Н.В.Гоголь. Повесть «Портрет»(1835)
Портрет - изображение в литературном произведении внешности персонажа
Композиция повести «Портрет»
Нравственный выбор героев
Нравственный выбор героя
Явление Христа народу
1.61M
Категория: ЛитератураЛитература

Н. В. Гоголь. Повесть «Портрет»(1835)

1. Н.В.Гоголь. Повесть «Портрет»(1835)

“...Талант есть драгоценнейший дар
Бога – не погуби его...”
Искусство — это нектар
души, собранный в трудах
и муках.
Т.Драйзера
Без горького, постоянного
труда не бывает художников
И.Тургенев

2.

Гоголь назвал свою повесть "Портрет".
портрет ростовщика сыграл роковую роль в жизни
его героев, художников, судьбы которых сопоставлены
в двух частях повести;
автор хотел дать портрет современного общества и
талантливого человека, который гибнет или спасается
вопреки
враждебным
обстоятельствам
и
унизительным свойствам натуры;
это портрет искусства и души самого писателя,
пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия
и очистить душу высоким служением искусству.

3. Портрет - изображение в литературном произведении внешности персонажа

Описание лица
- Особенности
фигуры
- одежды
-
-
-
-
Манеры
поведения
Мимика
Жесты

4. Композиция повести «Портрет»

Судьба художника
I часть
Истории художника
Чарткова
II часть
Обстоятельства
создания портрета
и судьба его автора

5.

Повесть Гоголя
"Портрет" рассказывает о
молодом художнике по
фамилии Чартков, который
однажды, зайдя в картинную
лавку, обнаруживает
удивительный портрет. На
нем изображен старик в неком
азиатском костюме, а сам
портрет – старый. Но Чарткова
просто поражают глаза
старика с портрета: они
обладали странною
живостью.

6.

Чартков покупает портрет и несет его
в свой бедный дом. Есть у Чарткова
мечта – разбогатеть и стать модным
живописцем. Дома он рассматривает
портрет лучше, и видит, что теперь
живы не только глаза, ни и все лицо,
кажется, будто старик вот-вот оживет.
Молодой художник ложится спать, и
ему снится, будто старик вылез из
своего портрета, и показывает мешок,
в котором множество свертков с
деньгами. Художник незаметно прячет
один из них. Утром он действительно
обнаруживает деньги.

7.

А что же происходит с главным
героем далее? Чартков нанимает
новую квартиру, заказывает о
себе в газете похвальную статью
и начинает писать модные
портреты. Причем сходство
портретов и заказчиков минимальное, так как художник
приукрашивает лица и убирает
изъяны. Деньги текут рекой.
Чартков сам удивляется, как он
мог раньше придавать столько
значения схожести и тратить
столько времени на работу над
одним портретом.

8.

«Прошелся по тротуару гоголем...»
Художники Кукрыниксы

9.

Чартков становится модным,
известным, его всюду
приглашают

10.

С тонкой наблюдательностью и
пластической убедительностью
раскрыт сам процесс творчества:
быстрые движения увлеченного
работой молодого Чарткова,
пишущего портрет Лизы.
"Чартков пишет
портрет Лизы"

11.

Скоро мы видим
Чарткова с ленивовеличественной
позой, с
откинувшегося в
кресле
преуспевающего
художника.
"Чартков пишет
портрет чиновника"

12. Нравственный выбор героев

Жертвовать
собой ради искусства
Художник
Довольствоваться
сытой жизнью, поставив
своё искусство
в услужение толпе обывателей

13.

I часть повести Н.В.Гоголя «Портрет»

14.

II часть повести Н.В.Гоголя «Портрет»

15. Нравственный выбор героя

Чартков
Автор
портрета
Довольствовуется
сытой жизнью, поставив
своё искусство
в услужение толпе обывателей
Жертвует
собой ради искусства

16.

Внешние препятствия
для развития творчества
“последний
двугривенный”
“нестерпимо холодная
гостиная”
“мастерская с
мерзнущими окнами”
“оборванный диван”
“не на что купить кисти и
краски”
“нечем платить за
квартиру”
Брань хозяина квартиры
Внутренний голос и побуждения Чарткова
Оценка профессора:
нетерпеливость;
увлеченность чем-нибудь одним;
нет хороших “ремесленных” навыков художника;
погоня за модой;
предпочтение светской жизни, а не ремеслу.
Собственное желание Чарткова:
“хотелось кутнуть, щегольнуть, показать свою молодость”;
досада от чужого денежного успеха;
желание бросить все и закутить с горя на зло всему;
деньги, даже воображаемые, способны заворожить, а вид живых денег способен
довести почти до безумия
Внезапно появившиеся деньги
Голос рассудка
появилась
возможность
работать;
есть деньги на
содержание и
обеспечение
Голос чувств
“во власти все, на что смотрит завистливыми глазами”;
желание “одеться, разговеться, нанять новую квартиру”;
отправился в театр, кондитерскую и прочее;
купил нечаянно лорнет, бездну всяких галстуков;
более ежели нужно завил локоны;
катался в карете без причины;
объелся без меры конфектами;
в новой квартире все, что получше поставил на видное
место, что похуже в угол;
желание непреоборимое схватить славу за хвост;
заказал статью о себе; читал с тайным удовольствием.

