Похожие презентации:
Эллинизм и средневековье
1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
1. Это философия кризисной переломной эпохи, эпохи «надрыва»и заката всей Античности – со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
2. Это эпоха не столько мудрецов, сколько философских школ.
3. Философ – уже не столько ученый, сколько мудрец.
4. Главной философской дисциплиной становится этика.
5. В этике появляются «буддийские» мотивы, общим этическим
идеалом становится атараксия – безмятежность.
2. ШКОЛЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ШКОЛЫФИЛОСОФЫ
ЭПОХИ
ЭЛЛИНИЗМА
СКЕПТИКИ
СТОИКИ
ЭПИКУРЕЙЦЫ
НЕОПЛАТОНИКИ
3. АНТИЧНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ
СКЕПТИЦИЗМЭПОХИ
ЭЛЛИНИЗМА
ШКОЛА
СКЕПТИКОВ
"РАННИЕ" И
"СРЕДНИЕ"
ПИРРОН
(3 в. до н.э.)
ТИМОН
(3 в. до н.э.)
ЭНЕСИДЕМ
(1 в. до н.э.)
СКЕПТИЦИЗМ
АКАДЕМИИ
"ПОЗДНИЕ"
АГРИППА
(1 в. н.э.)
СЕКСТ
ЭМПИРИК (3 в.)
4. СКЕПТИЦИЗМ КАК ФИЛОСОФИЯ «ТРЕХ ВОПРОСОВ»
ЧТО ТАКОЕВЕЩИ?
КАК МЫ
ДОЛЖНЫ К НИМ
ОТНОСИТЬСЯ?
КАКУЮ ПОЛЬЗУ МЫ
МОЖЕМ ИЗВЛЕЧЬ
ИЗ ТАКОГО К НИМ
ОТНОШЕНИЯ?
МЫ ЗНАТЬ
НЕ МОЖЕМ
– «Ты жив,
Пиррон?»
– «Не знаю».
МЫ ДОЛЖНЫ
ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ
КАТЕГОРИЧЕСКИХ
СУЖДЕНИЙ
О ВЕЩАХ И СОБЫТИЯХ
ЭТО ПОРОДИТ
НЕЗАВИСИМОСТЬ
ОТ ВЕЩЕЙ И ДАСТ
АТАРАКСИЮ
5. СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯ
• От различия живых существ• От личных особенностей
• От различия восприятия одной
вещи разными органами чувств
• От предрасположения
6. СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯ
• От воспитания и обычаев• От соединения и
взаимодействия
• От расстояния, положения,
места
7. СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯ
• От количества и качества• От постоянства и редкости
• От соотносительности
8. АТАРАКСИЯ «ПО- СКЕПТИЧЕСКИ»
На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние,Пиррон оставался спокоен и ободрял их, показывая на
корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что такой
бестревожности и должен держаться мудрец.
(По Диогену Лаэрцию)
9. АНТИЧНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ
Скептики теоретическиразличили
феномены (вещи для нас,
явления) и
ноумены (вещи как они есть
сами по себе).
Мир ноуменов непознаваем.
10. ЭПИКУРЕЙЦЫ
ЭПИКУР• Эпикур основал свою философскую
школу в Афинах в конце 4 в. до н.э.
под названием Сад.
• Трехчастная структура философии:
физика, логика, этика.
• Физика – эллинистический вариант
атомистического материализма –
служит обоснованием этики.
• Как согласовать фаталистичность
атомизма с принципом свободы,
необходимой для самого
существования этики как учения о
добродетельном образе жизни?
11. ЭПИКУРЕЙЦЫ
ЭПИКУР• Необходимо ввести постулат
самопроизвольного
(спонтанного) отклонения
движущихся атомов от
прямолинейной траектории.
• По сути это было начало конца
античной онтологии – ведь речь
идет об отказе от принципа «из
ничего ничего не происходит».
Античная мысль подошла к
своему теоретическому пределу.
12. ЭПИКУРЕЙЦЫ
ЭПИКУР• Гносеология эпикурейцев –
классический сенсуализм,
антиплатонизм:
• Всё знание – из опыта, и даже
наши знания-ожидания будущих
событий тоже основываются на
прошлом опыте.
• Это «пролепсис» - опережающее
схватывание, предвосхищающее
знание.
• «Бросок мысли» - возможность
понимания того, что вообще не
дано в чувственном мире путем
аналогии.
13. ЭПИКУРЕЙЦЫ
ЭПИКУР• Этика – гедонизм (гедоне –
наслаждение), евдемонизм
(от «счастье», блаженство
духа). Наслаждение – высшее
благо.
• Цель – достижение той же
самой атараксии.
• Наслаждение – это
отсутствие страданий.
• Это не обычный гедонизм.
• Классификация наслаждений
14. Этика эпикурейцев Классификация желаний
© Н. БирюковЭтика эпикурейцев
Классификация желаний
Желания
(наслаждения)
Естественные
Необходимые
Не необходимые
Избавляющие
от страданий,
например,
питьё при жажде
Разнообразящие
наслаждение,
например,
изысканная пища
Вздорные
(неестественные)
Не естественные
и не необходимые,
например, венки
и почётные статуи
15. ЭПИКУРЕЙЦЫ
ЭПИКУР• Страдания вызываются
страхами (перед богами,
смертью, стихийными силами
природы).
• Значит, нужно показать, как
устранить эти страхи.
• 1) Боги не имеют к людям
никакого отношения, 2) со
смертью мы не встречаемся,
3) природа ведет себя
согласно естественным
законам (атомизма).
• Тихая жизнь дает радость
бытия. «Проживи незаметно».
16. Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление
© Н. Бирюков (с изм.)Этика эпикурейцев
Страхи и их преодоление
Страхи –
причины несчастий
Страх перед
богами
Боги не имеют
к людям
никакого отношения,
живут в междумириях,
являются
совершенствами,
поэтому ничем себя
не утруждают
Страх
смерти
Смерть не имеет
к нам никакого
отношения: пока
мы есть, смерти
ещё нет, а когда
смерть наступает,
то нас уже нет.
Страх перед
природой
Явления природы
естественны,
«могут быть
объяснены наукой»
(Ходжа Насреддин
и медный таз)
17. СТОИЦИЗМ
ПОРТИК – «СТОЯ». СОБИРАВШИЕСЯ ЗДЕСЬ – СТОИКИ18. СТОИЦИЗМ
РИМСКАЯ (ПОЗДНЯЯ) СТОЯ(1 – 2 ВВ. Н.Э.)
(СЕНЕКА, ЭПИКТЕТ, МАРК АВРЕЛИЙ)
СРЕДНЯЯ СТОЯ (2 – 1 ВВ. ДО Н.Э.)
(ПАНЭЦИЙ, ПОСИДОНИЙ)
ДРЕВНЯЯ СТОЯ (3 – 2 ВВ. ДО Н.Э.)
(ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ,
ХРИСИПП, КЛЕАНФ)
19. СТОИКИ
ЗЕНОН ИЗ КИТИОНА• Физика – обоснование этики
(ср. с эпикуреизмом).
• Физика стоиков –
спиритуалистический
материализм
• Все телесно, включая пневму –
мировую душу, которая все
объемлет и все связывает.
• Всем правит «симпатия», все
части мира подчинены единому
целому. Принцип холизма
(тоталитаризма) – целое
обладает безусловным
приоритетом по отношению к
частям. Антиатомизм.
20. СТОИКИ
ЗЕНОНИЗ КИТИОНА
• Все устроено разумно (идея
Огня-Логоса, заимствованная
у Гераклита). Гилоноизм.
• «Материалистический пантеизм»:
Бог – это мир, взятый с точки
зрения его разумности.
• Идея провиденциализма,
доведенная до принципа
фатализма: все предопределено,
будучи заложенным в
сперматических логосах –
«зародышах» бытия.
21. ЭТИКА СТОИКОВ
СЕНЕКАЭТИКА СТОИКОВ
• Все в этике подчинено принципу
судьбы. «Желающего судьба ведет, а
нежелающего тащит».
• Долг и одновременно высшее счастье
человека – почувствовать себя частью
мирового механизма (частью целого)
и верно служить ему, содействуя
общемировому замыслу. «Жить в
согласии с природой».
• Ничто внешнее не может нарушить
этой внутренней настроенности и
готовности человека (если они есть) –
даже пытки в Фаларидовом быке.
ЭПИКТЕТ
22. ЭТИКА СТОИКОВ
СЕНЕКАЭТИКА СТОИКОВ
ФАЛАРИДОВ БЫК
ЭПИКТЕТ
23. ЭТИКА СТОИКОВ
СЕНЕКАЭТИКА СТОИКОВ
ФАЛАРИДОВ БЫК
ЭПИКТЕТ
24. ЭТИКА СТОИКОВ
СЕНЕКАЭТИКА СТОИКОВ
ФАЛАРИДОВ БЫК
ЭПИКТЕТ
25. ЭТИКА СТОИКОВ
СЕНЕКАЭТИКА СТОИКОВ
ФАЛАРИДОВ БЫК
ЭПИКТЕТ
26. ЭТИКА СТОИКОВ
СЕНЕКАЭТИКА СТОИКОВ
• Я счастлив от ощущения гармонии с
провидением, поэтому все, что со
мной происходит, мне безразлично.
ЭПИКТЕТ
27. ЭТИКА СТОИКОВ
СЕНЕКАЭПИКТЕТ
ЭТИКА СТОИКОВ
• Я понимаю, что мне это безразлично,
чувствую свою власть над собой, и поэтому
мое счастье неизменно.
• Добродетельная жизнь сама по себе
порождает счастье.
28. ЭТИКА СТОИКОВ
СЕНЕКАЭТИКА СТОИКОВ
• Единственное благо – добродетель,
единственное зло – порок.
• Все остальное (слава, деньги, власть,
здоровье и т.д.) – адиафора (морально
безразличное), ибо, во-первых, все это
во власти судьбы, а не человека, и,
во-вторых, их наличие или отсутствие
никак не могут повлиять на отношение
человека к судьбе и ее принятие им.
• Ригоризм этики стоиков (рационализм в
этике, культ долга, признание
добродетели единственным благом и
единственной, а также действующей
МАРК АВРЕЛИЙ причиной счастья).
29. ЭТИКА СТОИКОВ (ИТОГИ)
СЕНЕКА• Этический идеал стоиков – три «А».
1. Апатия – бесстрастие.
2. Автаркия – самодостаточность.
3. Атараксия – безмятежность.
• «Амор фати» - любовь к судьбе.
МАРК АВРЕЛИЙ
30. НЕОПЛАТОНИЗМ
ПЛОТИН(3 в. н.э.)
ЯМВЛИХ
(4 в. н.э.)
ГИПАТИЯ
(5 в. н.э.)
31. НЕОПЛАТОНИЗМ
ПЛОТИН(3 в. н.э.)
• Все существующее существует как
единство своих частей,
посредством причастности
Единому (идее Единого).
• Это Единое (высшее начало мира)
уже выше всех возможных
определений (нельзя даже сказать,
что оно едино, что оно есть и т.д.).
• Апофатический метод описания
Единого и мистический путь его
познания.
• Апофатический метод – способ
философствования, основанный на
признании логической
невозможности позитивного
описания Абсолюта как
трансцендентной сущности.
32. НЕОПЛАТОНИЗМ
ПЛОТИН(3 в. н.э.)
• Все сущее происходит в
результате эманации
(истечения) из Единого – как
свет из Солнца, тепло – от
костра.
• Мир материи в своем бытии
не самостоятелен (по крайней
мере, логически, ср. с
Платоном и Аристотелем), он
«как бы творится».
• Абсолют творит мир еще не
из ничего, а «из самого себя»,
переступая границы своей
всеполноты и изливаясь
божественным светом.
33. НЕОПЛАТОНИЗМ
ПЛОТИН(3 в. н.э.)
Обработка Августином схемы
неоплатоников:
замените «Бог» на «Единое»
34. СРЕДНЕВЕКОВАЯ (ХРИСТИАНСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ
МОНОТЕИЗМКРЕАЦИОНИЗМ
ФИДЕИЗМ
и «пространство
веры»
ПЕРСОНАЛИЗМ
открытие идеи
личности
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
трансцендентно-личный
(ср. стоики)
ТЕОЦЕНТРИЗМ
35.
КРЕАЦИОНИЗМ ВСРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
ДА БУДЕТ!
FIAT!
СОТВОРЕНИЕ МИРА
36. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
• Абсолютная трансцендентность Бога• Переосмысление понятия любви: Бог не только любим,
он еще и любовник (субъект, а не только объект любви).
