Иероним Босх
Одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас, именуется «Извлечение камня глупости». В XV веке бытовало широко
Иероним Босх Сад земных наслаждений
Левая часть
Таким образом, Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи
38.42M
Категория: ИскусствоИскусство

Иероним Босх

1. Иероним Босх

Пермь. 2019 г.

2.

Босх черпал свои образы из
окружающего мира, народной
культуры. Жизнь простого
человека, не защищенного от
неожиданностей
и
превратностей
повседневности,
была
наполнена борьбой добра и
зла.
Переплетенность светлого и
темного
в
мельчайших
подробностях
и
нюансах
становится постоянной темой
живописи Босха.
Портрет
Босха.
Карандаш,
сангина. 41*28 см. Муниципальная
библиотека Аррас.

3.

В начале своей творческой деятельности у Иеронима
появляется интерес к земной реальности.
Его произведения полны сарказма и сатиры, они
высмеивают пороки человека и общества.
В его произведениях, мы видим, что глупость и обман
прочно укоренились в человеческой повседневности,
они являются основой бытия.

4. Одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас, именуется «Извлечение камня глупости». В XV веке бытовало широко

распространенное
мнение, что можно
поумнеть,
удалив
наросты глупости на
голове.
ИЕРОНИМ
БОСХ.
Извлечение
глупости. 1475-1480. Доска, масло.
48*35 см. Прадо. Мадрид
камня

5.

Надпись золотой краской готическим шрифтом гласит: «Мастер,
удали камень. Меня зовут Лубберт Дас» (вверху и внизу картины).
Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного
(обозначало - "балда", "лопух", "олух").
Во времена средневековья было поверье, по которому у
сумасшедших или очень глупых людей был камень глупости в
голове и если его удалить, то можно излечить оперируемого. Даже
существовало выражение: "Он знает не больше глупых камней".

6.

Но почему-то вместо камней на
картине мы видим извлекаемыми
цветы: два цветка - на столе, уже
вероятно удалённые, а третий торчащим из головы пациента.
Считается, что это намёк на то, что
врач - шарлатан. Он удаляет нечто
иное, чем "камень глупости".
Исследователь творчества Босха Баск
считал, что удаляемые цветы - это
тюльпаны. Объяснялось это тем, что
тюльпан
означал
глупую
доверчивость.
Через сто лет после смерти
художника в Нидерландах произойдёт
бум цен на тюльпаны с последующим
обрушением цен. Многие разорятся в
результате лопнувшего тюльпанного
"пузыря". Однако тюльпаны во
времена Босха ещё не встречались в
Голландии, а были завезены позднее.

7.

В качестве пациента мы видим
хорошо одетого, дородного
мужчину, снявшего верхнюю
одежду и привязанного к
креслу. Однако кошель и
кинжал он оставил при себе.
И
это
указывает,
что
оперируемый - достаточно
богатый
господин,
чтобы
возбудить корыстолюбие у
шарлатана. То, что кинжал,
видимо, проткнул кошель,
символизирует аферу.

8.

Врач одет почемуто в перевёрнутую
воронку, а не в
биретту.
Обычно воронку в
качестве головного
убора трактуют, как
атрибут
ложной
мудрости
и
шарлатанства.
Пустой кувшин на
поясе
у
врача
указывает
на
неутолимое,
безграничное
корыстолюбие.

9.

Если мы обратимся к пейзажу на заднем фоне, то увидим
город.
Вероятно, это родной город художника - Хертогенбос. Еще не
на одной картине Босха мы можем встретить этот город.
Также мы видим виселицу и колесо для пыток - явное
указание на наказание и неминуемую смерть за обман.
Возможно - это напоминание не только о "земном" суде, но и
"высшем" - божьем.

10.

На
голове
женщины,
смотрящей на операцию закрытая
книга.
Если
предположить, что книга это Библия, то в закрытом
виде она символизирует
Страшный суд.
Закрытая
книга
символизирует глупость и
является
аллегорией
на
суеверия
и
невежество
духовенства того времени.
Воронка на голове у врача и
закрытая книга на голове у
монахини говорят нам, что
знание бесполезно, когда
имеешь дело с глупостью.

11.

Монах то ли увещевает врача,
то ли отпускает грехи, то ли
отвлекает
внимание
оперируемого.
Кувшин в руках у монаха
вероятно с вином. Если монах
участвует в операции, то - это
средство, чтобы забыть о
боли. Вино может указывать
и на пьянство монаха.
Как
правило,
кувшин
рассматривается негативно.

12.

Традиционно
картина
трактуется
как
антиклерикальная
аллегория, где монах с
монашкой
убедили
несчастного
на
бесполезную операцию у
шарлатана. Они в сговоре
против несчастного.
И тогда кошель у
женщины указывает и на
её материальный интерес в
афере, что она толкнула
Лубберта
Даса
на
операцию.

13.

