Революция и культура
Политика советской власти в области культуры
Кейс 1
Кейс 1
Кейс 1
Кейс 2
Кейс 3
Кейс 3
Интеллигенция и революция
Интеллигенция и революция
Кейс 5
Кейс 5
Кейс 6
Кейс 6
Кейс 7
Кейс 8
Интеллигенция и революция
Интеллигенция и революция
Кейс 9
Кейс 10
Спасибо за внимание!
5.04M
Категория: ЛитератураЛитература

Революция и культура

1. Революция и культура

• политика советской власти
в области культуры
• интеллигенция и революция
МУК «МЦРБ Бессоновского района
Пензенской области
Библиотека с.Пыркино
Библиотекарь: Николаева Татьяна

2. Политика советской власти в области культуры

• Кейс 1 – постановления советской власти
в области народного просвещения
• Кейс 2 – сравнение учебных планов гимназии
и единой трудовой школы
• Кейс 3 – политика большевиков по приобщению
народных масс к сокровищам культуры
и ее реализация

3. Кейс 1

постановления советской власти
в области народного просвещения

4. Кейс 1

• Сравнить принципы
организации советской
школы и
дореволюционных школ.
• Что из этих принципов
сохранилось до наших
дней, что сейчас
пересматривается?
• Согласны ли вы
с подчеркнутыми словами
Владимира Ильича
Ленина?

5. Кейс 1

«Одним из …
буржуазных
лицемерий
является
убеждение в
том, что школа
может быть вне
политики»

6. Кейс 2

сравнение учебных планов гимназии
и единой трудовой школы

7. Кейс 3

политика большевиков по приобщению
народных масс к сокровищам культуры
и ее реализация

8. Кейс 3

• Чем вы объясните
подобное отношение
народных масс
к памятникам культуры?
• Почему замысел
большевиков не был
до
конца воплощен
в
жизнь?

9. Интеллигенция и революция

Групповая работа с кейсами

10. Интеллигенция и революция

• Кейс 5 – отношение интеллигенции к событиям октября
1917 г. на основании анализа взглядов М. Горького
(«Несвоевременные мысли»)
• Кейс 6 – отношение интеллигенции к событиям октября
1917 г. на основании анализа взглядов А. Аверченко
(«Дюжина ножей в спину революции»)
• Кейс 7 – отношение интеллигенции к событиям октября
1917 г. на основании анализа взглядов поэтов
(В. Маяковский, В. Брюсов, З. Гиппиус)
• Кейс 8 – позиция интеллигенции во время гражданской
войны (Демьян Бедный, З. Гиппиус, М. Волошин)

11.

Псевдоним
• Большинство литературных произведений
имеет автора, имя которого помещается на
обложке. Знаете ли вы, что далеко
не всегда это истинная фамилия?
• Псевдони́м (греч. ψευδής — «ложный»
и греч. όνομα — «имя») — подпись, которой
автор заменяет свое настоящее имя.
• Псевдонимы были известны еще в V-VI вв.
до н.э.
• Ложные имена использовали поэты
эпохи Возрождения.
• Широко были распространены
псевдонимы в XVIII-XX вв.

12.

Почему же авторы прибегают
к псевдонимам?
скрыть авторство
избежать цензурные
преследования
не путать с однофамильцами
боязнь провала на
литературном поприще
неблагозвучность фамилии
желание подчеркнуть
какое-то свое качество
стремление представить себя
иным, чем в действительности
(литературная маска)

13. Кейс 5

отношение интеллигенции к событиям
октября 1917 г. на основании анализа
взглядов М. Горького («Несвоевременные мысли»)

14.

• Русский советский писатель,
литературный критик и публицист,
родоначальник советской
литературы, активный участник
революционного движения,
общественный деятель.
• Настоящее имя –
Алексей Максимович Пешков.
• Псевдоним себе Алексей Максимович
придумал сам: «Не писать же мне
в литературе — Пешков…».
• Псевдоним характеризует не только
его судьбу, но и направление
его творчества: писал про горькую
участь обездоленных.
Максим Горький,
1868 - 1936
• "Несвоевременные мысли. Заметки
о революции и культуре" (1918)

15. Кейс 5

• Каково отношение Горького
к Октябрьской революции, судя
по этим высказываниям?
• Можно ли на основании их, хотя
бы частично, ответить на вопрос,
почему часть русской
интеллигенции не приняла
революцию?
• Оцените высказывания Горького.

