Реформы повседневной культуры и быта в царствование Петра I
Замысел Петра I
«Юности честное зерцало»
«Юности честное зерцало»
«Юности честное зерцало»
«Юности честное зерцало»
«Юности честное зерцало»
«Юности честное зерцало»
Новые правила делового этикета
Новое летосчисление
Празднование нового года
Измерение времени
Европейская одежда
Европейская одежда
Европейская одежда
Парики
Бритье бород
Женская мода
Бытовые нововведения
Отношение общества к нововведениям в быту
Итоги преобразований в области повседневной культуры и быта
3.88M

Реформы повседневной культуры и быта в царствование Петра I

1. Реформы повседневной культуры и быта в царствование Петра I

Первая четверть
XVIII века

2. Замысел Петра I

Самая стабильная сфера
жизни людей в
традиционном обществе
– это повседневная
культура и быт. Однако
и она испытала
серьезные изменения в
петровскую
эпоху. Задавшись
целью поднять
международный
престиж России, Петр
стремился привить
высшим сословиям
хорошие манеры, дать
им светское воспитание
и образование

3. «Юности честное зерцало»

Частично переведенное,
частично дополненное
наставление учило юношей
(«недорослей») правилам
хорошего тона и делового
этикета, предписывало
нормы поведения в семье и в
светском обществе
Наставления для девушек, в
отличие от юношей,
сохраняли традиции
«Домостроя»

4. «Юности честное зерцало»

1. Прежде всего дети должны отца и мать в великой чести
содержать. И когда от родителей что им приказано
бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не
надевать, и возле них не садиться, при них в окно всем
телом не выглядывать..., не с ними рядом, но немного
отступя назад в стороне стоять, как паж или слуга. В доме
ничего своим именем не повелевать, но именем отца или
матери...
13. Молодой отрок должен быть бодр, трудолюбив,
прилежен и беспокоен, как в часах маятник...
22. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в
словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив,
встречного человека приветствовать, не дойдя до него три
шага и шляпу приятным образом сняв... Ибо вежливому
быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а
похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он
вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда
скажут про которого: он есть спесивый болван...

5. «Юности честное зерцало»

27. Младые отроки должны всегда между собою говорить
на иностранных языках, чтобы могли привыкнуть; а
особенно когда им что-то тайное говорить случится, чтобы
слуги и служанки понять не могли, и чтобы можно было их
от других незнающих болванов отличить...
55. Когда в беседе, или в компании случится в кругу
стоять, или у стола сидеть, или между собою
разговаривать, или танцевать, не подобает никому
неприличным образом в кругу плевать, только в сторону...
Отойди для этого в сторону, чтобы никто не видел, и
подотри ногами так чисто, как можно...
57. Рыгать, кашлять и других грубых действий совершать
перед другими нельзя... Либо рукой закройся, либо
отвернись в сторону, либо скатертью или полотенцем
прикройся...
59. Ещё очень неприлично, когда кто платком или пальцем
в носу чистит, как будто какую-то мазь мазал, особенно при
других честных людях...

6. «Юности честное зерцало»

Как молодой отрок должен поступать, когда он в
беседе с другими сидит
Когда случится тебе с другими за столом сидеть, то
содержи себя в порядке по сему правилу. Во-первых,
обрежь свои ногти, чтобы не казалось, будто они
бархатом обшиты. Вымой руки и сиди чинно, не хватай
первый из блюда, не жри, как свинья, и не дуй в суп,
чтобы везде брызгало, не сопи, когда ешь. Первый не
пей... Руки твои пусть не лежат долго на тарелке, ногами
везде не болтай; когда пьёшь, не вытирай губы рукой,
только полотенцем, и не пей, пока пищу не проглотил. Не
облизывай пальцы, не грызи кости, но обрезай ножом.
Зубы ножом не чисти, но зубочисткой, и одной рукой
прикрой рот, когда зубы чистишь... Над едой не чавкай,
как свинья, и голову не чеши, не проглотив куска, не
говори... Когда ешь яйцо, отрежь сначала хлеба, и
смотри, чтобы не вытекло, и ешь быстро, яичной
скорлупы не разбивай, не замарай скатерти и не
облизывай пальцы. Около своей тарелки не делай забора
из костей, корок хлеба и прочего. Когда поешь,
возблагодари Бога, умой руки и лицо и прополощи рот.

