Правила интонирования в предложении и возможности дирижирования интонацией.
Цель занятия: Закрепление полученных знаний и техники исполнения, проведение диагностики освоения программы по театру поэзии и
знаки препинания требуют для себя обязательных голосовых интонаций.Точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и
Интонации разных знаков препинания требуют повышения или понижения голоса, более того С.М.Волконский да-же расписывал эти
Другие знаки.
В дальнейшем при свободном владении этим методом, при обогащении речи внутренними видениями и подтекстом, при понимании цели
Примеры.
Знаки препинания являются основными указателями места логи-ческих пауз и их длительности. Исключение составляют некоторые
Запятая обычно показывает, что мысль не закончена. Наличие запятой говорит о соединительной паузе, которой предшествует
Точка с запятой разделяет и в тоже время соединяет в одно целое части единого. Голос перед ней несколько понижается, но не так
Двоеточие – означает, что определенный отрезок мысли завершен, но одновременно знак является сигналом ее продолжения в
Многоточие – показывает, что мысль не закончена, и для него харак-терна интонация незаконченности. Нужно умение на многоточии
Тире – знак, показывающий, что следующие за ним слова или даже предложения раскрывают то или иное понятие. Тире встречается и в
Восклицательный знак – явный указатель действия. Он может выражать вскрик, указывает на крайнюю степень тревоги, указывает на
Кавычки– выделяют иное значение слова, начало прямой речи или цитаты. Слова, стоящие в кавычках, надо интонационно подчеркнуть
Вопросительный знак – тоже указатель действия. Значение прямого вопроса – узнать, выяснить, уточнить. Интонация вопросительного
Кавычки– выделяют иное значение слова, начало прямой речи или цитаты. Слова, стоящие в кавычках, надо интонационно подчеркнуть
1.29M
Категория: Русский языкРусский язык

Правила интонирования в предложении и возможности дирижирования интонацией

1. Правила интонирования в предложении и возможности дирижирования интонацией.

2.

Дополнительная общеобразовательная программа
«Театр поэзии и пластики «Синяя птица»
1 год обучения
КОНСПЕКТ
открытого занятия
Стоянова Георгина Ариевна,
педагог дополнительного образования,
Дата проведения: 18 марта 2020 г.
на базе гимназии № 107

3. Цель занятия: Закрепление полученных знаний и техники исполнения, проведение диагностики освоения программы по театру поэзии и

пластики 1 года ОБУЧЕНИЯ ЗА 2
ПОЛУГОДИЕ.
ЗАДАЧИ
ОБУЧАЮЩИЕ
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЬ ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ С ИНТОНАЦИЕЙ
РАЗВИВАЮЩИЕ
- РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ ДАННЫХ УЧАЩИХСЯ, ВОСПИТАНИЕ ДЫХАНИЯ В СИНТЕТИЧЕСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- СПОСОБСТВОВАТЬ УМЕНИЮ СОБРАТЬСЯ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
- ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ – ОБЩАТЬСЯ СО ЗРИТЕЛЕМ, ПРИВЛЕКАЯ ЕГО ВНИМАНИЕ
ИНТОНАЦИЕЙ И ПАУЗАМИ
- УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ОТКРЫВАТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ ЕГО В СОВРЕМЕННОЙ
ЖИЗНИ

4.

Форма проведения: Открытое занятие.
Материально-техническое обеспечение:
форма, тексты, схемы интонирования
Методическое обеспечение
Тексты сценических произведений над которыми работаем, схемы интонирования.
Методы:
Словесно-иллюстративный - объяснение, диалог
Репродуктивный ( повторяй за мной) – одновременное повторение за педагогом движений
дирижирования и произнесения текста.

5.

План проведения занятия:
1 Вводная часть
1. Приветствие и построение
2. Речевая разминка в игровой форме.
П Основная часть
1. Продолжение знакомства с текстом сцены из «Алых парусов»
2. Закрепление техники дыхания при речи, объяснение для родителей, что работа с дыханием длительный,
постоянный и методичный процесс
3. Исполнение текста с педагогом.
4. Самостоятельное исполнение учащимися.
Ш Заключительная часть
1. Поклон
2. Ответы на возможные вопросы

6. знаки препинания требуют для себя обязательных голосовых интонаций.Точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и


ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ТРЕБУЮТ ДЛЯ СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ГОЛОСОВЫХ ИНТОНАЦИЙ.ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ,
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ И ПРОЧИЕ ИМЕЮТ СВОИ, ИМ ПРИСУЩИЕ,
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ГОЛОСОВЫЕ ФФИГУРЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НИХ.
В ЭТИХИНТОНАЦИЯХ ЕСТЬ КАКОЕ-ТО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СЛУШАЮЩИХ, ОБЯЗЫВАЮЩЕЕ ИХ К ЧЕМУ-ТО:
ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ – К ОТВЕТУ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНАЯ – К СОЧУВСТВИЮ И ОДОБРЕНИЮ ИЛИ К ПРОТЕСТУ,
ДВЕ ТОЧКИ – К ВНИМАТЕЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РЕЧИ И Т.Д. ВО ВСЕХ ЭТИХ
ИНТОНАЦИЯХ – БОЛЬШАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

КАКОЙ ЖЕ ВЫВОД ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ МНОЮ ПРИМЕРОВ РАЗНОГО ПОНИМАНИЯ С_И_Л_Ы З_В_У_К_О_В
В Р_Е_Ч_И? ВЫВОД ТОТ,
Ч_Т_О
Е_Е
Н_У_Ж_Н_О И_С_К_А_Т_Ь
Н_Е В
"В_О_Л_Ь_Т_А_Ж_Е", НЕ В
Г_Р_О_М_К_О_С_Т_И И К_Р_И_К_Е, А В
Г_О_Л_О_С_О_В_Ы_Х
П_О_В_Ы_Ш_Е_Н_И_Я_Х И П_О_Н_И_Ж_Е_Н_И_Я_Х, Т_О Е_С_Т_Ь В
И_Н_Т_О_Н_А_Ц_И_И. С_И_Л_У
Р_Е_Ч_И Н_У_Ж_Н_О
Е_Щ_Е И_С_К_А_Т_Ь В
К_О_Н_Т_Р_А_С_Т_Е
М_Е_Ж_Д_У
В_Ы_С_О_К_И_М_И И Н_И_З_К_И_М_ И
З_В_У_К_А_М_И
И_Л_И
ЖЕ
В
П_Е_Р_Е_Х_О_Д_А_Х
О_Т P_I_A_N_O
К
F_O_R_T_E
И
И_Х
В_З_А_И_М_О_О_Т_Н_О_Ш_Е_Н_И_Я_Х.

7. Интонации разных знаков препинания требуют повышения или понижения голоса, более того С.М.Волконский да-же расписывал эти

ИНТОНАЦИИ РАЗНЫХ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
ТРЕБУЮТ ПОВЫШЕНИЯ ИЛИ ПОНИЖЕНИЯ
ГОЛОСА, БОЛЕЕ ТОГО С.М.ВОЛКОНСКИЙ ДАЖЕ РАСПИСЫВАЛ ЭТИ ПОНИЖЕНИЯ И
ПОВЫШЕНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ, КРОМЕ ТОГО НА ВСЕХ НИХ МЫ
ДЕЛАЕМ ПАУЗУ.
ДЕТИ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ПЕНИЕМ, ВОЗМОЖНО БОЛЕЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ К ЭТИМ ИНТЕРВАЛАМ, НО В НАШЕМ ТЕАТРЕ БЫЛА
РАЗРАБОТАНА СИСТЕМА ДИРИЖИРОВАНИЯ, КОТОРАЯ ПОМОГАЕТ
ГОЛОСУ СЛЕДОВАТЬ ЗА ДВИЖЕНИЕМ РУКИ, ПРИ ЭТОМ ВОЗНИКАЮТ
ПОВЫШЕНИЯ И ПОНИЖЕНИЯ, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ПО РУКЕ, ДЛЯ
ОБЫКНОВЕННЫХ ДЕТЕЙ. ТАК НАПРИМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЗАКАНЧИВАЮЩЕЕСЯ ТОЧКОЙ, ДИРИЖИРУЕТСЯ ДВИЖЕНИЕМ РУКИ ПО
КРУГУ, КОТОРОЕ НАЧИНАЕТСЯ СНИЗУ И ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ТОЧКУ. НА
РИСУНКЕ ЭТО ТОЧКА. КВАКАЮЩАЯ ИНТОНАЦИЯ ВОПРОСА ДИРИЖИРУЕТСЯ ПЕТЛЕЙ НА РИСУНКЕ. И ТАК ПО СХЕМЕ. КОНЕЧНО,
ТРЕБУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЁННАЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ
ЗАПУСТИТЬ ЭТОТ ПРОЦЕСС, НО ОН ОЧЕНЬ ЗДОРОВО ПОМОГАЕТ
ДЕЛАТЬ РЕЧЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ И ОСМЫСЛЕННОЙ.