16. Кейс 6

отношение интеллигенции к событиям
октября 1917 г. на основании анализа взглядов
А.
Аверченко («Дюжина ножей в спину революции»)

17.

• Русский писатель, сатирик,
театральный критик.
• Работает в сатирических журналах
«Штык», «Меч», «Стрекоза»
• Редактор журнала «Сатирикон»,
«Новый сатирикон».
• Псевдонимы: Ave, Волк, Фома
Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф
и др.
Аркадий Аверченко,
1881—1925
• В 1921 году в Париже опубликовал
сборник памфлетов «Дюжина ножей
в спину революции».

18.

• Поэт-символист, переводчик, один из
виднейших представителей русской
поэзии «Серебряного века».
• Опубликовал 35 поэтических
сборников, 20 книг прозы, переводил
с многих языков испанские песни,
словацкий, грузинский эпос,
югославская, болгарская, литовская,
мексиканская, японская поэзия.
• Псевдонимы: Б-ъ, К., Гридинский,
Дон, К.Б., Лионель.
Константин Бальмонт,
1867-1942

19. Кейс 6

• Каково отношение А. Аверченко
и К. Бальмонта к Октябрьской
революции?
• Попробуйте на основании этих
высказываний ответить
на вопрос, почему часть русской
интеллигенции не приняла
революцию?
• Оцените высказывания
А. Аверченко и К. Бальмонта.

20. Кейс 7

отношение интеллигенции к событиям
октября 1917 г. на основании анализа взглядов
поэтов (В. Маяковский, В. Брюсов, З. Гиппиус)

21.

• Русский советский поэт.
• Проявил себя как драматург,
киносценарист, кинорежиссёр,
киноактёр, художник, редактор
журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»),
«Новый ЛЕФ».
• 1919 год: активно сотрудничает
в РОСТА (1919—1921), оформляет
(как поэт и как художник) для РОСТА
агитационно-сатирические плакаты
(«Окна РОСТА»).
• 1920 год: закончил писать поэму
«150 000 000», в которой отражена
Владимир Маяковский,
тема мировой революции.
1893—1930

22.

• Русский поэт, прозаик, драматург,
переводчик, литературовед,
литературный критик и историк.
Один из основоположников русского
символизма.
• Псевдонимы: Валерий Маслов,
Аврелий, Бакулин, Нелли.
• После Октябрьской революции
1917 года Брюсов активно участвовал
в литературной
и
издательской жизни Москвы, работал
в различных советских учреждениях.
Валерий Брюсов,
1873—1924

23.

• Русская поэтесса и писательница,
драматург и литературный критик,
одна из видных представителей
«Серебряного века» русской
культуры.
• Г-с, Денисов Л., З.Г., Кр. А., Крайний
А., Крайний Антон, Мережковский Д.,
Товарищ Герман, Х.
Зинаида Гиппиус,
1869—1945
1920 года навсегда уехала
во Францию.

24.

Кейс 7
• Как в строках З. Гиппиус, В. Брюсова и В. Маяковского отражено
отношение интеллигенции к Октябрьской революции?

25. Кейс 8

позиция интеллигенции во время гражданской
войны (Демьян Бедный, З. Гиппиус, М. Волошин)

26.

• Русский советский писатель, поэт,
публицист и общественный деятель.
• Настоящее имя –
Ефим Алексеевич Придворов.
Псевдоним Демьян Бедный деревенское прозвище его дяди,
народного борца за справедливость.
• В годы гражданской войны вёл
агитационную работу в рядах РККА.
Демьян Бедный,
1883—1945
• Общий тираж его книг в 1920-е годы
превысил два миллиона
экземпляров.

27.

• Русский поэт, переводчик,
художник-пейзажист,
художественный и литературный
критик.
• 1910 год: вышел первый сборник
«Стихотворения. 1900—1910»
в Москве.
• 1914 год: отказ от военной службы
и участия «в кровавой бойне»
Первой мировой войны.
Максимилиан Волошин,
1877—1932
• 1924 год: превращает свой дом
в Коктебеле в бесплатный дом
творчества — Дом творчества
Литфонда СССР.

28.

Кейс 8
• На основании стихотворных строк постарайтесь сделать вывод
о позиции интеллигенции во время гражданской войны?

29. Интеллигенция и революция

Фронтальная работа с кейсами.
«Выбор»

30. Интеллигенция и революция

• Кейс 9 – Какой выбор встал перед творческой
интеллигенцией после победы большевиков?
• Кейс 10 – Какие настроения русской эмиграции
отражены в строках поэтов (И. Бунина, М. Цветаевой,
И. Северянина, Тэффи, Дон Аминадо, З. Гиппиус)

31. Кейс 9

Какой выбор встал перед творческой
интеллигенцией после победы большевиков?