7. «Юности честное зерцало»

Девической чести и добродетели венец, состоящий в
последующих двадцати добродетелях
Первая добродетель, которая благонравной и
благочестивой девице прилична, есть охота и любовь к
слову Божию...
Вторая добродетель девицы есть истинное познание
Бога и слова его...
Третья добродетель девическая есть девический страх
к Богу...
Четвёртая девическая добродетель есть смирение,
когда всякий в истинном страхе Божьем свою собственную
слабость признаёт и всем сердцем себя Богу отдаёт...
Восьмая добродетель есть должное почтение к родителям
и тем, кто вместо родителей бывает... Чти отца своего
всем сердцем... Чти мать свою во все дни жизни своей,
помни, сколько напастей она имела, нося тебя в утробе
своей.
Девятая добродетель есть трудолюбие...

8. «Юности честное зерцало»

Двенадцатая – милосердие, что человек помогает нищим и с
благонравием сожаление и терпение имеет, дабы и ему
взаимно рука помощи следовать могла…
Четырнадцатая добродетель есть чистота телесная, в
которой девица, умываясь, в честной одежде и в
пристойном убранстве чисто себя содержит...
Пятнадцатая добродетель – воздержание и трезвость, когда
человек в еде и в питье желание своё укрощает...
Шестнадцатая добродетель есть целомудрие, когда
человек себя душою и телом чисто вне супружества
содержит...
Семнадцатая добродетель есть бережливость и
довольство, когда человек в настоящем времени тем, что
ему Бог определил, довольствуется...
Двадцатая добродетель есть молчаливость. Природа
устроила нам только одни уста, а ушей двое, указывая, что
охотнее нужно слушать, нежели говорить, этому и в
древности детей обучали...

9. Новые правила делового этикета

Петр запретил боярам и
дворянам использовать при
обращении к царю
уничижительные слова («раб
твой») и имена («Никишка»,
«Ивашка»), как это было
принято в Московской Руси
Появились обращения
на “Вы”, “ милостивый
государь”, “ господин”.
Письма заканчивали
подписями:” Ваш покорный
слуга”, “ Остаюсь к
услужению готовый”
Русский язык в петровскую
эпоху обогатился множеством
новых слов, преимущественно
иностранного происхождения

10. Новое летосчисление

В царствование Петра в
обиход вошел юлианский
календарь; летосчисление
стали вести не от
сотворения мира, а от
Рождества Христова
«Указал великий государь
впредь лета счислять в
приказах и во всяких
делах и крепостях писать с
нынешнего января с числа
1 от Рождества Христова
1700 года»
Началом года теперь
считалось 1 января, а не 1
сентября, и вместо 7208
года в России начался 1700
год

11. Празднование нового года

Отныне 1 января
предписывалось поздравлять
друг друга с Новым годом,
украшать дома ветками и
деревьями сосновыми,
еловыми и можжевеловыми
В честь праздника устраивали
пушечную пальбу и
фейерверки. Впервые в России
увидели фейерверки именно
при Петре. Устраивались они по
большим праздникам: в
новогоднюю ночь, в день
рождения царя, в честь
военных побед
Шумное празднование начала
нового года возмущало
православное духовенство, т.к.
1 января приходится на
Рождественский пост

12. Измерение времени

По-новому стало исчисляться
и время суток. Куранты,
установленные на Спасской
башне Московского Кремля
в начале XVII в., имели
вращающийся циферблат с 17
делениями, который
подводил одну из цифр к
стрелке. Количество дневных
и ночных часов в сутках
колебалось от 7 до 17 в
зависимости от времени года
При Петре количество часов в
сутках стало неизменным –
24. В начале XVIII в.
кремлевские куранты
заменили голландскими, где
были подвижные часовая и
минутная стрелки, а
циферблат имел 12 делений

13. Европейская одежда

В январе 1700 г. вышел
царский указ об
упразднении старомодного
русского платья, городским
жителям велено было
переодеться в платье
венгерского и немецкого
покроя
В городах на видных местах
вывешены были образцы
новой одежды, пошив и
продажа старой
запрещались
Встречая в городе человека
в традиционной длинной
одежде, Петр мог заставить
его встать на колени и
собственноручно обрезать
полы платья до уровня
земли

