Этапы развития античной философии (VII-VI вв. до н.э. - V в. н.э.)
Основные понятия античной философии
Космос
Онтос
Природа
Логос
Эйдос
Душа
Ранняя греческая философия (VII-VI вв. до н.э.)
Проблема первоосновы всего существующего (архэ)
Гераклит Эфесский – «отец диалектики»
Элейская школа (V в. до н.э .)
Пифагор
Материализм Демокрита
Античная философия классического периода
Сократ
Идеализм Платона
Аристотель
Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима
Малые сократические школы Киники (Диоген, Антисфен)
Стоицизм (Эпиктет, Сенека,Марк Аврелий – «философ на троне»
Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик)
Неоплатонизм (Плотин, Прокл)
Филон Александрийский
Основные проблемы античной философии
Задание
619.00K
Категория: ФилософияФилософия

Античная философия

1.

АНТИЧНАЯ
философия

2. Этапы развития античной философии (VII-VI вв. до н.э. - V в. н.э.)

Ранняя греческая
философия (VII-VI вв. до
н.э.)
Античная философия
классического периода (V
–IVвв. до н.э.)
Философия эпохи
эллинизма (IV- II вв. до
н.э.) и Древнего Рима (I
в. до н.э. –V в. н.э.)

3. Основные понятия античной философии

Космос
Онтос
Природа
Логос
Эйдос
Душа

4. Космос

Космоцентризм: космос в центре мироздания.
Космос – Вселенная, мир как структурно
организованное и упорядоченное целое
Макрокосмос – природа и основные
природные стихии
Микрокосмос – человек как своеобразное
повторение окружающего мира
Антропокосмизм – принцип построения
единой картины мира, где Космос и человек –
тождественные сущности (макрокосмос и
микрокосмос)

5. Онтос

Онтос – бытие
В философию термин ввел
Парменид для обозначения
единого начала мира
у Парменида бытие
тождественно Абсолютному
разуму:
«Разум и бытие – одно и то
же»

6. Природа

Природа (фюзис) у греков –
абсолют, естество всех вещей
Природа - образец гармонии,
меры, полнота бытия
Природа – идеал совершенства,
по своей мощи неизмеримо
превосходящая человека

7. Логос

Логос – знание, учение, установка
на рациональное постижение
природных взаимосвязей вещей
Гераклит: учение о логосе как
необходимом и закономерном
процессе: «Закон бытия, принцип
мироустройства, придающий всему
смысл и порядок».

8. Эйдос

Эйдосы (идеи) – сверхчувственные,
идеальные модели, образцы, в соответствии
с которыми Демиург творит свой мир (у
Платона); форма – у Аристотеля.
Платон: Идея - общее в вещах
формообразующее начало (идея
лошадности в лошадях)
Аристотель: учение о материи и форме
(эйдосе), составляющих единое целое (вещь
= материя + форма). Каждая вещь
становится сама собой благодаря форме –
(материя есть возможность шара и статуи).

9. Душа

Душа (псюхе) – образ и производное
мировой души
Душа вселяется в тело человека после
путешествия в мире идей (Платон)
«Иерархия душ»: разумная душа
(мудреца), аффективная (воина),
вожделеющая (ремесленника, земледельца).
Идея справедливого государственного
устройства (Платон)
Задача человека – воспитание души,
обучение добродетелям. «Как плодородное
поле без возделывания не даст урожая, так и
душа. А возделывание души – это и есть
философия» (Цицерон)

10. Ранняя греческая философия (VII-VI вв. до н.э.)

Основные черты : космоцентризм,
стихийная диалектика мышления,
онтологизм
Натурфилософия – способ миропонимания, в
котором природа играет ключевую роль,
интегрирует мироздание. Природа (фюзис,
натура) – абсолют, единое целое, ни от чего не
зависящее, никем не сотворенное.
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен, VI в. до н.э.) – первая
материалистическая школа, выводит картину
мира из единого природного начала (вода,
апейрон, воздух).

11. Проблема первоосновы всего существующего (архэ)

Фалес– вода: «Питание всех существ влажно,
семена и зерна всего сущего имеют влажную
природу и высыхание – всегда смерть».
Анаксимен - воздух: «Воздух поддерживает
все и управляет всем. Воздух бесконечен и
никогда не убывает».
Анаксимандр - апейрон (неопределенное,
вечное, бесконечное нечто, из которого
проистекают все вещи): «Апейрон бессмертен
и неразрушим. Существование мира –
циклический процесс, мир возникает из
апейрона, существует и через некоторое время
вновь поглощается апейроном. Следовательно,
все существующее в мире конечно, но сам мир,
само его содержание – апейрон – бесконечен».

