ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ
Понятие творчества
Особенности творческой деятельности в журналистике.
Философия новостей: новость как объект социально-психологического анализа
Что такое «философия новостей»?
Практическое применение
6.43M
Категория: ИнформатикаИнформатика

Журналистика как профессия

1. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ

Олешко Владимир Фёдорович,
профессор УрФУ

2. Понятие творчества

Согласно Натали Роджерс, творчество - это
«способность обнаруживать новые решения
проблем или обнаружение новых способов
выражения; привнесение в жизнь нечто нового
для индивида»
Без творчества, считает Роджерс, невозможна
жизнь
человека;
перекрыть
творческие
порывы, забыть о творческой деятельности,
значит обречь себя на неврозы, депрессию и
отупение.
Творчество
помогает
человеку
развиваться, найти свое место в мире,
помогает
определиться
с
собственными
желаниями, потребностями и целями.

3. Особенности творческой деятельности в журналистике.

Журналистику
часто
сравнивают
с
литературой: творческая составляющая в
обоих видах деятельности очень велика.
Однако, в отличие от писателя, для
журналиста творчество заключается не
столько в искусстве играть словами и
создавать характеры и типы, сколько в
особом отражении времени, в котором он
живет, в умении находить «злободневные»
истории и интересно, увлекательно и,
самое главное, фактологично и точно их
освещать.

4.

Творческое
воображение
является
одной
из
психологических
предпосылок
журналистской
деятельности, проявляясь на различных стадиях
процесса по созданию будущего произведения.
Особенно значительна роль воображения на первых
этапах творчества – при зарождении замысла, когда
журналист продумывает идею, план текста, выдвигает
ряд догадок по развитию той или иной жизненной
ситуации или явления, а также при вынашивании
работы. В этом смысле воображение выступает как
своеобразная форма отражения действительности.

5.

Воображение
в
деятельности
журналиста выполняет определенные
функции:
во-первых,
способствует
углублению и расширению знаний, вовторых,
помогает
предвосхитить
результат рассматриваемых вопросов,
в-третьих, так же, как и в литературном
творчестве (особенно в художественнопублицистических жанрах), участвует в
создании образов.

6.

Особенность
журналистского
воображения
проявляется не только в предвосхищении
будущего
результата
деятельности.
Воображение активно участвует и в выработке
новых идей, и в процессе перекомбинирования
жизненных впечатлений и образов, и при
переносе признаков одного объекта на другие,
и в преобразовании прошлого опыта, и при
структурной организации материала, когда в
отдельных частях будущего текста необходимо
увидеть и осознать целостное произведение, и
т.д. При этом существуют различные способы
стимулирования воображения:

7.

1.
Перегруппировка
событий
и
фактов
(например,
отход
от
хронологического
следования за событием) выявляет скрытые
причинно-следственные связи между ними.
2.
Различная «игра слов» – особенно
эффективна
при
создании
новых
фразеологических
оборотов,
каламбуров,
метафор, сравнений, аналогий и т.д.
3.
Составление разных классификаций и
типологий под различными углами зрения.
5. Предполагаемый
диалог с читателями,
оппонентами и критиками ваших взглядов и
позиций.
6. Предметное обсуждение темы будущего
произведения с коллегами и т.д.

8.

Таким образом,
воображение в
творческом процессе
имеет важное
значение, связанное
не только с
предвосхищением
результатов труда, но
и с активным
созданием
представлений и
образов,
отличающихся
неожиданными,
непривычными
сочетаниями и
связями, для
достижения
конечного результата
труда.

9.

Журналист воздействует на тот предмет
или явление, о котором он пишет,
воспроизводит в своем сознании все его
сущностные характеристики. Процесс
познания в журналистской деятельности
направлен на воспроизведение социальной
реальности. Журналист стремится к
чувственно-практическому контакту с
действительностью, хочет ближе осознать
реальность, понять чужое сознание.
Именно благодаря этому открывается
возможность по-новому увидеть жизнь.

10.