14. Европейская одежда

Во времена Петра наряд
русского боярина и
дворянина изменился до
неузнаваемости
Обязательным элементом
мужского платья стали
белая рубашка и галстук в
виде ленты
Поверх рубашки
надевались камзол и
кафтан, кафтан обычно
носили незастегнутым нараспашку

15. Европейская одежда

В те времена законодательницей
мод считалась Франция, поэтому
многие предметы туалета имели
французские названия, например,
“кюлоты” – короткие мужские
штаны, к которым полагались белые
шелковые чулки
Повседневной обувью были
тупоносые туфли на небольшом
каблуке с крупными металлическими
пряжками и сапоги-ботфорты с
широкими раструбами в верхней
части голенищ. В Оружейной палате
Московского Кремля среди
предметов одежды хранится пара
грубых кожаных ботфорт,
принадлежавших Петру, которые,
возможно, он сшил собственноручно

16. Парики

Петр ввел ношение при дворе
париков, как это было принято
в Европе
Парик придавал своему
владельцу представительный
вид, но имел множество
неудобств: парики
изготавливались из
натуральных волос,
укладывались с помощью сала
и припудривались мукой,
поэтому в них быстро
заводились насекомые; голова
потела; затруднительно было
носить обязательную шляпу

17. Бритье бород

По возвращении из «великого
посольства» Петр издал указ
об обязательном бритье бород
всеми мужчинами, за
исключением духовенства и
крестьян
Обязательное ношение
мужчинами бороды было
записано в решениях
Стоглавого Собора еще в 1551
г., поэтому многие люди
воспринимали брадобритие как
измену православию
От принудительного бритья
можно было уклониться,
заплатив специальный
«бородовой» налог
Непослушным боярам царь
стриг бороды
собственноручно

18. Женская мода

На смену традиционной
просторной женской одежде и
покрытой голове пришли
декольтированные корсетные
платья, затейливые парики и
шляпы, изящные туфли на
каблуке
В таком виде жены и дочери
бояр и дворян должны были
сопровождать глав своих
семейств на ассамблеях ―
балах. Вместо традиционного
домашнего затворничества их
теперь ожидали музыка, танцы,
свободное общение с
мужчинами и даже
употребление алкогольных
напитков

19. Бытовые нововведения

Обязательное курение табака боярами и дворянами
(по Соборному Уложению 1649 г. употребление табака
наказывалось «вырыванием ноздрей»)
Обязательное употребление кофе боярами и дворянами
Украшение интерьеров домов знати европейской
живописью
Использование в домах знати каминов («голландских
печей») вместо русских печей
Обязательное присутствие женщин за одним столом с
мужчинами во время семейной трапезы
Принудительные посевы картофеля и табака русскими
крестьянами

20. Отношение общества к нововведениям в быту

Преобразования в области повседневной культуры и
быта затронули практически все сословия российского
общества петровской эпохи, но в наибольшей степени –
бояр и дворян
Большинство нововведений первоначально вызывало
настороженность, а зачастую неприятие из-за тех
принудительных мер, которыми Петр добивался
желаемого
Многие новшества разрушали традиционный уклад жизни
людей, который связывался с почитанием предков и
православной верой
Именно поэтому православное духовенство было
категорически против новой одежды, новых праздников,
нового стиля поведения, хотя от самих представителей
духовного сословия Петр ничего подобного не требовал

21. Итоги преобразований в области повседневной культуры и быта

Внешне российское общество стало меняться, но эти
изменения были заметны только в крупных городах и
только среди дворян и слившихся с ними бояр. Боярство
как особое сословие в результате всех реформ Петра I
исчезло
Внешние изменения не означали глубоких перемен в
сознании россиян и их европеизации в полном смысле
этого слова
По современным подсчетам, в эпоху Петра I европейскую
культуру восприняло не более 0,5% жителей России
Российский историк XIX века В. О. Ключевский сделал
вывод о «цивилизационном расколе» русского общества в
результате петровских преобразований
English     Русский Правила