8. Другие знаки.

ДРУГИЕ ЗНАКИ.
ЭТИ ЗНАКИ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ В РЕЧИ.
ДЕТИ ОБЫЧНО ОЧЕНЬ ТОРОПЯТСЯ ГОВОРИТЬ, А ПРИ
ДИРИЖИРОВАНИИ,
ОНИ
НАУЧАТСЯ
ДЕЛАТЬ
ОСТАНОВКИ(ПАУЗЫ) И БРАТЬ ДЫХАНИЕ. ДАЖЕ
СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИХ НЕХИТРЫХ ПРАВИЛ СДЕЛАЕТ ИХ
РЕЧЬ БОЛЕЕ ОСМЫСЛЕННОЙ.

9. В дальнейшем при свободном владении этим методом, при обогащении речи внутренними видениями и подтекстом, при понимании цели

В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРИ СВОБОДНОМ ВЛАДЕНИИ ЭТИМ
МЕТОДОМ, ПРИ ОБОГАЩЕНИИ РЕЧИ ВНУТРЕННИМИ
ВИДЕНИЯМИ И ПОДТЕКСТОМ, ПРИ ПОНИМАНИИ ЦЕЛИ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ЭТИ ИНТОНАЦИИ БУДУТ СТАНОВИТЬСЯ
ВСЁ БОЛЕЕ РАЗНООБРАЗНЫМИ И ЗАВОРАЖИВАЮЩИМИ
НАШЕ ВНИМАНИЕ.

10. Примеры.

11.

12. Знаки препинания являются основными указателями места логи-ческих пауз и их длительности. Исключение составляют некоторые

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ УКАЗАТЕЛЯМИ МЕСТА ЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ И ИХ ДЛИТЕЛЬНОСТИ. ИСКЛЮЧЕНИЕ СОСТАВЛЯЮТ НЕКОТОРЫЕ
ЗАПЯТЫЕ. И ТАК КАК ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ОБОЗНАЧАЮТ РАЗЛИЧНУЮ СТЕПЕНЬ
ЗАКОНЧЕННОСТИ МЫСЛИ, ОНИ ТЕМ САМЫМ ПОДСКАЗЫВАЮТ И НУЖНУЮ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПАУЗ.
• ТОЧКА ПОКАЗЫВАЕТ ЗАВЕРШЕНИЕ МЫСЛИ И ЗАКОНЧЕННОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОНА СВЯЗАНА С ПОСТЕПЕННЫМ,
СПОКОЙНЫМ ПОНИЖЕНИЕМ ТОНА К КОНЦУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТОЧКА ТРЕБУЕТ ПОСЛЕ СЕБЯ СРАВНИТЕЛЬНО
ДЛИТЕЛЬНОЙ ПАУЗЫ, ОСОБЕННО КОГДА ОНА СОВПАДАЕТ С ЗАВЕРШЕНИЕМ МЫСЛИ. ГОЛОС НА ТОЧКЕ
ОПУСКАЕТСЯ ВНИЗ К СВОЕМУ ИСХОДНОМУ ТОНУ.
• СТАНИСЛАВСКИЙ ГОВОРИЛ О ЗАВЕРШАЮЩЕЙ ТОЧКЕ ТАК: "ВООБРАЗИТЕ, ЧТО МЫ ВСКАРАБКАЛИСЬ НА САМУЮ
ВЫСОКУЮ СКАЛУ НАД БЕЗДОННЫМ ОБРЫВОМ, ВЗЯЛИ ТЯЖЕЛЫЙ КАМЕНЬ И ШВЫРНУЛИ ЕГО ВНИЗ, НА САМОЕ
ДНО. ВОТ ТАК И НАДО УЧИТЬСЯ СТАВИТЬ ТОЧКИ ПРИ ЗАВЕРШЕНИИ МЫСЛИ". НА МЕСТЕ ТАКОЙ ТОЧКИ В
ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ ДОЛЖНА ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОЗНИКНУТЬ РАЗЪЕДИНИТЕЛЬНАЯ ПАУЗА.
• ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ СЛУЧАИ, КОГДА ТОЧКА, СТОЯЩАЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЕТ РАЗВИТИЕ
МЫСЛИ В СЛЕДУЮЩИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. В ЭТОМ СЛУЧАЕ ГОЛОС ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОНИЖАЕТСЯ, НО НЕ ПАДАЕТ
ТАК РЕЗКО ВНИЗ, КАК ПРИ "НАСТОЯЩЕЙ" ТОЧКЕ. РАЗЛИЧНЫЕ ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗЫ НА ТОЧКЕ СОЗДАЮТ
РИТМ.