Журналистское познание окружающей
действительности строится на практической
деятельности людей, на материальной
практике. В журналистских произведениях
сконцентрированы результаты духовной и
практической деятельности людей, в них
находит отражение и чувственный опыт.
Именно поэтому журналистская работа не
может быть ограничена сухим сообщением
фактов. Она обязательно включает в себя
оценку, всестороннее осмысление с точки
зрения общественной полезности.

11. Философия новостей: новость как объект социально-психологического анализа

Философия новостей: новость
как объект социальнопсихологического анализа
Ежедневно мы формируем в своем сознании
информационную картину дня. Она складывается в
первую очередь из тех кратких новостей и
сообщений, которые нам транслируют СМИ, а
также люди из ближайшего окружения. На
основании этого формируются наши
индивидуальные и коллективные
(групповые/социальные) представления.
Безусловно, именно они определяют поведение
или прямую реакцию на те или иные события. В
рамках нашего предмета нас интересуют прежде
всего аудиторные, т.е. социальные в широком
смысле представления.

12.

Следовательно, поскольку социальные представления носят
макросоциальный, общественный характер, то и объектом
исследования должны быть в первую очередь нс отрывочные
мнения отдельных индивидов, а высказывания, отношения и
оценки конкретного субъекта как члена социальной, а в нашем
случае – аудиторной группы. Вместе с тем социальные
представления отдельного индивида о конкретных массмедиа
выполняют вышеназванные функции – познание, адаптацию и
регуляцию, и тем самым становятся важным фактором,
определяющим и регулирующим особенности медиаповедения
индивида, а в итоге – аудитории массмедиа в целом.

13.

Медиа кормят нас маленькими кусочками
тривиальных событий, которые не имеют
никакого отношения к нашей реальной
жизни и не требуют осмысления. Вот
почему от них мы практически не ощущаем
насыщения информацией. В отличие от
чтения книг и длинных журнальных статей
(которые требуют включить мозг), мы
можем проглотить неограниченное число
новостей-молний, похожих на яркие
конфетки для ума.

14. Что такое «философия новостей»?

На Западе понятие "философия новостей" существует
уже давно. В России его применяют пока не часто. По
поводу использования термина "философия",
безусловно, можно дискутировать, но ведь суть не в
названии, а в его содержании, которое должно отражать
изменения, происходящие в реальной журналистской
практике.
Философия новостей определяет субъективную линию
редакции. То есть она необходима любому
информационному изданию, которое имеет свою
специфику. Философия должна быть достаточно
широка, чтобы охватить большую часть возможных
ситуаций, с которыми может столкнуться отдел
новостей. Таким образом, философия новостей
выполняет несколько функций.

15.

Прежде всего с ее помощью провозглашается
некая общая цель, на которую должны
работать журналисты и их редакционные
коллеги. При этом и редактор, и репортер
будут мыслить одними категориями и
одинаково понимать, что же является
отличным новостным продуктом. Философия
новостей должна быть краткой, она должна
быть понятной и безамбици- озной, и еще она
должна оставлять пространство для всегда
необходимых исключений из правил.
Примером подобной философии может служить
вариант американского издания Daily Bugle, с
редактором которого автор составил разговор
в США на одной из презентаций для
читателей.

16.

Во-первых, философия новостей определяет "параметры" идеи, которую
исповедует издание или телерадиокомпания применительно к любой новости.
По крайней мере, она дает представление о методах и способах сбора
информации.
Во-вторых, философия новостей позволяет судить о том, что считать
"хорошим" СМИ, а что – "плохим".
В-третьих, философия новостей создает базу для атмосферы согласия и
доверия. Это необходимая составляющая менеджмента СМИ. Исследования
показывают, что сотрудники работают эффективнее там, где они имеют
влияние
В-четвертых, философия новостей обеспечивает базу требований к
сотрудникам и стажерам. Вопросно-ориентированное издание, например,
будет подыскивать опытных репортеров с углубленными знаниями в
специфических сферах

17. Практическое применение

Зачастую, особенно в телевизионные
информационные выпуски, не попадает
множество социально значимых новостей.
И происходит это по многим причинам. Вопервых, новости жестко ограничены
временем. Во-вторых, на телевидении есть
неписаное правило: нет картинки – нет
сюжета, какой бы ни была важной,
значимой и интересной информация,
новости не расскажут о ней, если нет
видеоряда. И в этом смысле газеты
выигрывают.

