11.67M
Категории: ИсторияИстория РелигияРелигия

Религия этрусков

1.

Религия этрусков
Ермоленко Ева, 19910

2.

Этруски
Древняя цивилизация,
населявшая в I тысячелетии
до н. э. северо-запад
Апеннинского полуострова
(область — древняя
Этрурия, современная
Тоскана) между реками Арно
и Тибром и создавшая
развитую культуру,
предшествовавшую римской
и оказавшую на неё
большое влияние.

3.

Этрусков считают создателями
первой развитой цивилизации на
Апеннинском полуострове, к
достижениям которой, еще задолго до
Римской республики, можно отнести
крупные города с замечательной
архитектурой, прекрасные изделия из
металла, керамику, живопись и
скульптуру, обширную дренажную и
ирригационную системы, алфавит, а
позднее и чеканку монеты.

4.

Версии происхождения
народа
01
02
Этруски родом из Италии
Этот народ
сформировался тремя
волнами миграций: из
Восточного
Средиземноморья
(Анатолии); из-за Альп
(Реции); из
северокаспийских
степей (Скифии)

5.

Характерные черты религионзных верований этрусков
• Религия была тесно переплетена со светской жизнью.
• В них жила глубокая, почти фаталлическая вера в судьбу и
непреложность божественной воли, в предопределенность жизни
людей и целых народов.
• Древние авторы также это отмечали. Этруски – народ тем более
преданный религиозным ритуалам, поскольку преуспел в искусстве их
исполнения, отмечал Ливий. В гораздо более поздние времена Арнобий
ещё помнит об Этрурии, как о матери и творце суеверей.
• В сущности, вся жизнь этрусков была окружена сложной системой табу
и правил поведения.
• Любые поступки человека были окружены аурой святости. Самые
обыденные и легко объяснимые явления живой природы и
человеческого общества были для них неразрывно связаны с
присутствием и постоянной деятельностью таинственных сил Небес и
Преисподней.

6.

Этрусская религия была религией откровения
Первым источником откровения стало
таинственное существо, родившееся из недр
земли.
Вот что говорит миф: однажды некий пахарь из
Тарквинии, прорыв более глубокую борозду, чем
обычно, увидел, как из земли вырвался
крохотный дух с лицом ребенка, но с седыми
волосами и мудростью старика. На крики
изумленного земледельца сбежалась вся
Этрурия, и тогда этот дух-гений, который
звался Таг и был сыном Юпитера, огласил царям
двенадцати городов те правила для
расшифровки знамений, которые передавались
позднейшим поколениям. Исполнив свою миссию,
Таг исчез или, согласно некоторым версиям,
умер. Эту историю пересказывает Цицерон в
своём трактате о гадании (II, 23).
Согласно другим авторам, этруски
своим откровением частично обязаны
нимфе по имени Вегоя или Бегое.
Считалось, что она обучила их
некоторым ритуальным правилам и
сообщила людям принципы
измерения и способ отмечать границы
полей. Ее откровения якобы
хранились вместе с Сивиллиными
книгами – таинственным кодексом,
авторство которого приписывалось
Кумской сивилле, – в храме Юпитера
Капитолийского, а во времена
правления Августа – в храме
Аполлона на Палатине.

7.

8.

Священные книги этрусков
Книга
гаруспиков
Книга
молний
Книга
ритуалов
libri haruspicini,
libri fulgurales,
libri rituales,
повествующие об
искусстве
исследования
внутренностей жертвы
и получения на его
основе ценной
информации о будущем
рассказывающие о
молниях, их
происхождении,
смысле и значении
наиболее всеобъемлющие из
всех книг, поскольку они
содержат весь свод правил,
определяющих жизнь людей в
городах, полное изложение
учения о смерти и посмертной
участи человека и, наконец,
запутанную систему,
объясняющую знамения,

9.

Жрецы
Самыми важными в жреческой иерархии
были гаруспики – гадатели по
внутренностям животных, особенно печени
здоровой овцы.
Затем – фулгаторы, гадатели по грому и
молниям, последние, благодаря некоторым
обрядам и молитвам, могли вызвать грозу. И
гадатели по полетам птиц.
Важный момент – значение искусства толкования в этрусской религиозной жизни. Теория
молний, исследование внутренностей жертв и анализ знамений имели единственную цель и
значение: дать людям возможность выяснить волю богов, узнать, какие церемонии следует
провести, чтобы умиротворить их, и узнать, насколько неизбежны те явления, о которых
говорят священные знаки.

10.

