Александр Иванович КУПРИН (1870-1938) Страницы жизни и творчества
К.Г.Паустовский о Куприне:
Детские годы
Годы учёбы
Военная тема в творчестве
Произведения из жизни русской армии
А.И.Куприн в группе сотрудников «Русского богатства»
Любовь в произведениях А.И.Куприна.
В эмиграции
Кабинет А.И.Куприна в Париже. 1936 г.
Возвращение на Родину
Дом – музей в Наровчате
Пейзаж, параллелизм Как осенний пейзаж помогает понять характер Веры?
Лексический анализ.
Определите значение слова ХОЛОДНЫЙ в этих отрывках:
Что общего и чем отличаются реальные события и рассказанные А.И. Куприным?
Домашнее задание
2.43M
Категория: БиографииБиографии

Александр Иванович КУПРИН (1870-1938). Страницы жизни и творчества

1. Александр Иванович КУПРИН (1870-1938) Страницы жизни и творчества

Куприн – настоящий художник, громадный талант.
Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его
собратьев.
Л.Н. Толстой

2. К.Г.Паустовский о Куприне:

"Мы должны быть благодарны Куприну за
все - за его глубокую человечность, за его
тончайший талант, за любовь к своей
стране, за непоколебимую веру в счастье
своего народа и, наконец, за никогда не
умиравшую в нем способность загораться
от самого незначительного
соприкосновения с поэзией и свободно и
легко писать об этом".

3.

Александр Иванович Куприн родился
26 августа (7 сентября) 1870 года
в захолустном городке Наровчате Пензенской
губернии.

4. Детские годы

Куприн Александр Иванович
(26.08[7.09].1870—25.08. 1938),
писатель. Родился в г. Наровчат
Пензенской губ. в семье мелкого
чиновника. Мать, урожд.
Кулунчакова, — дворянского
происхождения, принадлежала к
старинному княжескому
татарскому роду. Отец умер, когда
Куприну не исполнилось и года.
Семья оказалась в столь
бедственном материальном
положении, что мать Куприна была
вынуждена поселиться с сыном в
московском Вдовьем доме.
15.07.2022
http://aida.ucoz.ru
4

5.

Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего
год, Куприн не помнил.
В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в
общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион).

6. Годы учёбы

Когда мальчику исполнилось 6
лет, Любовь Алексеевна
определила его в Разумовский
сиротский пансион, где он прожил
почти 4 года. В 1880 Куприн
поступил во II Московскую
военную гимназию.
Тягостная жизнь «казенного
мальчика» изображена им в
повести «На переломе (Кадеты)»
(1900).
А.И.Куприн – кадет. 1880 г.
15.07.2022
http://aida.ucoz.ru
6

7.

И снова
форма:
"Чёрная
суконная
курточка, без
пояса, с
синими
погонами,
восемью
медными
пуговицами в
один ряд и
красными
петлицами на
воротнике"…

8.

По окончании корпуса в 1888 Куприн
поступил в III Александровское военное
училище, готовившее пехотных офицеров. К
этому «юнкерскому» периоду относится
первая публикация Куприна: в 1889 он
напечатал в «Русском сатирическом листке»
рассказ «Последний дебют», наивный и
подражательный. Летом 1890 Куприн
окончил училище и, получив чин подпоручика

9. Военная тема в творчестве

Годы обучения,
атмосфера казённого
быта, противоречия
семейного и
казарменного
воспитания, истинное и
мнимое понятие о чести,
справедливости нашли
отражение в повестях:
«На переломе»
(«Кадеты»), «Юнкера»,
«Дознание»,
«Поединок»

10.

Провинциальный быт, скука,
утомительная муштра,
грубые нравы — все это
сильно расходилось с его
представлениями об
офицерской службе. Вместе
с разочарованием в нем
зрел протест, который и
привел в конце концов к
отставке…
В 1894 году выходит в
отставку, имея, по
свидетельству своего
биографа Ф. Батюшкова, 4
рубля в кармане.