Однако можно полагать, что монах
и женщина противопоставлены
операции.
Тогда
мы
видим
обратившегося наивного глупца, но
монах как бы противостоит врачушарлатану.
Не услышана проповедь монахапьяницы. Женщина молчаливо,
возможно
из-за
невежества,
печально смотрит на безумие
операции. Но они всё еще
причастны к небесному, к истинной
вере. Об этом говорит круглый стол
цвета неба.
У многих народов круг указывает на
небо, а тут еще и голубой цвет - как
самый верх небес вверху картины.
И стол сам по себе символизирует и
небо, но и единство церкви. Также
опираются на стол и женщина и
монах. Но отринул богатый слово
истинной веры и попал в руки
шарлатана-еретика.

14.

Картина еще не слишком
совершенна в живописном
отношении.
Не
вполне
правильный анатомически,
несколько
суховатый
рисунок;
довольно
монохромный, рыжеватый
колорит;
бедно
разработанный ландшафт в
глубине. Но смысловая
сторона
выражена
и
разработана
очень
подробно,
и
мысли
художника
переданы
в
высшей степени четко.

15.

В
другой
картине
Иеронима мы видим
никем
не
управляемое судно,
чьи
пассажиры
беззаботно предаются
разгулу, не думая о
завтрашнем дне, тоже
толковалось в XV
веке
как
символ
глупости.
Пресытившись вином,
монах и монашки не
поют,
а
горланят
какую-то
песню.
Общий
настрой
картины с ее темным
колоритом
и
пустынным пейзажем
грустен,
даже
безысходен.
ИЕРОНИМ БОСХ. Корабль дураков.
Ок. 1500. Лувр. Париж

16.

В центре картины, среди
народа монах и монахиня
играют на лютне и оба поют, а
может быть пытаются схватить
ртом хлеб, висящий на шнуре,
который приводит в движение
человек с поднятой вверх рукой.
Лютня, изображенная на
полотне
в
виде
белого
инструмента
с
круглым
отверстием
посередине,
символизирует
женский
половой орган, а игра на ней
обозначает разврат.
Корабль
Церкви
превратился в свой антипод —
Корабль Зла, без руля и ветрил
влекущий души в Ад.

17.

Грех
любострастия
также
символизируют
традиционные
атрибуты — блюдо с
вишнями и висящий за
бортом металлический
кувшин с вином.
Грех
чревоугодия
недвусмысленно
представлен
персонажами
весёлой
пирушки,
один
из
которых тянется с ножом
к
жареному
гусю,
привязанному к мачте;
другой в приступе рвоты
перевесился за борт, а
третий
гребёт
гигантским черпаком как
веслом.

18.

Корабль
представляет
собой
диковинное
сооружение: мачтой ему
служит живое, покрытое
листьями дерево, сломанная
ветка — рулём.
Мачта в виде дерева
соотносится
с
так
называемым
майским
деревом, вокруг которого
происходят
народные
празднества в честь прихода
весны — времени года,
когда
и
миряне,
и
духовенство
склонны
преступать
моральные
запреты.
На весь этот шабаш, из
ветвей дерева, невозмутимо
взирает сова.

19.

Единственный дурак по
профессии на корабле – шут.
В те времена многие богачи
держали при себе юродивых
или дурачков-шутов, потому
что только они могли
говорить правду, и только их
слушали.
Шут – единственный,
кому
позволительно
веселиться и дурачиться. Но
ему нет места среди этой
клоунады, он отвернулся и
одиноко сидит со своим
стаканом. Именно этими его
действиями Босх доносит до
нас правду и суть.

20.

Картина ясно дает понять
всем, кто на нее смотрит, что
будущего у этого корабля нет, т. к.
он никем не управляем, люди
беспокойны и рано или поздно
перевернут корабль, он медленно
пойдет ко дну.
Незавуалированное
изображение Церкви (корабля),
которая погрязла в грехе и
моральном распутстве, но все же
управляет людьми, абсолютно не
заботясь о спасении их душ.
Все фигуры на картине
вызывают
антипатию,
они
плоские и уродливые, будто
неумелые маски, а неустойчивость
и
эфемерность
корабля
подчеркивает
бессмысленность
всего происходящего.

21. Иероним Босх Сад земных наслаждений

«Сад земных наслаждений» — самый известный
триптих Иеронима Босха.
Это изображение Рая, где упразднён естественный
порядок вещей и полновластно царят хаос и
сладострастие, уводя людей от пути спасения.
Иероним Босх
Сад земных наслаждений

22. Левая часть

Левая
створка
изображает
последние три дня сотворения
мира.
Небо и Земля произвели на свет
десятки живых существ, среди
которых можно увидеть жирафа,
слона и мифических зверей
наподобие единорога.

23.

На
левой
створке
триптиха изображён
Бог, представляющий
Еву ошеломлённому
Адаму в безмятежном
и мирном Раю.
Взяв Еву за руку, Бог
подводит её к только
что очнувшемуся ото
сна Адаму, и кажется,
что тот смотрит на это
создание
со
смешанным чувством
удивления
и
предвкушения.
Сам
Бог
гораздо
моложе, чем на прочих
картинах, он предстаёт
в облике Христа.

24.

В центре композиции
поднимается
Источник
Жизни

высокое,
тонкое,
розовое
сооружение,
отдалённо
напоминающее
готический
табернакль,
украшенный затейливой
резьбой.

25.

