34.87M
Категория: ИскусствоИскусство

Рококо во Франции

1.

РОКОКО ВО ФРАНЦИИ

2.

В истории культуры Франции эпоху, наступившую в начале
правления Людовика XV (1715 г.) и завершившуюся в год
революции (1789 г.), называют веком Просвещения. Это время
дало миру великих писателей, философов и ученых.
В 1720-е гг. при королевском дворе появляется стиль рококо,
просуществовавший почти пятьдесят лет. Этот стиль был
легким, причудливым и изящным. Слово «рококо» произошло от
французского rocaille - «рокайль» - так назывались модные
садовые украшения из раковин и мелких камешков.
В живописи рококо были популярны светлые оттенки - розовые,
голубые. Наряду с масляными красками, применялась пастель.
Обращаясь к библейским и мифологическим сюжетам, художники
создавали
нарядные
полотна,
призванные
услаждать
аристократическую публику. Большим успехом пользовались
картины, изображавшие пастухов и пастушек, которые
походили не на крестьян, а на переодетых в театральные
костюмы дам и кавалеров.
На этом занятии вы познакомитесь с самыми значительными
художниками Франции XVIII в. - Антуаном Ватто и Франсуа
Буше.

3.

ПРИЗНАКИ РОКОКО:
цель искусства – доставлять людям наслаждение и
радость
запрет на морализаторство (искусство не должно
учить, наставлять, угнетать, печалить)
культ наготы (или, наоборот, у героев слишком
нарядные одежды)
много декоративных деталей (амуры, цветочные
гирлянды, красивые раковины)
культ малых форм (все небольшое, уютное, милое)
светлые пастельные тона
Вспомните
признаки
рококо,
которые мы
изучали на
первом
занятии.
Их необходимо
хорошо знать.

4.

АНТУАН ВАТТО - ОСНОВОПОЛОЖНИК РОКОКО В ЖИВОПИСИ.
Антуа́н Ватто́
(1684 - 1721) –
французский живописец и график.
Вышел из простой среды, был сыном
кровельщика. Любил бытовой жанр,
копировал полотна голландцев, очень
много зарисовывал с натуры. Около
1702 г. приехал в Париж, работал как
копиист. Увлекся театром. Его влекло к
героям итальянской комедии, которая во
Франции была популярна не менее, чем
у себя на родине. Охотно рисовал
актеров, декорации.
В 1717 г.
Королевская
академия
художеств
приняла его картину «Паломничество на
остров
Киферу»,
и
Ватто
стал
академиком. В 1719 -1720 гг. посетил
Великобританию.

5.

Ватто изображал «галантные
праздники»: много кавалеров,
дам на природе, в лесу или
парке
отдыхают,
мило
беседуют друг с другом,
развлекаются. Это настоящий
праздник для глаза, но такого,
который
любит
нежные,
неяркие оттенки и сочетания.
Ватто писал мельчайшими
бисерными мазками, ткал
волшебную
сеть
с
золотистыми, серебристыми и
пепельными
переливами.
Истинное
наслаждение
погружаться в такую живопись,
рассматривать восхитительные
детали композиций.
Запишите в тетрадях
характерные черты живописной
манеры Антуана Ватто.

6.

1. «В юности Ватто учился с
таким увлечением, что через
несколько лет наставник уже
перестал ему быть полезен, ибо
не мог должным образом
руководить им».
2. «Ватто множество раз
механически копировал одни и
те же популярные картины, а
все свободное время отдавал
рисованию с натуры».
3. «Желая добиться большего в
искусстве, Ватто ушел из
родного города Валансьена и, не
имея никаких средств, пешком
добрался до Парижа».
Внимательно
прочитайте
воспоминания
современников об
Антуане Ватто.
Запишите в
тетрадях, о каких
качествах
характера
художника
свидетельствуют
эти отзывы.

7.

«ПАЛОМНИЧЕСТВО НА ОСТРОВ КИФЕРУ»
Картина изображает
чудесный остров,
откуда ни одна
девушка не
возвращается без
поклонника или
мужа: праздник
среди природы,
гуляющие пары одни беседуют в
роще, другие
подымаются, третьи
идут к морскому
берегу, четвертые
садятся в лодку,
иные уже уехали.

8.

