«Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры»
Алексей Гаврилович Венецианов ( 1780-1847)
Образ русской красавицы
«На пашне. Весна.» А.Венецианов
Сочувствие и сострадание
12.40M
Категория: ИскусствоИскусство

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

1. «Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры»

7 класс. 2 четверть. 2 урок

2.

Картина в сюжетно-тематическом
жанре основана на смешении
традиционных жанров
изобразительного искусства
(сочетание батального, бытового
жанров,исторического, пейзажа,
портрета).
Направление развивалось
параллельно с другими жанрами, в
разных стилях, зависимо от
исторического периода.
Родина сюжетно-тематического
жанра, как и натюрморта, –
Голландия ХVII века.

3.

К сюжетно-тематическому жанру
относятся: картины, рисунки,
скульптуры, рассказывающие о
событиях повседневной жизни.
Главная особенность сюжетнотематического жанра – социальная
значимость картины. Изображение
не абстрактное – объекты на
полотне иллюстрируют событие из
жизни. Картина имеет фабулу
действия (реальные события,
факты, случаи), сюжет, действие.
Большинство работ –
многофигурные, динамичные
композиции.

4.

Сюжетнотематический
жанр
подразделяется
на поджанры:
исторический
и бытовой,
которые могут
между собой
в каком-либо
произведении
искусства
тесно
переплетаться.
П. А. Федотов.
Вдовушка.

5. Алексей Гаврилович Венецианов ( 1780-1847)

Русский живописец,
один из
основоположников
бытового жанра в
русской живописи.
Из купеческой семьи
Тверской губернии.
Родился в Москве.
Являлся почётным
членом Академии
художеств.

6. Образ русской красавицы

Дети в произведениях художника
Образ
«
Захарка»
русской
красавицы
«Жница»
«Вот - те и батькин обед»

7. «На пашне. Весна.» А.Венецианов

8.

Центральным образом является
статная фигура нарядно одетой
матери-крестьянки, которая ведёт двух
лошадей с бороной и одновременно
наблюдает за сидящим у пашни
ребёнком.
Полотно является не
только реалистичным, но в то же время
и аллегоричным произведением,
поскольку оно представляет собой
обобщённый образ русской земли.
Задачей картины является воссоздание
радостного настроения, которое
охватывает человека
при наступлении весны.

9.

Пукирев Василий Владимирович
(1832-1890)
Родился в
крестьянской семье.
Русский живописецжанрист, академик и
профессор
Императорской
Академии художеств.
Его называют
« Профессором
живописи
народных сцен»

10.

Неравный
брак.
Работа была
написана в
1862 году,
сразу после
окончания
Московского
училища
живописи,
ваяния и
зодчества.

11.

Сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся
с другом художника Пукирева В.В. молодым купцом
Сергеем Михайловичем Варенцовым. Про Сергея
Михайловича рассказывали, что он был влюблён в
барышню — дочку купца Рыбникова и хотел на ней
жениться, но родители предпочли выдать её замуж за
Андрея Александровича Карзинкина,
хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего
человека. Эта неудача Сергея Михайловича весьма
угнетала, и он делился горем со своим приятелем
художником. Пукирев воспользовался этим рассказом
для сюжета своей картины под наименованием
«Неравный брак», изобразив жениха стариком
генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди
руками, — Сергея Михайловича. Картина имела
большой успех на выставке, была приобретена
П. М. Третьяковым и до сего времени находится в
Третьяковской галерее. Из-за этой картины между
Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла
крупная ссора, когда он увидал изображение своё на
ней.

12.

В.В. Пукирев
Неравный
брак.
Пукирев принужден был переделать образ шафера и
приписал маленькую бородку, оставив все черты лица
почти без изменения. В общем, художник был
вынужден изобразить на картине самого себя.
Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что
«со скрещёнными руками в картине — это сам
В. В. Пукирев, как живой».

13.

Федотов Павел
Андреевич
(1815 – 1852)
Родился в Москве в семье
мелкого чиновника,
бывшего военного. С
детства имел тягу к
рисованию.
Став военным, служил.
В 1844 г. Павел Андреевич
вышел в отставку.
Федотов, как художник,
сосредоточил свое
внимание на эпизодах и
деталях обыкновенной
жизни.
Известен как русский
живописец и график,
академик живописи,
родоначальник
критического реализма в
русской живописи.