18.

В России,
выстраивая
структуру выпуска
новостей и
определяя так
называемое
"событие дня",
сотрудники
информационных
служб доверяют
скорее своей
интуиции, нежели
чему-то другому.
Сегодня, к
примеру, ими
фактически не
используются в
повседневной
практике
специальные
исследования
качественного
состава аудитории
или ее ожиданий.

19.

К примеру, на Западе уже давно исследованы
предпочтения зрителей. Более 30% американцев,
например, наиболее важными считают новости о
погоде, затем идут новости потребительского
рынка, спорт, образование, и только потом уже
политика и криминал. Это, конечно, не значит, что
американские новости начинаются со сводок
погоды, но ей в любой информационной программе
отведено значимое место. Также, согласно этим
исследованиям, американцы любят "уличные
новости" (пробки на дорогах, стихийные бедствия)
и новости о животных. Почти в каждой новостной
американской программе есть позитивная
информация. Кстати, правительство США
несколько лет назад обязало каждую телесеть
выпускать не менее трех часов позитивных и
развлекательных программ в неделю.

20.

Редакционная философия новостей – нечто вроде
камертона для журналиста-информационщика.
Несмотря на то что существует план, а главные
события обычно предвосхищаются определенной
подготовкой к ним, некоторые ситуации требуют
немедленной репортерской реакции. В событийноориентированной журналистике важно не сидеть
без дела до тех пор, пока не произойдет событие.
Большинство наших коллег рассуждают так: если
что-то произошло – день был "хороший", если
ничего не случилось – "день не удался". В
действительности это не так. Событий нет там, где
нет хороших журналистов. Лучшие издания и
информационные программы – те, которые ищут
события и отслеживают тенденции, а не слепо идут
за пиарщиками и "организаторами" событий.

21.

Даже не имея результатов соответствующих
исследований, нетрудно предсказать так
называемые "горячие" темы – те избранные
темы, к которым аудитория СМИ испытывает
постоянный интерес. Многие коллеги, правда,
могут справедливо заметить, что отчасти пресса
сама создала эти "горячие" темы, привлекая тем
самым внимание читателя или зрителя. Тот, кто
разбирается в информационной политике, легко
может предположить, что серьезная болезнь,
например СПИД, станет темой всего следующего
года. А клещевой энцефалит – темой сезонной. У
журналистов есть такой термин – «день огурца».
Это как раз сезонная тема, которая повторяется
из года в год, будь это опрессовки, первое
сентября или встреча с губернатором.

22.

Еще одним критерием отбора тем может быть вкус редакции. Никто не
может четко сформулировать, что под этим понятием подразумевается, но
все сразу замечают отсутствие вкуса у журналиста или СМИ в целом. Не
дано до сих пор в теории журналистики и четкого определения
«сенсации». Ее обоснованность каждый определяет по-своему. Некоторые
СМИ умеют различить сенсационное событие и сенсационную подачу
события. К примеру, смерть высокопоставленного чиновника во время
пожара в гей-клубе – это сенсационное событие, которое всего несколько
лет назад просто не появилось бы в печати. Вопрос о вкусе появляется
тогда, когда решается, как подать то или иное событие. Это также одна из
главных составляющих философии новостей.

23.

Но как мы уже говорили, руководители,
редакторы заданий, редакторыкоординаторы, принимая решение о том,
что считать новостью, полагаются
прежде всего на свою интуицию и опыт,
поскольку СМИ в России чаще всего не
имеют собственного этического кодекса.
Однако это не означает, что
журналисты, ежедневно занимающиеся
информационной деятельностью, не
знают основных положений внутренней
этики.

24.

Философия новостей – это
позиционирование издания, вопросы:
какие темы будут в нём освещаться, на
каком языке оно будет говорить, для кого
Американские коллеги уже давно
высчитали состав идеального выпуска
новостей и придерживаются его. В
российских СМИ нет определённых
критериев отбора новостей: обычно
редактора и журналисты полагаются на
свои опыт, интуицию и вкусы.
English     Русский Правила