12. Гераклит Эфесский – «отец диалектики»

Первооснова всего
существующего –
огонь
Мир – гармония
противоположностей:
«холодное теплеет, теплое
холодеет»
«Все течет, все изменяется» стихийная диалектика
Диалектика (греч. вести
беседу, спор) – учение о
наиболее общих закономерных
связях становления и развития
бытия и познания; метод,
основанный на этом учении

13. Элейская школа (V в. до н.э .)

Ксенофон, Парменид, Зенон – критики
«стихийной диалектики» Гераклита: бытие единая, вечная, неподвижная основа
всего существующего.
Элеаты разрабатывали правила доказательного
размышления.
Апория (с греч. затруднение).
Трудноразрешимая проблема, связанная с
противоречиями между данными наблюдения,
опыта и их мысленным анализом (например: у
Зенона «Летящая стрела покоится», Ахиллес
не догонит черепаху» и др.)

14. Пифагор

Пифагор – поиск
количественных
закономерностей
в природе и
числовой
гармонии
Первооснова мира
– числа.

15. Материализм Демокрита

Атом (греч. неделимый) –
первооснова у Демокрита
и Левкиппа: движущиеся
мельчайшие
материальные частицы,
из которых строится все
многообразие чувственно
воспринимаемых вещей.
Атомы – бытие, пустота –
небытие.

16. Античная философия классического периода

Основные черты:
антропологизм,
гносеологизм
Софисты – учителя
мудрости (Протагор,
Горгий)
«Человек есть мера всех
вещей»(Протагор)
Диалектика – умение
вести спор, беседу
Познание – способность
доказать верность любого
утверждения

17. Сократ

Майевтика (с греч.
повивальное искусство,
рождение) – у Сократа
способ размышления,
направленный на
постижение истины
Метод самопознания:
«Познай самого себя»
Проблема человека как
морального существа:
«Добродетель есть
знание»

18. Идеализм Платона

Первичен мир идей
(существует объективно и
вечно), наивысшая идея
– Благо
Истинное знание –
постижение идей
Теория познания как
припоминание
забытых душой знаний
Мир вещей вторичен,
производен от мира идей,
изменчив

19. Аристотель

Метафизика – учение о
первоосновах
Учение о материи и
форме (эйдосе)
Политика – учение об
обществе, государстве
«Человек – политическое
(общественное)
животное»
Этика – учение о
добродетелях, «душа в
государстве»
Логика (формальная) и
силлогистика – законы
мышления

20. Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима

Основные черты:
антропологизм,
морализм, мистицизм
Эпикурейство
(Эпикур, Тит Лукреций Кар)
Высшее счастье –
наслаждение жизнью
(гедонизм)
Атомизм (мир и человек
состоят из свободно
движущихся атомов)
Нравственный идеал –
умеренность:«Живи
незаметно»

21. Малые сократические школы Киники (Диоген, Антисфен)

«Нагие и одинокие»
(Антисфен)
«Я – гражданин
мира» (Диоген)
Автономия
нравственной жизни
и внутренняя свобода
Безразличие к
социальной
деятельности

22. Стоицизм (Эпиктет, Сенека,Марк Аврелий – «философ на троне»

Стоицизм – учение о
предопределенности всего
сущего
Жизненный идеал –
невозмутимость и
спокойствие, способность
не реагировать на
внутренние и внешние
раздражающие факторы
(автаркия – независимость,
обособление; атараксия –
невозмутимость,
безмятежность; апатия –
бесстрастие)
Конечная цель человека счастье
Основные добродетели
стоиков: мудрость,
умеренность, мужество и
справедливость

23. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик)

Скептицизм–
сомнение в познании
истины («мир текуч»)
Принцип «эпохе» воздержание от
окончательных
суждений для
достижения душевного
спокойствия
(атараксии)
«Отказ от принятия
решений делает
человека
счастливым»

24. Неоплатонизм (Плотин, Прокл)

Философская
картина
абсолютного
бытия:
Единое Благо –
(подлинное
первосущее) >
Мировой Ум (числа и
идеи – первооснова
всех вещей) >
Мировая Душа (все
одушевленное) >
Материя (низшая
форма бытия)

25. Филон Александрийский

Предшественник
ранней христианской
философии
Отождествление
Бога и Логоса
Логос – высшая идея
и наместник Божий
Человек –
интеллектуальное
существо, следующее
Логосу и
уподобляющееся
Богу

26. Основные проблемы античной философии

Онтология – проблема первоначала, атомизм
Гносеология – проблема познания и обучения,
стихийная диалектика
Космология – проблема мироустройства
Социальная философия – проблема
государственного устройства, политика
Философская антропология – проблемы
счастья, смысла жизни
Этика – моральное воспитание и развитие
личности
Теология – от политеизма – к монотеизму
(христианству)

27. Задание

1. Философская концепция
Сократа, Платона, Аристотеля (по
выбору).
2. Антропологические, этические и
социальные проблемы в античной
философии
(3-5 примеров).
3. Внести записи в таблицу по
теме: «Античная философия».

28.

Спасибо
за внимание!
English     Русский Правила