14.

«Сватовство майора» 1848 г.

15.

На полотне изображён интерьер богатого купеческого
дома, который открыт зрителю, словно пространство
театральной сцены. Федотов
строит композицию картины таким образом, что зритель
как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной,
на которой находятся окна и зритель нечаянно заглянул
в окно и застал «хозяев дома в виде, вовсе не
предназначенном для постороннего глаза». Справа, у
дверного проёма, стоит майор, которого привела сваха,
чтобы просить руки купеческой дочери. Судя по
характеру сцены, переговоры с родителями невесты
были проведены свахой заранее, и это первый визит
будущего жениха в купеческий дом, где его ждут с
большим нетерпением. Несмотря на то, что приход гостя
ожидали, в комнате переполох — последние
приготовления к встрече. В центральной группе —
купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же
купец стоит позади, в углу комнаты. Сцена наполнена
движением — дочь, испуганная и растерянная,
бросилась прочь, как будто застигнутая врасплох
появлением жениха-майора. Чтобы она не убежала, её
удерживает за платье её мать.

16.

«Сватовство майора» 1848 г.

17.

В левой части комнаты изображён стол с закусками, у
которого находятся три второстепенных персонажа —
кухарка, которая ставит на стол кулебяку, а также
сиделец с бутылкой вина и высунувшаяся в дверь
приживалка. Всего на картине изображено восемь
персонажей.
К середине XIX века, несмотря на осуждение со стороны
светского общества, нередки были неравные браки
между обедневшими офицерами-дворянами и
богатыми купеческими дочками. Такие браки по
расчёту, а также связанное с ними сватовство,
неоднократно описывались в русской литературе 1830-х
и 1840-х годов. Такой союз вполне мог рассматриваться
как выгодный для обеих сторон: офицер в результате
такого брака получал приданое, которое он мог
использовать, чтобы поправить своё материальное
положение, а купец таким образом получал
возможность породниться с дворянином и тем самым
возвыситься в глазах общества.

18.

Васи́лий Григо́рьевич Русский живописец,
один из членовПеро́в (1833-1882)
учредителей
Товарищества
передвижных
художественных
выставок. В.Г. Перова
называли «подлинным
певцом скорби».
Это прозвище
закрепилось за ним
из-за того, что
постоянными
персонажами картин
художника были
уставшие крестьяне,
замерзшие,
голодные или
оплакивающие
покойных
родственников.

19.

В. Г. Перов - живописец,
основоположник жанровой картины.
«Тройка».

20.

Особенной популярностью
пользуется картина «Тройка» (1866 г.)
В. Г. Перова, рассказывающая о
беспросветной жизни ребят, отданных в
город обучаться ремеслу… Холодный
зимний пасмурный день. Дует сильный
ветер. По засыпанной снегом ухабистой
дороге трое подростков везут
обледеневшую бочку с водой. Лица их
бледны, измождены. Худенькие, полные
крайнего напряжения детские фигурки
одеты в лохмотья. Непосильный
физический труд, нищета, голод и холод —
вот что было уделом детства и юности
огромного множества детей трудящихся.

21.

В. Г. Перов - живописец,
основоположник жанровой картины.
«Сельский крестный ход на Пасху» 1861г.

22.

Сюжет картины. Стремясь увеличить свои доходы,
священники выработали обычай славления на Пасху.
Церковная процессия обходила все хозяйства прихода
(ориентировочно, их было 200–300–400 в 3–6 селениях),
заходила в каждый дом и исполняла несколько кратких
церковных песнопений — теоретически считалось, что
крестьяне должны воспринимать такой обряд как
благопожелание на следующий календарный цикл. В
ответ крестьянам как–бы полагалось дарить причту
подарок, желательно в денежной форме. Но на самом
деле все было не так хорошо как хотелось бы батюшкам.
Крестьяне чаще всего считали славление не
религиозным обычаем, а обираловкой. Некоторые
наглецы просто прятались у соседей или не открывали
ворота. Другие, еще более наглые, всовывали
духовенству в виде приношения какую–то дрянь. Третьи
вообще не хотели давать денег, но зато наливали.
Церковная процессия тоже вела себя неблаголепно —
все дома прихода надо было обойти за Пасхальную
неделю, то есть на день приходилось по 40–60 домов.

23.