13. Запятая обычно показывает, что мысль не закончена. Наличие запятой говорит о соединительной паузе, которой предшествует

ЗАПЯТАЯ ОБЫЧНО ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО МЫСЛЬ НЕ ЗАКОНЧЕНА.
НАЛИЧИЕ ЗАПЯТОЙ ГОВОРИТ О СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ПАУЗЕ,
КОТОРОЙ ПРЕДШЕСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЕ ГОЛОСА НА УДАРНОМ
СЛОВЕ.
• В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ НА ЗАПЯТЫХ ПАУЗА СНИМАЕТСЯ:
• · НА ВВОДНЫХ СЛОВАХ, ЕСЛИ ЭТИ СЛОВА НАХОДЯТСЯ В СЕРЕДИНЕ РЕЧЕВОГО ТАКТА. ЕСЛИ
ЖЕ ВВОДНОЕ СЛОВО СТОИТ В НАЧАЛЕ ИЛИ В КОНЦЕ РЕЧЕВОГО ТАКТА, ТО НЕ
ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПАУЗА ТОЛЬКО НА ОДНОЙ ИЗ ЗАПЯТЫХ, НА ГРАНИЦЕ С СОСЕДНИМ
РЕЧЕВЫМ ТАКТОМ.

14. Точка с запятой разделяет и в тоже время соединяет в одно целое части единого. Голос перед ней несколько понижается, но не так

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ РАЗДЕЛЯЕТ И В ТОЖЕ ВРЕМЯ СОЕДИНЯЕТ В
ОДНО ЦЕЛОЕ ЧАСТИ ЕДИНОГО. ГОЛОС ПЕРЕД НЕЙ НЕСКОЛЬКО
ПОНИЖАЕТСЯ, НО НЕ ТАК СИЛЬНО, КАК ПРИ ТОЧКЕ. В ЗВУЧАЩЕЙ
РЕЧИ ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ОЗНАЧАЕТ СОЕДИНИТЕЛЬНУЮ ПАУЗУ. ЭТА
ПАУЗЫ КОРОЧЕ, ЧЕМ ПЕРЕД ТОЧКОЙ.
• СКОБКИ– ОБОЗНАЧАЮТ ВВОДНЫЕ СЛОВА. ОНИ ОБЫЧНО СЛУЖАТ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПОЯСНЕНИЯ, УТОЧНЕНИЯ АВТОРСКОЙ МЫСЛИ, ДЛЯ ВТОРОСТЕПЕННОГО ЗАМЕЧАНИЯ. В СКОБКИ МОГУТ БЫТЬ ЗАКЛЮЧЕНЫ ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ЦЕЛЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ИНОГДА, ВЗЯТОЕ В СКОБКИ
ПРОИЗНОСИТСЯ ТОНОМ НИЖЕ, ЧЕМ ТОТ, НА КОТОРОМ ПРЕРВАЛАСЬ ПРЕДЫДУЩАЯ РЕЧЬ, А ПОСЛЕ СКОБОК ГОЛОС ОПЯТЬ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ПРЕЖНЕМУ
ЗВУЧАНИЮ. СЛОВА, ЗАКЛЮЧЕННЫЕ В СКОБКАХ, ЗВУЧАТ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МЫСЛЬ, УТОЧНЯЮЩАЯ ТУ ИЛИ ИНУЮ ДЕТАЛЬ СООБЩЕНИЯ.