32.

• Русский поэт «Серебряного века».
• Настоящее имя —
Игорь Васильевич Лотарёв.
• Псевдоним Северянин подчеркивает
"северное" происхождение поэта.
• 1918 год: венком и мантией
«Короля поэтов» публика увенчала
Игоря Северянина.
• Из тридцати восьми лет
литературной деятельности
Северянин почти двадцать четыре
года прожил в Эстонии.
Игорь Северянин,
1887—1941
• Он стал крупнейшим переводчиком
эстонской поэзии на русский язык.

33.

• Русский поэт-сатирик, мемуарист,
адвокат.
• Настоящее имя –
Аминодав Пейсахович Шполянский.
• 1918–1919 гг.: работал в изданиях
«Утро», «Вечер», «Киевская мысль»,
«Современное слово».
• 1918 год: закрыты все газеты,
где он публиковался.
Дон Аминадо,
1888—1957
• 1920 год: эмигрировал из Одессы
Францию, в Париж.
во

34.

• Русская поэтесса XX века, писательница,
литературовед, литературный критик,
переводчик.
• Настоящее имя –
Анна Андреевна Горенко.
• Псевдоним: фамилия бабушки, ведшей
род от татарского хана Ахмата.
• «Мне потому пришло на ум взять себе
псевдоним, что папа, узнав о моих
стихах, сказал: "Не срами мое имя".
- "И не надо мне твоего имени!" - сказала
я…"
• С 1922 года, книги Анны Ахматовой
подвергались жёсткой цензурной правке.
Анна Ахматова,
1889—1966
• «Муж в могиле, сын в тюрьме,
помолитесь обо мне», - так скажет
о своей трагической судьбе сама
поэтесса.

35.

Кейс 9
• Основываясь на строках поэтов, попытайтесь сделать вывод –
какой выбор встал перед творческой интеллигенцией после
победы большевиков?

36. Кейс 10

Какие настроения русской эмиграции отражены
в строках поэтов (И. Бунина, М. Цветаевой,
И. Северянина, Тэффи, Дон Аминадо, З. Гиппиус)

37.

• Русский писатель, поэт, почётный
академик Петербургской академии
наук (1909), первый русский лауреат
Нобелевской премии по литературе
(1933).
• Псевдонимы: Озерский И., Чубаров И.
• В феврале 1920 года покинул Россию,
эмигрировал во Францию.
Иван Бунин,
1870—1953
• В эмиграции вёл активную
общественно-политическую
деятельность: манифест о задачах
Русского Зарубежья относительно
России и большевизма «Миссия
Русской эмиграции».

38.

• Русская поэтесса, прозаик,
переводчик.
• Марина начала писать стихи ещё
в шестилетнем возрасте, не только
на русском, но и на французском
и немецком языках.
• Эмиграция (1922—1939).
• С 1930-х годов Цветаева с семьёй
жила практически в нищете.
• Возвращение в СССР (1939—1941).
Марина Цветаева,
1892—1941
• 31 августа 1941 года покончила жизнь
самоубийством.

39.

• Русская писательница и поэтесса,
мемуарист, переводчик.
• Настоящее имя –
Надежда Александровна Лохвицкая.
• Как она выбирала псевдоним,
написала в «Юмористических
рассказах», в рассказе, который так
и называется, «Псевдоним».
• Известна сатирическими стихами
и фельетонами, входила в состав
постоянных сотрудников журнала
«Сатирикон».
• После революции — эмигрировала.
Надежда Тэффи,
1872—1952
• Её называли первой русской
юмористкой начала XX века,
«королевой русского юмора».

40.

Кейс 10
• Какие настроения русской эмиграции отражены в приведенных
стихотворных строках?

41.

Но вечно жалок мне
изгнанник,
Как заключенный,
как больной.
Темна твоя дорога,
странник.
Полынью пахнет хлеб
чужой…"
Эти стихи Анна Андреевна Ахматова написала в 1922 году,
вскоре после того, как от причала на Васильевском острове
в Петрограде ушли два парохода - "Обербургомистр Хакен"
и "Пруссия". На пароходах, названных впоследствии
"философскими", были вывезены на чужбину российские ученые
- философы, историки, правоведы, литераторы.

42. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила