Жанровые разновидности текста в СМК
Жанр - исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых
ОПЕРАТИВНО-НОВОСТНЫЕ ТЕКСТЫ
ЗАМЕТКА и ПРЕСС-РЕЛИЗ – ведущие оперативно-новостные тексты
ЗАМЕТКА
Пресс-релиз - основной жанр PR-текста. Состоит из предназначенной для прессы актуальной оперативной информации о событии
По признаку оперативности информирования выделяют 2 типа пресс-релиза
Приглашение – текст о мероприятии в деятельности базисного субъекта РR, в котором адресату предлагается принять участие.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕКСТЫ
репортаж
Элементы репортажа:
интервью
Виды интервью
отчет
Бэкграундер - жанр РR-текста, представляющий расширенную информацию текущего (фонового) характера о субъекте РR, которая служит
Структура бэкграундера
Лист вопросов-ответов – PR-текст, позволяющий в форме ответов на возможные или наиболее часто задаваемые вопросы поддерживать
Аналитический отчет
Аналитический пресс-релиз
Обозрение
Рецензия
437.50K
Категория: МаркетингМаркетинг

Жанровые разновидности текста в СМК

1. Жанровые разновидности текста в СМК

2. Жанр - исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых

признаков.
-
способ отражения реальной действительности;
тематическое своеобразие;
функциональные особенности;
технические условия создания журналистских произведений.
При помощи этих признаков все разнообразие журналистской
продукции можно классифицировать по ряду формальных признаков.
Жанры
Информационные
Аналитические
Художественнопублицистические

3.

Информационные жанры –
Объект - единичный факт, конкретное событие.
Метод – констатация свершившегося.
Информация призвана отвечать на вопросы:
Когда? Где? Кто? Что?
и
Как? Каким образом?
оперативно-новостные
Заметка
Репортаж
Интервью
Информационная
корреспонденция (пресс-релизы)
Информационный отчет
приглашение
Вопрос-ответ
Бекграундер
исследовательские
Комментарий
Корреспонденция
Статья
Аналитические отчеты, интервью,
опрос
Беседа, резюме, мониторинг
Рецензия
Обозрение, Обзор СМИ
Прогноз,Версия
Письмо, Исповедь
Рекомендация (совет)
Аналитический пресс-релиз

4. ОПЕРАТИВНО-НОВОСТНЫЕ ТЕКСТЫ

ОПЕРАТИВНОНОВОСТНЫЕ ТЕКСТЫ
Ядро этих текстов – новость - сообщение, содержащее
информацию, ранее неизвестную аудитории.
Требования, предъявляемые к тексту:
• оперативность;
• релевантность – соответствие интересам
аудитории ( коммуникатору и коммуниканту);
• фактическая точность;
• декодируемость – понятность сути сообщения для
аудитории ;
• очищенность сущностной информации от
«шумов» (дополнительных сведений, деталей и
подробностей, отвлекающих от смысла основной
темы);
• краткость информации.

5. ЗАМЕТКА и ПРЕСС-РЕЛИЗ – ведущие оперативно-новостные тексты

Жанровое своеобразие выражается в максимальной
локализации пространственно-временных координат. Текст
несет в себе классическое триединство: все факты в нем
объединены одной темой, фиксируется одномоментное
состояние процессов, происходящих в действительности, и
точно обозначено место действия.
Заметка и Пресс-релиз обычно строятся
по принципу перевернутой пирамиды:
главный факт выносится в начало,
а второстепенные
ранжируются в материале
в зависимости от
их значимости.

6. ЗАМЕТКА

Основная мысль публикации может быть представлена в лид.
абзаце. Для привлечения внимания читателей данная часть
текста обычно выделяется шрифтом.
Важное значение имеет зачин, т.е. структура первого
предложения. В нем следует:
во-первых, сообщить о самом главном,
а во-вторых, уже с первой фразы заинтересовать читателя.
В зачине можно обозначить проблему, привести мнение
какого-либо официального лица, констатировать итоги того
или иного события и т.д.
За зачином следуют подробности.

7.