Очень важное место
занимало в жизни этрусков
«мантике» — Mantike, или
прорицание.
Этрусские жрецы были
умелыми специалистами и
обязаны были знать все
правила сложной теологии.
Первоначально их роль
заключалась в том, чтобы
тщательно подмечать все
божественные знамения,
проявляющиеся на Земле, и
на их основе делать
практические выводы,
касающиеся поведения
гаруспик-предсказательКалхас

11.

Этрусские гаруспики имели особые ритуальные
принадлежности, включая бронзовый нож в виде
стилизованной статуэтки, изогнутый в виде вопросительного
знака, посох литий – символ власти гаруспика. Этруски
рассматривали время и пространство в единстве, а судьбы
людей, наций и даже всего мира считали предопределенными.
Существование мира предопределялось 12 тысячами лет. А
Этрурия насчитывала десять секул или веков. Предполагая,
что секулы измерялись наибольшей продолжительностью
жизни в поколении. Согласно « Книге ритуалов» деятельный
период жизни человека ограничивался восьмьюдесятью
четырьмя годами, после чего ему было отказано в
покровительстве богов. По сообщениям Светония, император
Клавдий рассчитал продолжительность своей жизни,
основываясь на этрусской религиозной системе, и
предположил, что умрет в возрасте около 63 лет. Так оно и
произошло, Клавдий действительно умер в возрасте 63 лет.
Найденный в
гробнице VI
в. до н. э. в
Черветери
жезл, или
литий,
длиной 35 см
Жрецы – гаруспики обладали столь высокой репутацией, что в 304 году до н. э.
римские патриции отправляли своих сыновей в Этрурию для изучения гадания по
внутренностям, считая это весьма полезным для будущих полководцев.

12.

Data analysis
Право метать молнии имеют
девять богов, но Юпитер
может метать молнии трёх
разных видов.
Следовательно, всего
существует одиннадцать
разновидностей молнии.
Самое главное – заметить,
из какой точки исходит
молния и в какую точку она
бьет. Тщательные
наблюдения дают
возможность точного
истолкования. Наконец,
следует вознести молитвы и
принести богам жертвы,
чтобы обеспечить
исполнение обещаний или
предотвратить угрозу.
Для наблюдения за знамениями, этруски рассматривали небесный свод как священное
пространство, разделив его на шестнадцать секторов. Наблюдатель вставал лицом к югу.
Восемь частей слева, к востоку, считались от доброго бога, а западная сторона – от злого.
Фулгаторы таким образом определяли знамение благоприятное или нет. Приписывая все
воле божьей, они убеждены, что удары молний происходят для того, чтобы дать знак.

13.

Бронзовая печень из Пьяченцы, точно таким же способом разделенная на области,
соответствующие отдельным богам, представляет собой микрокосмос. А применение
принципа ориентации создает соответствие между наблюдениями за небом, громом, молнией
и печенью жертвы.Имена второстепенных богов были вписаны во внутренние отсеки. Печень
этруски считали не только жизненно важным органом. Но и генератором эмоций.

14.

Этруские боги
Вокруг Юпитера находились верховные боги — «сенаторис
деорум» — senatores deorum. Далее шли двенадцать богов,
управлявших знаками зодиака, и семь богов,
соответствующих планетам. Наконец, имелись боги,
связанные с шестнадцатью областями неба. Сенека
рассказывает нам, что, когда Юпитер мечет молнии, он может
сделать это либо по своей воле, либо после совещания с
другими богами.
Нелегко дать точное представление о богах, составлявших этрусский пантеон. В целом мы
знаем их в обличье греческих божеств, с которыми они частично отождествлялись греками и
римлянами. Но боги этрусков должны были сохранить оригинальные характеристики, не сразу
просматривающиеся за их эллинским обликом.

15.

Главным богом
этрусков был Тиния,
повелитель молнии,
аналогичный
греческому Зевсу и
римскому Юпитеру.

16.

Жена Тинии – Уни
(Юни),
отождествлявшаяся с
Герой и Юноной.

17.

Минерва – этрусская
Менрва – вместе с
Тинией и Уни входила
в благодетельную
троицу главных
богов, которая
благодаря этрускам
попала в Рим при
Тарквиниях под
именами Юпитер,
Юнона и Минерва.

18.

Этруски- народ
мореплавателей,
поэтому особо
почитали НетунсаНептуна, повелителя
морей.

19.

Марса, бога войны,
почитали под именем
Марис; как и греческий
Арес, он был
любовником богини
любви Туран,
обладавшей
очарованием
греческой Афродиты
и римской Венеры.

20.

