Церковное искусство Руси
988 г. – КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Фрагмент древних летописей
Князь Владимир
Отсюда начинается история русской духовной музыки и церковного искусства
Служба в храме обязательно сопровождалась звоном колоколов
Русские иконы
Икона Николая Чудотворца
Икона Ильи Пророка
Икона Преподобного Ильи Муромского Чудотворца
Икона Казанской Божьей матери
Владимирская икона Божьей матери
Икона Феодоровской Божьей матери
Толгская икона Божьей матери
Икона Леушинской Божьей матери
Икона Корсунской Божьей матери
«Всех скорбящих радость»
Русская духовная музыка
Церковное пение соответствовало принципу ангелогласия:
Система записи церковной музыки
Мастера знаменного распева
Появление трёхголосия
Икона «Церковь воинствующая»
Партесное пение
Многоголосное пение
Максим Созонтович Березовский
Духовный концерт
«Не отвержи мене во время старости»
«Не отвержи мене во время старости»
Портретных изображений М.С.Березовского не сохранилось.
Да исправится молитва моя (Жертва вечерняя)
История русской духовной музыки на этом не заканчивается. Разговор о последующих периодах у нас впереди…
9.52M
Категория: МузыкаМузыка

Церковное искусство Руси. Русская духовная музыка

1. Церковное искусство Руси

Русская духовная
музыка
Духовный концерт

2. 988 г. – КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Христианство на Руси было провозглашено
Великим Киевским князем Владимиром (Красно
Солнышко). По примеру своей бабушки –
княгини Ольги он объявил на Руси веру в
единого Бога – Иисуса Христа. Обряд крещения
киевлян происходил в водах Днепра.
Прежде чем избрать веру, князь Владимир
отправил в разные страны послов. Красота
богослужения, увиденная ими в Греции,
входившей в состав Византии, потрясла их.

3. Фрагмент древних летописей

И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас
туда, где служат они Богу своему, и не знали – на
небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и
красоты такой и не знаем, как и рассказать об
этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с
людьми, и служба их лучше, чем во всех
странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо
каждый человек, если вкусит сладкого, не
возьмёт потом горького; так и мы не можем уже
здесь пребывать в язычестве.

4. Князь Владимир

5. Отсюда начинается история русской духовной музыки и церковного искусства

К церковному
искусству
относится всё, что
связано с
богослужением:
храмы, иконы,
церковная утварь,
церковная музыка.

6.

7.

8. Служба в храме обязательно сопровождалась звоном колоколов

9.

10.

11. Русские иконы

12. Икона Николая Чудотворца

13. Икона Ильи Пророка

14. Икона Преподобного Ильи Муромского Чудотворца

15.

16. Икона Казанской Божьей матери

17. Владимирская икона Божьей матери

18. Икона Феодоровской Божьей матери

19. Толгская икона Божьей матери

20. Икона Леушинской Божьей матери

21. Икона Корсунской Божьей матери

22. «Всех скорбящих радость»

23.

24.

25.

26.

27. Русская духовная музыка

После Крещения Руси для исполнения
церковной музыки были привезены певчие из
Византии. Они же начали готовить русских
певчих.
Для русских певчих византийская музыкальная
культура была инородной, поэтому они
обогащали церковные песнопения родными
русскими напевами, интонациями.
Этот сплав народной русской культуры с
«иноземной» породил уникальное явление в
русской духовной музыке – знаменный распев.

28. Церковное пение соответствовало принципу ангелогласия:

в церкви пели только мужчины;
пение было одноголосным, унисонным;
все голоса сливались и тембры нивелировались;
пение не сопровождалось музыкой – a capella.

29. Система записи церковной музыки

Церковное пение являлось единственной формой
профессионального письменного музыкального
искусства на Руси со времён принятия христианства до
конца 17 века.
Запись музыки велась с помощью специальных знаков
(по-русски «знамя», «крюк»). Отсюда и название –
знаменный распев, знаменная нотация.
Видеть за знаком молитву мог только посвящённый,
поэтому множество таких записей, хотя и сохранились до
нашего времени, не могут быть расшифрованы

30.

31. Мастера знаменного распева

Древнерусское церковное пение, как и иконопись,
чаще всего было анонимно, но всё же из
письменных источников стали известны имена
выдающихся мастеров знаменного распева 16 – 17
вв. Среди них:
новгородцы братья Василий (в иночестве Варлаам) и
Савва Роговы;
Иван (в иночестве Исайя) Лукошко и Стефан Голыш
с Урала;
Иван Нос и Фёдор Крестьянин (т.е. Христианин),
работавшие при дворе Иоанна Грозного.

32. Появление трёхголосия

К 16 веку в церковной культуре
усиливаются идеи Троицы. В музыке
это выражается в постепенном отходе
от одноголосного унисонного пения и
появлении трёхголосия. Оно не имеет
ничего общего с аккордовым
многоголосием, поэтому получило
название «строчное трёхголосие»:
три голоса – три строки, главный
голос (путь) – средняя строка,
крайние (верхники и нижники) –
сопровождающие.
Строчное трёхголосие проявляется в
знаменитой иконе «Церковь
воинствующая» – три людских потока.

33. Икона «Церковь воинствующая»

34. Партесное пение

17 век стал веком перемен в русской духовной
музыке: появляются авторские и местные распевы
(Киевский, Смоленский, Кирилловский); русские
музыканты знакомятся с музыкальной культурой
Западной Европы.
В результате появляется новое многоголосное
пение, отличающееся энергией, красочностью,
богатством, полнокровностью звучания,
получившее название партесное (от partes –
голоса), главным становится верхний голос, а
количество голосов от 3-х до 48(!).

35. Многоголосное пение

В русской православной церкви с середины XVII в. стало
распространятся многоголосное пение. Так как количество
голосов в пении колебалось от трех до сорока восьми, то
сочинения и исполнение такой музыки требовало большого
мастерства – знания вокальных возможностей человеческого
голоса, искусство управления хором.
В XVIII в. В русской музыке появился новый жанр –
многоголосный духовный концерт

36. Максим Созонтович Березовский

Родился композитор 16 октября 1745
года в городе Глухове на Украине.
Музыкальное образование композитор
получил в Киевской Духовной
Академии, которую не закончил. Там он
начал писать собственные произведения.
В 1758 году, за исключительные
вокальные данные будущий композитор
был послан в Петербург. Он стал
солистом в Придворной певческой
капелле князя Петра Фёдоровича.
Березовский часто участвовал в
представлениях итальянской оперы,
играл на скрипке.
С 1765 года композитор 9 лет жил в
Италии, куда был направлен для
совершенствования. В Болонье
Березовский занимался под
руководством знаменитого тогда падре
Мартини, выдержал экзамен Болонской
филармонической академии на звание
академика-композитора. В тот же день
держал экзамен и юный Моцарт.
Титул члена Академии был почетным:
он давал право быть капельмейстером –
руководителем хорового коллектива или
оркестра

37. Духовный концерт

Появился в XVIII веке.
Создателем жанра был Максим Созонтович
Березовский (1745 – 1777) – с детства отличался
удивительной музыкальностью, владел игрой на
разных инструментах, как талантливый
композитор был отправлен на учёбу в
Болонскую филармоническую Академию за
государственный счёт, автор многих
инструментальных, оперных произведений и
многочисленных духовных концертов.
Был незаслуженно забыт и, спустя много лет
после своей смерти, вновь открыт новым
поколениям слушателей.

38. «Не отвержи мене во время старости»

Этот духовный концерт М. Березовского –
одно из самых значительных произведений
этого жанра. Примечателен тот факт, что
немногочисленные биографические сведения,
дошедшие до нашего времени, говорят о том,
что это произведение было сочинено
музыкантом в возрасте 16-18 лет, в то время,
когда ему сопутствовал успех: его
произведения исполнялись, а самому
композитору оказывали внимание при
царском дворе. Впереди была Италия, учеба у
признанного в Европе музыканта и педагога
падре Джованни Мартини

39. «Не отвержи мене во время старости»

Считается одним из самых значительных
произведений в этом жанре.
Сочинён Березовским в возрасте 16-18 лет (!).
Написан на слова 70-го псалма Давида из «Ветхого
Завета».
Вот его современный перевод:
Не отвергни меня во время старости, когда
будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо
враги мои говорят против меня, и
подстерегающие душу мою советуются между
собой, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и
схватите его, ибо нет избавляющего». Боже! не
удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на
помощь мне.

40. Портретных изображений М.С.Березовского не сохранилось.

41. Да исправится молитва моя (Жертва вечерняя)

Павел Григорьевич Чесноков
Композитор
Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в — русский
композитор, хоровой дирижер, автор широко
исполняемых духовных композиций.
Родился: 24 октября 1877 г., Воскресенск.
Умер: 14 марта 1944 г.
Образование: Московская государственная
консерватория имени П. И. Чайковского
Ирина Архипова, меццо-сопрано
Государственный камерный хор Министерства культуры
СССР
Художественный руководитель и дирижер Валерий Полянский
English     Русский Правила