12.01M
Категория: ЛитератураЛитература

Литература родного края

1.

Русский героический эпос

2.

Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») —
героическое повествование о прошлом,
содержащее целостную картину народной жизни
и представляющее в гармоническом единстве
некий эпический мир и героев-богатырей.
В основе героического эпоса положена победа
Французские эпос «Песнь о Роланде» (1170)
Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах» (1190)
Испанский «Песнь о моём Сиде» (1195)
В основе русского героического эпоса - поражение

3.

В основе сюжета — неудачный поход 1185
года русских князей на половцев,
предпринятый новгород-северским
князем Игорем Святославичем.
В кратких и сжатых выражениях
«Слова…» изображаются не только
события неудачного похода на
половцев новгород-северского князя
Игоря в 1185 году, как об этом
повествуется в летописях, но и
припоминаются события из княжеских
междоусобиц, походов и удачных битв,
начиная с древнейших времен. Перед
нами как бы народная история,
народная эпопея.

4.

Князь Игорь Новгород-Северский;
Великий князь Святослав;
Жена Игоря – Ярославна;
Русская земля;
Автор.

5.

Литературный герой в современном смысле термина - то
есть характер, наделенный сюжетной ролью, - в
литературе Древней Руси отсутствует. Значительная часть
произведений, созданных в Х-XVI вв., вообще связана с
риторикой - это торжественные слова, проповеди,
поучения, притчи; там же, где есть сюжетная основа - в
житии, путешествии (хожении), летописном рассказе о
важных исторических событиях - нет вымысла, по крайней
мере сознательного.
А литературный герой, как правило, действует в условных,
специально придуманных автором обстоятельствах,
позволяющих персонажу полнее раскрыться перед
читателем, проявить себя.

6.

Одним из основных, устойчивых приемов
в композиции «Слова» является «принцип
зеркально-симметричного построения»:
1)мотив затмевающегося солнца в начальной
части и мотив сияющего солнца в
заключительной части «Слова» образуют
«симметричную рамку, которая замыкает
всю композицию».
2)картины похода и битвы на Каяле
(т. е. цепь событий, приводящих главного
героя в потусторонний мир) и
картины побега (возвращение героя из
потустороннего мира).

7.

1. Зачин. Воспоминание о Бояне;
2. Завязка. Игорь вступает в
3.
4.
5.
6.
поход;
Развитие действия. Бои с
половцами;
Кульминация. «Золотое слово
Святослава»
Развязка. Плач Ярославны.
Побег из плена.
Заключение. Величие князей.

8.

9.

Вставные конструкции обязательно
содержат доминирующий
экспрессивный или оценочный
элемент, выражают субъективное
отношение автора к сообщаемому.
Сон Святослава;
«Золотое слово Святослава»

10.

1. Укоризненное
обращение к Игорю и
Всеволоду;
2. Воззвание к князьям
о помощи;
3. Мысль о единении
против общего врага.

11.

Ярославна – реальное историческое лицо,
жена князя Игоря, дочь могущественного
галицкого князя Ярослава Владимировича,
названного в «Слове» Осмомыслом.
Образ тоскующей по мужу Я. – одно из
ярчайших поэтических достижений автора
«Слова». Им открывается череда
многочисленных образов русских женщин в
литературе и искусстве. В Я. воплотился
внесословный идеал женщины Древней
Руси. В отличие от Ольги, мудрой и
преданной памяти мужа мстительницы,
Я. – носительница лирического, женского
начала.

12.

ПЛАЧ, причитания (причеть, голошение, вопль, крик) жанр русской обрядовой и бытовой народной
поэзии; лирико-драматическая импровизация в
стихах, в которой оплакивается смерть или несчастье
близкого человека.
В «Плаче» Ярославны можно обнаружить черты
разных жанров: плача, заклинания, заговора,
языческой молитвы.

13.

Христианство принято, а в плаче Ярославны
отчетливо слышны верования язычества: она,
как к богам, обращается к солнцу и ветру,
мощному Днепру, прося защиты для Игоря и
его воинов. Почему?
“Плач...”, по сути, – это моления, обращения,
упования, взывание женщины к силам
природы, к живому Мирозданью, в котором
реки и ветер, Луна, звёзды и Дневное Светило,
Ярило-Солнце, обнаруживают способность
непосредственного участия в судьбах людей и
влияния на важнейшие события, ситуации и
положения.
Вывод: почему «Плач Ярославны считается
шедевром русской литературы?

14.

Но восходит солнце в небеси Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей Богородице Святой.

15.

Основана в 1131 г. под
названием Богородицы
Пирогощей.
Согласно летописным
сообщениям, каменная
церковь Богородицы,
"рекомая Пирогоща",
была заложена князем
Мстиславом
С XVI в. соборный храм
Киево-Подола, в 1620—
33 гг. кафедра
православного
митрополита. В 1935 г.
уничтожена, а в 1997—
98 гг. воссоздана в
предполагаемом
первоначальном виде.

16.

Необычное название храма
происходит от константинопольской
иконы "Пирготиссы", что означает
"башенная".
Под 1155 г. отмечено, что "в одном
корабле" с ней была привезена на
Русь икона Владимирской Божьей
Матери. Согласно выводу
большинства специалистов, икона
Пирогощая была изображением
Богоматери Одигитрии в полный
рост. В Византии существовал
обычай устанавливать подобные
изображения на крепостных башнях
в качестве апотропеев (оберегов).

17.

1.Главный герой – князь Игорь, поняв свою
ошибку(гордость),через страдания приходит к
смирению пред Богом(«Ты меня возвысил, Ты
меня изверг»), признаёт свою вину и стремится
исправить сотворенное. Духовный рост
очевиден.
2. Другая важная идея «Слова» — призыв к
единению в период раздробленности
государства, попытка предотвращения
больших бед, коим стало монголо-татарское.

18.

В круг повествования введены огромные
географические пространства: половецкая
степь. Дон, Азовское и Черное моря, Волга,
Рось, Днепр, Дунай, Западная Двина; города
Киев, Полоцк, Корсунь, Курск, Чернигов,
Переяславль, Белгород, Новгород - вся
Русская земля высоты птичьего полёта.

19.

Просторы Русской земли отражает и пейзаж.
Фон поэмы - ветер, солнце, грозовые тучи, в которых
трепещут синие молнии, утренний туман, галочий крик
по утрам, море, овраги, реки. Деревья роняют листву от
печали, звери и птицы предупреждают Игоря об
опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит
поражение, и радуется, когда он бежит из плена.
Природа Русской земли в «Слове…» наполнена голосами
и шумами. Даже неодушевленные предметы в нем
говорят и чувствуют: «кричат телеги», «звенит слава»,
«поют копья»…

20.

Русская Земля для автора –
это и народ, населяющий ее: воины,
князья, пахари, их жены. И все они, и
природа, и люди, - огромное живое
существо, которому не безразлична
судьба войска Игорева, судьба Русской
земли.

21.

1. Какой интонацией проникнут эпизод?
2. К каким силам природы обращается Ярославна?
3.
4.
5.
6.
О чём просит?
В чьём образе она предстает в начале плача?
Чем готова помощь?
Только ли о судьбе мужа беспокоится Ярславна?
Какие художественные средства использует
автор, чтобы передать чувства героини? В чем их
особенность?
Почему в жанровом отношении данный эпизод
определяют как плач?
English     Русский Правила