15. Двоеточие – означает, что определенный отрезок мысли завершен, но одновременно знак является сигналом ее продолжения в

ДВОЕТОЧИЕ – ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ОТРЕЗОК МЫСЛИ
ЗАВЕРШЕН, НО ОДНОВРЕМЕННО ЗНАК ЯВЛЯЕТСЯ СИГНАЛОМ ЕЕ
ПРОДОЛЖЕНИЯ В СОВЕРШЕННО ОПРЕДЕЛЕННОМ ДЕЙСТВИИ: ЭТО
МОЖЕТ БЫТЬ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ (ЗАВЕРШЕННОЕ ИЛИ НЕ ЗАВЕРШЕННОЕ),
РАЗЪЯСНЕНИЕ ТОГО, О ЧЕМ ГОВОРИЛОСЬ В ПРЕДЫДУЩЕМ ОТРЕЗКЕ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ, РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОЧТИ ВСЕГДА ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ
ДЕЙСТВИЕ.
• ГОЛОС ПРИ ДВОЕТОЧИИ ЧУТЬ ВЫШЕ, ЧЕМ ПРИ ТОЧКЕ С ЗАПЯТОЙ. НА
ДВОЕТОЧИИ ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА
ПЕРЕД ПОЯСНЯЕМОЙ ЧАСТЬЮ И ПОЯСНЯЮЩЕЙ. НА ОДНОМ ИЗ КОНЕЧНЫХ
СЛОВ ПОЯСНЯЕМОЙ ЧАСТИ, ПЕРЕД ДВОЕТОЧИЕМ, ИДЕТ ПОВЫШЕНИЕ ТОНА.

16. Многоточие – показывает, что мысль не закончена, и для него харак-терна интонация незаконченности. Нужно умение на многоточии

МНОГОТОЧИЕ – ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО МЫСЛЬ НЕ ЗАКОНЧЕНА, И ДЛЯ НЕГО ХАРАКТЕРНА ИНТОНАЦИЯ НЕЗАКОНЧЕННОСТИ. НУЖНО УМЕНИЕ НА МНОГОТОЧИИ
ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ЗВУЧАЩУЮ РЕЧЬ В РЕЧЬ МЫСЛЕННУЮ, А ПОТОМ СНОВА ПРОДОЛЖАТЬ ГОВОРИТЬ.
К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ ГОВОРИЛ О МНОГОТОЧИИ: «НАШ ГОЛОС НЕ ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ, И НЕ ОПУСКАЕТСЯ ВНИЗ. ОН ТАЕТ И ИСЧЕЗАЕТ, НЕ ЗАКАНЧИВАЯ
ФРАЗЫ, НЕ КЛАДЯ ЕЕ НА ДНО, А, ОСТАВЛЯЯ ЕЕ ВИСЕТЬ В ВОЗДУХЕ».
Обычно многоточие требует длительной паузы. Причин, вызывающих перерыв в речи, много.
В зависимости от причины изменяется интонация многоточия.
· При перечислении.
· Иногда многоточие ставится для обозначения физического или психологического состояния
говорящего, может объясняться волнением и остановкой в момент кульминации, или скудостью
мысли.
· Многоточие может стоять в конце сюжетного куска или в конце произведения. В этом случае
голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается почти как на точке.

17. Тире – знак, показывающий, что следующие за ним слова или даже предложения раскрывают то или иное понятие. Тире встречается и в