«ЛЮБОВНАЯ ПЕСНЯ» («ПЕСНЯ ЛЮБВИ»)
Музыка выступает
связующим звеном
между мужчиной и
женщиной. Мастер
выдвигает
влюбленную пару на
передний план,
окружает ее изящным
пейзажем, помещает
на заднем плане
группы людей,
которым, кажется, нет
никакого дела до
происходящего на
переднем плане.

9.

«КАПРИЗНИЦА»
В центре композиции,
с небольшим
смещением влево, сидит
миловидная дама в
струящемся черном
платье. За ее спиной
игриво полулежит
господин в красном
берете с пером и,
очевидно, заигрывает
с девушкой. Но ее
напряженно-прямая
осанка и явное
неудовольствие на лице
свидетельствуют, что
поклонник чересчур
навязчив и уступать его
напору героиня не
расположена.

10.

«ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ БАЛ» («РАДОСТИ БАЛА»)
Балы во Франции
были явлением
значимым и
роскошным.
В картине природа
напоминает
театральные
декорации,
некрупные фигуры
людей и световые
пятна гармонично
распределяются по
полотну. Картина
наполнена духом
галантности.

11.

Еще больше работ
Антуана Ватто вы
узнаете, посмотрев
видеоролик,
размещенный в нашей
группе.

12.

ФРАНСУА БУШЕ – САМЫЙ ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РОКОКО В ЖИВОПИСИ.
Франсуа́ Буше́ (1703 - 1770) французский
живописец,
яркий
представитель
художественной
культуры рококо. Обращался к
мифологическим
сюжетам,
изображал деревенские ярмарки и
фешенебельную парижскую жизнь,
писал жанровые сцены, пейзажи,
портреты.
Фаворитка
короля
Людовика XV маркиза де Помпадур,
которую он запечатлел на нескольких
портретах, была его поклонницей. В
последние
годы
жизни
был
директором Королевской академии
живописи и скульптуры и «первым
живописцем короля».

13.

Декоративный талант и фантазия
художника проявились и в
мифологических
сценах.
Излюбленной темой Буше были
сцены из истории Юпитера.
Все картины мастера эффектны
по композиции. Буше любил не
только
использование
определенных нескольких цветов
(обыгрывая
их
тональные
вариации
или,
напротив,
локальные сочетания), но и
броские приемы. Он то прибегал
к
обильным
лессировкам,
придавая
живописи
вид
миниатюры или фарфоровой
поверхности,
то
писал
свободными
жидкими
мазками.
Запишите в тетрадях
характерные черты живописной
манеры Франсуа Буше.
«ВЕНЕРА, УТЕШАЮЩАЯ АМУРА»

14.

«ПОРТРЕТ МАДАМ ДЕ ПОМПАДУР»
Буше часто писал свою
покровительницу,
фаворитку Людовика XV
мадам де Помпадур. В этих
портретах передано
сходство, но в целом
художник следует, как и в
других своих «женских
головках» (в живописи и в
пастели), воспроизведению
модного идеала красоты
с кукольным личиком,
миндалевидными глазами,
маленьким носиком и ртомсердечком.

15.

«ВЕНЕРА, ПРОСЯЩАЯ
У ВУЛКАНА ДОСПЕХИ ДЛЯ ЭНЕЯ»
Энею, герою поэмы Вергилия
«Энеида», было предначертано
высадиться в Италии и заложить
город Рим. По прибытии туда он
был вовлечен в целую вереницу
войн,
спровоцированных
Юноной. Венера, мать Энея,
неоднократно приходила к нему
на помощь. На картине Буше
изображена обнаженная Венера,
богиня
красоты
и
любви,
кокетливо сидящая на облаке в
окружении лебедей и голубей эти
птицы
считаются
ее
атрибутами. Она смотрит на
своего мужа Вулкана и просит
его изготовить доспехи для
своего сына.

16.

Еще больше работ
Франсуа Буше вы
узнаете, посмотрев
видеоролик,
размещенный в нашей
группе.

17.

Выполните задание в тетрадях! Из предложенного перечня работ
выберите те, которые относятся к стилю рококо (напишите
номера). Поясните свой выбор.
3.
2.
1.
4.
5.
6.

18.

Закрепить материал,
изученный на занятии
вы сможете с помощью
видеороликов,
размещенных в нашей
группе.
English     Русский Правила