Духовенство двигалось
вприпрыжку, пело наскоро — на
дом отводилось по 5–10 минут,
половина из которых уходила на
унизительное
попрошайничество.
Таким образом на картине
изображено несовершенное
общество «нищей, немытой»
России 19 века..
Процессия волочится по грязным
дворам с утра до вечера, шестой
день, переезжая от деревни к
деревне. Всем горько, стыдно,
неудобно, все вымотались, поют
нестройно. Крестьяне тоже не
рады. При вымогательстве
подарков происходят низкие
сцены. Да, священник пьян — но
он обошел уже 50 домов, и в
каждом его заставили выпить, а
он ведь хотел, чтобы ему дали
денег…
«Сельский
крестный ход
на Пасху»
1861г.

24.

В. Г. Перов - живописец,
основоположник жанровой картины.
«Охотники на привале»1870г.

25.

На картине изображены три охотника,
которые ведут между собой разговор.
Главным в картине являются
психологические портреты героев: один из
них (слева) — пожилой, опытный охотник,
видимо, из оскудевших дворян с
увлечением и страстью рассказывающий о
своих охотничьих «подвигах», второй (на
втором плане) — средних лет, в русской
крестьянской одежде, недоверчиво и с
ухмылкой слушающий охотничьи байки
своего собеседника, третий же (справа) —
одетый «с иголочки» доверчивый молодой
новичок, с трепетом выслушивающий
россказни первого охотника, настолько
заморочившими его, что он даже забывает
зажечь папиросу в правой руке
заготовленным в левой огоньком.
Вся эта сцена происходит на фоне довольно
мрачного осеннего пейзажа.

26. Сочувствие и сострадание

В. Перов. «Проводы покойника»

27.

Взгляду зрителя предстает грустная сцена: по
заснеженной дороге медленно двигаются небольшие
старенькие сани, на которых едва помещаются простой
деревянный гроб и двое детей — мальчик и девочка.
Места так мало, что вдова вынуждена сесть на край
гроба, чтобы править тощей усталой лошадью, медленно
волокущей сани по заснеженной дороге. Позы его
персонажей и выражения их лиц говорят об отсутствии
бурных чувств, несмотря на то, что утрата близкого
человека — это всегда боль и ропот на несовершенство
мира. Девочка сидит, бездумно глядя на дорогу и
полуобняв гроб, а мальчик спит, укутавшись в тулуп. Их
мать поникла головой, словно погрузившись в скорбные
думы, и не мешает лошади размеренно тащить сани по
направлению к деревенскому кладбищу. От картины
Василия Перова «Проводы покойника» веет смирением
и безысходностью. Сизые тучи, нависшие над скорбной
процессией, только усиливают тоскливое и мрачное
впечатление. Художник изобразил сумрачный зимний
день при помощи контрастных тонов: темный оттенок
туч соседствует с приглушенной белизной снега и ярким
пятном скрытого за облаками солнца.

28.

Художник изобразил
сумрачный зимний день при
помощи контрастных тонов:
темный оттенок туч
соседствует с приглушенной
белизной снега и ярким
пятном скрытого за облаками
солнца. Такое сочетание
позволило Перову
максимально четко передать
трагизм происходящего:
потерю кормильца и опоры
семьи, обреченность и
осознание неизбежности,
покорность Божьей воле.
Картина произвела на
критиков и публику
неизгладимое впечатление:
Василия Перова наградили
специальной премией.
В. Перов
«Проводы
покойника»

29.

Задание.
Выполнить письменный анализ картины
(одной из четырех) по заданному плану.
1.
2.
Название и автор картины.
Период создания картины,
жанр данной картины,
в какой технике выполнена картина
(материал, вид красок или др.).
3. Описание героев картины.
Кто герои, сколько их, какие одежды у героев, что
делают герои картины, кто главный герой на
картине, почему вы решили, что главный герой
именно этот, что делает главный герой в картине?
4. Почему, по какой причине, как вы считаете,
художник создал данную картину. Что, какую
информацию художник хотел донести до
зрителя, создав данную картину?
Для анализа картины допустимо пользоваться историческими
материалами интернета по данному вопросу.

30.

Ф.Решетников
Переэкзаменовка
Ф. Решетников.
Опять двойка
Александр Лактионов,
«Письмо с фронта»
Картины для
выполнения задания
по анализу
произведения
художника
В. Перов.
Гувернантка
English     Русский Правила