партию
фисгармонии, которую там орган часто
заменяет.
10. Устройство органа
Пульт органа (или органная кафедра) - пультсо всеми необходимыми для органиста
средствами, набор которых в каждом
органе индивидуален, но общие для всех:
игровые мануалы, педальная клавиатура
(или просто «педаль») и тембровые
включатели регистров.
Мануал (от лат. manus рука) - это клавиатура
для игры руками. Мануалов в органе от 1
до 7 (обычно 2-4), расположены они в
пульте органа террасой, один над другим.
Педальная клавиатура или просто педаль - это
клавиатура с собственным набором
регистров преимущественно низких звуков,
для игры ногами, нажимая клавиши
каблуком или носком ноги. Педальная
клавиатура бывает прямой или
радиальной, вогнутой или нет.
11. Самый большой орган мира
Самый большой в мире орган находится не где-нибудьв церкви или соборе, а в филадельфийском
универмаге Macys.
Wanamaker Grand Court Organ был изготовлен в ЛосАнжелесе для участия во Всемирной ярмарке 1904
г. в Сент-Луисе. После окончания ярмарки орган
пролежал в разобранном виде несколько лет, пока
его не купил известный американский коммерсант,
общественный и религиозный деятель Джон
Уонамейкер, решивший установить гигантский
орган в одном из своих новых торговых центров в
Филадельфии. С тех пор орган неоднократно
достраивался для увеличения мощности.
Любители музыки со всего мира всегда совершают
паломничество, чтобы послушать Орган
Ванамейкера. Некоторые даже называют его самым
огромным музыкальным инструментом в мире:
6 мануалов, 396 регистров, 28482 трубы.
Wanamaker
Organ,
Филадельфия
В настоящее время вес органа
Wanamaker Grand Court составляет 287
тонн. Играют на нем два раза в день и в
праздничные дни дают специальные
концерты. Создано и работает общество
Друзей органа Wanamaker Grand Court,
которое позволяет финансировать
работы по поддержанию инструмента в
порядке.
Место штатного органиста с 1989 г.
занимает Питер Ричард Конте.
12. Самый громкий музыкальный инструмент
Самый громкий среди когда-либо созданныхмузыкальных инструментов — в настоящее время
бездействующий Орган концертного зала Бордуок в
Атлантик-Сити, имеющий 7 мануалов, 337 регистров
и 33 114 труб (производство американской компании
Midmer-Losh).
Он имеет самый широкий в мире тембровый набор,
самые большие и тяжёлые трубы и наибольшее
рабочее давление в системе подачи воздуха.
Этот орган обладает наиболее сложной в мире системой
управления игрой: его главный неподвижный
шпильтиш оснащён семью мануалами, второй
передвижной шпильтиш имеет пять мануалов, что
позволяет управлять большей частью огромного
инструмента. Длина самой большой трубы
составляет порядка 18 метров. Вследствие того, что
дерево не выдерживает подобных нагрузок, трубы
такой длины изготовлены из железобетона.
От звучания самой громкой трубы регистра Ophicleide
могут лопнуть барабанные перепонки.
13. Скульптура органа
На самой вершине обдуваемого всеми ветрамихолма Crown Point, возвышающегося над
городом Бернли (Великобритания),
установлена трехметровая музыкальная
скульптура «Поюще-Звенящее Дерево»
(The Singing Ringing Tree).
Поюще-Звенящее Дерево (по проекту Бернли
Паноптикона) - это ветровая скульптура
органа, которая поет (или воет) вместе с
ветром. Говорят, что это незабываемо
При сильном ветре скульптура, выполненная в
форме дерева, начинает издавать тихий
насыщенный гул, охватывающий сразу
несколько октав.
“Дерево” настроено таким образом, что
издаваемые им звуки не нарушают
идиллию окружающей природы и не
пугают животных.
Скульптура «Поюще-Звенящее Дерево» так же
известна и под другим названием —
«Бернлинский Паноптикум». Столь
необычное название появилось в виду
того, что с вершины Crown Point
открывается потрясающая панорама
ярмарочного городка Бернли
(Великобритания).
Материалом для создания этой невероятной
скульптуры послужили сотни труб из
оцинкованной стали, выложенные в
форме причудливого дерева,
склонившего свои металлические ветви
под порывами ветра. Каждая трубка
имеет различный диаметр отверстия и
повернута под определенным углом,
поэтому «Поюще-Звенящее Дерево»
играет разную мелодию каждый раз,
когда меняется сила ветра и его
направление.
«Поюще-Звенящее Дерево» было признано
Королевским институтом британских
архитекторов лучшей скульптурой 2007
года и удостоено национальной премии
«За Архитектурное совершенство».
14. Сталактитовый орган
Этот орган расположен в пещерах Люрей вВирджинии. Мелодия исполняется огромными
сталактитами, звенящими по всей пещере. Он
был изобретен Лиландом Спринклом, который
оценил хорошую акустику в пещере, когда его
сын ударился головой о низко висящий
сталактит.
Лиланд Спринкл по своей специальности инженер
электронщик. Но однажды, посетив Лурейские
пещеры в штате Вирджиния (США), он
обнаружил, что сталактиты могут обладать
удивительным звуком. Три года ушло у него
времени на воплощение безумной идеи в жизнь.
Вооружившись маленьким молоточком,
камертоном и точильным оборудованием он
превратил одну большую пещеру в огромный
музыкальный инструмент.
За несколько лет он нашел в горных образованиях все
тональности музыкальной шкалы и кропотливо
обработал горные породы до получения
идеального звучания.
С помощью специального оборудования Лиланду
удалось превратить сталактиты в подобие
резонаторов, которые используются в духовых
инструментах. К каждому обработанному камню
был прикреплен маленький молоточек.
Электронная клавиатура приводит в действие
этот природный орган.
В итоге, детище Лиланда получило название
«Великий сталактитовый орган». Он занимает
общую площадь почти 14 квадратных километров
и на сегодня является самым крупным
музыкальным органом в мире.
15. Электроорган
Электрический орга́н (англ. Electronic organ)— электронный клавишный музыкальный
инструмент, акустическим прототипом
для конструирования которого послужили
фисгармония и орган. Этим словом
называют как электронные , так и
электрические органы .
Изначально электроорган был создан для
электронной имитации звучания духовых
органов, но затем электроорганы по их
функциональному назначению
подразделились на несколько типов:
Церковные электроорганы, возможности
которых максимально адаптированы для
исполнения духовной музыки в храмах.
Электроорганы, предназначенные для
концертного исполнения популярной
музыки, в том числе — джаза и рока.
Электроорганы, предназначенные для
любительского домашнего
музицирования.
Программируемые электроорганы,
предназначенные для профессиональной
студийной работы.
Электроорган Hammond
16. Изумительные органы мира
Элегантный орган собора в ХельсинкиВисящие трубы соборного органа в Трире,
Германия
17.
«Орган — поистине самый великий, самыйсмелый, самый великолепный из всех
музыкальных инструментов, созданных
человеческим гением.
Это целый оркестр, от которого искусная рука
может добиться всего».
Оноре де Бальзак