11. Произведения из жизни русской армии

Офицерская жизнь, которую он вел в
течение четырех лет, дала богатый
материал для его будущих произведений.
В 1893 - 1894 в петербургском журнале
«Русское богатство» выходят его
повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной
ночью" и "Дознание". Жизни русской
армии посвящена серия рассказов:
"Ночлег" (1897), "Ночная смена"(1899),
"Поход".

12. А.И.Куприн в группе сотрудников «Русского богатства»

13.

В 1894 Куприн выходит в отставку, не
имея никакой гражданской профессии и
малый жизненный опыт. В следующие
годы много странствовал по России,
перепробовав множество профессий,
жадно впитывая жизненные впечатления,
которые стали основой его будущих
произведений.
В 1890-е публикует очерк "Юзовский
завод" и повесть "Молох", рассказы
"Лесная глушь", "Оборотень", повести
"Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский»).

14.

В эти годы Куприн знакомится
с Буниным, Чеховым и
Горьким. В 1901 переезжает
в Петербург, начинает
работать секретарем
"Журнала для всех", женится
на М.Давыдовой, рождается
дочь Лидия. В петербургских
журналах появляются
рассказы Куприна: "Болото"
(1902); "Конокрады" (1903);
"Белый пудель" (1904). В 1905
выходит наиболее
значительное его
произведение - повесть
"Поединок", имевшая
большой успех

15.

В 1907 женится на
сестре милосердия
Е.Гейнрих, рождается
дочь Ксения.
А.И. Куприн с женой
Елизаветой Морицовной во
время первой мировой
войны. Фото 1914

16.

А.И. Куприн с
дочерью
Ксенией на
коне. Справа
стоит Елизавета
Морицовна.
Фото 1911

17.

А.И. Куприн и Ф.И. Шаляпин.
Петербург. Фото 1911
А.И.Куприн, мобилизованный в армию.
Фото 1914

18.

Куприн в водолазном костюме
Заикин поднимает Куприна и
А.Н.Будищева, 1913 г.

19.

А.И.
Куприн в
бассейне
(справа).
Петербург

20.

В автобиографии
Куприн упоминает
множество
перепробованных им
профессий: он был
репортером,
управляющим при
постройке дома,
разводил табак,
служил в технической
конторе, изучал
зубоврачебное дело,
открыл свой цирк,
был управляющим
имением, был
актёром бродячей
труппы и т. д.

21.

С подлинным вдохновением
создавались им новеллы
«Штабс-капитан Рыбников»
(1906), «Река жизни» (1906),
«Изумруд» (1907), «Гамбринус»
(1907), цикл «Листригоны»
(1907—1911). Два последних
связаны с дорогими сердцу
художника Одессой и
Балаклавой. Рассказ о
скрипаче Сашке, прошедшем
кровавую войну, изувеченном в
тюрьме, «дважды воскресшем»,
Куприн завершает
знаменательной фразой:
«Ничего! Человека можно
искалечить, но искусство все
перетерпит и все победит».

22. Любовь в произведениях А.И.Куприна.

В эти же годы были созданы «Суламифь» (1907) и
«Гранатовый браслет» (1910). Оба они — о любви. И
в них Куприн остался верен себе: он изображает
истинную любовь как высшую ценность мира, как
непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего
чувства не существует вопроса «быть или не быть?»,
оно лишено сомнений, а потому часто чревато
трагедией. «Любовь всегда трагедия, — писал
Куприн, — всегда борьба и достижение, всегда
радость и страх, воскрешение и смерть». Куприн был
глубоко убежден в том, что даже безответное
чувство способно преобразить жизнь человека. Об
этом он мудро и трогательно поведал в «Гранатовом
браслете», грустном рассказе о скромном
телеграфном чиновнике Желткове, который был
столь безнадежно и самоотверженно влюблен в
графиню Веру Шеину. Куприна самого очень
волновала эта вещь

23.

С 1908 Куприн начал работать
над романом «Яма»,
повествующем о жизни
обитательниц публичного дома.
Роману писатель предпослал
посвящение: «Знаю, что многие
найдут эту повесть
безнравственной и
неприличной, тем не менее от
всего сердца посвящаю ее
матерям и юношеству».
Гуманный по своему замыслу,
роман оказался перегруженным
натуралистическими
подробностями, элементами
очерковой описательности, что
снижало его художественную
значимость.