структура заметки состоит из
следующих элементтов:
Заголовок Например: Ущерб от пиратства составил
1миллиард долларов».
Лид абзац Ущерб от всех видов пиратства при
нарушении прав интеллектуальной собственности в РФ
составляет около 1 млрд. долл. Об этом сообщила на
заседании Госдумы заместитель председателя комитета
по культуре Е.Драпеко.
Зачин В зачине констатируется проблема, связанная с
нарушением законодательства об охране авторского
права и развитием монополизма в сфере создания и
распространения аудио- и видеопродукции.
Подробности В качестве «говорящих» подробностей
приводится сообщение Е.Драпеко о различных фактах
пиратства, а также мнение депутатов о борьбе с данным
явлением.

8. Пресс-релиз - основной жанр PR-текста. Состоит из предназначенной для прессы актуальной оперативной информации о событии

базисного
субъекта PR.
Актуальная оперативная информация о
базисном субъекте PR:
новое событие, продукт, услуга;
управленческие изменения в организации
(структурные изменения, связанные с
банкротством, образованием новых
филиалов, сменой руководства и т.п.);
публичные выступления в СМИ ведущих
специалистов компании, ее руководства;
торжественные события в жизни базисного
субъекта (например, юбилеи).

9.

Пресс-релиз оформляется:
- на бланке с логотипом организации (на фирменном
бланке с банковскими реквизитами нежелательно).
- логотип и адрес организации (левый верхний угол).
- имя и координаты контактной персоны (в правом
верхнем углу).
- текст должен обязательно иметь указание на свою
жанровую принадлежность: «пресс-релиз».
- эмбарго — дату распространения текста (ставится
конкретная дата или указывается: «для немедленного
распространения»).
- заголовок, который должен раскрыть тему.
- лид-абзац содержит основную информацию, это ответы
на вопросы «кто?», «что?», «когда?», «где?» и, возможно,
«почему?», «для кого?»
- текст строится по принципу «перевернутой пирамиды»:
каждый последующий абзац содержит менее важную
информацию.

10.

11. По признаку оперативности информирования выделяют 2 типа пресс-релиза

релиз-анонс –
превентивное сообщение о
будущем событии,
это своеобразная «новость
на завтра».
Функция анонса —
привлечение внимания
СМИ.
В основе ньюс-релиза
лежит фактологическая
информация.
В ньюс-релизе ставится
задача донести до широкой
аудитории важную новость
или информационное
сообщение.
Новостные пресс-релизы
могут распространяться в
ходе пресс-конференции и
после новостного события.

12.

Пресс-релиз
Karisoku
Дата распространения:
17 марта 2010 г.
Контактное лицо:
Петров Петр Петрович
телефон: (812) 100-00-00
17 марта в Санкт-Петербурге состоится открытие салона японской мебели
Сегодня, 17 марта 2010 года, состоится официальная церемония открытия
первого в России салона японской мебели Karisoku.
Karisoku – одна из самых известных японских фабрик, выпускающая мебель только
из натуральных и экологически чистых материалов.
Компания Karisoku была создана весной 1940 года в окрестностях японского
города Нагойя. На сегодняшний день группа Karisoku включает уже 10 фабрик по
всему миру, каждая из которых накопила уникальную технологию в производстве
своей группы мебели.
Ассортимент Karisoku включает более 60 различных программ. В него входят
спальни, гостиные, детские, прихожие, столовые и мягкая мебель. Такое невероятное
множество моделей удовлетворит любое желание.
Karisoku придает огромное значение качеству выпускаемой продукции. Компания
имеет право использовать знак «голубой ангел» для своей мебели. Этот знак является
гарантией и обязательством того, что изделия этого предприятия способствуют
защите экологии окружающей среды.
Квинтэссенцией философии Karisoku сегодня утверждение о том, что мебель
должна быть функциональна, удовлетворять самые высокие эстетические требования,
она должна быть «индивидуальна» для каждого помещения, качество ее должно быть
безупречным.

13. Приглашение – текст о мероприятии в деятельности базисного субъекта РR, в котором адресату предлагается принять участие.

- оформляется на бланке с логотипом.
- cверху указывается: «приглашение».
- 1-й абзац — это собственно приглашение: здесь дается
информация о том кто, когда и на какое событие приглашает.
Указывается также адрес, где мероприятие будет проводиться.
- во 2-м абзаце дается краткая информация о самом субъекте
РR и о событии, на которое приглашается адресат.
- в 3-м абзаце дается список приглашенных гостей, VIPперсон.
- программа, где указывается время каждой из ее составляющей,
например: регистрация, пресс-конференция, кофе-брейк,
окончание мероприятия.
- завершается текст приглашения обязательной фразой с
просьбой адресату сообщить о своем участии в мероприятии и
контактными данными ответственных за связь с
приглашенными лиц.
Целесообразно указать наиболее удобный
проезд и место возможной парковки, что в целом
должно показать уровень гостеприимства субъекта
РR.

14. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕКСТЫ

При формировании интереса к новости
на первый план выступает не оперативное
значение сообщаемой информации, а ее
истолкование.
В таких тестах превалируют(отчете,
репортаже, интервью, бэкраундере, листе
вопросов-ответов) повествовательноописательные элементы.
Сообщаются детали и подробности
события, происходящее комментируется и
оценивается.

15. репортаж

Содержит в себе оперативные передачи информации с ее
анализом.
Стержнеобразующий жанровый элемент – отражение
события в том виде, в каком оно происходило на самом деле.
Время в репортаже дискретно(прерывисто), условно, ибо не
соответствует по продолжительности реальному времени
описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону
– от начала описания события к его завершению.
Основу повествования составляет последовательное
описание события.
Последовательность описания создает эффект
присутствия репортера на месте события - реальное
доказательство того, что публицист описывает событие,
лично им наблюдаемое.
Отличительной чертой репортажа является динамично
развивающееся действие.

16. Элементы репортажа:

• последовательное воспроизведение события;
• наглядность – создание картины
происходящего путем использования
предметного описания деталей, приведения
подробностей ситуации, воспроизведения
поступков и реплик действующих лиц;
• предельная документальность – репортаж не
терпит ни реконструкции, ни творческого
вымысла;
• образная аналитичность – отвечая на вопрос,
каким образом происходило событие,
публицист выступает как исследователь;
• эмоционально окрашенный стиль
повествования, придающий рассказу
дополнительную убедительность;
• активная роль личности самого репортера,
позволяющая не только увидеть событие
глазами рассказчика, но и побуждающая
аудиторию к самостоятельной работе
воображения.

17. интервью

Жанрообразующим признаком интервью является
субъективизация повествования.
Текст интервью в большинстве случаев представляет
собой своеобразный комментарий произошедшего. В
нем господствует не столько факт, сколько отношение к
нему.
Главенствует точка зрения не автора, а собеседника
журналиста.
Это не означает, что голос публициста в интервью не
слышен: во-первых, ход самой беседы искусно
направляется журналистом (содержание и структура
общения подчинены задачам, решаемым автором), а вовторых, демонстрация точки зрения собеседника
предполагает, выявляет и позицию корреспондента.
Аудитория всегда получает возможность соотнести
взгляд публициста со взглядом его собеседника.

18. Виды интервью

событийные
проблемные
портретные
По постановке вопросов: формализованные и свободные.
С учетом этих особенностей и строится композиция текста.
В формализованных интервью заранее
продумывается логика вопросов, а полученные ответы
выстраиваются в той последовательности, в которой
они были заданы в вопроснике.
Более сложным представляется структурнокомпозиционное построение публикации, основанной
на свободном интервью, которое организуется не четко
обозначенными вопросами, а темой. Здесь респондент
высказывает мысли по своему усмотрению. Журналист
направляет и стимулирует ход беседы, вступая в
активный диалог с собеседником.

19. отчет

Жанровые признаки:
• В основе лежит максимально полный рассказ о
конкретном событии, лично наблюдаемом автором;
• повествование ограничено определенными
пространственно-временными рамками,
охватывающими описываемое событие;
• существенным содержательным элементом отчета
является детализация события, изложение
подробностей. В качестве подробностей выступают
реплики действующих лиц;
• автор не обязан приглушать формальные приемы
«самовыражения». Побуждение аудитории к активному
восприятию текста отчета связано с прямой
демонстрацией собственной позиции.
Отчет более строг в сравнении с репортажем или
интервью (главная его задача – предельно объективное
изложение происходящего). Но лексическая и
смысловая экспрессия отчету не противопоказаны.

20. Бэкграундер - жанр РR-текста, представляющий расширенную информацию текущего (фонового) характера о субъекте РR, которая служит

цели поддержания его
паблицитного капитала.
Выступая обязательным компонентом
разновидности комбинированных текстов
(пресс-кита, буклета, проспекта), может также
передавать расширенную неактуальную
информацию сопровождающего характера по
отношению к информационному поводу.
Обычно бэкграундер посвящен истории
компании и поэтому на практике часто имеет
такой заголовок: «Компания N1. История
успеха».
Бэкграундер обычно оформляется на
бланке с логотипом организации.