ТИРЕ – ЗНАК, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО СЛЕДУЮЩИЕ ЗА НИМ СЛОВА
ИЛИ ДАЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАСКРЫВАЮТ ТО ИЛИ ИНОЕ ПОНЯТИЕ.
ТИРЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ И В ПРОСТЫХ И В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
И ПОКАЗЫВАЕТ СОЕДИНИТЕЛЬНУЮ ПАУЗУ ПРИГОТОВЛЕНИЯ, ЗА
КОТОРЫМ ИДЕТ НЕОЖИДАННОСТЬ, ВАЖНОСТЬ. ТИРЕ ТРЕБУЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ПАУЗЫ С БОЛЬШОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ,
ПОВЫШЕНИЯ ГОЛОСА НА ПРЕДШЕСТВУЮЩЕМ ЗНАКУ УДАРНОМ
СЛОВЕ, ЯРКИХ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ИНТОНАЦИЙ. В СЛОВАХ СТОЯЩИХ ДО ТИРЕ ГОЛОС ПОВЫШАЕТСЯ, А В СЛОВАХ СТОЯЩИХ ПОСЛЕ ТИРЕ – ПОНИЖАЕТСЯ.
·
ИНОГДА ТИРЕ ОБОЗНАЧАЕТ НАЧАЛО ПРЯМОЙ РЕЧИ В ПЕЧАТНОМ ТЕКСТЕ. ИНОГДА ЗАМЕНЯЕТ
СКОБКИ, ИНОГДА ЗАПЯТУЮ, У НЕКОТОРЫХ АВТОРОВ – МНОГОТОЧИЕ.
ЕСЛИ ДВА ТИРЕ ИЛИ ТИРЕ С ЗАПЯТОЙ ПОКАЗЫВАЮТ ВВОДНЫЕ СЛОВА, ГРУППЫ СЛОВ ИЛИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ТО ПЕРЕД ТИРЕ ГОЛОС ОБЫЧНО ПОВЫШАЕТСЯ, ПОТОМ НА ПРОТЯЖЕНИИ
ВВОДНЫХ СЛОВ НЕСКОЛЬКО ПОНИЖАЕТСЯ (ВВОДНЫЕ СЛОВА БЕРУТСЯ «В СКОБКИ»), А ПОСЛЕ
ВТОРОГО ТИРЕ ГОЛОС ВНОВЬ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ПОЧТИ К ТОЙ ЖЕ ВЫСОТЕ, КОТОРАЯ БЫЛА
ПЕРЕД ТИРЕ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

18. Восклицательный знак – явный указатель действия. Он может выражать вскрик, указывает на крайнюю степень тревоги, указывает на

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК – ЯВНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ. ОН
МОЖЕТ ВЫРАЖАТЬ ВСКРИК, УКАЗЫВАЕТ НА КРАЙНЮЮ СТЕПЕНЬ
ТРЕВОГИ, УКАЗЫВАЕТ НА УТВЕРЖДЕНИЕ ГОВОРЯЩИМ СВОЕЙ
ПРАВОТЫ. ЧАЩЕ ВСЕГО ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК УКАЗЫВАЕТ НА
ДЕЙСТВИЕ АКТИВНО, КАТЕГОРИЧНО, ОПРЕДЕЛЕННО.
ИНТОНАЦИЯ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАКА ТРЕБУЕТ ЭНЕРГИЧНОГО ВЫДЕЛЕНИЯ УДАРНОГО СЛОВА С
ПОМОЩЬЮ ПОВЫШЕНИЯ (РЕЖЕ – ПОНИЖЕНИЯ) ГОЛОСА. ГОЛОС НЕ ПОВИСАЕТ, А НЕСЕТ
ИНТОНАЦИЮ КОНКРЕТНОСТИ И ЗАКОНЧЕННОСТИ.

19. Кавычки– выделяют иное значение слова, начало прямой речи или цитаты. Слова, стоящие в кавычках, надо интонационно подчеркнуть

КАВЫЧКИ– ВЫДЕЛЯЮТ ИНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, НАЧАЛО
ПРЯМОЙ РЕЧИ ИЛИ ЦИТАТЫ. СЛОВА, СТОЯЩИЕ В
КАВЫЧКАХ, НАДО ИНТОНАЦИОННО ПОДЧЕРКНУТЬ И
ВЫДЕЛИТЬ С ПОМОЩЬЮ ПАУЗ. ОБЫЧНО ЦИТАТА
ПРОИЗНОСИТСЯ С ИЗМЕНЕНИЕМ ВЫСОТЫ ГОЛОСА
СРАВНИТЕЛЬНО С ОСНОВНЫМ ТЕКСТОМ, Т.Е. ВЫШЕ ИЛИ
НИЖЕ ОСНОВНОГО ТЕКСТА, И С НЕКОТОРЫМ
ЗАМЕДЛЕНИЕМ ТЕМПА РЕЧИ НА ЦИТАТЕ, ЧТОБЫ
ВЫДЕЛИТЬ ЦИТИРУЕМЫЕ СЛОВА.

