Похожие презентации:
Образование и философия. Средневековая литература и искусство (6 класс)
1. Тема урока:
История Средних веков, 6 классТема урока:
«Образование и
философия.
Средневековая
литература и
искусство»
2. Дома
Параграф 26, 27. Выписать и выучить термины и их значение.Устно ответить на вопросы после параграфов. Вопрос 4
(заполнить таблицу) после пю26 – письменно. Подготовить
сообщение по выбору
1. О средневековых университетах
2. Об одном из средневековых ученых
3. О рыцарском романе
4. О творчестве средневековых вагантов
5. О народном творчестве
3. Работаем по плану:
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Представления о мире расширяются.
Переводы с греческого и арабского.
Средневековые университеты.
Схоластика.
Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.
« Ангельский доктор»
Рыцарская литература.
Городская литература.
Данте.
Архитектура.
Скульптура.
Живопись.
4. Представления о мире расширяются.
Прочитайтематериал на
стр.208 и ответьте
на вопрос:
« Благодаря
чему
расширялись
представления
людей о мире»
5. Представления о мире расширяются:
Марко ПолоЯркий рассказ о странах
Дальнего Востока
оставил венецианский
купец и
путешественник Марко
Поло, который более
25 лет прожил в Китае.
По возвращении на
родину написал
« Книгу Марко Поло»
6. Переводы с греческого и арабского.
Жители ЗападнойЕвропы в V – X
веках почти забыли
греческий язык и
вовсе не
стремились знать
восточные языки.
7. Переводы с греческого и арабского
В XI – XII векахпоявилось большое
количество
переводов на
латинский язык
книг греческих и
арабских учёных.
Круг знаний
европейцев
расширился и
обогатился.
8. Средневековые университеты:
Средневековоеобщество было
корпоративным, т.е.
Каждый человек
имел свою, чётко
очерченную «нишу»,
входил в ту или
иную корпорацию.
9. Запишем определение:
Корпорация – этообособленная группа людей,
которые занимаются
определённым общим делом,
живут соответствующим ему
образом, подчиняются
особым правилам и
распорядкам.
10. Средневековые университеты
Средневековыйуниверситет
Университеты
представляли
собой
корпорации
людей
интеллектуально
го труда –
профессоров и
студентов.
11. Запишем определения:
Профессор – преподаватель вуниверситете
Студент ( от лат. студере «усердно заниматься») человек, который получает
знания в университете.
12. Запишем определения:
Факультет – объединение попредметам
Декан – глава факультета
Ректор – глава университета
13. Средневековые университеты:
Обычно вуниверситетах было
три факультета:
богословский,
юридический и
медицинский.
Занятия вели
магистры, которые
читали книги, а
студенты
запоминали.
14. Средневековые университеты
. Лекции дополнялисьдиспутами –
словесными
поединками. Это
были состязании в
знаниях и
красноречии по
заранее
поставленному
вопросу.
15. Схоластика
В XI – XIII веках всоборных школах и
университетах
расцветала новая
религия –
схоластика ( от
греч. « схолэ» школа).
16. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский
• Одним из известныхфилософов схоластов
был француз Пьер
Абеляр. С 1117 года
он начинает
преподавать в
Парижской соборной
школе.
17. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский
Пьер Абеляр и ЭлоизаВ 1119 г. началась
его любовь к
Элоизы,
окончившаяся
трагедией:
напавшие на него
люди изувечили
его, а Элоиза ушла
в монастырь.
18. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский
На Абеляраобрушились его
идейные
противники, одним
из которых был
знаменитый мистик,
создатель ордена
тапмлиеров Бернар
Клервоский.
19. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский
« Нужно верить, ане рассуждать.
Вера должна
быть простой и
искренней, идти
от сердца, а не от
рассудка…
20. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский
Враги Абелярадобились того,
что на церковном
соборе 1121 г. он
собственноручно
бросил свою
книгу в костёр.
21. « Ангельский доктор»
Вершинойсредневековой
схоластики были
труды учёного
XIII века Фомы
Аквинского.
Самая
знаменитая его
книга – « Сумма
богословия».
22. Фома Аквинский
Он создал своюкартину всей
христианской
Вселенной,
показывая, что у
каждой детали своё
место в жизни и своя
роль,
предназначенная
Богом.
23. Рождер Бэкон
Роджер Бэкон –монах ордена
францисканцев,
преподавал в
университетах
Оксфорда и
Парижа.
24. Рождер Бэкон
Он доказывал, чтодля познания
истины
авторитета и
разума
недостаточно,
нужны ещё
наблюдения и
опыт.
25. Рыцарская литература.
В XI веке на югеФранции, в
Провансе,
возникла
рыцарская поэзия.
Прованские певцы
назывались
трубадурами
26. Рыцарская литература:
Воображением поэтовбыл создан образ
идеального рыцаря –
смелого,
великодушного,
справедливого. В стихах
воспевалась верность
сеньору, щедрость,
благородство,
вежливость и
привлекательность.
27. Рыцарская литература:
В поэзии трубадуроввоспевалось
служение
Прекрасной Даме,
Мадонне ( « моей
госпоже», в которой
соединялись
поклонение
Богоматери и
земной, прекрасной,
живой женщине.
28. Рыцарская литература
В Северной Франции,Италии, Испании,
Германии
рыцарские поэты
назывались
труверами или
миннезингерами
( певцы любви)
29. Рыцарская литература:
В эти столетия появилисьстихотворные
рыцарские романы и
повести. Сначала это
были обработки
античных сказаний, а
потом изображались
легенды о короле
Артуре, о Тристане и
Изольде.
30. Городская литература
В XII веке начинаетсярасцвет городской
литературы.
Горожане любили
короткие рассказы,
чаще всего в стихах
или басни. Их
героями были
хитрые бюргеры
или весёлые
находчивые
крестьяне.
31. Городская литература
С городской литературойсвязаны стихи вагантов (
в переводе с лат. –
бродяги). Вагантами
называли студентов и
школяров, которые
кочевали по городам в
поисках новых
преподавателей.
вагант
32. Городская литература:
Наиболеепрославился своими
стихами
французский вагант
Франсуа Вийон;
музыку к его
произведениям
сочиняют и
современные
композиторы
33. Данте:
Его. считают самым
великим поэтом
Средневековья. Родился
во Флоренции в
старинной дворянской
семье. Он учился в
городской школе, а
затем всю жизнь изучал
философию,
астрономию, античную
литературу.
34. Данте:
В 18 лет он пережиллюбовь к юной
Беатриче, впоследствии
вышедшей замуж за
другого и рано
умершей. О своих
переживаниях Данте с
небывалой для тех
времен откровенностью
рассказал в маленькой
книжке «Новая жизнь»
35. Данте:
В изгнании Данте написалвеликое произведение в
стихах, которое назвал
«Комедией». Потомки назвали
ее «Божественной комедией»
в знак высшей похвалы. Данте
описывает путешествие в
загробное царство: ад для
грешников, рай для
праведников и чистилище для
тех, кому Бог еще не вынес
свой приговор.
36. Данте:
В сопровождениивеликого римского
поэта-Вергилия Данте
посещает ад и
чистилище, а по раю его
ведет Беатриче. В аду 9
кругов: чем тяжелее
грехи, тем ниже круг и
суровее наказание.
37. Данте:
В аду 9 кругов: чем тяжелеегрехи, тем ниже круг и
суровее наказание. В аду
Данте поместил кровожадных
властолюбцев, жестоких
правителей, преступников,
скупцов. В центре ада — сам
дьявол, грызущий
предателей: Иуду, Брута и
Кассия. Данте поместил в ад и
своих врагов, в том числе
нескольких пап.
38. Архитектура:
Романский стильРоманский храм —
массивное здание с
почти гладкими стенами,
высокими башнями и
лаконичным декором.
Всюду повторяются
очертания полукруглой
арки — на сводах,
оконных проемах, входах
в храм. В то же время
своей мощью романские
храмы напоминают
замки.
39. Архитектура:
Внутреннее его устройствотакже типично
средневековое. Он
состоит из трех или пяти
нефов; центральный
неф поднят над
боковыми. В плане
романский храм имеет
вид креста, в центре
которого — башня,
завершавшаяся
пирамидой.
40. Архитектура:
С середины XII века всвободных городах
сооружались торговые
помещения, залы для
собраний цехов и
гильдий, больницы,
гостиницы. Главными
украшениями города
были ратуша и особенно
собор. Постройки XII—XV
веков получили позже
название готических.
41. Архитектура:
Теперь легкий и высокийстрельчатый свод
опирается внутри на
пучки узких, высоких
колонн, а снаружи на
массивные опорные
столбы и на
соединительные арки.
Залы — просторные и
высокие, в них поступает
больше света и воздуха,
они богато украшены
живописью, резьбой,
барельефами.
42. Архитектура:
Благодаря широкимпроходам и сквозным
галереям, множеству
огромных окон и
кружевной каменной
резьбы готические соборы
кажутся прозрачными.
Повторяющиеся очертания
стрельчатой арки, крутые
скаты крыш, высокие
башни колоколен — все
создает впечатление
стремительного порыва
ввысь.
43. Скульптура:
Стр. 224-22644. Живопись:
Стены романских храмов былипокрыты росписями. Но на
стенах готических соборов для
них оставалось мало места.
Огромные окна заполняли
витражи — картины или узоры
из кусков цветного стекла,
скрепленных свинцовыми
ободками. Через витражи свет
проникал в храм, играя на
колоннах, сводах и камнях
пола красочными бликами, и
это придавало всему
нарядный, праздничный вид.
45. Живопись:
• Большим достижениемживописи была книжная
миниатюра. Во множестве
ярких рисунков
отражалась вся жизнь
людей: как люди разного
происхождения и
достатка одевались и
причесывались,
обставляли жилища,
работали и проводили
досуг, во что верили и
чего боялись.
46. Живопись:
• Самый прославленный образецминиатюры — «Календарь
герцога Беррийского». Он был
выполнен в начале XV века
тремя братьями Лимбург.
Миниатюры календаря отразили
новое отношение к природе: у
людей возникало желание
любоваться ее красотой. В
сценах, посвященных 12
месяцам, удивительно живо,
ярко, точно запечатлены виды
крестьянского труда и
развлечения знати на фоне стен
Парижа и окрестных замков.