21. Структура бэкграундера

• общая характеристика компании,
• основание компании и первые шаги ее
развития.
• если в компании есть легенды,
занимательные истории об отцахоснователях — все это делает бэкграундер
занимательным для чтения и значительно
увеличивает его шансы появиться на газетной
полосе.
• указание на кризисоустойчивость — важный
компонент создания положительного имиджа
компании.
• далее представляется сегодняшний день
развития компании и ее перспективы.
• в отличие от пресс-релиза, текст
бэкграундера закрытый по своей структуре,
то есть имеет обязательную концовку,
содержащую явные или скрытые аргументы в
пользу того, что перед нами действительно
история успеха.

22. Лист вопросов-ответов – PR-текст, позволяющий в форме ответов на возможные или наиболее часто задаваемые вопросы поддерживать

паблицитный
капитал организации.
В отличие от журналистского интервью, в этом жанре
как вопросы, так и ответы составляются сотрудниками
РR-структуры.
Вопросно-ответные единства здесь самостоятельны и
могут располагаться в довольно произвольном порядке.
Рекомендуется давать 5-7 вопросов-ответов.
Лист вопросов-ответов может быть компонентом
пресс-кита, брошюры или появляться на страницах
корпоративной печати.
Лист вопросов-ответов обычно имеет
следующий заголовок: «Компания N.
Часто задаваемые вопросы».

23.

Аналитические жанры
Комментарий
Коммента́рий (лат. commentārius — заметки, записки;
толкование) — пояснения к тексту, рассуждения, замечания
о чём-нибудь или в Интернете — к посту (сообщению);
Комментарий — это аналитический жанр журналистики,
самостоятельное произведение, которое отображает мнение
автора по какому-либо вопросу. То есть этот жанр дает
оперативное и наглядное представление о событии через
мировоззрение автора, его участника или очевидца.
Комментатор — это автор комментария. Им может быть,
как эксперт в какой-то области, так и обычный человек.
на первый план выходит личность автора. Аудитория не
просто информируется о событии, а выражается позиция
по отношению к этому событию, мнение и мировоззрение.

24. Аналитический отчет

• Аналитический отчет представляет собой
описание тщательного исследования того или
иного вопроса по завершении определенного
планового этапа.
• Структура : титульный лист;
• содержание отчета; введение;
• основная часть документа (аналитический и
проектный раздел);
• заключение;
• список использованных источников;

25. Аналитический пресс-релиз

• Предметом аналитического пресс-релиза
являются качества, возможности каких-либо
людей или организаций, фирм, учреждений
во взаимосвязи их с потребностями, задачами,
которые в данный момент могут быть у
аудитории СМИ.
• По содержанию он может включать
некоторые данные из отчетности компании,
статистику, анализ рынка или прогноз
развития событий на основе мнения какоголибо эксперта. Он также может содержать
данные других организаций в качестве
информационного дополнения.

26. Обозрение

• Определяющий признак жанра обозрения —
единство наглядного освещения общественных
событий и мысли обозревателя, глубоко
проникающей в суть процесса, ситуации.
• Основной метод обозрения заключается в том,
чтобы с помощью глубокого рассмотрения
определенной совокупности фактов,
объединенных временем, пространством,
познакомить аудиторию с происходящими в
обществе процессами, сложившимися
ситуациями, возникшими проблемами.

27.

• Обозреватель должен:
• возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о
событиях, процессах, происходящих в общественной
жизни;
отстаивать передовые точки зрения и способствовать
совершенствованию «личной стратегии» граждан;
обнаруживать в явлениях их сущность, показывать
противоречия действительности;
через выяснение сущностных связей, определение
линии развития явлений, прогноз осмысливать ход
общественного развития;
способствовать практическому решению проблем
общества.

28. Рецензия

• Официальное, аргументированное мнение, как правило,
в письменном развернутом виде, которое включает в
себя полный анализ и объективную оценку действия,
события, фактов.
Характеристики:
• небольшой размер, лаконизм (чтобы читатель не тратил
много времени на прочтение рецензии и дочитал текст
с удовольствием до конца);
• актуальность объекта (анализируют новинки,
малоизвестные для публики) выявление авторской
позиции;
• наличие рекомендации (оценки) в заключении текста.
English     Русский Правила