Похожие презентации:
Литературные направления: Сентиментализм
1.
Литературные направления:Сентиментализм
Презентация к статье О.В. Смирновой в
приложении «Литература» №12/2011,
ИД «Первое сентября»
2.
ВведениеСентиментализм (название происходит от слова
«sentiments» – чувства) — умонастроение в
западноевропейской и русской культуре и
соответствующее литературное направление.
Сентиментализм зародился в Англии во второй
половине 18-го века как первая попытка
избавиться от засилья классицизма и
рационализма вообще.
В Европе сентиментализм существовал с 20-х по
80-е годы XVIII века, в России – с конца XVIII до
начала XIX века.
3.
В Англии…Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726),
«Лето» (1727) и т. п., впоследствии соединёнными в
одно целое и изданными (1730) под названием
«Времена года», содействовал развитию в английской
читающей публике любви к природе.
Подобно Томсону, Томас Грей, автор элегии
«Сельское кладбище», оды «К весне» и др.
старался заинтересовать читателей деревенскою
жизнью и природою, пробудить в них
сочувствие к простым, незаметным людям с их
нуждами, горестями и верованиями, придавая
вместе с тем своему творчеству задумчивомеланхолический характер
4.
Автор знаменитых романов«Памела» (1740),«Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз
Грандисон» (1754) Сэмюэль Ричардсон был
совершенно нечувствителен к красотам
природы. Он выдвинул на первое место
психологический анализ и заставил
английскую, а затем и всю европейскую
публику живо интересоваться судьбою героев
и особенно героинь его романов.
Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» (1759—
1766) и «Сентиментального путешествия» (1768;
по имени этого произведения и самое
направление было названо «сентиментальным»)
соединял чувствительность Ричардсона с
любовью к природе и своеобразным юмором.
5.
Во Франции…Перейдя на континент, английский
сентиментализм нашёл во Франции уже несколько
подготовленную почву. Совершенно независимо
от английских представителей этого направления
аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и
Мариво («Жизнь Марианны») приучили
французскую публику восторгаться всем
трогательным, чувствительным, несколько
меланхолическим.
Под тем же влиянием создалась и «Юлия, или
Новая Элоиза» (1761) Жана-Жака Руссо, который
всегда с уважением и сочувствием отзывался о
Ричардсоне.
6.
В России…Эру русского сентиментализма открыл Николай
Михайлович Карамзин «Письмами русского
путешественника» (1791–1792).
Его роман «Бедная Лиза» (1792) – шедевр
русской сентиментальной прозы; от гетевского
Вертера он унаследовал общую атмосферу
чувствительности и меланхолии и тему
самоубийства.
Сентиментализмом отмечено и раннее творчество Василия
Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода
«Элегии, написанной на сельском кладбище» Э.Грея стала
явлением в художественной жизни России, ибо он перевел
поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр
элегии, а не индивидуальное произведение английского
поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль»
(Е.Г.Эткинд).
7.
КлассицизмСентиментализм
Своеобразие сентиментализма лучше всего
раскрывается в сравнении с классицизмом.
8.
Кому выгодно?Классицизм
…вначале прославлял
абсолютную монархию
и жесткую
иерархичность
дворянского
государства.
Сентиментализм
– направление третьего
сословия, к которому
дворяне относились
свысока.
Третье сословие (лат. tertius status, фр. tiers
état) — во Франции старого порядка (с конца
Средних веков до 1789 года) все группы
населения за исключением
привилегированных, а именно — дворянства
и духовенства.
9.
Кого изображает?Классицизм
…превозносил
мифических героев,
царей и полководцев, а
над третьим сословием
смеялся.
Если для классицизма
«знатный» означает
«благородный», то для
сентиментализма
«знатный» – это
«бессовестный».
Сентиментализм
…сочувственно
изображает жизнь
простого человека,
незнатного и часто
небогатого. Типичные
герои: чувствительные
купцы, честные
гувернантки,
трогательные
«поселяне» и т.п.
10.
Что воспевает?Классицизм
…воспевает
«общественное» (долг),
то есть службу
государству, а личным
(чувствами) велит
безжалостно жертвовать
ради великих целей.
Сентиментализм
…наоборот, воспевает
чувство и частную
жизнь простого, ничем
для государства не
замечательного
человека.
Героиня одного из самых известных
сентиментальных романов Сэмюэла
Ричардсона – бедная, но
добродетельная горничная Памела.
11.
К чему взывает?Классицизм
Сентиментализм
…взывает к разуму и
только к разуму (потому
что, по Декарту, разум –
это «линия связи»
между человеком и
Богом).
…взывает к чувству и
только к чувству, иногда
сильно перегибая палку.
Знаменитый французский
сентименталист Дени Дидро, заявил,
что он «прощает все то, источником
чего является страсть».
12.
Излюбленные жанрыКлассицизм
Сентиментализм
…любил высокие
жанры: трагедию,
героическую поэму, оду.
Предпочитаемая форма
– стихи, даже если речь
шла о трагедии.
…использовал не только
стихи, но и прозу.
Сентименталисты
изобрели несколько
жанров:
1) семейно-бытовой
роман
2) чувствительная
повесть
3) мещанская драма
4) письма, дневники и
путешествия.
13.
Изображение человекаКлассицисты
…видят человека
простым и
схематичным. В
основном каждый их
герой наделен всего
одним каким-то
свойством.
Сентименталисты
…заметили, что человек
может быть сложен и
противоречив (ветрен и
добр; сначала поступает
легкомысленно, а под
конец раскаивается.
От одного классицистического заблуждения
сентименталисты так и не избавились: они честно
продолжали делить героев на положительных и
отрицательных.
14.
Чему следовать?Классицисты
…были уверены: закону,
заповеди, разуму и
долгу.
Сентименталисты
…считали: природе и
чувству.
15.
Природа или цивилизация?Классицисты
…опасались дикой и
непредсказуемой
природы: и зверей в
лесу, и бури на море, и
вспышки человеческих
страстей.
Сентименталисты
…любили все простое и
естественное;
цивилизацию, же
наоборот, считали
виновницей всех бед
рода человеческого.
Французский сентименталист Жан-Жак Руссо звал вернуться к
идеалу «естественного человека», который не следует вычурной
моде или искусственным выкрутасам этикета. Одевается просто,
живет не в городе, а в сельской местности, сам трудится и
довольствуется малым…
16.
Роль пейзажаСентименталисты первыми догадались, что
пейзаж – великолепное средство передать
внутреннее состояние героя. И хотя применяли
они этот прием довольно-таки топорно (если
счастье – то на фоне солнечного утра, если
страсти – то на фоне бури, если печаль – то за
окном капает дождик), сам он необычайно
плодотворен.
Впоследствии его подхватили и успешно
использовали и романтики, и реалисты.