17.

Чартков собирается было
раскритиковать, но вдруг видит, как
великолепно творчество молодого
таланта. Он понимает, что когда-то
променял свой талант на деньги. И
тогда им обладает зависть ко всем
талантливым художникам – он
начинает скупать лучшие картины с
одной целью: придти и разрезать дома
их на куски. При этом Чарткову
постоянно мерещатся глаза старика с
портрета. Вскоре он умирает, ни
оставив после себя ничего: все деньги
были потрачены на уничтожение
прекрасных полотен других
художников.

18.

II часть
На аукционе продается портрет старика. Все хотят купить
странную картину, но среди прочих один человек говорит, что
портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек,
купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–
давно жил в Петербурге некий ростовщик, который мог ссудить
какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто
получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий
юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег
у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать
доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его
наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь
влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как
разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и
становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом,
но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего
картину был художником. Однажды ростовщик попросил
изобразить его. Но чем дольше он рисовал, тем больше
отвращения испытывал к старику. Когда портрет оказался
нарисованным, ростовщик сказал, что теперь будет жить в
портрете. А вечером следующего дня умер. В самом художнике
происходит перемены: он начинает завидовать таланту
ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику
возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет
принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько
беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи,
завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: "Кто
заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою".
Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже
нет. Кто-то успел украсть его. Так заканчивается повесть
Н.В.Гоголя «Портрет».

19.

Семинар
В чем трагедия художника Чарткова? Когда он ее
осознает? В чем ее причины? Существуют ли
подобные проблемы сегодня?
О чем говорится в 1 части повести, о чем – во 2ой? Что их связывает? Почему нарушена
хронология (2 ч. должна предшествовать 1ой)?
Повесть называют "эстетической программой" Гоголя. Расскажите и
покажите с помощью текста, каковы взгляды писателя на искусство и
художника (писателя, музыканта и т.д.). Кто из героев повести и
почему является истинным художником? Что думает Гоголь о
свободе творчества, о предназначении искусства, о
взаимоотношениях его с религией?

20.

Семинар
В 1-ой редакции повести финал был таким:
после рассказа об истории страшного
портрета изображение ростовщика у всех
на глазах исчезает с полотна. Во 2-ой
редакции портрет во время рассказа
крадут. В чём смысл такого финала?
Критик В.Г.Белинский дал повести такую оценку: «Мысль повести
была бы прекрасна, если б поэт понял ее в современном духе. В
Чарткове он хотел изобразить даровитого художника, погубившего
талант свой жадностию к деньгам… Не нужно было бы приплетать
страшного портрета… не нужно было бы ни ростовщика, ни аукциона,
ни многого, что поэт почёл столь нужным именно оттого, что
отдалился от современного взгляда на жизнь и искусство". Чего не
принял критик в повести? Только ли в жадности к деньгам трагедия
Чарткова? Согласны ли вы с такой оценкой творчества Гоголя?

21.

Проблемные вопросы
Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться
сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе
обывателей? Какой осуществить выбор? Легко ли его
сделать? На чаше весов с одной стороны – труд, служение
искусству, бедность, с другой – деньги, богатство, слава.
Какая же чаша перевесит? Каков же истинный художник?
1. Какова роль искусства в
обществе?
2. Каково истинное
предназначение художника?
3. Насколько актуальны эти
проблемы сегодня?

22.

Чартков смотрит
картину "Портрет"

23.

В сцене прозрения, когда он
понимает, что предал и погубил
свой талант, в полной драматизма
иллюстрации "Отчаяние"
художники выразительно передали
иное душевное состояние
Чарткова.

24. Явление Христа народу

25.

Вывод:
Настоящее
искусство
облагораживает
человека, возвышает его, приближает к
совершенству и через отдельную личность
совершенствуется общество.
Истинное предназначение художника – это
быть ответственным за свой труд, умело
направлять дар, данный Богом, на благо
каждого
отдельного
человека,
творить,
распространять добро, любовь, поучать и
самоотверженно служить музе, отдавать
всего себя служению искусству.
English     Русский Правила