Похожие презентации:
Образы борьбы и победы в искусстве. Симфонии № 5 Людвига ван Бетховена
1. Образы борьбы и победы в искусстве
2. Задачи урока:
Раскрытьобразный строй одной из самых
знаменитых симфоний – Симфонии №5
Людвига ванн Бетховена.
Проследить за творческим процессом
сочинения музыки композитором,
особенностями её симфонического
развития.
3.
Людвиг ванБетховен
«…то , что у меня на
сердце, должно найти
себе выход…»
Л.Бетховен
Памятник Бетховену в
Вене. (1770-1827)
4. Вхождение в тему урока
Ребята,много лет назад, во время Второй
мировой войны чешский писатель Юлиус
Футчик, будучи фашистским
заключенным, тайно от своих истязателей
писал книгу, в которой несколько раз
упоминал музыку
Л. В Бетховена.
Как вы думаете, почему это происходило?
5. Мы пока оставим этот вопрос без обсуждения, а перейдем к следующему… «О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»
6. Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году, в Германии, в Бонне. Его семья была очень музыкальной, отец и дед композитора пели в
7. РОДИТЕЛИ БЕТХОВЕНА
8. Тридцатилетний Бетховен
«...Взгляните на него, наБетховена, этого
тридцатилетнего завоевателя,
великого виртуоза,
блестящего артиста,
салонного льва, который
делает вид, что презирает
моду, однако высоко
поднимает голову над
красивым, белым, трижды
закрученным галстуком и
довольный, гордый (в то же
время не совсем спокойный),
искоса наблюдает, какое
впечатление производит он на
окружающих, на Бетховена, у
которого хорошее
расположение духа, смех во
всю глотку,
жизнерадостность».
Р.Ролан
9.
К 1800 году он стал самым популярным композитором вВене. Он зарабатывал намного больше, чем большинство
композиторов того времени, его слава распространилась
далеко за пределы Австрии. Все обследовавшие врачи
сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и
однажды он станет абсолютно глухим. Для человека,
который доверял звуку свое благосостояние и самые
глубокие чувства, это был самый жестокий приговор. «Вот
уже два года, как я не участвую в общественной жизни
исключительно потому, что я не могу сказать людям: я
глухой.» - писал Бетховен в 1801 году.
10. Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества
1801год…Частичная потеря
слуха…
Создаёт одно произведение за
другим, полные волевого
порыва…
«…Я схвачу судьбу за глотку!»
11. Симфония №5
«Почемуя пишу? То, ЧТО у меня на сердце,
должно найти себе выход. Вот потому-то я и
пишу», – говорил Бетховен.
- Ребята, я прошу обратиться к вопросамзаданиям на наших слайдах:
Нашей целью сегодня будет «расшифровать»
музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он
нам рассказывал музыкой и описать всё это!
Давайте напишем мини-сочинение,а
помогут нам в этом вопросы, на которые
вы ответите:
Итак, письменно ответьте на вопросы:
12. Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.
Ктоили что представляет из себя
главный герой симфонии? Каким вы
его представляете?
Что с ним происходит в этой
части симфонии?
Но
прежде изучите 1 часть
симфонии (следующий слайд)
Послушайте и определите ритм,
темп, интонацию.
13. Симфония №5 . 1804—1808 «От мрака к свету, через борьбу к победе»
I часть – сонатное аллегроГлавная партия
«Так судьба стучится в дверь»
Ритм
Интонация
Побочная партия
Тембр
14. Работа с музыкальным материалом
Ребята,давайте определим главную
идею первой части симфонии (ведь это
только начало рассказа), запишем ее.
15. Главная мысль симфонии
Бетховен пишет эту симфонию в 1802 году, всё чащеиспытывая глухоту, его предаёт любимая девушка –
Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не
только белее богатого человека, но и, как она
считает, более талантливого музыканта! Глухота!
Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит
Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для
него родственными «Свобода, равенство, братство!».
И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не
изменял!
А музыкальную тему, к которой мы только что
сочиняли свои слова, Бетховен называл «Так судьба
стучится в дверь».
16.
IIчасть – АНДАНТЕ
неторопливо
Темп
Ритм
Интонация
ФОРМА
Тембр
Рукопись Бетховена
17. Симфония №5 2 и 4 части
Слушание2 части
и 4 части
Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена
(фрагменты)
Слушаем не полностью, а кусочки, чтобы можно
было составить представление, чтобы закончить
свой рассказ. Дописываем сочинение. Чем все
заканчивается, как герой решает свои проблемы?
18. Обобщение темы
Молодцы, ребята, вы пришли к общемумнению –это настоящий Герой, который
борется, сражается и старается победить в
схватке с чем-то или кем-то.
Героические образы музыки Бетховена часто
сравнивают со скульптурой итальянского
художника Микеланджело «Восставший раб»
и греческой скульптурой Ники
Самофракийской – богини победы. Как вы
думаете, почему это происходит, что
связывает изобразительное искусство и
музыку Бетховена?
(Репродукции в учебнике «Музыка»
Сергеевой-Критской 5 класс, страница122).
19. Ну что ж, мы сегодня неплохо потрудились, давайте подведем итог и ответим устно на вопросы-задания
Почемутак популярна Симфония №5
Бетховена? Какое значение она имеет для
современников?
Смогли ли мы определить, «что на сердце»
у Бетховена?
Бетховен в этом сражении с судьбой
оказывается побежденным или
победителем?
Что может связывать искусства разных
временных исторических периодов?
Что вам понравилось сегодня на уроке?
20. – И последний мой вопрос на сегодня! Мы наш урок начали с книги чешского писателя-антифашиста Юлиуса Футчика, который был
Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей нашее»
…Майское интермеццо 1943 года. Сегодня Первое мая 1943 года. И
дежурит тот, при ком моно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот
день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и
писать о майском смотре боевых сил нового мира!
Не жди рассказа о развевающихся знаменах. Ничего подобного не
было. Сегодня было все намного проще. Здесь всего лишь несколько
коммунистов – мужчин и женщин. Да, не меньше, ибо это смотр сим,
которые сейчас проходят под ураганным огнем и превращаются не в
пепел, а в сталь. Это смотр в окопах во время битвы. А в окопах нет
парадности, там носят полевую форму. Все это ты чувствуешь по
таким мелочам… Не знаю, поймешь ли ты меня, товарищ, когда
прочтешь мои слова, если ты даже не пережил всего сам. Постарайся
понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают
два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и
стена передает их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде…