По характеру изображения различают: 1. парадный портрет; 2. камерный портрет.
Сельский пейзаж
Сельский пейзаж - разновидность пейзажа, в котором изображена поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей
Бальтазар ван дер Аст
20.74M
Категория: ИскусствоИскусство

Жанры изобразительного искусства

1.

ЖАНРЫ
2 урок

2.

ЖАНР
исторически
сложившееся
деление
произведений искусства в соответствии с
темами и объектами изображения:
портрет,
исторический,
мифологический,
былинный,
батальный,
бытовой,
пейзаж (ведута, марина)
натюрморт,
анималистический.

3.

ЖАНР
Искусство древности и средних веков не знало жанровых
разделений. Жанровое разделение появляется в голландской
живописи 17 в.
Андрэ Фелибьен (теоретик французского классицизма)
сформулировал классическую теорию жанровой иерархии
(1669г.) с точки зрения их ценности:
1. «Высокий» - признавались исторический, мифологический,
батальный жанры.
2. «Низкий» - бытовой, портрет, натюрморт, пейзаж.

4.

ПОРТЕТ
С фр. portrait - «изображать»
Портрет - изображение человека
Различают изображения
человека по положению в
формате листа:
1.
2.
3.
4.
5.
Головные (голова с
плечным поясом);
погрудные;
поясные
(полуфигура);
поколенные;
во весь рост.

5. По характеру изображения различают: 1. парадный портрет; 2. камерный портрет.

Парадный – изображение человека в полный рост (на
коне),
либо сидящим. Характерны пышность и
богатство костюма, помпезность. Художник, как правило,
приукрашивает свою модель, демонстрирует высокое
социальное положение, при всех регалиях.
Камерный – изображает человека
в неофициальной обстановке. В
таком портрете подчеркиваются
личные качества человека,
индивидуальность,
поэтому
предметная среда приглушается
или используется нейтральный
фон.
•Интимность обстановки.
•Нейтральный, приглушенный
фон.
•Картина небольшого размера.
• Изображение
поясное,
погрудное, поплечное.
«Портрет М.И. Лопухиной» В.Е. Боровиковский
(камерный, поясной портрет на фоне пейзажа)
«Портрет Екатерины II», 1766 г. Д. Торелли.
(парадный портрет, во весь рост)

6.

Портрет в скульптуре:
1. герма – изваяние в виде 4-хгранного столба, увенчанного
скульптурной головой. Возникли в древней Греции,
где посвящались богу Гермесу (отсюда название «герма»);
2. бюст (голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь);
3. статуя (целая фигура, с головы до ног)
Статуя Цезаря
Герма.
Голова
Гермеса
Бюст Августа
Древний Рим, Первая
половина I в.

7.

ПОРТЕТ
По теме:
•Автопортрет
•Групповой (не менее трёх персон)
•Двойной
•Костюмированный
•Жанровый (человек изображается в сюжетной
взаимосвязи с окружающим миром)
•Ретроспективный (посмертное изображение)
•Типовой
•Донаторский
•Религиозный
•Исторический

8.

Автопортрет – это портрет художника, нарисованный им самим. Он дает
возможность художнику рассказать зрителю что-то важное о себе, о своем
характере, чувствах, взглядах.

9.

Костюмированный портрет
модель представлена в виде какого-либо
аллегорического, мифологического исторического
или литературного персонажа.

10.

Групповой
портрет
представляет
на
одном
полотне несколько человек.
Эти люди изображаются
вместе не случайно. Их
объединяют какие-то связи:
семейные,
профессиональные,
сословные и т. д.

11.

Жанровый портрет
- портретируемый
представлен
в
смысловой
и
сюжетной
взаимосвязи с окружающими его предметами
быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.

12.

Типовой
портрет
изображение
собирательного
образа,
составленный
из
характерных особенностей внешности многих
людей объединенных общими идеями, видами
деятельности, социальным положением или
образом жизни.

13.

Донаторский портрет
разновидность религиозного портрета,
на
котором
человек
сделавший
пожертвование изображался на картине
(например,
рядом
с
Иисусом).
Донатор (от лат. donator - даритель) заказчик, организатор и покровитель
строительства католического храма
либо
заказчик
и
даритель
украшающего
храм
произведения
изобразительного
Заказчик Федерико да Монтефельтро

14.

БЫТОВОЙ
Бытовой жанр - изображение повседневной
жизни человека: частной и общественной.
Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в. в Голландии.

15.

БЫТОВОЙ ЖАНР
«Крестьянская свадьба» П. Брейгеля Старшего, 1568г.

16.

БЫТОВОЙ ЖАНР
«На пашне. Весна» А. Г. Венецианова, 1820-е гг.

17.

ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
(фр. Paysage, от pays - страна,
местность) - изображение природы или какойлибо местности (лес, поле, горы, роща, деревня,
город).
Различают:
•Сельский
•Марина
•Городской (Ведута)
•Индустриальный
Корабельная роща, 1898 г.
И. Шишкин

18. Сельский пейзаж

19. Сельский пейзаж - разновидность пейзажа, в котором изображена поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей

Сельский пейзаж - разновидность пейзажа, в
котором изображена поэзия деревенского быта, его
естественная связь с окружающей природой.

20.

ПЕЙЗАЖ
Важной составляющей в написании пейзажа является работа на
пленэре (от франц. «plein air» - открытый воздух) – живопись на
открытом воздухе.

21.

ПЕЙЗАЖ
(ит. marina, от лат. marinus — «морской»)
МАРИНА - изображение морских видов, а также борьбы человека с морской
стихией. В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в
начале 17 века. Художника называют «маринистом».
Девятыл вал. И.К. Айвазовский
И.К.Айвазовский

22.

ПЕЙЗАЖ
с итал. veduta - «вид»
ВЕДУТА - жанр популярный в Венеции XVIII века;
изображение повседневного городского пейзажа
(панорамно или группы зданий), это виды Венеции (город
между небом и водой).
«veduta naturale» (ведута натурэль) - т. е.
соответствующий действительности, точность изображения
городского пейзажа (Каналетто).
«capriccio» (каприччо - «причуда, каприз») - это
«пейзаж настроение», изображающие идеализированные
(приукрашенные ) руины античных сооружений (фантазия).

23.

24.

ВЕДУТА
Городской пейзаж - разновидность пейзажа, в котором
основным предметом изображения являются городские улицы,
здания.

25.

ВЕДУТА
Возвращение буцентавра к молу в день
Вознесения. Джаванни Каналетто, 1730 г.
Холст, масло. 182 х 259 см

26.

ВЕДУТА
Франческо Гварди. « Каприччо. Аркада перед городом с башнями»

27.

ВЕДУТА

28.

Индустриальный пейзаж - разновидность жанра городской пейзаж, в
котором изображена романтика восстановления народного хозяйства,
строительство крупных объектов промышленности.
Строительство Балаковской АЭС
(индустриальный пейзаж) В. Кузнецов
Иерусалим, 1896 г.
(городской пейзаж)
Н. Ярошенко

29.

ИСТОРИЧЕСКИЙ
Исторический жанр - изображение важных событий
прошлого, посвящен историческим деятелям и событиям
общественно значимым в истории государства и народа.

30.

ИСТОРИЧЕСКИЙ
«Переход Суворова через Альпы»
Василий Суриков
Серов В.А. «Петр I»

31.

Религиозный жанр – изображение сюжетов из Библии и Евангелия:
религиозные праздники, святые, Христос и Богоматерь.
Произведения
религиозного жанра в
разных видах искусства
органично сочетаются в
сакральной архитектуре:
церквях,
соборах,
монастырях.
Здесь
размещаются
иконы,
произведения
монументальной
живописи:
фрески,
витражи, мозаики.
Тициан «Оплакивание Христа», 1576г.

32.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ
Мифологический жанр
(от гр. mуthos — предание)
- посвящён событиям и
героям,
о
которых
рассказывают
мифы,
легенды, предания древних
народов.

33.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ
Сандро Боттичелли «Весна» 1482г. (темпера, доска)

34.

БЫЛИННЫЙ
Былинный жанр
- изображение героических сюжетов из прошлого
страны, сцены из былин и народного фольклора. Например, картина «Три
богатыря» прославляет подвиги защитников русской земли.
Фольклор - «народная мудрость».
Былины – древние сказания, которые повествуют о жизни и подвигах знаменитых русских богатырей.

35.

БАТАЛЬНЫЙ
Батальный жанр
(от франц. bataille – битва)
изображение
войны и
военной
жизни;
сцены
сухопутных
и
морских
сражений, военных битв,
походов.

36.

БАТАЛЬНЫЙ
Защитники Брестской крепости, 1951 г. П.А. Кривоногов.
Батальный жанр

37.

АНИМАЛИСТИКА
Анималистический
жанр
(от лат. animal животное)
- изображение животных в
живописи,
скульптуре
и
графике.
Художников, работающие в
анималистическом
жанре,
называют анималистами.

38.

АНИМАЛИСТИКА

39.

АНИМАЛИСТИКА

40.

АНИМАЛИСТИКА

41.

НАТЮРМОРТ
Натюрморт
(фр.
nature
morte
«мертвая природа») —
изображение
неодушевленных
предметов, в том числе
мертвой дичи, рыбы.
В 17 веке в Голландии натюрморт имел
символичное значение (символы мирской
суеты-череп, свеча, песочные часы и др.).
Виллем Клас Хеда
«Натюрморт с крабом» (1648)
(прерванные завтраки, ощущается
присутствие человека)

42.

НАТЮРМОРТ

43. Бальтазар ван дер Аст

English     Русский Правила