24.

А.И. Куприн в своем кабинете в
Гатчине. Фото 1908
С 1911 Куприн жил в
Гатчине. Когда в окт. 1919 в
нее вошли войска Юденича,
он целиком подчинился
обстоятельствам военного
времени. Вместе с
разгромленными остатками
белых он отступал в
направлении Нарвы и в
конце концов вынужден был
покинуть родину. Летом
1920 он приехал с семьей в
Париж. Куприн мучительно
переживал разрыв с
Россией. «Боль и тоска по
родине не проходят, не
притерпливаются, а все
гуще и глубже», —
признавался он в одном из
писем в 1924.

25. В эмиграции

1920 – по приглашению Бунина уезжает в Париж. Куприн
мучительно переживал разрыв с Россией. «Боль и тоска
по родине не проходят, не притерпливаются, а все гуще
и глубже», — признавался он в одном из писем в 1924.
Наметился спад в творчестве, неприятие советского
строя выливается в статьях, в которых Куприн критикует
новые власти.
1927-1934 – появляются книги «Колесо времени»,
«Рассказы в каплях» и другие. Создаёт новеллы «Тень
Наполеона», «Четверо нищих», пишет роман «Юнкера».
Тоска по Родине настолько сильна, что Куприн
признаётся: «…не могу спокойно письма написать туда,
ком в горле».

26. Кабинет А.И.Куприна в Париже. 1936 г.

27.

Долгое время Куприн никак не мог вернуться к
художественному творчеству. Лишь во 2-й пол. 20-х он
снова начинает писать. Один за другим выходят
сборники прозы «Новые повести и рассказы» (Париж,
1927), «Купол св. Исаакия Далматского» (Рига, 1928),
«Колесо времени» (Белград, 1930), «Жанета» (Париж,
1934) и др. Во многих произведениях эмигрантского
периода Куприн возвращается памятью к прошлой
жизни в России. Он продолжает развивать в них свои
излюбленные темы и мотивы. Так, цирку посвящены
новеллы «Ольга Сур» (1929), «Дурной каламбур»
(1929), «Блондель» (1933); русская природа
воссоздана в рассказах «Елань», «Ночь в лесу»,
«Вальдшнепы» и др. Последняя крупная вещь —
роман «Юнкера» (вышел отдельным изд. в Париже в
1933) — повествует о годах юности писателя. Куприна
не покидала мысль о возвращении на родину.

28. Возвращение на Родину

Приезд А.И. Куприна на Родину.
Фото 1937
Семнадцать лет, которые
писатель провел в
эмиграции, были
малоплодотворным
периодом.
Постоянная материальная
нужда, тоска по родине
приводят его к решению
вернуться в Россию.
Весной 1937 Куприн
вернулся на родину.
Однако новым творческим
планам не суждено было
осуществиться.

29.

30.

Тяжелая болезнь (рак
пищевода) помешала
Куприну возобновить
творческую работу.
25 августа 1938 года
Александр Иванович
Куприн скончался.

31.

Бюст-памятник А. И. Куприну.
Музей А.И. Куприна в Наровчате
«Наровчат вроде Москвы, но
несколько красивее», - говорил
Александр Иванович Куприн,
родившийся в этом уездном
городке 7 сентября 1870 г. и где в
доме семьи Куприных в 1981 г. был
открыт музей писателя.
Посетители музея оказываются
гостями уютного дома Куприных,
где в Красном углу теплится
лампадка пред иконой с образом
святого благоверного князя
Александра Невского, призванного
спасти и сохранить младенца
Александра; на столе шумит
самовар, а со стен гостиной в
старых рамочках смотрят родные,
все, те, кого Куприн сделает
героями многих своих
произведений.

32. Дом – музей в Наровчате

33.

34.

35.

«Гранатовый браслет» (1910)
Рассказ автобиографичен:
мать писателя получала
письма от анонимного
влюбленного. Он писал,
что разница в социальном
положении не позволяет
ему рассчитывать на
взаимность.
«…прислал моей матери
гранатовый браслет. Мой
дядя и отец отправились
к нему. Тот обещал не
писать больше и принял
браслет. Этим все и
кончилось».
А.И.Куприн

36.

Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в
мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не
должны её касаться».
Вера Николаевна: «И что это: любовь или сумасшествие?»
Желтков: «… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь,
которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да
святится имя твоё…»
Шеин: «… разве можно управлять таким чувством, как любовь –
чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования»

37.

Княгиня Вера Николаевна
Телеграфист Желтков
Благородная натура, тонко Небогатый малограмотный
чувствуящая прекрасное.
чиновник, робкий
Красивая и холодная.
мечтатель и глубоко
«Царственно спокойна».
чувствующий человек,
одержим «сильной, как
смерть любовью».
Его любовь сильнее
смерти.
Испытание любовью
Любовь- чистая, высокая и
недосягаемая мечта.
Любовь- «крепка, как
смерть».

38. Пейзаж, параллелизм Как осенний пейзаж помогает понять характер Веры?

«Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. доцветали
разноцветные махровые гвоздики, а также левкой —
наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных
стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты ещё давали - в
третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже
измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно
цвели своей холодной высокомерной красотою георгины,
пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний,
травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей
роскошной любви и чрезмерного обильного летнего
материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена
будущей жизни»

39. Лексический анализ.

«Холодньй - ая, ое; холоден, холодна, холодны.
1.Имеющий низкую температуру. Не нагретый, не дающий или не
содержащий тепла. Холодный ветер
2.полн.ф. Не знающий тепла, северный (о климате местности)
Холодные страны
полн.ф. Не имеющий отопления или плохо сохраняющий тепло,
плохо отапливаемый. Холодная дача.
4. Мало греющий, дающий мало тепла.
Холодное зимнее солнце.
5.полн.ф.Близкий к цвету воды, льда, воздуха.
Холодные краски.Холодные тона (синий, серый, голубой)
6. перен. Равнодушный бесстрастный .Холодное сердце.
7.Строгий и недоброжелательный. Холодный взгляд
8. полн.ф. производимый без помощи нагревания или при низких
температурах. Холодная обработка металлов

40. Определите значение слова ХОЛОДНЫЙ в этих отрывках:

1. «Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной
красотою георгины, пионы и астры, распространяя
в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах».
2. «Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного
свысока любезна, независима и царственно спокойна».
3.Сатира князя Василия: «А я, - увы! — я знаю хладный
свет и лицемерный свет!»
4.Время от времени он ласково поглаживал своей большой
холодной рукой руку Веры ,легко лежавшую на сгибе его
рукава».(генерал Аносов)
5. И, раздвинув в обе стороны волосы на лбу мертвеца, она крепко
сжала руками его виски и поцеловала его в холодный, влажный лоб
долгим дружеским поцелуем».

41. Что общего и чем отличаются реальные события и рассказанные А.И. Куприным?

«Людмила Ивановна Любимова (в девичестве Туган- Барановская) долгое
время получала письма от человека с фамилией Жёлтый, который
служил на телеграфе, Её семья относилась к письмам как к забавному
анекдоту. Потом это занятие всем наскучило. Людмила Ивановна
перестала читать эти письма. Неожиданный подарок Жёлтого —
гранатовый браслет — все расценили как оскорбление.
Особенно негодовал брат Людмилы Ивановны, Михаил Иванович ТуганБарановский. Муж и брат Любимовой вернули браслет Жёлтому. Он
обещал больше не писать.
Известно, что этот человек застрелился.»
Е. С. Добин. Светская дама и телеграфист.

42.

Это гимн женской красоте и любви,
гимн женщине, духовно чистой и
мудрой, гимн возвышенному
первозданному чувству. Повесть
поднимает проблемы, которые будут
вечно волновать человечество. Никто
о женщине не сказал лучше Желткова:
«Да святится имя твое!».
-

43. Домашнее задание

Повесть «Поединок».
Система образов.
Тема, идея, художественные
особенности
*** Составить 30 вопросов и ответов.
English     Русский Правила