Римская религия
Индоевропейцы
Энеида
Период замкнутого развития
Период расцвета и стагнации
Период упадка и борьбы
Боги
боги
Судьба и ее роль
Посмертное существование
Итог
3.08M
Категория: ИсторияИстория

Римская религия

1. Римская религия

РИМСКАЯ РЕЛИГИЯ
Артём Петухов

2. Индоевропейцы

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ

3. Энеида

ЭНЕИДА
Битвы и мужа пою, кто в
Италию первым из Трои —
Роком ведомый беглец — к
берегам приплыл
Лавинийским.
Долго его по морям и далеким
землям бросала
Воля богов, злопамятный гнев
жестокой Юноны.
Долго и войны он вел, — до
того, как, город построив,
В Лаций богов перенес, где
возникло племя латинян,
Города Альбы отцы и стены
высокого Рима.
Вергилий “Энеида”.

4. Период замкнутого развития

ПЕРИОД ЗАМКНУТОГО РАЗВИТИЯ
Мы говорим, что Венера и Марс — основатели
рода, Мать Энеадов она, он — Ромулидов отец:
Бранную силу и мощь смягчает победная
кротость, Свойства обоих богов, Рома, присущи
тебе.
Вот почему отрадно тебе и щадить и
сражаться, Грозных уметь побеждать, а
побеждённых — любить.
Чтим мы богов, подаривших оливу и сок
винограда,
Отрока чтим, кто вонзил в землю впервые
сошник,
И врачеванью воздвигнут алтарь по заслугам
Пеона,
И по заслугам Алкид в славе причислен к богам.
Рутилий Намациан “Возвращение на родину”

5. Период расцвета и стагнации

ПЕРИОД РАСЦВЕТА И СТАГНАЦИИ
Сызнова ныне времен зачинается строй
величавый,
Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново
царство.
Снова с высоких небес посылается новое племя.
К новорождённому будь благосклонна, с которым на
смену
Роду железному род золотой по земле расселится.
Дева Луцина! Уже Аполлон твой над миром
владыка.
При консулате твоем тот век благодатный
настанет,
О Поллион! — и пойдут чередою великие годы.
Если в правленье твое преступленья не вовсе
исчезнут,
То обессилят и мир от всечасного страха избавят.
Вергилий “Буколики”

6. Период упадка и борьбы

ПЕРИОД УПАДКА И БОРЬБЫ
С самых древних времен не жалея оплотов для Рима,
Боги пеклись о судьбе мест, где не встал еще Рим.
Тем-то ещё и страшней злодейская кознь Стилихона:
Тайну владычества он выдал врагам вековым.

Мало того, что предатель свирепствовал с шайками гетов:
Сжег он свитки судьбы, весть из Сивиллииых уст!
Мерзко нам, что Алфея сожгла головню Мелеагра,
Птицы плачут, что Нис, пряди лишившийся, мертв,—
А Стилихон пожелал погубить вековечное царство,
Коему пряжа прялась на веретенах судеб!
В черном Тартаре пусть от Нерона отступятся муки —
Ждет стигийских огней злее казнимая тень!
Смертную мать — Нерон, Стилихон же — бессмертную губит,
Первый — только свою, этот же — мира всего.
Рутилий Намациан “Возвращение на родину”

7. Боги

БОГИ
Так при судах дуговерхих блестящие медью ахейцы
Строились окрест тебя, Пелейон, ненасытимый бранью.
Их ожидали трояне, заняв возвышение поля.
Зевс же отец повелел, да Фемида бессмертных к совету
Всех призывает с холмов олимпийских; она, обошед их,
Всем повелела в Кронионов дом собираться. Сошлися
Все, и Потоки, и Реки, кроме́ Океана седого;
Самые нимфы явились, живущие в рощах прекрасных,
И в источниках светлых, и в злачноцветущих долинах.
В дом олимпийский собравшися тучегонителя Зевса,
Сели они в переходах блестящих, которые Зевсу
Сам Гефест хромоногий по замыслам творческим создал.
Гомер “Илиада”

8. боги

БОГИ
Войску знак подает царица египетским систром
И за спиной у себя не видит змей ядовитых.
Чудища-боги идут и псоглавый Анубис с оружьем
Против Нептуна на бой и Венеры, против Минервы.
В гуще сражения Марс, из железа кован, ярится,
Мрачные Диры парят над бойцами в эфире высоком,
В рваной одежде своей, ликуя, Распря блуждает,
Ходит следом за ней с бичом кровавым Беллона.
Сверху взирая на бой, Аполлон Актийский сгибает
Лук свой, и в страхе пред ним обращается в бегство Египет,
Следом инды бегут и арабы из Савского царства.
Вот и царица сама призывает попутные ветры,
Все паруса распустить и ослабить снасти готова.
Как побледнела она среди сечи в предчувствии смерти,
Как уносили ее дуновенья япигского ветра, —
Выковал все огнемощный кузнец. А напротив горюет
Нил: одежды свои на груди распахнул он широкой,
Кличет сынов побежденных к себе на лазурное лоно.
Вергилий “Энеида”

9. Судьба и ее роль

СУДЬБА И ЕЕ РОЛЬ
Слово меж оными начал отец и бессмертных и
смертных:
«Горе! любезного мужа, гонимого около града,
Видят очи мои, и болезнь проходит мне сердце!
Гектор, муж благодушный, тельчие, тучные бедра
Мне возжигал в благовоние часто на Иде холмистой,
Часто на выси пергамской; а днесь Ахиллес
градоборец
Гектора около града преследует, бурный
ристатель.
Боги, размыслите вы и советом сердец положите,
Гектора мы сохраним ли от смерти, или́ напоследок
Сыну Пелея дадим победить знаменитого мужа».
Зевсу немедля рекла светлоокая дева Паллада:
«Молниеносный отец, чернооблачный! Что ты
вещаешь?
Смертного мужа, издревле судьбе обреченного
общей,
Хочешь ты, Зевс, разрешить совершенно от смерти
печальной?
Волю твори, но не все на нее согласимся мы, боги!»
Гомер “Илиада”

10. Посмертное существование

ПОСМЕРТНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
Землю, небесную твердь и просторы водной равнины,
Лунный блистающий шар, и Титана светоч, и звезды, —
Все питает душа, и дух, по членам разлитый,
Движет весь мир, пронизав его необъятное тело.
Этот союз породил и людей, и зверей, и пернатых,
Рыб и чудовищ морских, сокрытых под мраморной гладью.
Душ семена рождены в небесах и огненной силой
Наделены — но их отягчает косное тело,
Жар их земная плоть, обреченная гибели, гасит.
Вот что рождает в них страх, и страсть, и радость, и муку,
Вот почему из темной тюрьмы они света не видят.
Даже тогда, когда жизнь их в последний час покидает,
Им не дано до конца от зла, от скверны телесной
Освободиться: ведь то, что глубо́ ко в них вкоренилось,
С ними прочно срослось — не остаться надолго не может.
Кару нести потому и должны они все — чтобы мукой
Прошлое зло искупить. Одни, овеваемы ветром,
Будут висеть в пустоте, у других пятно преступленья
Выжжено будет огнем или смыто в пучине бездонной.
Маны любого из нас понесут свое наказанье,
Чтобы немногим затем перейти в простор Элизийский.
Время круг свой замкнет, минуют долгие сроки, —
Вновь обретет чистоту, от земной избавленный порчи,
Душ изначальный огонь, эфирным дыханьем зажженный.
Времени бег круговой отмерит десять столетий, —
Души тогда к Летейским волнам божество призывает,
Чтобы, забыв обо всем, они вернулись под своды
Светлого неба и вновь захотели в тело вселиться.
Вергилий “Энеида”

11. Итог

ИТОГ
Тяжко вздохнув, говорил он с своей благородной душою:
"Горе мне! ежели я, оробев, пред ужасным Пелидом
В бег обращусь, как бегут и другие, смятенные страхом, –
Быстрый догонит меня и главу, как у робкого, снимет!
Если же сих, по долине бегущих, преследовать дам я
Сыну Пелея, а сам одинокий в сторону града
Брошусь бежать по Илийскому полю, пока не достигну
Иды лесистых вершин и в кустарнике частом не скроюсь?
Там я, как вечер наступит, в потоке омоюсь от пота
И, освежася, под сумраком вновь в Илион возвращуся.
Но не напрасно ль ты, сердце, в подобных волнуешься думах?
Если меня вдалеке он от города, в поле увидит?
Если, ударясь в погоню, меня быстроногий нагонит?
О! не избыть мне тогда от сурового рока и смерти!
Сей человек несравненно могучее всех человеков!
Если ж ему самому перед градом я противостану?..
Тело его, как и всех, проницаемо острою медью;
Та ж и одна в нем душа, и от смертных зовется он смертным;
Но Кронид лишь ему и победу и славу дарует!"
Так произнес – и, уставясь на бой, нажидал Ахиллеса:
Храброе сердце стремило его воевать и сражаться.
Гомер “Илиада”
English     Русский Правила