Имена Аполлона и Артемиды
отсутствуют на печени из
Пьяченцы, однако, с ними в
Этрурии были знакомы с
древнейших времён. Группа
терракотовых статуй,
созданных в конце VI века до н. э.
в мастерской скульптора Вулки,
украшавшая крышу большого
храма в Вейях, иллюстрирует
дельфийскую легенду о борьбе
между Аполлоном и Гераклом за
обладание ланью. Так чисто
эллинский миф становится
темой для шедевра архаического
этрусского искусства.

21.

Фуфлунс,
соответствующий
греческому Дионису,
был великим богом
города Популония,
названного как раз в
его честь. Фуфлунс
изображается с
жезлом и связан с
Семелой и Ариадной.
Этот бог винограда
и плюща, как и в
Греции, служил
персонификацией
веселья и избытка
жизненных сил

22.

Турмс, этрусский Гермес, считался –
особенно в Тоскане – богом,
связанным с погребальными
ритуалами. На этрусских зеркалах
позднего периода он появляется под
римским именем Меркурий, с
крыльями на сандалиях.

23.

Сетлансу, богу огня, поклонялись в
Перудже.
Ещё одним богом огня считался Велханс,
также метавший молнии.
Он обладал чертами греческого Гефеста
и римского Вулкана.
В Популонии, промышленном городе,
разбогатевшем благодаря выплавке и
обработке металлов, чеканили монеты с
изображением Велханса, покровителя
кузнецов.

24.

Одним из самых
почитаемых богов
Этрурии был Геркле
(Херкл), у греков –
Геракл.В Этрурии
Геркле
символизировал силу
и воинскую доблесть,
но являлся также
могущественным
богом воды,
источников и моря.

25.

Чисто этрусское божество
Вольтумна – только в святилище
этого божества на территории
Вольсиний проходили панэтрусские
совещания и праздники. Судя по
всему, Вольтумна попал в Рим в
обличье юного бога
растительности Вертумна. Имя
происходит от глагола «вертере» —
vertere — поворачивать.

26.

Усыпальница VI
или VII вв. до н. э. в
некрополе в
окрестностях
Популонии.
Известна как
Гробница
бронзовой
статуэтки (названа
так по
единственному
найденному в ней
погребальному
приношению)
Ранние святилища этрусков представляли собой каменные площадки под открытым
небом, где приносились жертвы, откуда возносились молитвы богам, где узнавали их
волю по внутренностям закланных животных. В VI в. до н. э. этрусские боги
приобретают человеческие черты, создаются статуи богов, а крытый храм
становится их жилищем.

27.

Этруски старались окружить себя комфортом в
потусторонней жизни. Они строили себе роскошные
гробницы по образцу земных жилищ. Наполняли их
драгоценностями, огромным количеством
ювелирных изделий, обстановкой и утварью,
включая постели, кресла, скамеечки для ног, и
разумеется, кладовые с провизией и вином.
Саркофаги создавались со скульптурными
изображениями владельцев на крышках.
До конца V в. до н. э. живопись гробниц носила
торжественно — приподнятый характер, отражая всю
радость жизни, которая по верованиям этрусков не
кончалась со смертью и должна была сопровождаться
привычными удовольствиями в потустороннем мире.
Но с начала IV в. до н. э. настроение и стиль этой
живописи меняются. Смерть уже не бесконечный
торжественный пир, а траурное шествие в
безрадостный и безнадежный мир теней. Этот мир
населен злыми демонами. Часто встречается образ
Харуна, перевозчика теней через подземную реку
Стикс. Это фигура с отталкивающим лицом, с
крыльями и молотом в руках, написанная зеленой и
синей краской.

28.

Этруская
гробница
Во все эпохи переход в мир иной всегда представлялся и воображался как путешествие.
Бесчисленные сцены отправления в путь, изображенные на погребальных урнах и саркофагах,
– в путь пешком, на лошади, в экипажах или в лодках, – символизируют путешествие покойных
в преисподнюю. Загробный мир изображался по-разному в разные периоды.

29.

По представлению этрусков IV века
до н. э.. Боги, правящие нижним
миром, теперь сидят на троне
посреди своего мрачного царства, и
мы можем прочесть их имена – Аита
или Эита (искажение греческого
Аида) и Ферсипнаи – Персефона на
этрусский манер. Голова Аиты
покрыта волчьей шкурой, так как для
этрусков волк был животным, по
своей природе связанным с
загробным миром.В правой руке бог
Аита держит скипетр, вокруг
которого обвивается змея.
Персефона также держит царский
скипетр, а на её светлых волосах
золотой венец.
English     Русский Правила