Любовь как агапэ (ср. филия и эрос).
• Открытие идеи истории в собственном смысле.
37. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
КОНСТАНТИН• Сначала – гонимая религия.
• 313 и 324 гг. – указы имп.
Константина, направленные
на утверждение христианства
в качестве государственной
религии.
• 325 – 787 гг. – эпоха
Вселенских соборов, эпоха
формирования и утверждения
христианской догматики.
• Патристика (до 9 в.) и
схоластика (с 9 в.) – два этапа
средневековой философии.
38. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
Никейский – 325 год
Утверждение
Константинопольский – 381 год
Символа Веры
Эфесский – 431 год
Халкидонский – 451 год
Константинопольский второй – 553 год
Константинопольский третий – 680 год
Никейский второй – 787 год
ГЛАВНЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭПОХИ СОБОРОВ:
1.
2.
3.
4.
Тринитарная (проблема троичности – 1-й и 2-й соборы)
Исхождения Святого Духа (2-й и «западные соборы»)
Христологическая (особенно 3-й и 4-й, а также 6-й соборы)
Иконопочитания (7-й собор)
39.
ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМАКак можно совместить
монотеизм и признание трех
«аспектов» Бога –
Отца, Сына и Святого Духа?
Какое между ними
соотношение?
Бог ли Христос, ведь Он –
лишь Сын Божий?
К кому обращается Христос
в Гефсиманском саду
(«Отче…»)? Не к себе ли
самому, если Он – тот же Бог?
40.
ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА41. ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА
42. ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА
АФАНАСЬЕВЦЫАРИАНЕ
ДОКТРИНА ЕДИНОСУЩИЯ, ДОКТРИНА ПОДОБОСУЩИЯ,
«ХОМОУСИОС»
«ХОМОЙУСИОС»
РАВЕНСТВО ВСЕХ
ЛИЦ ТРОИЦЫ
СУБОРДИНАЦИОНАЛИЗМ:
СЫН НИЖЕ ОТЦА
Проблему троичности помогли решить
КАППАДОКИЙЦЫ –
Василий Великий (слева), Григорий Богослов
(справа), Григорий Назианзин.
Они предложили различить понятия сущности
(она одна) и ипостаси (их три).
43. ПРОБЛЕМА «СВЯТОГО ДУХА»
ВОСТОЧНАЯ(ПРАВОСЛАВИЕ)
ЗАПАДНАЯ
(КАТОЛИЦИЗМ)
8. «…и в Духа Святаго…иже
от ОТЦА исходящаго»
Благодать исходит от Отца
через Сына
8. «…и в Духа Святаго…иже от
ОТЦА и СЫНА исходящаго»
Догмат о «филиокве» («и Сына»),
(Толедо, 589 год)
Практика индульгенций, догмат
о непогрешимости Папы, учение
о «сверхдолжных делах»
Раскол церквей – 1054 год
44. ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Как соотносятся в Христебожественное и человеческое?
Несторианство (осуждено в 431 г.):
Дева Мария родила человека, на
которого снизошло Божество и
обитало в человеческом теле как в
доме. Это обособление двух природ.
Монофизитство (осуждено в 451 г.):
У Христа одна природа –
Божественная, а человеческая –
видимость. То есть одна природа
поглотила другую.
45. ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Халкидонское решение 451 года:«нераздельно, неразлучно,
неслиянно, неизменно»
Монофелитство (осуждено в 680 г.):
У Христа две природы –
Божественная и человеческая, но
одна воля – Божественная. Это
замаскированное монофизитство.
Иконоборчество (осуждено в 787 г.):
Икона – тот же идол. НО: мы
поклоняемся не иконе, а перед
иконой, ее «небесному прообразу».
46. АВГУСТИН (354 – 430)
• Имел богатое языческоепрошлое, был сторонником
манихейства – ближневосточного
дуалистического учения.
• Главные сочинения –
«Исповедь», «О граде Божием»
• Систематизировал основные
положения новой
мировоззренческой системы.
47. АВГУСТИН (354 – 430)
• Бог – личность, творящий мир по своейсвободной воле.
• Дуализм («логический») земного и
небесного, уничижение земного.
