Романский стиль в архитектуре Зрелое средневековье
Огромную роль в романскую эпоху играли монашеские ордена.
Творческое задание
5.10M
Категория: ИсторияИстория

Романский стиль в архитектуре Зрелое средневековье

1. Романский стиль в архитектуре Зрелое средневековье

ИЗО 8 класс

2.

3.

В XI-XII веках
утверждается первый общеевропейский стиль –
романский,
который был присущ прежде всего
архитектуре.
Главные архитектурные
сооружения романского стиля
Монастырькрепость
Храмкрепость
Замоккрепость

4.

• Романский стиль — стиль средневекового западно-европейского
искусства Х – XII вв.
• Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного
характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки
располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью.
Церкви украшались росписями и рельефами, в экспрессивных формах
выражающими пугающее могущество божества
• Термин появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI
с древнерим. архитектурой (в частности, использование
полуциркульных арок, сводов),

5.

ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ
РОМАНСКОГО СТИЛЯ
- первый общеевропейский стиль
- продолжает римские строительные традиции:
облицовка тёсанным камнем,
использование арок и цилиндрических сводов;
-все постройки носят оборонительный, крепостной характер:
храм – крепость Бога, замок – крепость феодала,
толстые стены, узкие окна, массивные башни.
- Культовые постройки утверждают господство христианской религии, а светские –
феодала.
- оставляет впечатление суровости, монолитности, тяжести, как бы ставит
человека на колени.
-все постройки хорошо «привязаны» к ландшафту, часто доминируют на
местности;
- в декоративной отделке используется каменная резьба, литьё, фрески на
библейские сюжеты в сочетании с языческими образами.

6.

МОНАСТЫРЬ-КРЕПОСТЬ
Монастырские комплексы представляли собой целые посёлки и городакрепости. В их планировке строго соблюдались требования обороны.
Бенедиктинский монастырь в Хирсау,
Германия, XI век (реконструкция)

7.

РОЛЬ МОНАСТЫРЕЙ
Монастыри
-утверждали и распространяли
христианство,
а также были
-центрами культуры и науки,
-образовательными школами,
-хозяйственными центрами,
-благотворительными
заведениями,
- крупными феодальными
сеньориями

8. Огромную роль в романскую эпоху играли монашеские ордена.

• Бенедиктинцы –
орден, основанный
монахом Бенедиктом.
• Цистерицианцыорден монаховотшельников.
• Францисканцы и
доминиканцы -ордена
нищенствующих
монаховпроповедников

9.

РОМАНСКИЙ ХРАМ-КРЕПОСТЬ
Собор в Шпейере,1030-1092г.,
Германия

10.

Атриум –
внутренний двор,
окружённый
аркадами,
пристройка к храму.

11.

Клуатр –
внутренний дворик
для хозяйственных целей
с огородом
лекарственных трав
и садом.

12.

Основные принципы романской архитектуры
выражены в соборе, монастырской церкви, которые были почти единственными видами
общественных зданий эпохи.
Храм был призван объединять «человеческое стадо» в молитвенной покорности Богу, как
«символ вселенной», олицетворяя собой торжество и универсальность христианской
религии.
Храм вмещал массу людей, он был также рассчитан на паломников. Это вело к
строительству грандиозных сооружений с разграниченным колоннами на зоны
просторными внутренними помещениями.
Главным техническим завоеванием эпохи были сводчатые каменные конструкции,
которые сменили непрочные деревянные перекрытия. Сначала каменные своды появились
в боковых нефах, затем и над более широким центральным.

13.

«Тяжёлое безмолвие» - так характеризовал романский стиль
французский скульптор Огюст Роден.

14.

Возведение арок
Какая
архитектурная
задача, возникшая
перед строителями
романских базилик
привела к созданию
арочных сводов?

15.

Арочные своды

16.

КОНТРФОРС – вертикальный каменный
выступ стены, несущий нагрузку свода.

17.

НЕРВЮРА – арка,
образующая укрепляющее
свод ребро. Нервюры
образуют каркас, несущий
основную нагрузку
тяжёлого свода.
Замковый камень

18.

РОМАНСКАЯ КАПИТЕЛЬ – верхняя часть колонны с резьбой
растительно-орнаментального стиля.

19.

Тема добра и
зла, выражена в
аллегорических
образах
сражающихся
добродетелей и
пороков.

20.

Романская скульптура открыла новые стороны действительности
– образы чудовищного и безобразного.

21.

22.

23.

24.

• Крак-де-Шевалье (Замок рыцарей) Сирия. 1131 г.
• Замок Алькасар.IX в. Сеговия. Испания

25.

• Средневековые строители
романских храмов
использовали сводчатые
конструкции и, учитывая
то, что свод давит на
опоры не только вниз, но и
дает так называемый
распор, т. е. как бы
раздвигает опоры, делали
столбы и стены очень
толстыми и массивными, а
проемы – редкими и
узкими.
• Обилие гладких
поверхностей,
скульптурный
орнамент –
характерные черты
романской церкви.

26.

27.

28.


Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала
Франции.
• Одним из самых величественных романских храмов находится в Бургундии.
Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой
большой в Европе тех времен церковью (длина – 127 м, ширина – 40 м).

29.

Основной темой романской
скульптуры было
прославление Бога.

30.

31.

32.

ЗАМОК-КРЕПОСТЬ

33.

Эволюция рыцарского
замка
1- IX век
2 - нормандский замок
XI века с пешеходным
мостом на главную башню
3 – тип башни замка из
кирпича, Х век
4 – англо-романский
замок, конец ХI века
5 – замок на острове, XIII
– XIV века

34.

35.

1 - барбакан 2- гать (дамба) 3- частокол 4 - ров с водой 5 - дозорная башня
6 - подъёмный
мост
7 - боковой ход
9- наружная
стена
10 – подъёмная
решётка
11 - донжон
12 - внутренний
двор
13 - дальний
двор
14 - караульня
15 - бойница
16 - угловая
башня
17 – боковая башня
18 - бастион
19 – зубчатый парапет
20 – часовня
Схема средневековой крепости-замка
21 - туалет

36.

ДОНЖОН –
главная башня
замка, жилище
феодала.

37.

РОМАНСКИЙ
СТИЛЬ

38.

39. Творческое задание

• Сделать эскиз здания в романском стиле.
Например, башня донжон.
English     Русский Правила