20. Вопросительный знак – тоже указатель действия. Значение прямого вопроса – узнать, выяснить, уточнить. Интонация вопросительного

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК – ТОЖЕ УКАЗАТЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ. ЗНАЧЕНИЕ ПРЯМОГО
ВОПРОСА – УЗНАТЬ, ВЫЯСНИТЬ, УТОЧНИТЬ. ИНТОНАЦИЯ ВОПРОСИТЕЛЬНОГО
ЗНАКА ДОЛЖНА СОДЕРЖАТЬ АКТИВНОЕ ЖЕЛАНИЕ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ НА
ЗАДАВАЕМЫЙ ВОПРОС. ЗНАК ВОПРОСА – СИГНАЛ, УКАЗЫВАЮЩИЙ НА
НЕОБХОДИМОСТЬ НАЙТИ СКРЫТОЕ ВО ФРАЗЕ ДЕЙСТВИЕ.
ИНТОНАЦИЯ ВОПРОСИТЕЛЬНОГО ЗНАКА ПЕРЕДАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ
ПОВЫШЕНИЯ ГОЛОСА НА УДАРНОМ ВОПРОСИТЕЛЬНОМ СЛОВЕ
ВОПРОСИТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. К КОНЦУ ВОПРОСИТЕЛЬНОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГОЛОС ПОНИЖАЕТСЯ.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЫВАЮТ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ:
1.
· БЕЗ ВОПРОСИТЕЛЬНОГО СЛОВА. ГОЛОС НА УДАРНОМ СЛОВЕ НЕСУЩИМ ВОПРОС, РЕЗКО ПОВЫШАЕТСЯ.
2.
· С ВОПРОСИТЕЛЬНЫМ СЛОВОМ. ЗДЕСЬ ПОВЫШЕНИЕ ГОЛОСА НА СЛОВЕ, НЕСУЩЕМ ВОПРОС НЕСКОЛЬКО
МЕНЬШЕ.
В ВОПРОСИТЕЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПОСЛЕ СЛОВА, НЕСУЩЕГО ВОПРОС, УЖЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОВЫШЕНИЯ
ГОЛОСА, ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА ЗВУЧАТ НИЖЕ УДАРНОГО СЛОВА. В ТЕХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, В КОТОРЫХ
СОДЕРЖИТСЯ НЕСКОЛЬКО УДАРНЫХ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ СЛОВ, ОБЫЧНО СИЛЬНЕЕ ПОВЫШАЕТСЯ ГОЛОС НА СЛОВЕ,
СТОЯЩЕМ БЛИЖЕ К КОНЦУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

21. Кавычки– выделяют иное значение слова, начало прямой речи или цитаты. Слова, стоящие в кавычках, надо интонационно подчеркнуть

КАВЫЧКИ– ВЫДЕЛЯЮТ ИНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, НАЧАЛО ПРЯМОЙ
РЕЧИ ИЛИ ЦИТАТЫ. СЛОВА, СТОЯЩИЕ В КАВЫЧКАХ,
НАДО ИНТОНАЦИОННО ПОДЧЕРКНУТЬ И ВЫДЕЛИТЬ С ПОМОЩЬЮ
ПАУЗ. ОБЫЧНО ЦИТАТА ПРОИЗНОСИТСЯ С ИЗМЕНЕНИЕМ ВЫСОТЫ
ГОЛОСА СРАВНИТЕЛЬНО С ОСНОВНЫМ ТЕКСТОМ, Т.Е. ВЫШЕ ИЛИ
НИЖЕ ОСНОВНОГО ТЕКСТА, И С НЕКОТОРЫМ ЗАМЕДЛЕНИЕМ
ТЕМПА РЕЧИ НА ЦИТАТЕ, ЧТОБЫ ВЫДЕЛИТЬ ЦИТИРУЕМЫЕ СЛОВА.
КАВЫЧКАМИ ТАКЖЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ НАЗВАНИЯ КНИГ, ГАЗЕТ, ЖУРНАЛОВ И Т.П. В ЭТОМ
СЛУЧАЕ ПЕРЕД И ПОСЛЕ НАЗВАНИЯ, СТОЯЩЕГО В КАВЫЧКАХ, НАДО СДЕЛАТЬ
НЕБОЛЬШУЮ ПАУЗУ И НЕСКОЛЬКО ВЫДЕЛИТЬ УДАРЕНИЕМ НАЗВАНИЕ.

22.

Список используемой литературы:
1. К.С. Станиславский, собр сочинений т.3, Москва,
«Искусство» 1990 г.
2. М. Кнебель «О действенном анализе пьесы и роли».
3. С.М. Волконский «Выразительное слово». Москва,
Книжный дом «Либроком».
English     Русский Правила