• Идея транскреации: Бог творит мир
постоянно, в каждое мгновение, иначе
бы мир вообще не смог бы устойчиво
существовать (без вмешательства Бога)
после своего сотворения Богом.
• Бог существует в Вечности, мир – во
времени, которое создается вместе с
миром.
• Платонизм Августина: Бог творит мир
(вещи) соответственно своим идеям об
этих вещах.
48. АВГУСТИН (354 – 430)
• Но если Бог всеблаг, то откуда зло?Может быть, Бог не может его
побороть? – Но тогда он не всемогущ!
• Это проблема теодицеи – оправдания
Бога перед фактом наличия в мире зла
и несправедливости.
• Зло – в свободной воле человека,
который использовал ее не по
назначению.
• Зло не субстанциально (ибо
единственным первоначалом всего
сущего является Бог), зло – недостаток
добра.
• Спор с Пелагием о спасении человека:
проблема соотношения свободы и
благодати.
49. АВГУСТИН (354 – 430)
• Пелагий: человек спасается своимидобрыми делами.
• Августин: спасение человека находится
целиком во власти Бога, который
изначально одних предопределяет к
спасению, других – к осуждению.
• Фидеизм: вера выше разума, вера –
главный элемент всей духовной жизни
и всей личности человека.
• Линейная концепция истории.
• История как борьба «двух градов» живущих «по Богу» и «по человеку».
• Два типа любви: 1) к себе, доведенная
до презрения к Богу (град земной); 2) к
Богу, доведенная до презрения к себе
(град Божий)
50. ФОМА АКВИНСКИЙ
АНГЕЛЬСКИЙ ДОКТОР(1225 – 1274)
• Концепция гармонии веры и
разума, критика теории
двойственной истины (Фома: у
философии и теологии один
предмет, но разные методы,
поэтому противоречия между
ними исключены (философия –
служанка теологии).
• Учение о трояком существовании
универсалий (до вещей – в уме
Бога, в вещах – как их формы,
после вещей – в уме человека как
результат познания).
• Аристотелизм Фомы.
51. ФОМА АКВИНСКИЙ
• Учение о сущности исуществовании. Бог как нечто,
сущность чего совпадает с
существованием
• Пять доказательств бытия Бога.
• «От производящей причины»
• «От источника движения»
• «От случайности и
необходимости»
• «От степеней совершенства»
• «От целесообразности природы»
52. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ
• Докажем, что русалки существуют,более того, что существуют
конкретные русалки.
• Рассмотрим два суждения:
1. «Существующая русалка
существует»;
2. «Существующая русалка не
существует»
• Второе из них ложно, ибо
самопротиворечиво.
• Поэтому первое суждение истинно
Рэймонд Смаллиан
(ибо противоречит ложному второму).
по мотивам Ансельма • Поэтому существуют русалки, так как
Кентерберийского
существует как минимум одна русалка,
(1033 – 1109)
а именно существующая.
53. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ
АнсельмКентерберийский
(1033 – 1109)
1. У нас есть понятие Бога как
абсолютного совершенства – того,
больше чего нельзя себе помыслить.
2. Возникает вопрос: предмет этого
понятия существует только в нашей
мысли или же еще и в самой
реальности?
3. Пусть Бог реально не существует.
4. Тогда он не является абсолютным
совершенством, можно помыслить
нечто большее, чем он – а именно
существующего Бога (из 3).
5. Противоречие (1 и 4).
6. Бог реально существует.
54. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ
Ансельм
Кентерберийский
(1033 – 1109)
ИЛИ:
Бог – сумма всех
положительных качеств.
Бытие – положительное
качество.
Бог обладает бытием.
ИЛИ:
Бог – абсолютное
совершенство.
Если бы Он не существовал, он
не был бы совершенным.
Поэтому Бог существует.
55. КРИТИКА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
• Существование – не предикат, несвойство самого предмета.
• Существование – характеристика
отношения субъекта к объекту
его познания («он
воспринимаем»).
• Мыслимый и существующий
предмет – это тот же самый
предмет (пример со 100 талерами
и чековой книжкой).
• Поэтому ОА нарушает
логический принцип запрета
порочного круга.
• Из мысли нельзя вывести бытие,
все суждения о существовании
имеют эмпирическую природу.