В
центральной
части
ряд
сцен,
поразному
трактовавши
хся,
изображает
истинный
сад
наслаждений
,
где
с
райским
спокойствие
м движутся
загадочные
фигуры.

26.

Обширное
пространство сада
заполнено
обнажёнными
мужчинами
и
женщинами,
которые лакомятся
исполинскими
ягодами и плодами,
играют с птицами и
животными,
плещутся в воде и
— прежде всего —
открыто
и
бесстыдно
предаются
любовным утехам
во
всём
их
разнообразии.

27.

28.

Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг
озера, где купаются обнажённые девушки.

29.

Несколько фигур с едва заметными крыльями парят в
поднебесье.
Беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её
ясным, равномерно распределённым по всей поверхности
светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом.

30.

На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам,
сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся
ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими
фигурами, расставленными в этой толпе.

31.

Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и
построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте
виднеется плавная линия постепенно тающих холмов.
Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные,
причудливые растения кажутся столь же невинными, как
узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.

32.

Стеклянная
сфера,
в
которой
предаются
ласкам
любовники, и
стеклянный
колокол,
укрывающий
трех
грешников,
иллюстрируют
голландскую
пословицу:
«Счастье
и
стекло — как
они
недолговечны»

33.

Может показаться, что на картине изображен «золотой
век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок,
без малейшего усилия получая плоды, которые в
изобилии дарила им земля.
Однако не стоит считать, что толпа обнажённых
любовников должна была по замыслу Босха стать
апофеозом безгрешной сексуальности. Человек утратил
свою ангельскую природу и низко пал.
В лучшем случае на совокупление смотрели как на
неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир,
растленный любострастием.
Если на центральной части запечатлено эротическое
сновидение, то на правой створке — кошмарная
действительность.

34.

В
правой
створке
«Музыкальном
Аде»
запечатлены
самые
страшные
и
тревожные
образы
всего
произведения
Босха: сложные
машины
для
пыток
и
чудовища,
порождённые
его фантазией.

35.

На арфе распят
один грешник,
ниже
лютня
становится
орудием пытки
другого,
лежащего
ничком
«музыканта», на
ягодицах
которого
оттиснуты ноты
мелодии.
Её
исполняет хор
проклятых душ
во
главе
с
регентом

монстром
с
рыбьей мордой.

36.

Дома здесь не просто горят, а взрываются, озаряя
вспышками пламени тёмный фон и делая воду
озера багряной, как кровь.

37.

На переднем плане
кролик тащит свою
добычу,
привязанную за ноги
к
шесту
и
истекающую
кровью, — это один
из
самых
излюбленных
мотивов Босха, но
здесь
кровь
из
вспоротого живота
не течёт, а хлещет,
словно
под
действием
порохового заряда.

38.

Жертва
становится
палачом,
добыча

охотником, и это как
нельзя лучше передаёт
хаос, царящий в Аду, где
перевёрнуты нормальные
взаимосвязи,
некогда
существовавшие в мире, а
самые
обычные
и
безобидные
предметы
повседневной
жизни,
разрастаясь
до
чудовищных
размеров,
превращаются в орудия
пытки.
Их можно сравнить с
исполинскими ягодами и
птицами
центральной
части триптиха.

39.

Образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены
неизменно скользить на шатких санках или коньках.
На среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном
коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной
воде другой грешник.
Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой
схож с нашим выражением «по тонкому льду».

40.

Чуть
выше
изображены
люди,
как
мошкара
слетающиеся
на
свет
фонаря;
на
противополож
ной
стороне
«обречённый
вечной
погибели»
висит
в
«ушке»
дверного
ключа.

41.

Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган
слуха — составлен из пары проткнутых стрелой
исполинских ушей с длинным лезвием посередине.
По мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к
словам Евангелия «имеющий уши да услышит»

42.

Странное существо
с птичьей головой и
большим
полупрозрачным
пузырём поглощает
грешников и затем
низвергает их тела в
идеально-круглую
выгребную яму.
Туда же скупец
осужден
вечно
испражняться
золотыми
монетами, а другой,
судя
по
всему,
обжора

безостановочно
изрыгать съеденные
лакомства.

43.

У
подножия
престола сатаны,
рядом с адским
пламенем,
обнажённую
женщину с жабой
на груди обнимает
чёрный демон с
ослиными ушами.
Лицо
женщины
отражается
в
зеркале,
прикреплённом к
ягодицам другого,
зелёного демона,

таково
возмездие тем, кто
поддался
греху
гордыни.

44.

Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но,
по всей видимости, и все произведения Босха — тема греха.
Поэтому люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили,
и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света.
Церковь же подогревала веру людей в неминуемость наказания
за нарушение закона божьего.

45. Таким образом, Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи

Босх — художник нетипичный
Таким образом,
в
панораме нидерландской живописи и единственный в
своём роде в европейской живописи XV века.
Поразительные по изобретательности формы и фигуры,
отклоняющиеся
от
нормы,
чудовищные
и
парадоксальные, рождены свободным, исключительно
богатым
воображением,
отражающим
фантазию
современных Босху североевропейских народных
рассказов.
English     Русский Правила